ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2014 » Февраль » 3 » ОКНА В ДРУГИЕ МИРЫ
14:31
ОКНА В ДРУГИЕ МИРЫ
Светлана Корелова,
член союза журналистов России,
член Союза писателей России.

ОКНА В ДРУГИЕ МИРЫ.
О творчестве писателя Владимира Карнаухова.
  Фамилия Карнаухов одна из самых распространённых в Сибири, хотя родственников среди них мало, но свояками назвать можно всех, так как при Екатерине практически каждому ссыльному обрезали уши, и при первой паспортизации их потомкам записывали именно эту фамилию. Впоследствии эту «монаршую милость», в придачу к ссылке или к каторге, отменили.В наше время широкую известность фамилия получила за счёт писательской династии Карнауховых: отца Степана Васильевича, матери Тамары Георгиевны и сына Владимира Степановича. Степан Васильевич Карнаухов в 1942 году, после окончания Черемховского горного техникума, был призван в Красную армию. Воевал на Западном, Втором Прибалтийском, Первом Белорусском фронтах, закончил войну в Берлине, расписавшись на здании рейхстага (кадры фрагмента стены с его фамилией неоднократно демонстрируются в кинохронике). Награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красная Звезда, Дружба народов, двумя медалями «За отвагу» и более 30 другими медалями СССР и Российской Федерации.

У Карнауховых была большая библиотека, и любовь к литературе, передалась от отца с матерью сыну. Это как раз тот случай, когда "природа на детях не отдыхает", она одарила Володю талантом сполна!

Владимир     окончил     отделение     журналистики     филфака Иркутского государственного университета. В восьмидесятых годах его статьи   и   очерки в гремевшей тогда газете «Советская молодёжь», первоначальную школу в которой прошли и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, имели большой общественный резонанс. Многие очерки Владимира охотно перепечатывались центральной прессой.

С боевой журналистики для многих начинался писательский путь. Вот и Владимир Карнаухов в 1991 году вступил в Союз писателей СССР.К тому времени многолетняя журналистская практика предоставила ему ценнейшие наблюдения. Жизнь постоянно сталкивала его с различными человеческими пороками, давала возможность понять природу зла, в том числе и в высших эшелонах власти. Нередко пересекался он с преступным миром, и надо сказать, что он для Владимира был не менее интересен,  "чем джунгли для биолога, или солнечная система для астронома" – по его словам... На своем пути он встречал и "благородных" бандитов, злых гениев, гениальных злодеев. Так рождались остросюжетные произведения  с неожиданными ситуациями, где автор приоткрывал внутренний мир героев в самом эпицентре событий противоречивой жизни.

 В первую книгу "Солнце не всходит дважды" легли очерки и рассказы на правоохранительные темы.За первой последовали: «Взлет», "Время прощаний", "Кто-то должен ждать", "Сухарики к пиву", "Не умирайте с секретаршей Танечкой". Они стали своеобразными предтечами к главной книге его жизни, название которой – «Исход великого шамана» перекликается    с жизненным финалом своего автора.

Книга вышла в свет через несколько месяцев после его смерти. А на создание этого художественного полотна ушло более десяти лет.

Жанр её обозначен как «языческая мистерия».

Мистерия…  Да ещё языческая. В наше-то время особенного повышенного интереса к всякого рода «оккультным наукам», борьбе «серьёзной науки» с мистикой – это вызов. Тем более что время действия романа – от Сотворения мира до наших дней. Причем в финале романа автор подчёркивает, что «…закончилось старозаветное повествование. Новозаветное – не нам слагать».

Что это – ожидание появления в новом тысячелетии некой религии, которая если и не объединит все прежние, то хотя бы позволит сделать терпимее друг к другу, сблизить их? Например, в собственных подходах  к Единому Богу – Творцу, в этом-то сходится большинство религий. Подходу с учётом традиций и жизненного уклада разных народов.

