НЕСКОЛЬКО СЛОВ О
ВЕНСКОЙ МЕБЕЛИ По всей видимости, этот стул состарился
вместе со своими хозяевами, а когда их жизненный путь закончился, то новыми
владельцами квартиры был вынесен приговор и ему – старому венскому стулу. И
казалось, что судьба его была уже решена. Кому же нужен старый стул с продавленным сиденьем,
выкрашенный ужасной половой краской, да еще и без одной ножки? Настоящий
стул-калека, по-другому и не скажешь…
Но судьба распорядилась иначе, и вместо
городской свалки он попал ко
мне в мастерскую.
К этому времени у меня уже был
накоплен довольно большой опыт по
восстановлению старой мебели, в том числе и венской. Со временем стали
накапливаться даже «запасные» части. Поэтому, даже видя стул в таком плачевном
состоянии, у меня, практически, не было сомнений в том, что я справлюсь с этим
«сложным случаем». К тому же, я уже
хорошо знал, что скрывается под толстым
слоем половой краски - древесина приятного розоватого цвета, которому неподвластно время. Это и есть бук.
Его главными и единственными врагами являются людское невежество и шашель,
жучок, живущий в древесине. Кстати, следы жучка – это верный признак того, что
перед вами изделие старое, а не новодел…
Столица, некогда могущественной Австро-Венгерской
империи, дала миру два названия, которые прочно вошли в нашу жизнь - «венский
вальс» и «венский стул». Сейчас наш разговор о втором.
Начало массовому производству венской
гнутой мебели положил в столице Австро-Венгрии,
Вене, Михаил Тонет. Было это в середине XIX века.
Наиболее известными производителями венской
мебели стали две фирмы - «Братья
Тонет» и «Яков и Iосиф Конъ». Кстати, фирма «Братья
Тонет» была официальным Поставщиком Царского Двора России.
Все это, имеется в виду массовое
производство, стало возможным лишь после того, как был найден способ придавать
под воздействием пара практически любую форму тем или иным деталям, изоготовленным
из бука.
Самым удачным творением Михаила Тона стал
стул под № 14. Именно от него и пошло
название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Такой стул уже
есть
и в моей небольшой коллекции.
Всего же было разработано 22 модели
стульев, а помимо стульев были созданы
кресла-качалки, столы, диваны, кровати, колыбели, туалетные столики и целые
мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель.
Разработанные за первые 20 лет, эти модели оказались настолько совершенны, что,
практически, не изменились до наших
дней.
На моем же новом приобретении я, после
того, как с внутренней стороны сиденья была убрана накопившаяся грязь,
обнаружил клеймо похожее на №3.
Однако работу по восстановлению стула мне
пришлось начать с другого. Прежде всего, я склеил трещины, которые появились по
вине «умельца» пытавшегося врезать в
сиденье дополнительную распорку для того, чтобы
фанера не продавливалось. Видимо,
это человек не знал о существование такого инструмента, как лобзик. Ведь значительно
проще было выпилить новое сиденье их фанеры, чем вырезать
дополнительные пазы в таком твердом дереве, как бук.
Эту проблему удалось решить с помощью струбцин
и эпоксидного клея марки ЭДП, (смолы и отвердителя).
Дальше нужно было решать вопрос с
циклеванием. Из опыта я знаю, что это единственный способ убрать с мебели
старую краску. Разумеется, для этого было бы
удобнее разобрать стул на составные части, ведь он изначально так и
задумывался. Австрийский мебельный гений первым догадывается, что не столярные
соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а это значит, что ее
будет легче транспортировать на любые расстояния.
Но вот беда - со временем шурупы «пригорают» к древесине и
нет никакой возможности вывернуть их, чтобы отсоединить различные детали.
Поэтому в этом случае каждый из мастеров должен сам принять решение, по какому пути пойти: или
оставить все как есть, или же пытаться отделить детали с риском того, что
шурупы обломятся. И тогда придется решать уже проблему удаления из древесины
оставшихся в ней частей шурупов.
Что касается этой неприятной процедуры,
то здесь есть два реальных способа. Первый – это примитивное выковыривание, что
приводит к образованию на поверхности иногда довольно глубокой рытвины, которую
впоследствии нужно будет зашпатлевать. Есть и другой способ. Нужно просверлить
отверстие точно напротив обломившегося шурупа и пробоем выбить этот кусок из
древесины. Получившиеся в результате отверстия можно заделать при помощи шипа,
желательно тоже из букового дерева, смазав его предварительно клеем, и потом обрезав заподлицо и отшлифовав.
Очевидно, что в производственных условиях можно было бы попробовать решать эту
проблему путем высверливания. Но сделать
это дома, мне не представляется возможным.
С моим «новым» стулом я решил не экспериментировать и оставить все
как есть, и отциклевал его в собранном состоянии при помощи кусочков разбитого
стекла.
А затем, нужно было решить самый сложный
вопрос – что делать с утраченной ножкой. Ясно, что стул не может быть на трех
ножках. Вместо четвертой ножки в производственном отверстии остался лишь ее
кусок, который я удалил при помощи киянки и стамески.
Кстати, однажды прочность венского стула
была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой
башни и не разбился. Но нашим людям, как говорится, Эйфелева башня не указ…
Подобрать точно такую ножку мне не
удалось, поэтому я решил заменить сразу обе. У меня как раз оказались тоже
буковые ножки, но не такие «древние», хотя и вполне подходившие по
стилистическому решению.
Последним этапом стало изготовление нового
сиденья, так как старое, несмотря на попытку усовершенствовать традиционную
конструкцию, пришло в полную негодность. И здесь мне немного повезло. Мне
попалась спинка от строго платяного шкафа – кусок фанеры нужной толщины, да еще
и тонированной как раз под цвет моего стула…
Вот так, спустя две недели трудоемкой, но
интересной работы и в моей небольшой коллекции венских стульев появился новый экспонат.