М. Д. Абрамов, к.т.н., вице-президент ЭАЦ
«Модернизация»,
член генсовета ВПП «Партия
дела»,
член Общественного совета ОМТ.
ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА?
2 октября с. г., выступая в Москве на форуме «Россия
зовет», В. В. Путин посетовал на низкую эффективность нашей экономики. Он
сообщил, что темпы роста производительности труда (3,1%) по результатам 2012
года не только не сокращают отставание от лидеров по эффективности, а
фактически означают консервацию экономики, точнее, её однобокую структуру и
сырьевой характер. Производительность труда в России, по мнению президента,
должна ежегодно расти на пять-шесть процентов – вдвое быстрее, чем сейчас.
Что же такое производительность труда? В расчетах
Росстата, результаты которых использует В. В. Путин, чем больше ВВП (валовый
внутренний продукт), тем выше производительность труда. И чем больше издержки,
входящие в добавленную стоимость, тем выше ВВП. Например, за 10 лет издержки на
производство одной тысячи кубометров газа Газпромом, по данным В. Л. Иноземцева,
выросли в 6 раз. По-видимому, соответственно вырос вклад Газпрома в ВВП России,
и соответственно выросла его производительность труда.
Такой подход возможен (т.е. не ведет к разорению) лишь
при отсутствии конкуренции и высоких мировых ценах – при производстве нефти,
газа, угля, удобрений, металлов. Не зря же доля сырья и материалов в российском
экспорте составляет 93,3% (2011 г.), а доля продукции машиностроения –
ничтожна.
Чтобы изменить ситуацию, надо снижать издержки. А
такая возможность определяется промышленной политикой Правительства России.
Именно Правительство устанавливает налоги, тарифы, процедуры, ставки
рефинансирования и т.п.
К сожалению, снижение издержек не является задачей
Правительства.
На встрече, посвященной обсуждению проблем сельского
хозяйства, В.В. Путин предложил Бабкину К.А (совладельцу завода «Ростсельмаш» и
тракторного завода в г. Виннипеге, Канада), подготовить записку с разъяснением
причин, по которым производство тракторов не переносят из Канады в Россию;
сравнить условия здесь и там. Такую записку К. А. Бабкин направил В. В. Путину
и опубликовал 2 октября с. г. в блогах. Статья «Почему тракторный завод
останется в Канаде» имела огромный успех и была повторена на многочисленных
ресурсах Интернета. Приведу небольшие «выжимки» из статьи К.А. Бабкина (см.
Табл. 1 и комментарии к ней).
Таблица 1. Расчет
коммерческой целесообразности переноса
производства
тракторов из Канады в Российскую Федерацию
Статья расходов
|
Экономический эффект
|
Оплата
труда
|
- $10,0 млн.
|
Проценты
по кредитам
|
+ $14,4 млн.
|
Газ
|
-
$0,7 млн.
|
Электроэнергия
|
+
$2,1 млн.
|
Перевозки
|
+
$4,2 млн.
|
Охрана
|
+
$0,9 млн.
|
Учет
|
+
$1,0 млн.
|
Налоги
|
+
$26,1 млн.
|
Итого
разница
|
- $38,0 млн.
|
Чистая
прибыль в Канаде
|
+ $16,4 млн.
|
Чистый
убыток в России
|
- $21,7 млн. |
Комментарии к таблице.
Оплата труда в России примерно на 30% ниже, но с 2002 по 2012 она выросла на 472%
(21,1% в год), а в Канаде – на 30% (2,0% в год).
Средняя ставка по кредитам в 2012 году для завода «Ростсельмаш» составила
11,75%; в Канаде – 2,30%. В 2012 г. выплаты по кредитам в Канаде составили $3,5
млн., в России надо было бы заплатить $17,9 млн.
Газ в
России пока дешевле (в 2,28 раза), но мы их быстро догоняем.
Электроэнергия. Тарифы на поставку электроэнергии в Канаде для крупных промышленных
предприятий составляют в среднем 1,70 рубля за кВт ($0,055). В России тариф в
2,20 раза выше – 3,70 рубля.
Потери на грузоперевозках связаны с более высокой (на 5%) ценой на топливо в России,
более высокими ценами на перевозку продукции грузовыми тралами, используемым
заводами сельхозмашиностроения (в России – в среднем 60,0 рублей/км ($1,92); в
Канаде – 39,4 рублей/км ($1,25) и ростом тарифов в России на железнодорожные
перевозки – в 2008 году ж/д транспорт был выгоден при перевозках на 750 км, а в
2012 – более 1500 км.
