ПИВНАЯ В ДОМЕ ХАНЖОНКОВА И «ЧЕМОДАН»
НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. ЧТО ОБЩЕГО? или
КТО УКРАЛ У МОСКВИЧЕЙ ДОМ
ХАНЖОНКОВА?
ДОМУ ХАНЖОНКОВА - ДОМУ КИНОРЕКОРДОВ и КИНОНАСЛЕДИЯ
100 лет (1913-2013)
В начале
славных дел.
В начале ХХ века ситуация на российском кинорынке мало
чем отличалась от сегодняшней – начала ХХI века. Тон в кинопрокате задавали российские
представительства иностранных кинопроизводителей, и экраны были заполнены
зарубежной кинопродукцией. Но уже набирала обороты отечественная
кинопромышленность и с каждым годом все актуальней становился вопрос, как
теперь принято говорить, продвижения отечественной фильмопродукции на
отечественный же экран. Особенно резко столкнулся с этой проблемой пионер
российского фильмопроизводства, и к началу 1910-ых годов основной поставщик
российского кинопроката, Александр
Ханжонков (более половины фильмов в стране снималось на его кинофабрике),
при выпуске первого, по тем временам, полнометражного фильма не только в России,
но и в мире, – военно-патриотической картины «Оборона Севастополя».
Показательный факт: для премьеры фильма был арендован самый вместительный в
Москве Большой зал консерватории. И, наверное, именно тогда зародилась у
Ханжонкова идея построить в Москве свой кинотеатр, вернее кинодворец с
рекордным тогда количеством зрительских мест – 1500! (А позже и сеть
кинотеатров по всей стране)
Но, к сожалению, когда из-за строптивости одного из
2-х землевладельцев приобретаемых под строительство участков, реализация
проекта оказалась под угрозой срыва, и мудрый Ханжонков принял вынужденное
решение довольствоваться половинчатым вариантом строительства электротеатра
(именно так, вместо привычного кинотеатра, назывались тогда кинозрелищные
заведения), этому рекорду так и не суждено было сбыться. В буквальном смысле
слова, строительные чертежи были поделены пополам по оси симметрии и дошедшие
до 2000-х годов кинозал, фойе и цокольный зал (и, увы, разрушенные в 2006-ом
вандалами из числа госчиновиков) представляли
собой как бы разрез усеченного по срединной линии макета несостоявшегося
кинодворца. Но Ханжонков все равно хотел удивить Москву.
Первые
рекорды. Впервые. Первые во всем!
И судьбе было угодно, чтоб этот дом превратился в
настоящую кинематографическую достопримечательность Москвы - удивительный ДОМ
КИНО РЕКОРДОВ. Посудите сами. В августе 1913 у Триумфальных ворот был заложен
фундамент, а уже 21 ноября (4 декабря по новому стилю) того же года открыт
электротеатр "Пегас”. Таким образом, был установлен рекорд по
скоростному строительству кинотеатров. (Который, вряд ли, когда-либо, будет
превзойден!). К слову, Пегас, был
фирменной маркой ханжонковской кинокомпании по производству фильмов - он
символизировал творческое начало во всех делах "культурного капиталиста”
Ханжонкова. А вторым по счету рекордным достижением "Пегаса” следует считать
то, что во время открытия, после двухчасовой кинопрограммы состоявшей из картин
которые были сняты фирмой Ханжонкова в течение 5 лет (1908-1913), зрители
смогли увидеть самих себя на экране в ленте "Торжество в Акционерном обществе”.
Материал, запечатлевший начало церемонии открытия электротеатра, был отснят,
проявлен и подготовлен к демонстрации именно за эти два часа!
Разве не рекорд скорости изготовления кинопродукции?!
А не был ли этот торжественный показ всей ханжонковской кинопродукции первым в
Москве и стране фестивалем отечественных фильмов?! И первым творческим отчетом
первой российской киностудии?! Неудивительно, что "Пегас” на Триумфальной стал
самым популярным кинотеатром в Москве, где не только демонстрировались самые
новые фильмы, но и устраивались кинопраздники, премьеры, презентации и другие
торжества, в которых участвовали А. Ханжонков, В. Холодная, И. Мозжухин, В. Гончаров,
В. Старевич, П. Чардынин, В. Коралли, В. Полонский, В. Максимов и другие первые
отечественные кинозвезды и зачинатели кино в России.
