Александр АФАНАСЬЕВ
ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
В образном плане фашизм можно сравнить с выпущенным на свободу хищным зверем, обезумевшим от вида и запаха свежей крови и беззащитности человеческих жертв. Это зверь-людоед, которого долго держали взаперти, кормили впроголодь, по сути, обрекая на медленную смерть, а потом то ли по забывчивости, то ли из жалости, то ли из каких-то иных соображений взяли и выпустили из тесной тёмной клетки. И не просто выпустили, а дали полную свободу делать всё, что заблагорассудится, ни в чём не ограничивая его хищную натуру. Этот зверь, естественно, в условиях полной свободы быстро обретает чудовищную силу и начинает рвать и метать, громить и разрушать, сметая всё живое, что встаёт на его пути. Остановить его можно, только пристрелив или загнав обратно в клетку.
Таков зверь-фашист - зверь в человечьем обличье. Принято считать, что фашизм как историческое явление зародился в начале двадцатого века в благодатной Италии и своим рождением обязан странной личности по имени Бенито Муссолини (1883-1945), больше напоминавшего балаганного шута и комедианта, чем традиционного политика. Муссолини был романтиком «с большой дороги», помешанным на возрождении былого величия Рима. Отсюда этот фарс – «диктаторство» во имя народа, стражи-«ликторы», «фашины» как символ сильной власти и всенародного единения. Не исключено, что и своим трибунным актёрством Муссолини подражал древнеримскому императору Нерону (37-68), тираническое правление которого принесло немало бед древнеримскому народу.
Как бы то ни было, но бывшему «социалисту» Муссолини удалось без препятствий создать в Италии фашистскую партию и на удивление легко установить в 1922 году фашистскую диктатуру в одной из самых цивилизованных и культурных стран Европы. Причём при полном попустительстве со стороны монархии, банкиров и Ватикана. Что не только было весьма удивительным, но и оказалось исключительно заразительным. В короткий срок вирусы фашизма распространились по всему миру, поразив в первую очередь такие благополучные государства, как Испания, Франция, Великобритания и даже далёкие от Старого света Соединённые Штаты Америки. В Германии же фашизм приобрёл характер общенациональной эпидемии.
Слава Богу - с итальянским, испанским и германским фашизмом, грозившим зверскому порабощению всего человечества, народам мира удалось справиться. Равно как и с его пособниками, включая милитаристскую Японию. Нюрнбергский процесс вбил осиновый кол в сердце фашизма, и казалось, что с фашизмом было покончено навсегда. Но не тут-то было! Сегодня мы снова становимся свидетелями возрождения фашизма. Правда, не в тех масштабах и не под теми лозунгами, но он возрождается, становится всё более реальным и всё более ощутимым. Звериный оскал фашизма мы уже наблюдали в Чили, Косово, Ливии и Сирии. Более того, фашизм ежегодно торжественно марширует по улицам латвийской столицы под охраной полиции и под невидяще поощрительным оком цивилизованной Европы.
И вот он уже у наших границ - в братской нам Украине. Он набрасывается на беззащитных людей, давит их танками, стреляет в упор в мирных жителей, душит газом и сжигает заживо тех, кто решается протестовать. И при этом ликует: «Слава Украине! Героям слава!». Разве это не рецидив фашистского прошлого и разве это не возрождение духа гитлеризма? Сегодня уже ни для кого не секрет, что Муссолини и Гитлера пестовала элита «цивилизованного» Запада, включая США. Пестовала и натравливала их на «нестяжателей» - коммунистов, видя в них угрозу своему паразитическому существованию. Заправилы западного мира были убеждены, что выполнив свою «благородную» миссию уничтожения «красной заразы», зверь фашизма, как в цирке, спокойно вернётся в клетку и будет послушно кормиться из их рук до следующего выхода на арену.
Но зверь есть зверь, и его природа такова, что он поддаётся некоторой дрессировке только в неволе, а выйдя на свободу, вновь отдаётся во власть своим хищным инстинктам. Причём ещё и яростно мстя за вынужденную несвободу. «Фюрер» Правого сектора Дмитрий Ярош, мечтающий об абсолютной власти на Украине, по-звериному верно заметил: «Мы не можем сложить оружие, потому что нас сразу убьют!». И он недалёк от истины. Выпустить фашистов на Украине удалось на удивление легко, а вот кто и как их будет загонять в прежнее логово – непонятно. Временщики Турчинов и Яценюк после президентских выборов, разумеется, спрячутся в Америке, за широкой спиной дяди Сэма. Тягнибок продолжит за деньги мутить воду на Украине. Он нацист, но «всего лишь» политик, и прямой крови на нём нет. А замаранный в крови Ярош никому не нужен: он будет отработан до конца и выброшен на свалку истории. Скорее всего - подобно Сашко Билому, то есть в качестве трупа.