Охрана.
Завод «Ростсельмаш» содержит 150 охранников, в Канаде – 4 охранника проверяют
пропуска и звонят при необходимости в полицию.
Учет.
«Ростсельмаш» ведет бухгалтерский учет, налоговый учет и учет в соответствии с
требованиями МСФО. В Канаде – один учет. Контрольные органы в России в рамках
выездных, камеральных, встречных проверок запрашивают большое количество копий
документов. В 2012 году «Ростсельмаш» предоставил фискальным органам в копиях
около 41 тыс. документов; количество проверок за год – 167. На заводе в Канаде
учет ведут 14 человек. В России на такой завод потребуется 65 человек. На
«Ростсельмаше» работают около 200 бухгалтеров.
Налоги.
Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой
завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше.
К этому следует добавить гораздо лучшие условия
ведения бизнеса в Канаде по сравнению с Россией – реальная государственная
поддержка развития производства, обеспечение стабильного внутреннего спроса на
сельхозтехнику, поддержка экспорта продукции сельхозмашиностроения,
транспортная инфраструктура, доступность чиновников и т.д.
Если анализировать статьи, расходы по которым в России
выше, чем в Канаде, можно заметить, что около 30% ($14,4 млн.) составляет
превышение выплат процентов по кредитам и 53,6% ($26,1 млн.) – превышение
налоговой нагрузки.
Причина высоких кредитных ставок – отсутствие верных
ориентиров у наших банкиров. Деятельность банков с государственным участием
направлена не на развитие экономики, а на получение ими максимальной прибыли.
Например, прибыль Сбербанка в 2012 году составила 344,4 млрд. руб. А доходы
руководителей российских банков с госучастием в десятки раз превышают доходы
руководителей банков самых богатых стран и в тысячи раз превышают среднюю
российскую зарплату. На нехорошее поведение банкиров обратил внимание В. В.
Путин в Послании Федеральному Собранию: «Известно, что в ФРС Соединенных
Штатов, в Евроцентробанке, в других некоторых центральных банках прямо в
уставах записана обязанность этих структур думать о рабочих местах и
обеспечении темпа роста экономики». Видимо, у наших банкиров другие заботы и,
главное, нет «тормозов».
Кредитные ставки важны, но именно налоги – главный
фактор, из-за которого нецелесообразен перенос производства из Канады. И это –
результат налоговой политики, проводимой Минфином.
Тем не менее, Д. А. Медведев на встрече с членами бюро
правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 10 июля
2013 г. сообщил, что Правительством одобрен представленный Минфином проект
«Основных направлений развития налоговой политики на период 2014–2016 годов»
(далее «Проект Минфина») и в течение трёхлетнего предстоящего периода никаких
существенных изменений в структуре налоговой системы не предусматривается, так
же как и введения новых налогов.
В «Проекте Минфина» сказано, что «достигнутый к
настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует
минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает
стабильную наполняемость бюджетов всех уровней».
Минфин заблуждается сам и вводит в заблуждение
Правительство и россиян.
Именно Российская налоговая система – корень зла,
которое сегодня разрушает нашу страну, является тормозом развития
промышленности и не дает возможности решить поставленные Президентом задачи.
Это достаточно убедительно показал К. А. Бабкин в Записке В.В. Путину. И его
случай – не исключение.
Рассмотрим налоговое бремя на предложенное Минфином
«модельное предприятие» по итогам 2012 года. Этот пример приведен в «Проекте
Минфина»:
- выручка 100 млн. руб.;
- материальные расходы – 60 млн. руб.;
- годовой фонд оплаты труда (ФОТ) – 20 млн. руб.;
- среднемесячная зарплата по стране в 2012 г. – 26.690
руб.;
- социальные взносы – 6 млн. руб. (30%);
- НДФЛ с учетом вычетов – 10,79%.
- прибыль – 14 млн. руб.;
- налог на прибыль – 2,8 млн. руб. (20%)
- численность предприятия составит 62 чел. (20 млн.
руб./12 мес. /26.690 руб. в месяц).
Минфин сообщает, что по уровню налоговой нагрузки
модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2012
года поднялась на 23 позицию в рейтинге, а налоговая нагрузка снизилась
до 8,81% выручки организации.
Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской
Федерации в 2011 году составила 25,25% от доходов работника. По сравнению со
странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 году
налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых
вычетов на детей.
