Игумен Кирилл (Сахаров). 2 часть (Окончание).
В
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ГОД ЮБИЛЕЯ
ДИНАСТИИ
РОМАНОВЫХ
Прошлись по залам замка. На стенах одного из них висят портреты всех российских императоров. Портреты: Марфы Матвеевны (1664-1715гг.), супруги царя Федора Алексеевича, она умерла в Петербурге и была погребена в соборе Петропавловской крепости. Портрет митрополита Гавриила (Петрова). Картина «Присоединение к православию через миропомазание супруги Александра I в 1793 году» (на эту церемонию приезжала игуменья одного из Новгородских монастырей, в котором Елизавета Алексеевна и закончила свой земной путь).
Осмотрели экспозицию «Лица России». Братья Зубовы - участники заговора против императора Павла (поразительно, что экспозиция «Лица России» начинается с цареубийц). Генерал Ермолов. Генерал Паскевич. Графы Растопчин и Безбородко. Знаменитый масон Елагин - статс-секретарь Екатерины II Архиепископы Михаил (Десницкий) и Макарий (Булгаков). Писатели, поэты, композиторы и художники (Островский, Гоголь, Некрасов, Крылов, Салтыков-Щедрин, Нестеров, Тургенев, Римский-Корсаков, Крамской, Репин, Перов, Суриков). Киров, Туполев, Станиславский, Жуков. Шестидесятники, генсеки.
Обратил на себя внимание портрет Екатерины II в виде Минервы – богини мудрости наук и искусств(!). Императрица издавала собственный журнал. Парадная лестница замка. В центре герб Российской империи и мальтийский крест. Стены были расписаны сценами на темы русской истории (по личному приказу Павла I была написана картина «Избрание на царство Михаила Романова»), всего было шесть больших полотен, на которых изображены Крещение Руси, Куликовская и Полтавская битвы и т.д. В годы Великой Отечественной войны в замок попали два немецких снаряда. Сейчас в замке идут реставрационные работы - лет еще на десять. Финансирует Москва, деньги из городского бюджета не поступают. В 2001 году были отмечены две даты: 200-летие Михайловского замка и 200-летие трагической гибели императора Павла I. Дети Павла I Александр и Константин воспитывались Екатериной II.
Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Вся его политика была достаточно чёткой и продуманной. Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный. Наполеон считал его актёром, который способен играть любую заметную роль. Александра I при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками. Имел прекрасное воспитание и блестящее образование. Александр I до самой смерти каялся в своих прегрешениях. Будучи серьезно болен, он едет в Таганрог, где в ноябре 1825 года умирает. Его супруга также была в Таганроге и только в апреле будущего года стала возвращаться в Петербург. Императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора, была потрясающе скромна.
Она умерла вслед за мужем в 1826 г. Есть версия, что они смогли договориться: император стал странником, который в образе старца Федора Кузьмича ходил по Сибири, а она ушла монастырь, где приняла на себя обет молчания (её стали отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окрестностях Тихвина).
Константин был наместником Польши. Когда поляки готовили восстание, он не реагировал на сигналы. Женат Константин был вторым браком на польке, которая и спасла его во время восстания. Восставших финансировал Запад. В своей пропаганде они делали акцент на различия в вере. Во время восстания было убито 9 польских генералов. Они были участниками в войне против России на стороне Наполеона, но не отказались от присяги Николаю I. Во время восстания Русская армия и русская администрация понесли большие потери. Константин бежал из Варшавы. Он был сменен на посту наместника Польши и вскоре умер от холеры.
Во многом его нерешительность объясняют его членством в масонской ложе, что вынуждало его подчиняться им. Поразительно, что Польша, будучи разделенной между тремя государствами, та часть ее, которая вошла в состав Российской Империи, находилась в более благоприятном положении, чем в составе Германии и Австро-Венгрии, но именно в российской части больше всего было мятежей. Странно вел себя Константин и в момент междуцарствия после смерти Александра I, по сути, подставил своего брата. Только благодаря мужеству последнего масонство не победило. Масонам-декабристам не хватило всего немного времени, чтобы довести дело до конца. Если бы это произошло, было бы ужасно. Известно, что в программе Пестеля был пункт об уничтожении царской семьи до последнего ребенка. Это было бы концом династии.
16 августа 1823 года Александр распорядился составить секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия и признал в качестве законного наследника младшего брата, Николая. На допросах некоторые декабристы признались, что они не были заинтересованы в том, чтобы отмена крепостного права произошла сверху. Николай I прекрасно сознавал необходимость ликвидации крепостничества (все царствование его прошло в подготовке к великой крестьянской реформе, осуществленной уже его сыном).
