ГКЧП: к 22-летию событий.
Сергей Кузнецов
Дед Андрей или
Кому на Руси жить хорошо
Со времени демонстрации балета «Лебединое озеро» по всем каналам советского телевидения прошло ровно 22 года. Уже второе поколение россиян родилось после этих событий. А мы, живые свидетели развернувшей трагедии, после которой как карточный домик развалилась великая некогда страна, выглядим в глазах молодежи, как ровесники падения Рима.
Привожу отрывок из своей остросюжетной повести «Дед Андрей…», т. к. в нем описываются события, произошедшие в Москве с 19 по 22 августа 1991 года.
* * *
Дед Андрей встал в шесть утра, вышел до ветру. Зашел в избу. Мирно спала Надька, свернувшись калачиком. Дед направился на кухню, опохмелился после вчерашнего банкета по случаю конкурса красоты, включил радио. Он услышал сначала знакомое пение:
"Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народной
Единый, могучий, Советский Союз".
Дед Андрей проглотил еще стопочку первачка, закусил огурчиком и затянул вместе с хором:
"Славься отечество наше свободное
Дружбы народов надежный оплот
Партия Ленина, сила народная,
Нас к торжеству коммунизма зовет".
Гимн закончился. А дед Андрей по привычке пел старый текст:
"Сквозь годы сияло нам солнце свободы
И Сталин великий нам путь озарил..."
Вдруг дед перестал петь и поперхнулся третьей стопкой. По радио читали указы ГКЧП. Дед Андрей понял, что опять настало его время. Он быстро оделся и пошел будить Хвылю и Трусикова.
Собрались в избе Общества трезвости. Дед Андрей разумел так: если Горбачева скинут, значит и трезвость отменят. Значит и он будет опять при коровах. Поэтому дед решил утвердится и при новой власти. В избу набился актив колхоза. Приплелся заспанный Дениска. Актив колхоза долго рассуждал, как быть, что делать. И приняли самое мудрое, соломоново решение: ничего не предпринимать пока не придут указания. А пока затаиться.
Дед Андрей вечером смотрел программу "Время". Дикторы с каменными лицами еще раз зачитали все документы о перевороте. Затем показали ГКЧПистов. Пресс-конференцию давал Янаев. Дед Андрей взглядом профессионала заметил трясущиеся руки и мешки под глазами Вице-президента.
- Наш человек - пьющий, значит, антиалкогольную реформу отменит, - мелькнула у деда догадка. - Но все равно, кто бы они ни были - они за строгий порядок, против перестройки, значит они свои, родные, дедоандреевские!
Дед Андрей с удовольствием потирал руки. Он представил, как будет отбирать землю у этого фермера, может быть придется ему, деду Андрею, этого фермера арестовывать.
Наконец-то! Свершилось!
* * *
А в это время в Москве что творилось!
Петро с Таней и Николаем поехали на метро до станции "Баррикадная". Уже при выходе из вагонов чувствовалось общее биополе, общее единение возмущенных людей, сбрасывающих с себя рабство. В вестибюле стояла женщина и кричала: "Родные мои, дорогие, все на защиту Белого дома! Все встанем насмерть за нашего Ельцина! Не дадим проклятой хунте сломить нас!" Все шли молча, но от обилия людей, от общности цели, у шедших повышалось настроение. Каждый из них был готов пойти на что угодно, только бы скинуть проклятых коммунистов. Станция "Баррикадная" по праву носила свое название. Сюда, как и в 1905 году люди шли на баррикады. Правнуки обманутых Лениным людей теперь, через 70 лет шли на защиту свободной России. Высотное здание стояло все в лесах. Мужчины разбирали трубы и доски и несли их к Белому дому.
Первая ночь прошла спокойно. Народ все подходил и подходил. И уже к обеду следующего дня появилась четкая организация защиты Белого дома. Защищающие разбились на отряды, заняли оборонные позиции. В Москву вошли танки на штурм Белого дома. Несколько экипажей танков перешли на сторону демократов. Ельцин вышел к народу, залез на танк и выступил. Он призывал к единению, объявив ГКЧП вне закона. Быстро начало темнеть. Путчисты, очухавшись, решили предпринять штурм Белого дома. Вся судьба СССР вершилась именно здесь - на этом небольшом географическом участке земли. Огромная страна молчала. Все следили, что будет. Правда, в Ленинграде Собчак объявил хунту вне закона. Питерцы вышли на улицы. В разных городах все больше и больше заводов и фабрик по призыву Ельцина объявило бессрочную забастовку. К ней присоединились и шахтеры. К Белому дому пришли казаки, чеченцы - поддержать Ельцина. Один оратор сменял другого. Все ждали танков. И вот они появились. Молодые ребята-танкисты растерянно смотрели на толпы у Белого дома. Они сами не знали чего делать. Никто не хотел отдавать страшного приказа стрелять по безоружным людям. Таня вместе с другими женщинами по просьбе одного из лидеров демократов пошла к танкистам убеждать их не стрелять в народ. Танки стали отходить. Экипажи в них заменялись на новые, т. к. эти уже были не способны выполнять приказы.
