К вопросу о «государственном
перевороте» Александр Афанасьев
ДЕВЯНОСТО
ТРЕТИЙ ГОД «ПО-РУССКИ». К
ЗАКРЫТИЮ ТЕМЫ
В
прозападных кругах принято считать, что Россия отстаёт от вечно прогрессивной
Европы примерно лет на двести. И просто удивительно, что при анализе событий,
произошедших в России двадцать лет назад, в октябре 1993 года, наши либералы (и
не только они) почему-то не припомнили «девяносто третий год» Великой
французской революции, трагическим дням которого великий романтик Виктор Гюго (1802-1885) посвятил один
из лучших своих романов. А в сопоставлении событий 1793-го и 1993-го годов
много удивительного и поучительного. Причём не только в анализе существа
событий одного года, а всей революции в целом. И
двести лет спустя во всех явлениях сумбурной «русской» революции внимательный
глаз обнаружит, по существу, все основные этапы классической французской
революции. И свой 1789-й год, и свой штурм Бастилии, и свою Декларацию прав
человека и гражданина, и своё свержение монархии, и собственное провозглашение
республики, и свой революционный террор, и собственный термидорианский
переворот. Всё у нас было, через всё мы прошли. Но не бурно, по-французски, с
инициативой снизу, а лояльно к властям, сугубо по-русски, с интригами и
заговорами внутри правящей элиты. У нас был даже свой Оноре Мирабо (1749-1791), провозгласивший себя защитником интересов
«третьего сословия» (в нашем случае – «советского крестьянства»), но
превратившийся в тайного агента короля. Был и свой Дантон-Робеспьер, раскрутивший маховик «русской» революции до
предельных оборотов, а затем сам же прихлопнувший его «термидорианским»
переворотом. Всё
у нас было вроде бы как во Франции. Но всё не так, всё слишком «по-русски», то
есть всё «по-непутёвому». Так, по крайней мере, кажется нашим нынешним
аналитикам, причём не только либеральным, но и патриотическим. Однако в этот
раз у нас ничего и не могло произойти по французской «классике». И не только потому,
что мы - не Франция, а Россия. Свою французскую «классику» мы уже прошли в 1917
году, причём, что называется, «по полной программе» - вплоть до кровопролитной братоубийственной
Гражданской войны и ожесточённой борьбы страны в одиночку практически со всем
миром. Странно, но до сих пор никто, в том числе и среди патриотов, не заметил,
что Россия не только может «отставать» от Европы на два столетия, но и способна
порой опережать её ровно на те же два века. Девяносто третий год во Французской
революции 1789-1994 годов знаменовал собой мощный, отчаянный, до
террористического безумия, революционный
рывок вперёд, к манящему свободой капитализму, сладко-горькие плоды которого
с гримасой умиления и отвращения вкушает ныне современная Франция. В
Российской же «революции» 1991-1993 годов был осуществлён обратный разворот страны из мечтательного коммунистического
будущего всего мира в грубые реалии современного олигархического
(«монополистического», по Ленину) капитализма, прикрытого личиной демократии и
нацеленного на завоевание всего мира под эгидой одной страны, провозгласившей
свою исключительность. К 1991 году мы успели побывать и прожить (не
просуществовать!) в течение семидесяти лет в том «будущем», о котором мечтали
европейские утописты Томас Мор
(1478-1535), Томас Мюнцер
(1490-1525), Томмазо Кампанелла
(1568-1639), Клод Сен-Симон
(1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837)
и Роберт Оуэн (1771-1858). Столкновение
расплывчатой гуманистической европейской мечты с жёсткой российской
коммунистической явью оказалось слишком грубым и контрастным. Такова уж обычная
специфика контрастности мечты и яви. Как
бы то ни было, но мы ТАМ побывали.
Да, в советском прошлом было немало трудного, жестокого и даже позорного. Но
было и то, чего никогда не понять ни одному самому интеллектуальному западнику.
Ибо был ещё и всеобщий пафос, была неподдельная романтика молодых сердец, была общественная
устремлённость к чистому и светлому бытию, был, наконец, прорыв духа подлинной свободы для огромной
массы людей. Той свободы, которую нам сегодня предлагается принимать через капельницу, строго дозированно и с
приличной добавкой розовой водицы. В
отношении нашего «девяносто третьего года», думается, всё-таки прав был
«старик» Маркс, заметивший по поводу Наполеона III, что история повторяется дважды:
один раз в форме трагедии, другой – в виде фарса. Французская буржуазная революция
1789-1794 годов и Российская социалистическая революция 1917 года были подлинными трагедиями не только для французского
и российского народов, но и для мира в целом. Таковыми они и останутся в
истории человечества. «Революция» же 1991-1993 годов полностью укладывается в
сценарий фарса. Штурм Белого дома в октябре 1993 года, дружно объявленный
политологами «государственным переворотом», был от начала до конца воистину фарсовым.
