Светлана
Корелова,член союза
журналистов России, член Союза
писателей России. ОКНА В
ДРУГИЕ МИРЫ. О творчестве писателя Владимира
Карнаухова.
Фамилия Карнаухов одна из самых распространённых в
Сибири, хотя родственников среди них мало,
но свояками назвать можно всех, так как при Екатерине практически каждому ссыльному обрезали уши, и при
первой паспортизации их потомкам записывали именно эту фамилию. Впоследствии эту
«монаршую милость», в придачу к ссылке или к каторге, отменили.В наше время
широкую известность фамилия получила за счёт писательской династии
Карнауховых: отца Степана Васильевича, матери Тамары Георгиевны и сына
Владимира Степановича. Степан
Васильевич Карнаухов
в 1942 году, после окончания Черемховского горного
техникума, был призван в Красную армию. Воевал на Западном, Втором
Прибалтийском, Первом Белорусском фронтах,
закончил войну в Берлине, расписавшись
на здании рейхстага (кадры фрагмента стены с его фамилией неоднократно демонстрируются в кинохронике). Награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами
Трудового Красного Знамени, орденами
Красная Звезда, Дружба народов, двумя медалями «За отвагу» и более 30 другими медалями СССР и
Российской Федерации. У
Карнауховых была большая библиотека, и любовь к литературе, передалась от
отца с матерью сыну. Это как раз тот случай, когда "природа на детях не
отдыхает", она одарила Володю талантом сполна! Владимир
окончил отделение журналистики филфака Иркутского государственного
университета. В восьмидесятых годах его статьи и
очерки в гремевшей тогда газете «Советская молодёжь», первоначальную
школу в которой прошли и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, имели большой
общественный резонанс. Многие очерки Владимира охотно перепечатывались
центральной прессой. С боевой журналистики для многих начинался писательский
путь. Вот и Владимир Карнаухов в 1991 году вступил в Союз писателей СССР.К
тому времени многолетняя журналистская практика предоставила ему ценнейшие наблюдения. Жизнь
постоянно сталкивала его с различными человеческими пороками, давала возможность
понять природу зла, в том числе и в высших эшелонах власти. Нередко пересекался он с преступным миром, и надо сказать,
что он для Владимира был не менее интересен, "чем джунгли для биолога, или солнечная
система для астронома" – по его
словам... На своем пути он встречал и "благородных" бандитов, злых гениев,
гениальных злодеев. Так рождались остросюжетные произведения с неожиданными ситуациями, где автор
приоткрывал внутренний мир героев в самом эпицентре событий противоречивой
жизни. В первую
книгу "Солнце не всходит дважды" легли очерки и рассказы на правоохранительные темы.За первой последовали: «Взлет»,
"Время прощаний", "Кто-то должен ждать", "Сухарики к пиву", "Не
умирайте с секретаршей Танечкой". Они стали своеобразными предтечами к
главной книге его жизни, название которой – «Исход великого шамана» перекликается с жизненным
финалом своего автора. Книга вышла в свет через несколько месяцев после его смерти. А на
создание этого художественного полотна ушло более десяти лет. Жанр её обозначен как «языческая мистерия».