Но вот был дан приказ - прорываться танкам к Белому дому. Петро, Николай и Таня оказались как раз перед движущейся на них техникой. "Ни шагу назад", - прошептала Таня, плотнее сжимая губы. Они взялись за руки и встали. Танк остановился. Завертелась башня со стволом, словно ища в кого бы выстрелить. В эти страшные минуты Николай вспомнил свой испуг перед следователем на Лубянке. И так ему стало смешно. Он теперь ничего и никого не боялся. Танк попятился назад. Это была маленькая Победа Его, Николая Победа над собой, над своей вечной трусостью.
Больше в эту ночь ГКЧПисты не атаковали. Погибло трое ребят из защитников Белого дома, которые перекрывали подступы чуть поодаль.
А потом, на следующий день события стали развиваться одно быстрее другого. Руцкой поехал вызволять из Фороса Горбачева, Пуго застрелился. Войска присягнули Ельцину. Это была полная победа.
Потом снимали с постамента Железного Феликса и опечатывали здание ЦК КПСС.
Прилетел Горбачев. Все были вне себя от радости.
На следующий день хоронили троих погибших ребят.
Таня, Петро и Николай были там, на Манежной. Затем пошли к Белому дому.
А еще через два дня, Таня и Петро подали заявление в ЗАГС…
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ
Образ деда Андрея-главного героя повести - собирательный. Образы других действующих лиц написаны почти с натуры - студенты, колхозники, сотрудники министерств и ведомств предстают здесь такими, какими они и были.
События, описываемые в повести в большинстве своем имеют документальный характер, хотя и происходят в фантастическом, придуманном автором мире. Так, например: ужасающее состояние построек и полей на селе, перегибы алкогольной реформы, совершенное нежелание селян что-либо изменить в своей беспросветной жизни, беспробудное пьянство селян.
Описание свинофермы полностью соответствует действительности. Автор повести сам встречался и беседовал со спившимся пастухом - бывшим председателем колхоза, явившимся отчасти прототипом деда Андрея. Красной линией в повести проходит ирреальное состояние действительности, в которой все преступления ненаказуемы, а авторы новшеств и новаторств являются отцами предыдущих перегибов и преступлений. Ненаказуемость развращает. Дед Андрей - участник и активный исполнитель всех реформ и преступлений всех режимов в России за последние 80 лет! Он ни в чем себя не винит, и самое страшное - его никто не обвиняет, он, наоборот, один из самых уважаемых людей не только у себя в колхозе, но и в районе.
Автор старается показать всю катастрофичность развала русской деревни и провалы реформ в России. Перед читателем предстают живые люди - они рождаются, страдают, умирают, рождая себе подобных, не находя выхода из страшного тупика объективных и субъективных закономерностей человеческого развития. В России почти сто лет назад с легкой руки Чехова говорили: "Вся Россия - наш сад". Потом выяснилось, что вся Россия-это палата № 6. Мы, как дети, обманутые еще раз, поверили в миф перестройки и остались снова у разбитого корыта. ХВАТИТ ВЕРИТЬ СКАЗКАМ!
Видит ли автор выход из тупика или просто злословит? С приходом новых руководителей послельцинской поры проявилась, было, надежда на воскрешение России. Но надежду эту нужно подкреплять – и не словами, а делами! И если с 1995 года – а именно тогда была написана повесть «Дед Андрей» положение России на мировой арене несколько укрепилось, то в области промышленности и сельского хозяйства ничего не изменилось! Не открыт ни один завод, колхозы и совхозы расформированы, а на смену им так и не пришли фермерские хозяйства. Местные власти одиноким фермерам до сих пор не помогают, а только ставят палки в колеса. На полках российских магазинов продукты из Китая, Новой Зеландии, Турции. Своих, российских производителей не пускают ни в магазины, ни на рынки.