По сути, этот Дом стал первым (и, наверное,
единственным) в стране КИНОТЕАТРОМ РОССИЙСКОГО ФИЛЬМА, как и задумывал
Ханжонкова. Как вспоминал позже выдающийся киновед и историк кино С. В. Комаров:
"Сюда, к Ханжонкову, шла "вся Москва”, чтобы не только посмотреть новинки
российского экрана, но и увидеть самый современный и "культурный синематограф”,
каким был "Пегас”. «С собственным
симфоническим оркестром в 35 человек для иллюстраций картин оркестровыми
номерами».
- Кроме обычных сеансов, – писал в 1913 году журнал
«Кинотеатр и жизнь», – в синематографе Ханжонкова «предположено устройство
лекций по различным вопросам кинематографии, а также сеансы научного и
образовательного кинематографа с соответствующими чтениями (лекциями)»…
И именно "Пегас” спас фирму Ханжонкова от разорения (а
вместе с ней и российский кинематограф, ибо, как уже отмечалось, Ханжонков
производил половину всей российской кинопродукции!), когда в ответ на
завистливый бойкот своих коллег-кинопрокатчиков, А. Ханжонков принял отчаянное,
но единственно верное решение: установив
рекордную по тем временам цену билета, демонстрировать созданный в Италии при
его, Ханжонкова, участии знаменитую
"Кабирию” (суперхит тех лет режиссера Пастроне по сценарию самой яркой
"звезды” европейской культуры начала века Габриэле Д’Аннунцио и первая
российско-итальянская копродукция) - только в "Пегасе”.
Фильм собрал рекордные по тем временам сборы и
соответственно количество зрителей в одном кинотеатре на демонстрации одного
фильма!
После национализации, в годы Советской власти
электротеатр Ханжонкова переименовали в "Горн”. Затем в "Межрабпом”, а с конца
30-х годов в "Москву”. А если говорить о том, что впервые в нашем кино
происходило в Доме Ханжонкова, то начинать следует со времен самого Ханжонкова.
Впервые в "Пегасе” были показаны отечественные научно-популярные и учебные
фильмы, а также киножурналы (производства АО "Ханжонкова и К°"), здесь же, у Ханжонкова, впервые (и не только в
стране, но и в мире!) увидела свет объемная мультипликация В. Старевича. Здесь
же впервые являлись публике кинодебюты Е. Бауэра, А. Вертинского, А. Хохловой,
Л. Кулешова, И. Перестиани…
Здесь А. Ханжонков проводил свои опыты по созданию
цветного и звукового кино. А в мае 1917 года в своем "синематографе” на
Триумфальной Ханжонков впервые собрал
представителей всех кинематографических профессий (чем не 1-ый съезд российских
кинематографистов?!), чтобы договориться о правилах "честной игры” во всей
киноотрасли. После октября 1917 года именно "Пегас” стал 1-ым кинотеатром
рабочих профсоюзов - "Горн”, а затем 1-ым фирменным советским кинотеатром
киностудии "Межрабпом-фильм”. Здесь проходили самые первые премьерные показы
многих советских фильмов. Называясь именем столицы СССР, кинотеатр "Москва”,
особенно, в 50-ые, 60-ые, 70-ые и 80-ые годы был, как бы, витриной столичного
кинопроката и именно он чаще других становился местом проведения всевозможных
официальных киномероприятий, как-то: фестивали, декады, недели, премьеры
фильмов разных стран и столиц, да, и всех союзных республик.
Став своеобразным рекордсменом тех лет, как по
количеству киномероприятий, так и по диапазону демонстрируемых фильмов. В эти
же годы ханжонковский кинотеатр, как и во времена Ханжонкова, становился
зачинателем новых форм повышения культуры обслуживания кинозрителей (или
используя терминологию работников советского кинопроката - "работы со
зрителем”), становясь то "фирменным” кинотеатром объединения комедийных фильмов
"Мосфильма”, то "фирменным” кинотеатром музыкального, то документального
кино...
Второе
рождение. И вновь первые в стране! И, даже, в мире!
