Сергей Кузнецов
ФИНСКИЕ ЗАМЕТКИ
Мы последнее время все время стремимся заехать подальше от родной земли – в дебри Африки, в непроходимый буш Австралии, на острова Полинезии, часто забываем. Что совсем рядом с нашей северной столицей находится настоящая заграница – страна Финляндия.
Не знаю, учат ли нынешние школьники в России в билетах ЕГЭ по истории, что Финляндия до 1917 года входила в Российскую империю? После октябрьского переворота «добрый» дедушка Ленин отпустил Финляндию и Польшу в свободное плавание. «Злые языки» до сих пор утверждают, что Ленин, являясь немецким и американским шпионом, обещал своим спонсорам часть территории империи взамен на материальную поддержку большевиков. Поскольку суда над Лениным в России не было, то россияне до сих пор спорят о его роли в истории страны.
А вот финны уже давно все для себя решили: он наравне с Маннергеймом один из почитаемых личностей Финляндии. В общем, вполне логично: представляете, как бы любили Ленина новгородцы или псковичи, если бы он дал им свободу, а остальных оставил в СССР, начиная массово расстреливать и ссылать в первые концлагеря. Именно потому финны относятся к нам значительно приветливее, чем три остальных Прибалтийских страны, хлебнувшие счастья жизни при социализме.
В Финляндии есть несколько памятников вождю пролетариата и мемориальная табличка в Разливе.
Если Ленин все-таки сомнительный герой Финляндии, то уж маршал Маннергейм – это финский Де Голль и русский Суворов в одном флаконе. Именно ему обязаны финны победой в зимней русско-финской компании 1939-40 годов.
Карл Густав Эмиль Маннергейм - барон, финский военный и государственный деятель, Генерал-лейтенант русской императорской армии, генерал от кавалерии Финляндской армии, фельдмаршал Финляндии, Президент Финляндии.
Маннергейм до революции учился в России, прекрасно знал русский язык, и как потом выяснилось, не только язык, но и военное дело, и даже – менталитет.
Знаменитая маннергеймовская линия укрепления – это чудо фортификации, сравнимое только что с китайской стеной. Сам Моннергейм впоследствии склонен был уменьшать значение линии, ссылаясь на героизм финских солдат. По моему мнению, на стороне маленькой Финляндии в ее безоговорочной победе было несколько факторов: Линия Маннергейма на карельском перешейке (многие из фрагментов этой Линии до сих пор сохранились), блестящая работа снайперов (заменитых «кукушек»), поражавших ком. состав нападающих, «старательная работа» Сталина и К, расстрелявших почти всех талантливых полководцев к 1939 году. Нельзя забывать и тот фактор, что со стороны Финляндии – эта война была освободительная (финны защищали свою Родину), а со стороны СССР – захватническая. И самый известный фактор, который всегда помогал русским на своей земле – генерал Мороз – отказался в этот помогать, и перешел на сторону более закаленных финских егерей и фермеров, успешно воевавших в условиях лютого холода. А вот солдаты Страны Советов приезжали эшелонами в свой тыл почти все не только раненые, но и обмороженные.
Во время Второй мировой войны, хотя Финляндия и входила официально в гитлеровскую коалицию, но мудрое руководство этой страны старалось не вести прямых боевых действий с грозным соседом.
«Ни один финский самолет не бомбил Ленинград, ни одна пушка не стреляла в его сторону. Позиция финнов заключалась в следующем: «Пусть Германия сама решает свои вопросы». Однако часть блокадного кольца финны обеспечили. Они остановились в 80 км от Тихвина на реке Свирь. Второе кольцо блокады, таким образом, не было замкнуто.
Кстати, по словам нашего экскурсовода С. Г. Фирсова, во время советско-финской зимней войны погибло около 30 тысяч финских и около 70 тысяч советских солдат. Обмороженных у нас было намного больше».
Игумен Кирилл (Сахаров). «В Санкт-Петербурге
в год Юбилея династии Романовых»).
Фирменный поезд «Лев Толстой отправлялся с Ленинградского вокзала Москвы в Хельсинки. Дорога не утомительна, поскольку большую часть времени проходит во сне. Правда, ночью начинается подготовка к пересечению границы – сначала идет проверка
документов российскими пограничниками, затем финскими. Светает, пассажиры окончательно просыпаются и начинают внимательно смотреть в окно. То, что уже «заграница» всем понятно по аккуратно скошенным лугам, чистым, очищенным от веток и сучьев деревьям в лесу и возделанным полям.