Таково мнение Минфина. У Минфина все хорошо. Хотя и
вызывает сомнения правомерность оценки налоговой нагрузки по ее доле в выручке
(8,81%)…
Теперь сравним налоговое бремя этого модельного
предприятия с налоговым бременем такого же предприятие в США. Одновременно
уточним некоторые исходные данные. В дополнение к данным «Проекта Минфина»
предположим, что «модельным» предприятием на 30 млн. из 60 млн. материальных
затрат куплено технологическое оборудование. Предположим также, что стоимость
основных фондов (технологического оборудования), приобретенного до 1 января
2013 года, равна 100 млн. руб. (не так много при годовой выручке 100 млн.
руб.).
При проведении расчетов учтем, что в США действует
прогрессивная шкала подоходного налога со ставками от 15% до 39,6%. При этом в
США годовой доход до 255 тыс. руб. налогом не облагается, а до 1,0 млн. руб.
ставка налога – 15%. Подоходный налог платит работник и предпринимателя он не
касается. Ставка социальных взносов в России 30%, а в США – 13,3%, из которых
7,65% выплачивает предприятие, а 5,65% - работник. Платит ли налог работник или
предприниматель при оценке налогового бремени значения не имеет, но если бы
россияне сами платили подоходный налог и социальные взносы, к налоговой системе
они относились бы по-другому и из электората превратились в граждан.
В США разрешено 100% списание полной покупной
цены купленного оборудования (максимальная сумма списания $ 500 тыс. за
единицу, при общей сумме приобретенного оборудования – $2 млн. в год; но при
превышении этих сумм – 50% списание, далее – нормальная амортизация). Это – для
всех предприятий. В России оборудование приобретается из прибыли, на которую
надо уплатить налог на прибыль 20%. Шкала налога на прибыль в США тоже
прогрессивная – от 15% до 35%.
Российский предприниматель платит НДС в размере 18%, а
в США НДС нет. Соответственно у них нет возни со счетами-фактурами и
возмещениями с последующими войнами с налоговыми инспекциями и арбитражными
судами; налог с продаж, который платит население США по ставкам (от 5% до 12%),
устанавливаемым штатами, касается только предприятий розничной торговли.
В США, как и в других развитых странах, предприятия
налог на имущество не платят. В России налог на имущество (на технологическое
оборудование) предприятий, равный 2,2%, отменен с 1 января 2013 г. Но это
касается лишь оборудования, приобретенного после этой даты.
Результаты расчетов сведены в Таблицу 2.
Таблица 2. Налоговое бремя на предприятие в России и в США (тыс. руб.)
Налоги
|
Россия
|
США
|
Подоходный налог
|
2.158,0
|
607,1
|
Налог на прибыль
|
8.800,0
|
0,0
|
Социальные взносы
|
6.000,0
|
2.660,0
|
Налог на имущество
|
2.200,0
|
0,0
|
НДС
|
6.100,0
|
0,0
|
ИТОГО
|
25.258,0
|
3.267,0 |
Таким образом, на малое производственное предприятие в
России, предложенное Минфином в качестве «модельного», налоговая нагрузка
существенно (в 7,7 раза) больше, чем на такое же предприятие в США.
При таких налогах промышленное производство в России
развиваться не может. Оно и не развивается. Более того, промышленность
разваливается.
К сожалению, задачу развития промышленности и, тем
более, роста производительности труда Минфин перед собой и не ставит. Этим
занимаются Минэкономразвития и Минпромторг. Но их не интересуют налоги. А
Минфин рассматривает налоги лишь как источник доходов бюджета, но никак ни
инструмент промышленной политики.
Но именно налоги – главная статья издержек
предприятия. Если мы хотим повысить производительность труда и развивать
промышленность, налоговую систему надо менять.
Что делать, нам известно. Подробности и обоснования
можно прочитать в работе «Налоговая доктрина. Пути совершенствования налоговой
системы Российской Федерации» (руководитель авторского коллектива д.э.н.
Государственный Советник налоговой службы II ранга В.А. Кашин), выполненной в
2011 году ЭАЦ «Модернизация» (http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_3df0254cbd59c7ef9ef95c69da0d645e)
по поручению Председателя Совета Федерации РФ С. М. Миронова, или в
работе «Модернизация России. Проблемы и пути их решения» (руководитель
авторского коллектива Академик РАН Нигматулин Р. И.), также выполненной ЭАЦ
«Модернизация» (http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_815b90ff7cd234ff50be45c967528448)
в 2012 году по инициативе и при участии К. А. Бабкина. Конструктивную
информацию по затронутым проблемам можно получить из проекта «Что делать?» на
сайте Партии дела (www.partyadela.ru).