И, наверное, не без учета
вышеназванных фактов, когда в конце 80-ых Постановлением Совета Министров СССР
было определено создание в Москве Центра национальных кинематографий для
регулярной демонстрации отечественных фильмов, выбор пал на кинотеатр "Москва”.
Получив с 1 января 1991 года статус Киновидеоцентра национальных
кинематографий, кинотеатр "Москва”, который стали именовать Домом Ханжонкова,
отказался от обычной системы проката, превратившись в постоянно действующий Фестивальный
Центр и Общедоступный дом-клуб кино, первым в СССР, работающий по правилам рыночной экономики. За
время своего существования в новом качестве Дом Ханжонкова организовал и провел
свыше 300 фестивалей, кинонедель, ретроспектив, посвященных кинематографу
многих стран и народов мира, что, безусловно, является кинорекордом. Но главным
достижением является то, что доля прокатываемых российских картин в Доме
Ханжонкова в 90-ые годы составляла более 80% (по стране - всего 4,3%), а
европейских - свыше 90 % репертуара. С 1999 года Министерством культуры России
Дому Ханжонкова был придан статус «ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ». И с
этого года на экране Дома Ханжонкова – только российское кино! ЭТО был ЕДИНСТВЕННЫЙ
В СТРАНЕ КИНОТЕАТР СО 100% ОТЕЧЕСТВЕННЫМ РЕПЕРТУАРОМ. Такого не было даже в
советские времена!
И по общему количеству показываемых
фильмов Дом Ханжонкова "впереди планеты всей”. В КНИГУ РЕКОРДОВ ГИННЕССА занесен
тот факт, что в 1991 году в Доме Ханжонкова было за год показано 453 фильма! В
1994 году этот показатель был доведен до 554-ти! Что было зафиксировано В КНИГЕ
РЕКОРДОВ РОССИИ. В том же 1994 году на
экране Дома Ханжонкова было показано 35 грузинских фильмов, против 28 американских. Такого в последнее
десятилетие, наверно, не случалось ни в одном кинотеатре. Даже в Грузии. Чем не
рекорд?!
И в конце ХХ - начале ХХI века Дом
Ханжонкова не перестает удивлять москвичей и всех любителей кино. Именно в Доме
Ханжонкова, в начале 90-х годов впервые в Москве и стране, был широко применен
"принцип мультиплекса”, т.е. в течение дня демонстрировалось 5-6, а то и 7
разных фильмов. На каждом сеансе разные фильмы! Мы впервые практиковались регулярные ночные киносеансы.
И тогда "количество залов” "мультиплекса” возрастало до 10-12! (Сегодня этим
никого не удивишь, но обычной практикой советского и первых лет постсоветского
кинопоказа была демонстрация одного фильма на всех киносеансах в течение 1-2
недели. В лучшем случае, репертуар "разбавлялся” детским фильмом по утрам или
1-им сеансом отечественного кино на фоне 5-6 сеансов одного "кассового”
зарубежного.)
Киноклуб
и общедоступный Дом кино.
Событиями особой важности в мире кино
и общественной жизни страны в начале 90-х стали выход на экраны фильмов С. Говорухина «Так жить нельзя» в
1990-ом и «Россия, которую мы потеряли»
в 1992-ом году. По договоренности с автором и российским Министерством культуры, мы получили эксклюзивное право
показа фильма в Москве. И показывали ее беспрерывно в течение года. Надо
сказать, что и предыдущую картину Станислав Сергеевича «Так жить нельзя» мы крутили
в «долгоиграющем режиме». И во время
демонстрации этих фильмов Дом Ханжонкоа превращался, как бы, в «музей одной
картины» или «театр одного спектакля»! Кого только не было на этих показах! Популярные
тогда, Б.Ельцин и Г.Зюганов, «модные» в те годы делегаты Съезда народных СССР ,
депутаты Верховного Совета РФ, политики разных мастей, деятели культуры, служители
культа, писатели, телеведущие, главные редактора и известные журналисты многих газет и
журналов…
Были, приехавшие из США, В. Родзянко и
Н. Солженицына. Были послы и министры. Помню, лично обратились с просьбой о
просмотре И. Глазунов, кстати, помогавший
нам в конце 80-х возрождать Дом
Ханжонкова, и Е. Евтушенко, ставший впоследствии нашим большим другом. С
Евтушенко, правда, вышел курьез. Он несколко раз звонил и откладывал свое
посещение. И, наконец, позвонив 31 декабря, в последний день проката фильма, сказал,
что обязательно придет. И пришел где то в районе 22-х часов. Мы, конечно же,
показали Евгению Александровичу фильм, устроив индивидуальный, внеплановый последнмй
сеанс 1992 года, который закончился, аккурат, к Новому,1993 году!