На лесных опушках стоят небольшие стожки веток.
По дороге удалось познакомиться с попутчиками и узнать, что из Москвы в Хельсинки приезжают: любители активного отдыха - они везут с собой удочки, туристы, а также родственники и друзья россиянок, вышедших замуж за финнов и проживающих в Финляндии.
Хельсинки встречают гостей солнечной, но не жаркой погодой. Опрятный вокзал с небольшими беседками встретил нас обычной суетой. Кругом была слышна русская речь. Когда я хотел брать такси, чтобы доехать до отеля, местные засмеялись – здесь, в центре Хельсинки все рядом. Пешком 5 минут. Перейдя вокзальную площадь, я легко нашел отель.
Поездка в Свеаборг.
Одна из интереснейших достопримечательностей Хельсинки – это исторический остров Свеаборг (ныне – Соуменлинна). Из центра Хельсинки пешком 10 мин. до торговой площади Кауппатори. А там можно купить экскурсию на остров, в которую входит оплата дороги на катере. Еще 15-20 мин. на морском трамвае или пароме – и Вы попадаете в начало XIXвека. Сама крепость была основана на островах у берегов Хельсинки в 1748 году и является культурным достоянием. Строительство крепости началось в XVIIIвеке, когда Финляндия входила в состав Королевства Швеция. Свеаборг внесена в список памятников ЮНЕСКО и представляет собой крепость бастионного типа неправильной формы. Значение этой крепости для обороны трех разных государств – Швеции, России и Финляндии придает ей особую важность.
История крепости уникальна. В 1788 году крепость служит базой во время войны Швеции и короля Густова III против России. В 1808 году крепость сдается русским войскам. В 1809 году Финляндия становится частью России, а крепость - русским гарнизоном на 108 лет. За эти годы крепость подвергалась бомбардировке от англо-французского флота в Крымской войне. Здесь в 1906 году проходит вооруженное восстание. Во время финской гражданской войны в крепости был устроен лагерь военнопленных. Во время Второй мировой войны крепость служила военной базой для береговой артиллерии, ПВО и подводного флота.
Летом экскурсии с гидом проводятся ежедневно на финском, русском и английском языках. Зимой экскурсии с гидом на русском и английском языках бывают каждую субботу и воскресенье.
На территории крепости работают музеи: музей «Соуменлинна» (постоянная выставка посвящена строительству и истории крепости), музей Эренсвярда (он расположен в официальной резиденции коменданта крепости и здесь представлена эпоха первого коменданта – Августина Эренсвярда), музей игрушек Соуменлинны, военный музей «Манеж», подводная лодка «Весикко», музей таможни. Если Вы проголодались, то к Вашим услугам множество небольших кафе и ресторанов, в том числе пиццерия «Николай», явно носящая имя последнего русского императора, который вместе с семьей очень любил отдыхать в этих местах.
Одна из достопримечательностей крепости – церковь Соуменлинны. Она была построена, как православная церковь для русского гарнизона в 1854 году. Правда со временем она была перестроена и превращена в евангелическую лютеранскую. Интересен и
Крепостной двор, который служит главной площадью крепости с 1760-х годов. Здесь же похоронен Августин Эренсвярд.
Если погода хорошая, то нужно планировать выезжать на экскурсию на весь день, захватив, однако, с собой теплую одежду. Ветра на островах довольно сильные.
Пешеходные прогулки по центру Хельсинки очень интересны. Горожане: пешеходы и автомобилисты скрупулезно соблюдают ПДД. Я часто замечал, как одинокий прохожий стоит у светофора и дожидается зеленого света, когда улица совершенно пуста от машин. На самом деле – в центре города машин не так много – очень дорогие парковки – везде стоят автоматы, но даже не все работники гос. учреждений могут себе позволить оставить в центре машину на весь день. Жители Хельсинки с удовольствием ездят на городском транспорте – трамваях, автобусах и метро. (Правда, метрополитен в городе небольшой – всего несколько станций).
Несмотря на то, что финны уже почти 100 лет живут без нас, везде, особенно в архитектуре прослеживается русский след. Достаточно сказать, что все основные соборы Хельсинки – православные. Другое дело, что некоторые из них, по примеру православной церкви Соуменлинны, были переделаны. Одна из главных церквей в Хельсинки - Успенский Православный собор. Недалеко от него – Лютеранский кафедральный собор (быв. Православный). На одной из центральных площадей города стоит памятник российскому императору Александру II(освободителю).
(Окончание следует)
Расскажи друзьям:
|