ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2014 » Февраль » 17 » ПОДМОСКОВНЫЕ НОВОСТИ
01:45
ПОДМОСКОВНЫЕ НОВОСТИ

Н. А. Моисеев

СПАСЕМ ЛЕСА ПОДМОСКОВЬЯ!

Николай Александрович Моисеев - заведующий кафедрой экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности Московского государственного университета леса с 1977 г.; доктор сельскохозяйственных наук, профессор;  международных связей, 1977—1996 — директор ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства; 1987—1996 — академик-секретарь отделения лесного хозяйства и защитного лесоразведения РАСХН; член-корреспондент РАЕН (1993); академик РАСХН; почетный член Международной академии наук высшей школы; член Бюро Отделения наук о лесе; член исполкома Международного союза лесных исследовательских организаций (JUFRО); иностранный член Итальянской лесной академии; иностранный член Шведской Королевской академии сельского и лесного хозяйства; иностранный член Финской академии наук; заслуженный лесовод РСФСР; почетный доктор Дрезденского лесного университета; почетный член научного лесного общества Финляндии.

 

Комитет лесного хозяйства и его подведомственные учреждения и организации провели громадную работу в чрезвычайных обстоятельствах, связанных с ликвидацией катастрофических масштабов очагов вредителей и болезней, а также по укреплению противопожарной безопасности лесов Подмосковья. Все это, безусловно, заслуживает положительной оценки.

При всей исключительной важности формирования и реализации санитарно-оздоровительных мер надо признать их, как необходимую борьбу лишь с последствиями прошлого нерационального отношения к лесам Подмосковья, недопустимо низкого уровня лесного хозяйства в них.

 

Однако, наряду с этим на перспективу возрастает актуальность устранения самих причин, которые привели к таким широкомасштабным негативным последствиям.

При всей исключительной важности формирования и реализации санитарно-оздоровительных мер надо признать их, как необходимую борьбу лишь с последствиями прошлого нерационального отношения к лесам Подмосковья, недопустимо низкого уровня лесного хозяйства в них.

Однако наряду с этим на перспективу возрастает актуальность устранения самих причин, которые привели к таким широкомасштабным негативным последствиям.

Концепция означает генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, планов программ и организации должных взаимоотношений в триаде: человек, общество, природа в условиях нарастающего антропогенного пресса.

Применительно к лесам главным законодательным требованием является организация устойчивого пользования и управления лесами. 

Именно это требование должно быть стержнем стратегии всей хозяйственной деятельности  в лесу. Пока ни в существующей практике, ни в планах развития лесного хозяйства на разных уровнях управления лесами это требование лишь декларируется, но не выполняется.

Кратко поясню, суть главного требования – устойчивого управления лесами: непрерывное неистощительное пользование лесами, гарантия воспроизводства используемых ресурсов и  услуг, и финансирования требуемых для этого затрат, поддержание и увеличение лесного потенциала с учетом растущего спроса на ресурсы леса, сохранение биоразнообразия.

Требует уточнения и понятийный аппарат, используемый в системе управления лесами. Лес – основной объект управления и связанных с ним лесных отношений, при этом в лесоводственном отношении он понимается как экосистема или биогеоценоз.

В экономическом отношении – лес это основное средство производства, живая фабрика ресурсов и услуг леса, как продуктов труда. В правовом отношении лес  недвижимое имущество.

Лесное хозяйство, как отрасль материального производства, в функциональном отношении выступает как целенаправленная система хозяйственных воздействий, направленная на формирование такой структуры лесов, которые соответствуют поставленным целям, представляющим собою те ресурсы и услуги, на которые предъявляется спрос общества в настоящее время и на перспективу.

Особо подчеркнем роль лесного хозяйства, как системы целенаправленных хозяйственных воздействий объединяющих,

соответствующие природе и назначению лесов способы рубок обновительных, реконструктивных, возобновления, ухода за формирующимися молодняками, рубок ухода, сочетаемые с профилактическими мерами по охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней.

Важно подчеркнуть, что лесное хозяйство немыслимо без лесопользования, включая и рубки леса. Известен афоризм: «нет лесопользования – нет и лесного хозяйства».

В чем заключается специфика и сложность управления таким объектом, как леса Подмосковья?

Во-первых, это леса столичной области, которые должны быть «визитной карточкой», примером не только для самой страны, но и всего мирового сообщества, ведь Россия это «лесная держава мира».

Во-вторых, это леса защитные, при том многоцелевого значения требующие перехода от одно   к многоресурсному лесоуправлению на основе интенсификации лесного хозяйства.

Лесное хозяйство Подмосковья должно продемонстрировать переход от экстенсивной к интенсивной многоцелевой модели лесоуправления (примеры проф. М. М. Орлова и французского ландшафтника Петцольда).

Такое управление обеспечивается на основе синтеза науки, искусства и нарабатываемого опыта.

Главная беда, случившаяся с лесами Подмосковья, заключается в том, что в них по крупному счету не было требуемого лесного хозяйства, сами леса оказались на уровне заповедников, что и привело к накоплению перестойных насаждений, потерявших экологическую устойчивость, экономическую ценность и функциональное назначение. Именно этим обстоятельством вызваны очаги вредителей и болезней и санитарные рубки как «хозяйство на мертвеца».

Виной этому явились в первую очередь – законодательный запрет на обновительные конечные рубки и недопустимо высокие возраста рубок.