И таких "маленьких рекордов” «долгоиграющего
проката» фильмов было немало. Например,
фильм Никиты Михалкова "Сибирский
цирюльник” дольше всего демонстрировался в Доме Ханжонкова - более 2-х лет. Так
же, дольше чем где бы то ни было, демонстрировались на нашем экране фильмы Г. Данелия
"Настя”, С. Бодрова "Кавказский пленник”, Э. Рязанова "Старые клячи”, О. Янковского
и М. Аграновича "Приходи на меня посмотреть” – каждый больше года. А фильм Леонида Гайдая "На Дерибасовской
хорошая погода...” шел рекордные два с половиной года! К слову, свое 70-летие Леонид Иович отмечал в Доме Ханжонкова, с нами и
своими актерами и зрителями. У нас же праздновал свое 75-летие великий
итальянец Тонино Гуэрра. И юбилей
великого грузина Тенгиза Абуладзе мы
отмечали у нас, собрав его московских и тбилисских друзей и коллег. Нашими
желанными гостями и друзьями Дома Ханжонкова были также: Ю. и Н. Озеровы, В. Тихонов,
Ю. Никулин, В. Ежов, М. Ульянов, М. Швейцер,
Э. Климов, В. Мотыль, П. Лебешев, С. Ростоцкий, И. Прут, С. Самсонов, В. Давыдов,
К. Лавров, Е. Матвеев, В. Котеночкин, Э. Лотяну, А. Сахаров, П. Глебов, Н. Еременко,
В. Никулин, В. Марон, Н. Иванов, Т. Океев, Б. Мансуров, В. Микоша, М. Черненко, Г. Капралов, С. Комаров, В. Демин,
С. Кулиш, А. Лазарев, В. Черных, В. Юсов, Т. Лиознова, А. Ларионова, Л. Гурченко,
Л. Смирнова, Л. Соколова, К. Лучко, Н. Глаголева, Н. Дурова, Н. Зоркая, Д. Фирсова…
В начале–середине
90-х годов мы приобрели права ряда
российских фильмов и организовывали их прокат по Москве, другим городам России
и стран СНГ. В эти же годы выпускали собственную киногазету «Дом Ханжонкова». Ежегодно
мы проводили мемориальные Дни памяти А. Тарковского, В. Шукшина, С. Бондарчука,
Ю. Озерова, А. Ларионовой, С. Параджанова.
Кинофестивальный
центр.
Начиная с 1990-ых годов, Дом
Ханжонкова организовывал и проводил 4 ежегодных кинофестиваля ("Женщины кино”,
"Оскар” и "Ника” (с 2003 года "Орел, Оскар, Ника”), "Московский Пегас”, "Любить
кино!”), еще 2 кинофестиваля проходили с иной цикличностью: "Олимпийский экран”
с 1992 года (раз в 2 года - в дни проведения летних и зимних Олимпийских игр) и
"Кино Победы” с 1995 года (раз в 5 лет в годы "круглых дат” Дня Победы - 9
мая). С 2001 года к ним прибавился ежегодный фестиваль-смотр российских фильмов
"Про любовь” - "Любить по-русски!”. Итого получается 7 регулярных
кинофестивалей. Такого количества регулярных кинофестивалей не проводилось ни в
одном кинотеатре не только в нашей стране, но и в мире и, уж, (точно!) не
организуется самим кинотеатром!