Фарсовым был «оплот демократии», заседавший в российском «Белом доме»,
уподобленном вашингтонскому «оплоту демократии». Фарсовым был его вызов
«тирану», подкреплённый приказом штурмовать московскую мэрию (!) и Останкино
(!). Фарсовым было поведение нашего «Наполеона», приказавшего расстрелять «фашистско-коммунистических
мятежников» болванками из пушек во имя защиты демократических завоеваний.
Фарсовой оказалась и дальнейшая судьба самих «мятежников», не только быстро освобождённых,
но ещё и оказавшихся впоследствии при делах и при больших деньгах. Пример
возглавившего «мятеж» вице-президента Руцкого (с 1996-го по 2000-й год
губернатор Курской области) – яркое тому доказательство. И уж совсем, до
неприличия, фарсовым было публичное заявление 42-х российских интеллигентов
(цвет российской интеллигенции!) в поддержку диктатора с призывом «Раздавите
гадину!». При
анализе событий российского «девяносто третьего года» почему-то ни у кого из
политологов не возникло ощущения «дежа вю» (фр. – «уже виденное»). А аналогии
не просто напрашиваются, а кричат во весь голос. Подобный фарсовый «мятеж» мы
уже видели два года до этого, в августе 1991 года. Правда,
он тогда назывался «путчем» и были в нём задействованы совсем другие лица, но
сценарий-то у него был, по существу, тот же самый. И те, советские, «путчисты»
выступили против мятежного «корсиканца» Бориса Ельцина, но действовали вяло и
нерешительно, как бы демонстрируя свою собственную обречённость и обречённость
олицетворяемого ими Советского государства. Как в октябре 1993 года, так и в
августе 1991 года решающее слово должны были сказать советские и российские спецслужбы
(подразделение «Альфа») и превратить фарс в трагедию. Но действуя якобы сугубо по
собственной инициативе, они отказались выполнить приказ и не допустили реальной
трагедии. То есть позволили событиям протекать в форме фарса. Да, «путчисты» в
1991 году были арестованы, но очень скоро оказались на свободе, причём с
сохранением званий и высоких государственных пенсий. Наиболее
пострадавший «путчист» - «крестьянин» Василий
Стародубцев (освобождён в мае 1992 года по состоянию здоровья) был и более
всех вознаграждён за свои страдания постом губернатора Тульской области (1997-2005).
Но наибольшую компенсацию за свои невыносимые «угрызения совести» возымел
великомученик Михаил Горбачёв, добавивший к титулу (и деньгам!) лауреата Нобелевской
премии мира ещё и Фонд своего имени, регулярно пополняемый из-за рубежа. Сравнивая
весьма схожие между собой события августа 1991 и октября 1993 годов, невольно
ловишь себя на мысли, «а был ли мальчик»? В самом деле, можно ли назвать первые
– «путчем», а вторые – «мятежом» или «переворотом»? Отбрасывая в сторону
реальный драматизм процессов, в которых были замешаны толпы далёких от
закулисья рисковых «статистов», приходится ныне констатировать, что ни «путча»,
ни «переворота», по существу, не было, а была лишь мастерская сценарная их имитация при не очень искусной игре
главных действующих лиц. Если называть вещи своими именами, игра была не просто
топорная, а прямо-таки позорная. Но
поставленные цели были достигнуты, и результат оказался блестящим. Всего за два
года не только был разрушен казавшийся несокрушимым Советский Союз, но и вектор
развития страны был развёрнут ровно на 180 градусов: в 1991 году «путчисты» ещё
защищали в СССР остатки социализма, а в 1993-м уже «свободная» Россия оказалась
в ежовых объятиях капитализма. И всё это было проделано усилиями одной и той же правящей элиты, которая,
лишь слегка подчистив свои ряды и перегруппировав свои силы, полностью сохранила в своих руках власть.