Император Николай I пел за церковными службами, что оказывало влияние на придворных. Побывав первый раз на балу, он испытал разочарование, и его посетили мысли о конечности земного бытия. Николай говорил: «Я за Россию спокоен, потому что у меня есть два Филарета – Филарет Мудрый (Дроздов) и Филарет Добрый (Амфитеатров)» (соответственно Московский и Киевский митрополиты). Кстати, главной причиной Крымской войны была угроза для православных потерять главные святыни Святой Земли, т. к. французы подкупили турок. Спустя полвека после кончины императора Павла Петровича в Михайловском замке, его сын Николай Павлович решил почтить память усопшего родителя памятником. Интересная подробность, когда открывали памятник Павлу I, сдернули покрывало – на шее статуи Павла I висела веревка. Император Николай I, присутствовавший при открытии памятника, разрыдался.…
С именем императора Николая I связан такой случай. Однажды ему доложили, что некий разбушевавшийся в кабаке пьяный, которого пытались урезонить, указывая на портрет императора, сказал, что плевать он хотел на него, что и сделал и тут же заснул. Проснулся в тюрьме. А Николай I, ознакомившись с докладом, наложил резолюцию: дело прекратить, как внимания не стоящее; в кабаках портреты царские впредь не вывешивать, а мужика отпустить, сказав ему, что «коли он так, то и мне на него плевать». Мужичку бы радоваться, а он заплакал: «Царь-батюшка на меня плюет, на что ж я теперь гожусь?» Вот вам и Николай-Палкин…
Просвещенный монарх, в его царствование русская культура достигла расцвета, покровитель Пушкина, Жуковского, Гоголя. И вдруг: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Это распоряжение касалось Т. Г.Шевченко. Чем же Кобзарь прогневил императора? Шевченко, живя в Петербурге, отметился как пьяница, дебошир, завсегдатай публичных домов. Кстати, свои дневники он писал на русском языке, и на вопрос об его национальности отвечал: «Русский».
Как известно, царская семья выкупила его из крепостной неволи, личным ходатайством императрицы Александры Феодоровны, супруги Николая I. И после его освобождения она ему помогала. Шевченко же отплатил черной неблагодарностью – высмеивал ее внешность в своих стихах (у нее был нервный тик вследствие полученного стресса во время декабристского бунта), в частности, в поэме «Сон», где карикатурно изображался и сам император. Николай I от души смеялся, читая строки, направленные против себя, и хотя называл поэта дураком, но совсем не был расположен наказывать его. Однако, дойдя до места, где поливалась грязью его жена, царь пришел в ярость. «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?»
Шевченко был задержан и доставлен в столицу. При обыске жандармы нашли у него также рисунки «фривольного» (как тогда говорили) содержания. Рисованные им «картинки» оскорбили царскую семью не меньше, чем стихи (когда ходатайствовали о крепостном Шевченко, говорили о его необычайном таланте и той пользе, которую он может принести русскому искусству. И вот куда были употреблены способности художника!). Так к запрещению писать прибавилось запрещение рисовать.
Оскорбление императрицы было в те времена во всех империях государственным преступлением, предусматривавшем заключение, а то и виселицу. Шевченко отделался солдатчиной. С Пушкиным же отношения императора Николая I сложились иначе. Как известно, он называл его «умнейшим человеком России» и сказал, что будет его личным цензором. Члены императорской семьи с нетерпением ждали новых произведений великого поэта. Пушкин был допущен к работе с важными архивами. Когда он был в ссылке, на него вышли масоны. Они его и убрали.
После смерти Николая I его сын амнистировал многих политических преступников, но фамилию Шевченко вычеркнул из списка освобождаемых. «Этого простить не могу, он оскорбил мою мать», — заявил новый император. Шевченко обратился к дочери Николая I, великой княгине Марии Николаевне (снова не обошлось без представителей царской семьи). Великая княгиня вначале не проявила желания добиваться его освобождения, но, тронутая рассказами о «страданиях» Шевченко, смягчилась и обратилась с просьбой к брату. Император не стал отказывать сестре, и поэт был уволен от воинской службы. Кстати сказать, что, обращаясь с просьбами к Марии Николаевне, Шевченко в своих дневниках поносил ее уже покойного отца. Католическая церковь предала Шевченко анафеме. Официально отпевать его было запрещено. Все-таки он был тайно отпет в Киеве, но не в храме, а на его паперти. В храме при Академии художеств в Петербурге были только панихида и гражданское поминовение. Захоронен Тарас был под Киевом на высокой горе в Канево над Днепром.
В нынешней Украине памятников Тарасу Шевченко больше, чем Ленину. В Петербурге есть площадь Шевченко, на которой стоит памятник ему (памятник Шевченко есть и в Москве, в элитном районе города). Эти сооружения, в отличие от памятника Ивану Федорову во Львов.