И по количеству показа "архивного
кино” в неспециализированном кинотеатре (не в музее кино, не в киноинституте и т.п.) Дому Ханжонкова также нет равных в
стране! И самое важное: ТАКИЕ КИНОФЕСТИВАЛИ, КАК "ОРЕЛ, ОСКАР, НИКА”,
"МОСКОВСКИЙ ПЕГАС”, "ЛЮБИТЬ КИНО!” УНИКАЛЬНЫ И НЕ ИМЕЮТ АНАЛОГОВ В РОССИЙСКОМ И
МИРОВОМ ФЕСТИВАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ! И хотя наши фестивали, обладая скромным
бюджетом, не могли конкурировать с известными российскими фестивалями по своим
медийным и рекламным ресурсам, по числу фестивальных точек, размаху и, скажем
так, «гламурности» событий, будучи камерными по форме, можно сказать, даже,
домашними по атмосфере, они по оригинальности замысла и самобытности своих
программ не уступали самым «продвинутым» кинофорумам в стране и мире. Например,
наши конкурсы (международные) «Гамбургсеий счет кино» фильмов, снятых 100 лет
тому назад, «Кино, о кино!» фильмов о самом кинематографе, «Москва, как много в
этом звуке!» фильмов о Москве и москвичах до сих пор считаются раритетными. Мы
впервые в стране в 1991-ом году провели фестиваль «женского кино» (за рубежом
их несколько) – «Женщины кино», посвященный памяти Веры Холодной, кстати, после
«Кинотавра» это второй старейший фестиваль постсоветского кино.
В 1992 году провели первый в стране
фестиваль фильмов олимпийской тематики «Олимпийский экран», а в 1994 году
(опять, впервые в стране) фестиваль «Кино народов России». Включенный в начале
2000-х в программу фестиваля «Любить кино!», конкурс андеграунлного
любительского кино неизменно становился событием в среде кинонеформалов, а один
из его победителей С. Лобан, стал впоследствие обладателем главного приза ММКФ.
Отличались наши фестивали также оригинальностью
и многообразием наград (более 70-ти в год!). Что же до «звездности» участников
наших фестивалей, то нам грех было на что жаловаться. В организации и
проведении наших форумов и кинопраздников мы сотрудничали со многими
выдающимися мастерами культуры: З. Церетели, И. Кобзоном, Б. Бруновым, Н. Сафроновым, М. Кажлаевым, Т.
Новиковым, Г. Гориным, Ю. Ростом, А. Кикнадзе,
В. Толкуновой, О. Свибловой, А. Айги, А. Ахундовой, Э. Шагеевым, П. Лисицианом…
Достаточно сказать, что в стенах Дома Ханжонкова прошли первые три Международных фестиваля "Дворянский мир".
Автором многих наших призов был замечательный
скульптор С. Щербаков, а афиши для многих наших фестивалей изготавливал не
менее замечательный дизайнер И. Гурович. Активно сотрудничали и дружили с нами
(и дружат по сей день!) выдающиеся кинематографисты: М. Хуциев, Г. Данелия, Э. Рязанов,
С. Говорухин, Р. Чхеидзе, А. Баталов, Р. Ибрагимбеков, К. Шахназаров, О. Табаков,
Е. Дога, Е. Евтушенко, В. Абдрашитов, В.
Хотиненко, Г. Натансон, В. Лановой, Ю. Кара, А. Смирнов, В. Меньшов, А. Прошкин,
Ю. Норштейн, А. Медведев, А. Бородянский,
С. Соловьев, С. Никоненко, В. Мережко, А. Инин, М. Ножкин, В. Усков, В. Краснопольский,
С. Пучинян, Э. Шенгелая, А. Хамраев, Б. Галкин, О. Агишев, Х. Нарлиев, А. Михайлов,
Ф. Бондарчук, А. Учитель, П. Лунгин, Р. Балаян, С. Урсуляк, В. Ахадов, И. Квирикадзе,
К. Разлогов, З. Кириенко, Н. Фатеева, И. Скобцева, С. Дружинина, А. Сурикова,
Л. Федосеева-Шукшина, Л. Хитяева, А. Немоляева,. Н. Варлей, Н. Гвоздикова, Н. Аринбасарова,
Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, М. Аймедова, Т. Семина, Л. Зайцева,С. Тома, О.
Кабо…
Ханжонковсое кино в зарубежные зрительские
массы! И все флаги в гости к нам!