Мистерия… Да ещё языческая. В
наше-то время особенного повышенного интереса к всякого рода «оккультным
наукам», борьбе «серьёзной науки» с мистикой – это вызов. Тем более что время
действия романа – от Сотворения мира до наших дней. Причем в финале романа
автор подчёркивает, что «…закончилось старозаветное повествование. Новозаветное
– не нам слагать». Что это – ожидание появления в новом тысячелетии некой религии, которая
если и не объединит все прежние, то хотя бы позволит сделать терпимее друг к
другу, сблизить их? Например, в собственных подходах к Единому Богу – Творцу, в этом-то сходится
большинство религий. Подходу с учётом традиций и жизненного уклада разных
народов. Язычество «тундряного народа», в жизнь которого не по своей воле был
вовлечен главный герой романа рядовой преподаватель математики Вадик Ребров,
казалось бы, отличается многобожием. Тут и Матерь-зверь, у которой в подчинении
злые духи – каждый со своим именем и «биографией». И шаманка Светлых Духов,
воплощение Богини Света и Властительницы Тьмы. И какие-то далёкие боги, которым дела нет до судеб и страстей мелких
людишек. И всё-таки – ясное понимание
Ребровым, ставшим шаманом Великим и Кровавым, что есть Единый Творец не только
земного мира, а всей вселенной. Конечно, суть мистерии и вызов автора не только в этом. Понятие
мистерии включает в себя и тайный религиозный
обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего
Востока), и жанр средневековой драмы
- обычно стихотворной - на сюжеты из Ветхогоили НовогоЗавета,
и средневековое сценическое
представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и
сопровождавшееся интермедиями). И всё это для автора –
возможность своеобразно отразить в наши дни и в наших условиях борьбу между
Добром и Злом. Изобразить глубже попыток множества других авторов, потому что
Владимир Карнаухов неоднократно и глубоко философски высвечивает двузначность
этих понятий, тонкость и сложность взаимопереходов Добра во Зло и наоборот.
Большинство персонажей романа – от академика Стеблецова до тундряного мудреца
Кюстэха и простушки Авдотьи, не говоря уже о самом Реброве, рассуждают обо всём
таким образом, что понять их можно и так, и не так: это было, а может, не было,
но могло быть… А место действия – не только наша страна, особенно её «тундряная»
часть, но весь мир, вся земная цивилизация. Так, женщины-синички, которыми
искушает в своей Обители Реброва шаманка Светлых Духов, принадлежат и к древней
китайкой цивилизации, и к негритянской ветви человечества, и к библейской
Иудее. Современников последние десятилетия охватывала тоска по
высокохудожественному Творению такого жанра. Это как раз тот случай, когда
российская земля еще раз доказала, что наряду с природными богатствами: нефтью,
газом, лесом, есть еще самая большая ценность – Человек. Скажем сразу, что Владимир Карнаухов этим романом-мистерией встает в
один очень высокий ряд и с М. Булгаковым с его «Мастером и Маргаритой», и
глубокими подлинно научными фантастами вроде И. Ефремова с его «Часом Быка», с «Дон Кихотом»
Сервантеса и «Фаустом» Гёте. Булгаков живописал в образе
Воланда явление самого Дьявола с инспекционной поездкой в советскую Россию 20-х
годов. А Владимир Карнаухов взял на себя смелость отобразить в наши дни происки
не только больших и малых Злых духов, но и вселенское Зло воплощённого
в Уоре Дьявола. Именно для борьбы с ним даже Матерь-зверь, с коей
связывают сотворение «тундряного мира», вынуждена благословить посвящение
рядового преподавателя математики в
шамана Великого и Кровавого. Зло победить злом…
Поэтому и предстоит шаману пройти через многие испытания, через большую
кровь, быть жестоким и несправедливым, при том, что внутренний стержень его
крепнущей души опирается только на Добро.