Проехав по глубинке в средней полосе России, я воочию увидал довершение распада села в Нечерноземье. Если еще на Кубани, в Орловской, Курской, Воронежских областях, где чернозем, селяне неплохо живут на земле, то в Нечерноземье полный развал. Едешь по шоссе – а вокруг черные от дождей и времени, покосившиеся, местами провалившиеся заборы, остовы коровников и свиноферм рядом с полями, превратившимися в целину – поскольку их никто давно не пахал, накренившиеся избы с заколоченными окнами…
Поэтому, считаю, что в основном по замыслу своему, повесть не устарела, а даже наоборот, она и сегодня, как говориться, на тему дня. И писать правду, чистую, горькую - нужно!
Необходимо восстанавливать Великую Россию! И начинать нужно – с села!
С. Кузнецов
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Меня всегда интересовал феномен человеческой памяти. Почему память так избирательна? Мы часто помним только то, что хотим помнить. Но есть вещи, которые нельзя забывать, потому что они, родившись однажды в определенном месте и в определенное время, создают бесконечную цепь событий.
Итак, дед Андрей, деревня Кровавые столбы. Все символично. Собирательный образ, написанный ярко и мощно. Десяткам тысяч таких дедов в кровавые времена революции и гражданской войны был внедрен дефектный ген разрушения себя самого и всего, что находится в зоне доступа. Образ почти сатанинский, поскольку он уничтожает живые ростки времени и омертвляет пространство. В данном случае - русскую деревню, самое живое, что было в дореволюционной России и из чего могла вырасти новая Великая Россия.
Как определить жанр произведения? Гротеск, памфлет, модный ныне "фэнтази", но никакой фантастический роман не в состоянии передать чувство страха, возникающее от сознания своей беспомощности при встрече с такими "дедами Андреями" и их ближайшим окружением.
Чтобы восстановить историческую память и историческую правду, наверное, надо пережить такой страх, замкнуть цепочку. И пусть этот страх останется на страницах книги и никогда не выйдет наружу.
Сила книги Сергея Кузнецова в таланте мастера, замкнувшего цепь. Произведение заканчивается тем, что гаснет Святило; оно не выдержало ужаса от явления восставшего из гроба деда Андрея.
Но Солнце не погаснет и деды Андреи не поднимутся из могил, если мы, люди научимся понимать друг друга и отличать истину ото лжи, добро от зла, веру от безверия. Помоги нам Господь сохранить Землю и спасибо Сергею Леонидовичу Кузнецову за мужество.
Деды Андреи ползут по Земле, внедряются на руководящие должности и разрушают все, к чему прикасаются.
То, что мы сегодня видим в России - это полная деградация деревни. Одно время была надежда на фермерство. Но все были свидетелями того, как фермеров сгоняли с земель, как жгли их усадьбы, как ломали технику. При таком положении вещей фермерство, конечно, не смогло заменить прежнюю систему. Старую систему сломали, новой не построили. И сейчас, когда речь идет о подъеме сельского хозяйства, надо учитывать, что негативные проявления ломки старой системы не преодолены. И их придется преодолевать уже в гораздо худших условиях, потому что мы потеряли кадры и наблюдаем деградацию села. Все взаимосвязано...
"Дед Андрей" по-своему решает проблему человеческого фактора. Так и хочется сказать: "Возьмемся за руки друзья!"
Ирина Михайловна Рукина, д.э.н., профессор, академик РАЕН, руководитель Департамента международного сотрудничества МОО "Комитет по борьбе с коррупцией", президент Фонда поддержки социальной инициативы, народной дипломатии и меценатства, сопредседатель Совета по консолидации Женского движения в России.
В сборник произведений известного общественного деятеля, генерального директора Общественного московского телевидения, члена Союза журналистов России, главного редактора и издателя Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» Сергея Кузнецова вошла остросюжетная повесть «Дед Андрей или Кому на Руси жить хорошо», избранные рассказы и стихотворения разных лет.
Книгу с автографом автора "Дед Андрей, или Кому на Руси жить хорошо" можно приобрести,
направив по эл. адресу заявку.
Стоимость книги с доставкой по Москве – 100 руб.
Для других городов – к стоимости книги прибавляется стоимость пересылки.
Посылайте заявки:
kuznetsovs2005@mail.ru
Расскажи друзьям:
|