Ф.
Н. Костомаровский
КТО И ЗАЧЕМ ВЫВОЗИТ НАШИ ДЕНЬГИ ЗА
РУБЕЖ?
Среди недоступных пониманию решений
руководства страны – вывоз государственных финансовых средств за рубеж,
вкладывание и хранение их в ценных бумагах с низким уровнем доходности (2-3
процента).
На слуху два соображения, мотивирующие
подобное решение: нельзя оставлять в стране - разгонять инфляцию и у нас разворуют. Последнее
соображение – бездействие власти.
Насчёт инфляции: она не от вливания
средств в экономику, а от некомпетентного их вливания. Не подкреплённого ростом
производства и развитием сферы услуг. Инфляция – это не количество денег в
экономике, а несбалансированность объёма средств у населения и товарного
предложения. Инфляция – это опережение темпом печатания денег темпа роста
производства.
Одновременно с опасением вливать собственные
деньги в экономику власть непрерывно призывает это делать иностранных
инвесторов. Предполагается, что они инфляцию не раскрутят, это какие то другие
деньги. На самом деле – это неверие в отечественных предпринимателей.
Иностранный инвестор, мол, и современную технологию принесёт, и деньги свои
использует. Но привносимые иностранными инвесторами технологии, как правило, не
последние. Да и квалификация отечественных специалистов при этом не растёт.
С другой стороны, отечественный крупный
бизнес и для текущей деятельности, и в целях развития производства серьёзно
кредитуется за границей (кстати, это почему то на инфляцию не влияет).
Процентная ставка много ниже, чем в наших банках (6-8 процентов).
Парадоксальная ситуация: мало того, что мы выводим наши деньги за рубеж, мы ещё
даём зарубежным банкам заработать на них на наших же заёмщиках. Мы собственных заёмщиков кредитуем через
посредников. Своих прокредитовать по низкой ставке – нельзя, а иностранцев
можно?
Но сейчас не об этом. Решили, наконец,
что часть средств фондов Резервного, Национального
благосостояния, Пенсионного можно инвестировать в инфраструктурные и иные
проекты внутри страны. Встал вопрос: кто будет реализовывать эти проекты?
Принято
решение о создании специальной структуры в виде ОАО, которая будет
распоряжаться этими средствами.
Есть печальный опыт Пенсионного фонда, когда его
распорядители даже не сумели обеспечить его роста, компенсирующего
обесценивание его средств из-за инфляции.
Предполагается, что новую структуру не будут
сильно ограничивать в выборе способов обеспечения эффективного вложения средств
и её руководство, будучи материально заинтересованным в росте капитала фондов,
сумеет это реализовать.
Оппоненты возражают: так как средства фондов, в
основном, бюджетные, то и принимать решение об их расходовании следует в рамках
бюджета. Реализовывать это должны ЦБ и Минфин. Им противная сторона напоминает,
что усилиями ЦБ подобные вложения, как показывает практика, малоэффективны.
Когда частный банк разрабатывает свою
инвестпрограмму, то высокую доходность он обеспечивает за счёт рисковых
операций на бирже, финансируя краткосрочные торговые операции, кредитуя
физических и юридических лиц под высокие проценты, инвестирует в строительство
жилья. Но это не подходит для распоряжения бюджетными средствами этих фондов.
Эти средств целесообразно инвестировать в
развитие инфраструктуры, в строительство и развитие наукоёмких инновационных
производств, производство продукции с высокой добавочной стоимостью. И все эти
проекты, а это возможно, должны быть достаточно эффективны, обеспечивать не
только возврат, но и существенно обгоняющий инфляцию, прирост средств фонда.
Но кто справится с такой задачей? Где тот
бескорыстный и высокоталантливый чиновник ЦБ? Или может некий предприниматель,
сидя на горе бюджетных денег, не порадеет своим людям в их использовании? Кто и
как будет оценивать, контролировать непростые решения этой структуры?
Роснано, не бюджетная структура, во главе с лучшим менеджером всех времён и
народов, сумело продемонстрировать низкую эффективность распоряжения
госсредствами и объяснить, что так и надо.
А дело в том, что такие крупные задачи
государственного масштаба, нацеленные на развитие отраслей, территорий не
решаются отельными группами чиновников или предпринимателей.
Пренебрежение знаниями, научными проработками
зашло столь далеко, что о них даже не вспоминают.
В основе таких крупных инвестиционных проектов
должна лежать научная проработка идей, вариантов, учитывающих как наличие
кадров требуемой квалификации, возможности их подготовки, размещение природных
ресурсов, состояние смежных отраслей промышленности, транспортные коммуникации,
энергообеспеченность, конъюнктуру рынка и многое другое. В советское время в научных
организациях Госплана трудились высококвалифицированные учёные, которые и
вырабатывали соответствующие предложения.
Сегодня дело не в том, чтобы создать ещё одну,
практически, чиновничью структуру в рыночном обличье. Необходимо собрать, в
рамках соответствующей научной организации, остатки квалифицированных научных
кадров, организовать подготовку новых, которые справятся с задачей разработки
предложений по рациональному расходованию бюджетных средств фондов. Разумеется,
Правительство сможет, исходя из соображений иного порядка, определять
очерёдность, может быть, просить дополнительно проработать те или иные
предложения, но именно работа нейтрального грамотного научного коллектива будет
залогом эффективного расходования средств фондов.
Расскажи друзьям:
|