Дом Ханжонкова имеет богатый опыт по популяризации отечественного
кинематографа в странах ближнего и дальнего зарубежья. В августе 1991 году мы
впервые в стране организовали фестиваль «Кино русского зарубежья и современное
отечественного кино» для прибывших в Москву представителей российских диаспор
за рубежом. В период с 1992 по 2004 год мы организовывали показы российских
фильмов для представителей российских диаспор и любителей российского кино на
Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Польше (дважды), Германии (дважды), Чехии
(дважды), Франции (трижды), Норвегии, Финляндии, Болгарии, США. Нас ждали в Словакии,
Австрии, Греции, Кипре, Бельгии, Македонии, Сербии. В свою очередь, участниками
и гостями наших кинофестивалей в Москве были деятели кино из Азербайджана, Грузии,
Армении, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Кыргызстана, Туркменистана,
Таджикистана, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Норвегии, Польши, Германии, Англии,
Франции, Италии, США, Израиля, Болгарии, Чехии, Словении, Словакии.
Благотворительность
и соцальная ценовая политика. Дом
Ханжонкова являлся и своеобразным
РЕКОРДСМЕНОМ ПО РАЗНООБРАЗИЮ ЛЬГОТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МАЛОИМУЩИМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ
(школьники, студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные, многодетные матери).
Причем льготы действовали на всех сеансах, для всех фильмов. Льготы
распространялись также на членов всех творческих союзов. А для студентов ВГИКА,
ГИТИСА и Универститета Культуры (в Химках) вход был бесплатным. И по количеству
благотворительных, бесплатных показов для самых неимущих. (Традиция берущая
начало от самого Ханжонкова!) В период с 1991 по 2004 год таких сеансов было
более 1000. Т.е. чаще, чем раз в неделю!
Памятник
истории и культуры.
С 1993 года Дом Ханжонкова внесен в
списки вновь выявленных памятников истории и культуры. Детище архитектора А.Фольбаума
и инженера В.Чебанова «Электротеатр «Пегас» был построен с учетом опыта
строительства и эксплуатации лучших европейских «синематографов» начала
прошлого века. «Новый кинотеатр,- писал в декабре 13-го года журнал «Кинотеатр
и жизнь», - выдержанный в стиле итальянского ренессанса, бесспорно, один из
лучших в Москве в архитектурном отношении. Зрительный зал имеет три яруса и
самый большой в столице экран (9х6) метров …»
А в 30-е годы «Пегас» сам стал прообразом для интерьеров (нереализованного,
увы) проекта крупнейшего в мире кинодворца «Москва», который входил в комплекс
Дворца Советов. Кстати, после того как был закрыт проект Дворца Советов имя не
построенного в комплексе с ним кинотеатра«Москва» было присвоено Дому
Ханжонкова, имевшему тогда тогда название «Межрабпом – фильм». На экране Дома Ханжонкова прошла вся история
российского кино, а его стены помнят многих выдающихся ее творцов. Это,
поистине, Дом российского кинонаследия.
Филантропы
и гангстеры.
В конце 40-ых, начале 50-ых годов,
когда интенсивно стал реализовываться «сталинский Генплан социального
переустройства Москвы», кинотеатр Ханжонкова
благодаря вниманию высшего руководства страны был сохранен. По воспоминаниям
архитекторов, И. В. Сталин лично вмешался и не позволил снести «историческое
здание «Электротеатра Ханжонкова», а затем Н. С. Хрущев не дал превратить
зрительный зал кинотеатра «Москва» в актовый зал, а фойе в столовую,
Министерства общего машиностроения, которое разместидось в надстроенных
помещениях, сказав, что «исторический кинотеатр должен служить народу, а не
чиновникам». Дом Ханжонкова стал первым,
и пока единственным, в стране (а может и в мире?) встроенным в современное
здание старым кинотеатром. Такой чести не удостаивался ни один кинотеатр,
даже знаменитое парижское "Гранд-кафе” - "колыбель” мирового кинематографа, не
устояла перед обновленческим натиском архитекторов-градостроителей и была
снесена. Значительную роль в судьбе Дома Ханжонкоа сыграло Постановления Совета
Министров СССР № 1003 от 18 ноября 1989 года, подписанное Н. И. Рыжковым, на
основании которого, при содействии И. Б. Бугаева, было принято В. Т. Сайкиным
Решение Исполкома Моссовета №745 от 10.04.1990
года о создании на базе кинотеатра «Москва» Киновидеоцентра национальных кнематографий
СССР. Дом пережил, как бы, второе рождение!