Язычество «тундряного народа», в жизнь которого не по своей воле был вовлечен главный герой романа рядовой преподаватель математики Вадик Ребров, казалось бы, отличается многобожием. Тут и Матерь-зверь, у которой в подчинении злые духи – каждый со своим именем и «биографией». И шаманка Светлых Духов, воплощение Богини Света и Властительницы Тьмы. И какие-то далёкие боги,  которым дела нет до судеб и страстей мелких людишек. И всё-таки –  ясное понимание Ребровым, ставшим шаманом Великим и Кровавым, что есть Единый Творец не только земного мира, а всей вселенной.

Конечно, суть мистерии и вызов автора не только в этом. Понятие мистерии включает в себя и тайный религиозный обряд в честь божества,  к участию  в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока), и жанр средневековой драмы - обычно стихотворной - на сюжеты из Ветхогоили НовогоЗавета,  и средневековое сценическое представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и сопровождавшееся интермедиями).

 И всё это для автора – возможность своеобразно отразить в наши дни и в наших условиях борьбу между Добром и Злом. Изобразить глубже попыток множества других авторов, потому что Владимир Карнаухов неоднократно и глубоко философски высвечивает двузначность этих понятий, тонкость и сложность взаимопереходов Добра во Зло и наоборот. Большинство персонажей романа – от академика Стеблецова до тундряного мудреца Кюстэха и простушки Авдотьи, не говоря уже о самом Реброве, рассуждают обо всём таким образом, что понять их можно и так, и не так: это было, а может, не было, но могло быть…

А место действия – не только наша страна, особенно её «тундряная» часть, но весь мир, вся земная цивилизация. Так, женщины-синички, которыми искушает в своей Обители Реброва шаманка Светлых Духов, принадлежат и к древней китайкой цивилизации, и к негритянской ветви человечества, и к библейской Иудее.

Современников последние десятилетия охватывала тоска по высокохудожественному Творению такого жанра. Это как раз тот случай, когда российская земля еще раз доказала, что наряду с природными богатствами: нефтью, газом, лесом, есть еще самая большая ценность – Человек.

Скажем сразу, что Владимир Карнаухов этим романом-мистерией встает в один очень высокий ряд и с М. Булгаковым с его «Мастером и Маргаритой», и глубокими подлинно научными фантастами вроде И. Ефремова  с его «Часом Быка», с «Дон Кихотом» Сервантеса и «Фаустом» Гёте.

Булгаков  живописал в образе Воланда явление самого Дьявола с инспекционной поездкой в советскую Россию 20-х годов. А Владимир Карнаухов взял на себя смелость отобразить в наши дни происки не только больших и малых Злых духов, но и вселенское Зло  воплощённого  в Уоре Дьявола. Именно для борьбы с ним даже Матерь-зверь, с коей связывают сотворение «тундряного мира», вынуждена благословить посвящение рядового преподавателя математики  в шамана Великого и Кровавого. Зло победить злом…  Поэтому и предстоит шаману пройти через многие испытания, через большую кровь, быть жестоким и несправедливым, при том, что внутренний стержень его крепнущей души опирается только на Добро.  «Воля высочайшего Провидения велит принять ему вызов злых и свирепых сил, наложить на них проклятие и принести им погибель».

А Уор поначалу ходит вроде бы в подручных у хозяина тундры Иннокентия Спиридоновича, чтобы со своими бандитами держать в страхе и подчинении всё население. «Спиридоныч», с одной стороны шибко умный и хороший, с другой – шибко плохой, раньше и сам считался бы шаманом, а теперь – многолетний партийный секретарь, ныне – «секретарь всех партий». Мечтает он и о наследственной власти, потому одна из основных забот – любимая дочка Настя должна родить внука Кешку, «обновить кровь», для чего и нужен «красивый шамана» Вадик. Двойственный, как многое в мистерии, образ Спиридоныча даже несколько высветляется в конце, когда он торжественно, ритуально принимает смерть. А вот зловещая роль Уора всё более укрупняется: управлять уже не тундрой, а всем миром. И стоит за ним сила матери-Бездны, которая поглощает и превращает в пустоту всех, кто пытается с ней сразиться.

