С. И. Резник
ЗАМОРАЖИВАНИЕ
ТАРИФОВ МОНОПОЛИСТОВ – СУДОРОГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Наша справка: С.И.Резник - к.т.н., доктор
экономических наук, профессор Академии водного транспорта, ген. директор
Гильдии Московских Промышленников (1999-2004), зам. Руководителя Комитета по
связям с промышленниками и предпринимателями ОМТ.
Одно из
достижений «либеральной» мысли – рост тарифов монополистов, как основа, стимул
энерго-, ресурсосбережения в промышленности. «Либеральным мыслителям» было не
интересно, смогут ли и захотят ли собственники предприятий заниматься этим
самым энерго-, ресурсосбережением, или свернут производство, не выдержав
конкурентной борьбы? Погибнут? Ну тем хуже для них!
Но может быть
следовало бы добиваться того же результата другими методами, не нанося ущерб
населению и стране? Видимо слишком сложно, напрягает «светлый либеральный
разум». На самом деле,
в условиях устаревших технологий, оборудования, неподъёмных процентов на
кредит, отсутствия кадров, разгула рейдерских захватов и коррупции, дополняемых
необузданным ростом тарифов значительная часть добросовестных собственников и
менеджмента не в силах выдерживать конкуренцию. Не следует забывать, что
значительная часть предприятий перешла, в результате «блестяще» продуманной и
проведённой приватизации, в руки случайных, не компетентных в вопросах
промышленного производства и не заинтересованных в его сохранении и развитии,
собственников. Разумеется, рост тарифов – существенный дополнительный мотив для
остановки производства. Но наступил момент, когда падение
промышленного производства начало сказываться не только на жизненном уровне
населения, но и на обороноспособности страны, реализации космических программ,
престиже страны в мире. Наконец то забеспокоилось и руководство страны, заговорило
об инновационном развитии, росте производительности труда, создании новых
рабочих мест.
Прошло несколько лет и оно решило
что-то предпринять, чтобы произошло то, о чём они говорят: объявило о
замораживании на год тарифов монополистов. Казалось бы, не «либеральное»
решение – диктат государства, но на самом деле оно характерно для наших
«либералов». Зачем углубляться в проблему, создавать сложные механизмы
регулирования? Для этого требуется понимание проблем, достаточная квалификация,
а тут приказали тарифам остановиться и обрадованная промышленность должна
начать бурно развиваться.
Но не успело
Правительство заикнуться о столь революционной мере, как монополисты сообщили и
ему и общественности, к каким печальным последствиям это приведёт. Им и в
голову не приходит мысль сократить коррупционные и непрофильные траты, повысить
эффективность управления, сократить чрезмерные оклады и иные выплаты и самое
главное, заняться модернизацией своих систем, снижением удельных затрат.
Наоборот, они
тут же заявили о сокращении программ инновационного развития, ряда проектов,
численности персонала. Они объяснили, как всем станет плохо от принятия такого
решения. Их демонстрация имела частичный успех, Правительство завибрировало.
Уже разрешило для населения тарифы немного и повысить.
Но что
любопытно, тут же появились публикации, что повышать тарифы для населения – это
плохо: падает покупательная способность. Вроде как бы подразумевается, уж если
уступать, то лучше повышать тарифы промышленности. Ну кто бы возражал, что не
надо повышать тарифы ни промышленности, ни населению. Вспоминается «крылатый»
ответ тов. Сталина на вопрос: «Какой уклон хуже: левый или правый?». Он
ответил: «Оба хуже».
Но на самом
деле, тарифы для организаций промышленности должны быть ниже, чем для
населения, если стремиться к развитию промышленности, экономики. Развитие
промышленного производства – это занятость населения, снижение цен на продукцию
и не только за счёт снижения инфляции. Ответ на вопрос для кого тарифы должны
быть ниже: для населения или для промышленности идентичен ответу на другой
популярный вопрос: что лучше дать населению: рыбу или удочку? Не случайно и в
СССР, и в развивающихся европейских странах такое соотношение соблюдается.
Робеющее от
своей дерзости Правительство объявило о замораживании тарифов только на один
год. Да и откуда ему видеть основания для замораживания на более длительный
срок? Правда в Германии они не менялись 20 лет и планируется сохранить такую
политику ещё на 20 лет, а в США они даже снижаются. Но наши «либералы» брали
пример с развитых стран только ратуя за рост тарифов. Ну вот, тарифы догнали и обогнали,
и собираются дальше постоянно расти, но теперь пример заграницы, почему-то, их
не вдохновляет.
Но много ли,
при сохранении всех неблагоприятных для развития производства факторов, успеет
сделать предприятие, когда вместо необходимого существенного снижения тарифов,
ему обещают их только не повышать и то на один год?
Однако, как
следовало бы поступать Правительству?