В трудные 90-ые
годы нас поддержали А. Н. Медведев и Л. И. Швецова, сохранить Дом помог П. П. Бородин,
а от бандитов (уличных!) отбились мы сами. В 2000-ые за Домом пришли
«сорвиголовы» уже из власти, из числа посчитавших себя хозяевами страны. Со
«слугами государевыми» совладать мы не смогли. Не справились с ними и
руководители Министерства культуры РФ М. Е. Швыдкой, А. А. Голутва, А. А. Соколов,
пытавшиеся помочь нам. Инструментом рейдерского захвата было сфабрикованное
неправосудное судебное решение.
И тут возникает вопрос, как говорится, «на засыпку»: «Почему они, после нашего насильственного
выселения, решили передать помещения Дома Ханжонкова не Президенту Российской
Академии художеств З. К. Церетели – всемирно известному художнику и ваятелю,
щедрому меценату, реставратору, собирателю и хранителю культурного наследия,
который неоднократно ходатайствовал перед руководством об этом, и планировал создать вместе с нами на
базе Доме Ханжонкова «Исторический кинотеатр Ханжонкова», отреставрировав и
восстановив дореволюционный облик одного из первых кинотеатров России, и «Музей
художников кино и театра», а отдали (можете в это поверить?!) заезжему повару (!) из Италии для
обустройства ресторана?» «Повреждение нравов»? Или «Головокружение от
успехов» при полной вседозволенности?
О
злоупотреблении правом и неправосудности судебного решения о насильственном
выселении Ассоциации «Дом Ханжонкова» - «Москва» (Киновидеоцентра национальных
кинематографий) из исторически принадлежащих ему помещений.
Злоупотребление
правом заключалось в том, что судебный иск по нашему выселению
был подан не с целью искоренения, якобы совершенных нами правонарушений, а с целью использования судебного решения в качестве инструмента захвата и «легитимизации» дальнейшего перепрофилирования и
коммерческого использования памятника культуры.
Неправосудность судебного решения (не говоря о грубейших процессуальных нарушениях)
проистекает из легко доказуемого факта, что некоммерческая кинозрелищная организация
культуры в те годы, даже теоретически, не смогла бы заработать сумму арендных
платежей. Ханжонков в начале
прошлого века платил в казну лишь 10-ю часть своего совокупного дохода, в
советские годы кинотеатр «Москва» выплачивал условную арендную плату в размере
100 рублей в год, а с нас требовали сумму более чем в 3 раза превышающую наши
доходы от показа фильмов! Разве это не «обухом по голове»?
А разве можно, при расчете арендной платы, приравнивать кинотеатр к ресторанам, барам, казино и залам игровых автоматов? Не
могли б покрыть эту сумму и поступления со сдачи в субаренду площадей Дома
Ханжонкова, ибо две трети его общей площади составляли лестничные марши,
коридоры, фойе, холлы, венткамеры, кладовки и другие подсобные помещения
непригодные для коммерческого использования. (Косвенным подтверждением значимости этого фактора и является
проведенная после нас полная перестройка внутренней планировки Дома Ханжонкова,
на что мы бы ни при каких обстоятельствах не пошли, чтоб не нарушать его исторически сложившийся архитектурный облик.)
Да, и состояние помещений дореволюционной постройки не позволило бы сдавать их
по высокой цене.
О
правопреемственности.
Если оперировать строго юридическими категориями,
то Ассоциация
«Дом Ханжонкова» - «Москва» (Киновидеоцентр национальных кинематографий)
является правопреемником «Электротеатра Ханжонкова», национализированного в 1918 году, ибо все последующие
изменения статуса кинозрелищной организации, беспрерывно функционирующей в его помещении с 1918 по
2004 годы, производились на основе актов государственных органов власти путем
преобразования одной организации
культуры в другое, с сохранением правопреемственности. Так, Ассоциация «Дом Ханжонкова» - «Москва» была зарегистрирована 13.02.1996 года путем
преобразования, согласно Гражданского кодекса РФ, «Киновидеоцентра национальных кинематографий СССР «Москва», в свою очередь,
созданного, согласно Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 18 ноября
1989 года, Решением Исполкома Моссовета №745 от 10.04.1990 года на базе городского
кинотеатра «Москва».