Вот с каким противником предстоит решающая схватка Реброву. В ней, помогая ему, гибнут в Бездне почти все злые духи и даже сама Матерь-зверь.  А решающий вклад в победу вносят всё же силы Добра.

Но ещё один острый конфликт пронизывает всю мистерию: между шаманкой Светлых сил, которая увидела в Реброве единственно достойного её любви Человека с чистой душой и болью за человечество, и самим Ребровым, не поддавшимся на её искушения, но сотворившего в её честь высокий творческий подвиг художника. А суть конфликта в том, что она пытается устраниться от битвы с Тьмой, то укрывшись в созданной её самой Обители из драгоценных камней, то стремясь увлечь за собой любимого и вовсе в дальние космические миры. А он и бежит из её Обители, и не может ради наслаждения спокойного, вечного счастья с нею покинуть родную землю и народ, ради спасения и счастья которого вынес столько испытаний.

Об этой книге ещё много будут спорить, её будут изучать, возможно, поставят пьесу в театре, могут снять фильм, а может быть и диссертации защищать. Будут судить о своеобразии языка и стиля писателя. Ведь это проза поэтическая – словно камлания подлинных шаманов. Каждое предложение филигранно отработано (и не случайно его соратница, коллега, жена Валентина рассказывает: "Частенько бывало, что каждую страницу он переписывал по 30 и более раз”). Любого из персонажей видишь, они обладают каждый собственным, при всей внешней похожести, языком. Философские споры, неустанные сомнения Реброва в очередном приближении к истине заставляют глубоко вдумываться, сопереживать героям, негодовать против современных носителей зла, в которых легко угадываются знаковые, известные любому фигуры политиков, силовиков, олигархов. Главное, роман заставляет задуматься и о смысле жизни – вообще, так сказать, в общечеловеческом плане, и о своём собственном месте в ней.

Ощутивший в себе настоящего большого Мастера, Владимир Карнаухов задумывал ещё один остросюжетный мистический роман «Шаль Огненной губернаторши», к сожалению, оставшийся незаконченным. Над ним он работал до последнего своего вздоха. Это произведение также сочетает в себе приметы реальной жизни, фантасмагории, и манерой изложения тесно перекликается с «Исходом великого шамана». Автор стремится к нарушению жизненных пропорций, к гротескной форме, резко нарушающей реальный облик жизни. Выразительные диалоги, драматические ситуации причудливо соединяются с юмористическими зарисовками, что позволяет глубже проникнуть в психологический мир героев.

Роман захватывает с первых же страниц своеобразным карнауховским стилем, острым сюжетом. Действие разворачивается в музее одного из малых провинциальных городков, откуда пропадает шаль Огненной губернаторши. Автор «оживляет скульптурку» греческого философа Платона, с которым ведёт доверительные беседы сторож музея Сидоров и благодаря чьей просьбе «оживает» губернаторша Протуберанцева, коей и принадлежит исчезнувшая шаль. Ведь именно Платон подробно рассматривал теорию о бессмертии души и о тленности человеческого тела.

После прочтения последней страницы в душе возникает глубокая досада, что роман оборвался так рано….

Мы уверены, что знакомство с произведениями подлинного Мастера Владимира Карнаухова доставит огромное удовольствие и наслаждение читателям.

 Фотографии из архива С. Кореловой.

   В. Карнаухов

       Ветеран ВОВ С. В. Карнаухов и С. Корелова..

С. Корелова.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1999 | Добавил: omt | Теги: Светлана Корелова, ОМТ, Окна в другие миры, Творчество Владимира Карнаухова
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/