С. И. Резник
ПОЛЬЗА
И ВРЕД ОФШОРОВ Наша справка: С. И. Резник - к.т.н., доктор экономических наук, профессор Академии водного транспорта, ген. директор Гильдии Московских Промышленников (1999-2004), зам. Руководителя Комитета по связям с промышленниками и предпринимателями ОМТ.
22 октября Деловая Россия провела круглый стол на
тему: «Офшорные компании – проблема Российской экономики». Вела круглый стол
депутат Пресненского района Москвы Людмила
Александровна Алатырцева. С основным докладом выступил магистр МГИМО,
независимый юридический консультант Алексей
Сергеевич Щербаков. Основная часть доклада
была посвящена описанию, что такое офшорная компания, как она регистрируется и
работает. Докладчик напомнил, что офшорная зона — территория государства, в пределах которой для
компании-нерезидента действует особый льготный режим регистрации,
лицензирования и налогообложения, при условии, что предпринимательская
деятельность осуществляется вне пределов этого государства. У предприятий нет необходимости сдавать отчетность и
проводить аудит, отсутствует валютный контроль, не платятся таможенные пошлины,
финансовые операции строго конфиденциальны. Собственники компаний не известны,
управляют ими «номинальные директора» и «секретари компании». Далее
развернулась дискуссия и началась она с обсуждения негативных моментов,
обусловленных существованием и использованием офшорных зон. Первый вопрос прозвучал так: страдает
ли экономика РФ от деятельности офшорных компаний? Ведущая отметила, что в офшорные
компании выводят значительные средства, не инвестируя их в экономику страны. Они
используются предпринимателями для уходят от налогов, что сказывается на
наполняемости бюджета страны. Далее в выступлениях было отмечено,
что офшорные компании, в связи с отсутствием прозрачности их деятельности,
предоставляют дополнительные возможности теневому и криминальному бизнесу.
Через них финансируются террористические организации. Весьма затруднительно вести с ними
хозяйственные споры, судебные тяжбы затягиваются на года. Возникают проблемы
для государственной безопасности, когда стратегическими, важными для
жизнеобеспечения объектами владеют зарубежные структуры, собственники которых
не известны. Однако, в дальнейшей дискуссии
выяснилось, что существование офшоров не обязательно, и не всегда зло. Оно
позволяет предприятиям в странах, не умеющих выстраивать среду, комфортную для
развития бизнеса, выжить. Регистрация предприятия в офшоре
избавляет его от уплаты высоких налогов, выплаты штрафов и взяток бесконечному
числу проверяющих, позволяет ему выжить и развиваться. Не следует забывать, что
выживая, предприниматель создаёт рабочие места, его работники и он, пусть в
меньшей степени, платят налоги (чего не было бы, если бы он закрылся, не
выдержав фискальной и прочей нагрузки). Важно и то, что регистрация
предприятий в офшоре, существенно затрудняет, снижает риск их захвата
рейдерами. В то время, как государство, практически, ничего не делает для их
предотвращения. Не факт и то, что выведенные деньги
не инвестируются в стране. Определённая часть их возвращается, но уже как более
защищённые иностранные инвестиции. Таким образом, не очевидно: большие
пользу или вред офшоры несут государству. Но для предпринимательского
сообщества они полезны. Офшоры для бизнеса полезны ещё и тем, что побуждают
государство создавать для бизнеса более благоприятные условия, с тем, чтобы
удержать его в стране. С учётом востребованности офшоров
рассчитывать, что они исчезнут, что их можно какими-то межгосударственными
соглашениями ликвидировать не приходится. Для стран, на территории которых
расположены офшоры, а таких более 40, этот вид деятельности является одним из
основных для обеспечения занятости, дохода населения, наполнения бюджета. Таким образом, задача состоит в том,
чтобы, при сохранении офшоров, минимизировать возможности использования их для
отмывания теневого капитала, для криминального бизнеса и финансирования
террористической деятельности. Для этого необходимо, с одной
стороны, добиваться возможности получения в необходимых случаях (вероятно определяемых
судом) информацию и о финансовых операциях, и об учредителях офшорных компаний. С другой стороны, необходимо внутри
страны усилить меры по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем и финансированию терроризма. Но самое главное,
следует в стране создать необходимые условия для развития производства, комфортной
среды для предпринимательской деятельности, тогда ослабнет потребность в
офшорных компаниях.
Расскажи друзьям:
|