«Воля высочайшего Провидения велит принять ему вызов злых и свирепых
сил, наложить на них проклятие и принести им погибель». А Уор поначалу ходит вроде бы в подручных у хозяина тундры Иннокентия
Спиридоновича, чтобы со своими бандитами держать в страхе и подчинении всё
население. «Спиридоныч», с одной стороны шибко умный и хороший, с другой –
шибко плохой, раньше и сам считался бы шаманом, а теперь – многолетний
партийный секретарь, ныне – «секретарь всех партий». Мечтает он и о
наследственной власти, потому одна из основных забот – любимая дочка Настя
должна родить внука Кешку, «обновить кровь», для чего и нужен «красивый шамана»
Вадик. Двойственный, как многое в мистерии, образ Спиридоныча даже несколько
высветляется в конце, когда он торжественно, ритуально принимает смерть. А вот
зловещая роль Уора всё более укрупняется: управлять уже не тундрой, а всем
миром. И стоит за ним сила матери-Бездны, которая поглощает и превращает в
пустоту всех, кто пытается с ней сразиться. Вот с каким противником предстоит решающая схватка Реброву. В ней,
помогая ему, гибнут в Бездне почти все злые духи и даже сама Матерь-зверь. А решающий вклад в победу вносят всё же силы
Добра. Но ещё один острый конфликт пронизывает всю мистерию: между шаманкой
Светлых сил, которая увидела в Реброве единственно достойного её любви Человека
с чистой душой и болью за человечество, и самим Ребровым, не поддавшимся на её
искушения, но сотворившего в её честь высокий творческий подвиг художника. А
суть конфликта в том, что она пытается устраниться от битвы с Тьмой, то
укрывшись в созданной её самой Обители из драгоценных камней, то стремясь
увлечь за собой любимого и вовсе в дальние космические миры. А он и бежит из её
Обители, и не может ради наслаждения спокойного, вечного счастья с нею покинуть
родную землю и народ, ради спасения и счастья которого вынес столько испытаний. Об этой книге ещё много будут спорить, её будут изучать, возможно,
поставят пьесу в театре, могут снять фильм, а может быть и диссертации
защищать. Будут судить о своеобразии языка и стиля писателя. Ведь это проза
поэтическая – словно камлания подлинных шаманов. Каждое предложение филигранно
отработано (и не случайно его соратница, коллега, жена Валентина рассказывает:
"Частенько бывало, что каждую страницу он переписывал по 30 и более раз”).
Любого из персонажей видишь, они обладают каждый собственным, при всей внешней
похожести, языком. Философские споры, неустанные сомнения Реброва в очередном
приближении к истине заставляют глубоко вдумываться, сопереживать героям,
негодовать против современных носителей зла, в которых легко угадываются
знаковые, известные любому фигуры политиков, силовиков, олигархов. Главное,
роман заставляет задуматься и о смысле жизни – вообще, так сказать, в
общечеловеческом плане, и о своём собственном месте в ней. Ощутивший в себе настоящего большого Мастера, Владимир
Карнаухов задумывал ещё один остросюжетный мистический
роман «Шаль Огненной губернаторши», к
сожалению, оставшийся незаконченным.
Над ним он работал до последнего своего вздоха. Это произведение также сочетает в себе приметы реальной жизни,
фантасмагории, и манерой изложения
тесно перекликается с «Исходом великого
шамана». Автор стремится к нарушению жизненных пропорций, к гротескной форме,
резко нарушающей реальный облик
жизни. Выразительные диалоги, драматические
ситуации причудливо соединяются с юмористическими зарисовками, что позволяет
глубже проникнуть в психологический мир героев. Роман захватывает с первых же страниц своеобразным
карнауховским стилем, острым сюжетом.
Действие разворачивается в музее одного из малых провинциальных
городков, откуда пропадает шаль Огненной губернаторши. Автор «оживляет скульптурку» греческого философа Платона, с которым ведёт доверительные беседы сторож музея Сидоров и благодаря чьей просьбе «оживает»
губернаторша Протуберанцева, коей и
принадлежит исчезнувшая шаль. Ведь именно Платон подробно рассматривал теорию о бессмертии души и о
тленности человеческого тела. После прочтения последней
страницы в душе возникает глубокая досада, что роман оборвался так рано…. Мы уверены, что знакомство с произведениями подлинного
Мастера Владимира Карнаухова доставит
огромное удовольствие и наслаждение читателям. Фотографии из архива С. Кореловой. В. Карнаухов Ветеран ВОВ С. В.
Карнаухов и С. Корелова.. С. Корелова.
Расскажи друзьям:
|