Возможность остановки и снижения
роста тарифов – это снижение удельных затрат монополистов. Достигается это
системой мер, реализуемых на всех стадиях добычи, транспортировки и реализации
продукции, услуг. В
настоящее время считается, что существующий уровень затрат у монополиста -
неизменная данность. Научные методы нормирования давно забыты, они мешают
разворовыванию. Да и работать над сокращением затрат много сложнее, чем
выдавливать из Правительства рост тарифов. С ростом дохода монополиста растут
«доходы» и его менеджмента. Да и государство не в накладе: растут налоговые
платежи.
Принципиальным является изменение
методики расчёта тарифов. Необходимо уйти от затратного метода их определения,
учитывающего только рост затрат на потребляемые ресурсы и услуги. Если организации промышленности для накопления
средств на обновление оборудования начисляют амортизацию, то монополисты,
помимо этого требуют при расчёте тарифа ещё ввести и инвестиционную
составляющую.
Для создания перелома в практике постоянного
роста тарифов целесообразно отработать и внедрить механизм «обусловленного» их роста.
Роста, направленного на обеспечение мероприятий, позволяющих снизить затраты и
остановить рост а, возможно, и снизить тарифы.
Расчёт тарифов должен опираться
на Программу модернизации, инновационного развития монополиста. Основные проблемы - это разработка
эффективных предложений, мероприятий, включаемых в Программу, и обеспечение их
реализации, финансирования.
Следует создать целевой инвестиционный фонд монополистов, в который
направляются амортизационные отчисления, инвестиционная составляющая тарифа,
средства из прибыли. Естественно, должен быть создан механизм обеспечения и
контроля целевого использования фонда. Для этого он может размещаться в
уполномоченном банке и расходоваться только на реализацию мероприятий Программы
модернизации, инновационного развития монополиста.
В
целях стимулирования работников монополии можно не изымать полностью в течение
срока окупаемости плюс два года, полученную монополистом экономию от внедрения
мероприятий Программы, а оставлять её часть для обеспечения роста зарплаты его
работников. И, прежде всего, участвующих в реализации соответствующих
мероприятий.
Необходимость
обеспечения снижения удельных затрат, модернизации систем монополистов должна
послужить мощным стимулом для финансирования ими программ исследований, отыскания
и внедрения инновационных решений, подготовки квалифицированных кадров.
Публиковалась информация, что до 40% патентов в Европе выдаются на тему
энерго-, ресурсосбережения.
Несмотря на
процесс постоянного совершенствования механизма проведения конкурсов на
поставку материалов, оборудования, необходимо создать специальный порядок
проведения конкурсов по закупкам монополистами продукции и услуг,
предполагающий контроль их проведения общественными организациями потребителей
их продукции, услуг. Возможен предварительный отбор ими потенциальных
исполнителей тех или иных работ, которые могут быть допущены к конкурсу.
Разумеется,
должен проводиться контроль доходов и расходов всех сотрудников монополии,
имеющих отношение к проведению конкурсов, должна быть определена их
персональная ответственность за его результат.
Следует разработать порядок привлечения для аудиторских
проверок монополистов независимых аудиторских компаний, отбираемых
потребителями их продукции, услуг.
Излишне велики расходы
монополистов на оплату труда, особенно верхнего эшелона управленцев. Тратят монополисты на широкую ногу. Ни для кого
не секрет, что уровень заработной платы у газовиков, нефтяников, энергетиков,
железнодорожников много выше, чем, например, в лёгкой промышленности. В то
время как труд в легкой и других отраслях промышленности во многих случаях не
легче и не проще. Необходимо
внедрить новую систему
оплаты труда руководящих и рядовых работников монополистов. Она должна ощутимо
зависеть, в основном, от двух показателей:
- От
роста объёма продаж продукции, услуг, но исчисляемых исключительно в
натуральном, не стоимостном исчислении. При этом реализация продукции на
внутреннем рынке должна учитываться с повышающим коэффициентом.
- От снижения материальных и
трудовых ресурсов, расходуемых на производство единицы продукции, объёма услуг
монополиста. Дополнительно должно учитываться и снижение темпа роста тарифов,
возможная остановка роста и снижение его уровня.
Целесообразно установить, что доход
руководящих менеджеров не может превышать более чем в 10 раз средний доход
сотрудников структуры.
Административные помещения, в
которых находятся монополисты, строились и строятся не по самым скупым сметам. Структура монополистов включает, зачастую,
непрофильные составляющие – газеты, телевидение, элитные посёлки и т.д. Их
следует исключить. Так же недопустимо навязывать монополистам неэффективные для
него решения в целях решения политических задач.
Должен быть создан механизм смены
неэффективного менеджмента.
Только ответственная, кропотливая, грамотная
работа государства по созданию механизма регулирования монополистов может
привести и к остановке, и к снижению тарифов.