С учетом изложенного надо, прежде всего, исправить допущенную в Лесном кодексе РФ ошибку в виде запрета на обновительные рубки. Только после этого можно говорить о дальнейших шагах по нормализации лесного хозяйства и его планирования на ближайшую и отдаленную перспективу.

На эту меру, как начальную, и был сделан акцент на первом лесном форуме, предполагая подготовить через законодательное собрание области законодательную инициативу для губернатора.

Но до этого до сих пор так дело и не дошло. Надо подчеркнуть незаменимую роль лесного планирования (в связи с долгосрочной спецификой лесовыращивания) как процедуру подготовки и принятия стратегически важных хозяйственных решений на разных уровнях управления. Без научно обоснованной системы лесных планов на разных уровнях управления немыслимо говорить об организации устойчивого управления лесами на местном и региональном уровнях управления. Исторически в течении двух веков функцию лесного планирования обеспечивало лесоустройство.

Сегодня мы докатились до того, что умники, готовившие кодекс в роли героев Чехова, отвертывавших гайки на железнодорожных путях для грузила, упразднили и лесоустройство и систему лесного планирования. Попытка их восстановления теперь предпринята в утвержденных правительством основах лесной политики.

 

Главными разделами лесного планирования на взаимосвязанных местном и региональном уровнях должны быть следующие.

Какие леса в Подмосковье мы должны создать, чтобы они отвечали своему многофукциональному назначению, условиям местопроизрастания и обеспечивали экологически устойчивые и продуктивные ландшафты, отвечающие требованиям населения и сохранению биоразнообразия;

С учетом ориентации на создание таких лесов будущего Подмосковья необходимо разработать на многовариантной основе программу ведения лесного хозяйства, в т.ч. и многоцелевого лесопользования;

Экономически обосновать программные решения на основе сопоставления доходов и затрат с учетом конкретных условий и соответствующих им разного рода ограничений;

Разработать механизм реализации программ с учетом поставленных в них целей, обеспечивающих переход к интенсивной модели лесоуправления;

Обеспечить участие в составлении и обсуждении программ представителей всех субъектов лесных отношений для достижения баланса их интересов.

Для разработки таких сбалансированных лесных программ надо возродить лесоустройство, но на методической основе соответствующей требованиям рыночной экономики.

Лесоустройство должно быть в статусе специализированной государственной организации в ведении федерального органа управления лесами и финансироваться за счет лесного дохода.

Концепция такого лесоустройства нами разработана и может быть предметом отдельного рассмотрения.

Переход от экстенсивной к интенсивной модели лесоуправления можно обеспечить при условии перехода на цивилизованные рыночные лесные платежи, ничего общего, не имеющего с нынешними примитивными платежами, определяемыми административным путем. Они, эти платежи, определяются с учетом известных рентных платежей, используемых в промышленно развитых странах и применявшихся до 30гг. и в России. Президент России В.В. Путин давно уже, с 2000 г. поставил задачу перехода в основном на рентные платежи.

Однако, для реализации перехода от экстенсивной и интенсивной модели лесоуправления необходимо кардинально улучшить систему государственного управления лесами и организацию лесопользования через создание адекватных современным требованиям хозяйствующих субъектов, в т.ч., так называемых государственных специализированных лесохозяйственных предприятий.

Особо ответственная роль лесничеств, как органов управления на местном уровне, аппарат которых должен выступать в роли управляющих лесами, как государственным имуществом с мотивацией повышения доходности лесов. Сведение же роли лесничеств до «надсмотрщиков» умаляет их роль, как «управляющих». В их задачу должно входить не только охрана лесов, в т.ч. от лесонарушений, но и планирование, отвод лесов в рубку, их стоимостная оценка по рыночным ценам, подготовка контрактов договоров и приемка их результатов, координация деятельности различных лесопользователей, своевременное принятие мер при чрезвычайных обстоятельствах, поддержание должных контактов с населением и представителями общественности и т.п.

Велика роль государственной лесной службы на местном и региональном уровнях, где и кипят основные страсти, в подборе и формировании адекватных конкретным условиям хозяйствующих субъектов, для обеспечения ресурсами древесины потребностей деревообрабатывающих и перерабатывающих предприятий, а также удовлетворения потребностей местного населения

Применительно к условиям Московской области это вопрос обсуждался много раз вплоть до правительства области все последние два десятилетия.

Для условий Подмосковья важную роль могут сыграть специализированные лесохозяйственные предприятия в составе «Мосцентрлесхоза» по договорам с крупными предприятиями ЛПК, специализирующихся на мебельном производстве заводы «ДСП», расширяя контакты до субъектов, готовых выполнять национальные проекты по домостроению, биоэнергетике.

Роль аппарата и руководства самого Комитета лесного хозяйства в перспективе должна все более смещаться к подготовке и решению вышеназванных стратегических задач, направленных на вывод лесного хозяйства из затянувшегося системного кризиса и переход на образцовое многоресурсное лесоуправление на основе интенсивной и высокодоходной модели лесоуправления.

При этом решающую роль играет подбор и подготовка кадров, тесный союз с наукой и широкой общественностью. Известен афоризм: «Кадры решают все»! В этом отношении важную роль должен сыграть лесной общественный совет, создание которого по инициативе Е. С. Трунова является важной его заслугой.

В заключении выступления призываю: нам всем сплотиться в деле улучшения лесов Подмосковья и хозяйства в них. Вместе – мы победим.

 Комитет лесного хозяйства Московской области.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1424 | Добавил: omt | Теги: Н. А. Моисеев, Общественное московское телевидение, Спасем леса Подмосковья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/