Более того, она буквально озолотила саму себя и своих приверженцев за счёт
государственной казны и общенародного «национального достояния», да к тому же
избавила опозоренную власть от груза персональной
ответственности за катастрофическое положение страны и народа. Разумеется,
были и объективные причины для смены
политического курса страны. В условиях враждебного окружения, использовавшего в
своих идеологических интересах любой промах и каждый неверный шаг советского
руководства, страна и её народ (русский в первую очередь) за семьдесят лет серьёзно перенапрягли и значительно истощили свой коллективистский,
«коммунистический», потенциал. Не могла не ослабить и существенно подорвать его
Вторая мировая война, гигантским катком прокатившаяся в форме Великой
Отечественной войны больше всего по нашей стране. Народ
и страна нуждались в передышке, в нормальной
человеческой жизни. Вполне естественно в этой ситуации в обществе и элите
стали накапливаться либеральные тенденции,
крепчал скептицизм по отношению к романтическим коммунистическим идеям и
народным коллективистским ценностям. К концу 1980-х годов «яблоко» социализма в принципе созрело для падения. Но в
России, как известно, ничто не падает само собой. Мы могли провисеть в социализме и сто, и двести, и даже, подобно «дому
Романовых», четыреста лет. А потому особо нетерпеливым захотелось это яблоко подтолкнуть. И здесь мы вынуждены
признать (да это сейчас и не скрывается) наличие в объективно назревших
событиях «революции» 1991-1993 годов весьма существенного субъективного фактора, причём далеко не «русского» происхождения. В
субъективном плане и август 1991-го и октябрь 1993-го были всего-навсего хорошо
организованными и тщательно спланированными провокациями. Они очень напоминают
политико-финансовую пирамиду, в которой минимален риск главных действующих лиц
и все издержки ложатся на плечи доверчивых «вкладчиков». Это потом финансовые
пирамиды стали расти в стране, как грибы. Начало же им положила именно первая политическая
«пирамида» с участием Горбачёва. Её «навар» - Беловежский сговор в декабре 1991
года руководителей трёх самых крупных союзных республик (Российской, Украинской
и Белорусской), провозгласивших расформирование и роспуск Советского Союза. Провокационными
спусковыми крючками «мятежа» российских парламентариев послужили не только чубайсовская
«ваучеризация» (пирамида номер два) и гайдаровская «шоковая терапия» (пирамида
номер три), но и указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в
Российской Федерации». Он, по существу, означал введение в стране президентского
правления. Верховный
Совет РФ просто не мог не прореагировать на эти провокации, а, прореагировав, де
факто упрочил позиции «реформаторов», дружно поддержанных из-за рубежа. Всё это
не оставляет сомнения в том, что в России в октябре 1993 года был успешно осуществлён
некий международный проект под названием «Реформатор Ельцин», смысл которого
сводился к полному развалу Советского Союза и десуверенизации России как его
правопреемницы. Это был самый масштабный проект, впечатляющий по своей эффективности
и по своим минимальным финансовым затратам, который когда-либо удавалось
осуществить одной стране по отношению к конкурентной мировой державе. Как
нам сегодня относиться к событиям двадцатилетней давности: захлёбываться от
радости, восторгаясь своей безграничной свободой, или посыпать голову пеплом,
сожалея о своём великом прошлом? Думается, не то и не другое. Это всего лишь
наше прошлое, пережитое. Таких «прошлых» страниц в истории России было немало.
Но главное ведь не в них, а в нас самих, в нашем отношении к своему прошлому. Мы
сегодня совсем другие: повзрослевшие, умудрённые житейским опытом мирового масштаба. За
двадцать лет мы достаточно хорошо испытали на себе удушающие объятия врагов, потакающих нашим
слабостям и извлекающих максимальные выгоды из нашей доверчивости. Познали мы и
предательство наших лучших друзей, продавших душу дьяволу за те самые «тридцать
сребреников», из-за которых хочется повеситься на осине. Мы с трудом, но
выбираемся из-под гнёта мечтательных собственных иллюзий, чуждых нашему естеству искушений
и опрометчивых ложных поступков. Мы
слишком много разбросали камней, разрушая наше прошлое. Наступает другое время
– время сбора камней для строительства нашего будущего и будущего наших детей и
их потомков. Для этого нам нужно, не спеша, но и не мешкая, начать освобождаться
от инерционной лжи – в первую очередь от лжи самим себе. Затем требуется включить
не раз спасавший нас здравый смысл. И постепенно всё образуется. Ничего другого
нам просто не остаётся.
Расскажи друзьям:
|