Разрушение
памятника. «Тенденция, однако!»
Следует отметить, что работы по ломке – крушению
памятника проводили под покровом секретности, при занавешенных окнах, а подвоз
стройматериалов и вывоз мусора производили (по воровски) по ночам. В результате,
уникальные архитектурно-художественные интерьеры Дома Ханжонкова были
разрушения до неузнаваемости. (Для
увеличения сдаваемых в аренду площадей!) А сам Дом «по живому» и бездумно был,
буквально, разрезан на три автономные части. (Чтобы развести по изолированным
площадям трех арендаторов!)
Так, В. Терешкова не смогла предотвратить трансмутацию
(иначе и не назовешь!) полного людей и
событий Дома дружбы в закрытый и пустующий
Дом приемов, а мэрия Москвы защитить историко - архитектурный комплекс
Средние ряды. Лишь протесты ЮНЕСКО уберегли Красную площадь от архитектурной
вампуки – элитного жилья «с садами на крыше». А «Чемодан» на днях, все же,
поставили!
Пивная в Доме Ханжонкова и «Чемодан» на Красной площади. Что общего?
Интересно, какой же «экономический эффект» был достигнут и какой «порядок»
наведен в результате нашего насильственного выселения 29 декабря 2004 года? С января 2005 года по май 2008 года (в течение
трех с половиной лет) все помещения Дома Ханжонкова пустовали. В мае 2008
года, аккурат, к 100-летию
кинопроизводства в России, в помещениях цокольного и 1-го этажа Дома Ханжонкова
(родового очага этого самого кинематографа!) с помпой открыли кафе «Сели и
поели». Затем эти помещения неоднократно закрывали, переделывали и сдавали в
субаренду. Чего там только не было: от пивной «Москва» до шашлычной «Оччен
Кафказ», от «Кафе знакомств» днем до клуба «Отдел кадров» по ночам. В течение 5
лет – 10 названий – 10 разных заведений (поиск «эффективности» методом проб и ошибок?). Последним было кафе «То да
се», которое также приказало долго жить. Видно, опять, вышло «ни то, ни се»,
уже начат очередной ремонт, и старинные
стены Дома-памятника ждут очередные безжалостные строй-эксперименты! С 2005 по
2011 годы (6 лет!) пустовал кинозал и
весь 2-й этаж. Ныне исторический кинозал, осененный именами и фильмами
первопроходцев кино в России и его легендарных «звезд», разрушен и переделан в симбиоз банкетно-фуршетного
зала и танцпол–площадки хип-хоп музыки, напоминающий печально известный
клуб «Хромая лошадь». А помещения 3-его
этажа пустуют по сей день, уже в течение
9 лет! Говорят, что арендаторы никак не могут поделить его меж собой. Да, и
из-за перекрытия прежних путей доступа и эвакуации (опять-таки, с целью
увеличения коммерческих площадей!) он
непригоден для пользования. И грех тут винить арендаторов.
«Чемодан» на
Красной площади, думаю, тоже был согласован. И тоже в угоду арендаторам. Возможно,
в тех же, где согласовывали пивную и шашлычную в Доме Ханжонкова. Ведь, не ГУМ
же (который сделали крайним в этой некрасивой истории) распоряжается
пространством Красной площади?! Пресс-секретарь Президента РФ Д. С. Песков не
без чувства юмора, емко охарактеризовал арендодателей «Чемодана»: «то, что (у
них) существуют проблемы с чувством меры – это очевидно»!
Пора вернуть
кинематографистов и кино в родные пенаты! И возродить исторический кинотеатр
Ханжонкова, которому 100 лет!
(Статья имеет небольшие сокращения). Директор
и художественный руководитель
Ассоциации
«Дом Ханжонкова» - «Москва»
(Киновидеоцентра
национальных кинематографий),
Заслуженный
работник культуры РФ
Расим Даргях-заде.
Расскажи друзьям:
|