Чем бы ни закончились события на Украине, нынешний рецидив фашизма в этой стране надо исследовать глубоко и всесторонне, причём не менее тщательно, чем зарождение, развитие и закономерный трагический финал гитлеровского фашизма в нацистской Германии. Почему? Во-первых, это живой образчик фашизма подлинного, беспримесного, явленного в классически завершённом варианте. Во-вторых, фашизм на Украине был как бы показательным, демонстративным, наподобие «Окна-3», а потому не только его сценическое действие, но и всю режиссуру можно проследить от начала до конца, ибо они видны невооружённым глазом. В-третьих, фашизм на Украине, став достоянием мировой общественности, спровоцировал «мировую войну» не только в политике, дипломатии и СМИ, но также в умах и душах людей, расколов мир едва ли не пополам. И, наконец, в-четвёртых, вирус фашизма явил себя на Украине по сравнению с гитлеровской Германией в новой, усложнённой, модифицированной форме, в значительной мере уже приспособленной к действию «антибиотиков».
Он очень опасен – этот «украинский штамм» фашизма. Нацистская основа в нём сохранилась, ибо раскручивал идею ярый националист Олег Тягнибок, призывавший к расправе над «москалями» (русскими), «жидами» (евреями) и «ляхами» (поляками). Но потом он вдруг поумнел, снял провокационные лозунги, стал расшаркиваться перед посланцами Запада и даже галантно приложился к ручке леди Кэтрин Эштон. И сразу на помощь украинскому фашизму поспешил разношёрстный «интернационал», включая забывшую про Холокост еврейскую элиту (Игорь Коломойский, Савик Шустер и другие). Но цель у украинского фашизма осталась нацистской – разгром коммунистов Украины и разжигание маниакальной ненависти к русскому народу. И самое опасное здесь то, что в эту грязную дуду дует именно «интернационал».
Другая опасность украинского национализма состоит в том, что приноравливаясь к духу времени, он стал «косить» под либерализм, разыгрывая такие его козырные карты, как «свобода» и «демократия». Будучи тоталитаристским по самой своей деспотичной природе, украинский фашизм объявил себя непримиримым врагом российского «тоталитаризма». Как и 80 лет назад в Германии, расчёт национал-фашистов на Украине был сделан на то, что «боевой отряд свободного мира» не будет испытывать нужду ни в финансовых средствах, ни в идеологической поддержке. И расчет вновь оправдался: только в США на раскрутку «свободолюбивых» украинцев было потрачено 50 миллиардов долларов, а средства массовой информации Запада оказались полностью на стороне «повстанцев».
Третья опасность украинского фашизма заключается в вовлечении в свою орбиту организованных отрядов украинской молодёжи в лице футбольных фанатов. Мировое фанатское движение, включая Россию, в последнее время набирает всё большую агрессивность. В нём всё более активную роль начинают играть молодчики национал-фашистского толка. И в украинской Одессе произошло спровоцированное извне объединение двух агрессивных «течений», вылившееся в массовую акцию изуверского вандализма. Вообще что-то уж больно много пособников фашизма стало появляться в мире в последние пять лет – от безумствующих голых «феминисток» до коллаборационалистов-церковников. Это не может не настораживать, ибо дух пособничества фашизму во всём этом уже явно ощущается.
В чём причина возрождения фашистского духа в цивилизованном человечестве? Проще всего было бы свести всё к проклятому капитализму, и такое объяснение было бы на 99 процентов верным. Ибо капитализм и фашизм – две стороны монеты материального мира, неотделимые друг от друга. Капитализм нуждается в цепном псе – фашизме, а фашизм давно издох бы без подкормки капитализмом. Поставив знак равенства между капитализмом и фашизмом, можно было бы решить проблему одним махом: уничтожив капитализм, по идее, избавились бы и от фашизма. Так мы и попытались сделать в 1917 и в 1941-1945 годах. Но проблема осталась. И дело даже не в том, что сохранился капитализм. Боюсь, что фашизм будет жив даже тогда, когда от капитализма не останется даже пенса.
«Иголку» многоуровневой проблемы фашизма следует искать не только в связке – фашизм и капитализм, но и в связке - фашизм и цивилизация. Есть цивилизация и «цивилизация». Одна цивилизация - подлинная, глубинная, облагораживающая ум и душу человека и всего человечества. Другая «цивилизация» - показная, потребительская, обывательско-бытовая, стремящаяся к физическому комфорту и душевной неге. Западноевропейский либерализм стремится именно ко второму типу цивилизации, а именно – к цивилизации либерально-толерантной. И эта цивилизация будет вновь и вновь возрождать фашизм, хотя бы в силу его духовно-социальной контрастности мягкотелому либерализму. Выход из тупика один: давая жёсткий и твёрдый отпор фашизму, не обманывать себя внешней «цивилизованностью»; делать ставку на здравый смысл и развитие нравственности; напитывать современную цивилизацию культурой и духовностью; не потакать злу и низменным чувствам людей.
Расскажи друзьям:
|