Игумен Кирилл (Сахаров).
С АРМЯНАМИ ЛИЦОМ К ЛИЦУ
До Октябрьского переворота эта Церковь имела в Москве три храма. В послевоенный период на Ваганьковском кладбище действовала небольшая Воскресенская церковь. В 70-80 гг. долгое время в ней служил архимандрит, а затем епископ Тиран.
И вот теперь на Олимпийском проспекте взвился ввысь огромный Преображенский собор – самый высокий (56 метров с крестом) из всех армянских храмов в мире. На его освящение 17 сентября прибыл президент Армении и другие высокие гости, многие из которых были награждены Патриархом Гарегином II. Из нашей элиты высокой награды удостоился глава РЖД В. Якунин.
Два десятка архиереев в высоких тиарах сослужили Патриарху. По правую руку от Патриарха стоял его брат, глава Российской епархии, улыбчивый епископ Ерзас. Среди присутствующих были верховный муфтий мусульман, буддийский лама, католические прелаты.
Патриарх Кирилл, приехавший несколько позднее, произнес вдохновенную речь, в которой акцентировал на значении молитвы. Смешанный хор под звуки органа исполнял песнопения. Патриарх Гарегин возлил миро на престол и жертвенник, возложил крест и лампаду на престол. Просмотрев в интернете сюжет об освящении собора, захотелось лично осмотреть собор и пообщаться с представителями армянского духовенства. Когда-то у меня был большой материал об истории, особенностях вероучения и обрядовой практике Армянской Церкви, но, к сожалению, он где-то затерялся.
Пришлось опять засесть за книги, нырнуть в мировую паутину за поиском материалов. Эта Церковь именуется апостольской, потому что была основана апостолами – Фаддеем и Варфоломеем. В 301-м году христианство стало государственной религией в Армении (после того, как свт. Григорий, просветитель Армении, исцелил царя Тридата). Эта древняя страна стала первой в этом плане. Наряду со свт. Григорием весьма почитаемы в Армении мученицы Рипсиме, Гаяне и др. Христология этой Церкви базируется на известной формуле св. Кирилла Александрийского: «Одна воплотившаяся природа Бога Слова».
Центром Армянской Апостольской Церкви является Эчмиадзин – сюда, согласно видению свт. Григория, с молотом «сошел Единородный» - отсюда название города. Изображение этого события возвышается над алтарем новоосвященного собора. Вообще, обилие изображений внутри собора не является характерным для армянских храмов. Наш гид так выразился: «Армянская Церковь придерживается иконоборческой позиции. Эти изображения для нас не объект для поклонения, а только картины, иллюстрации». Тогда не совсем было понятно, почему перед каждым из этих изображений стоял столик с песком, куда устанавливали свечи. К тому же каждая картина, по словам гида, окроплялась св. водой и помазывалась миром.
Обратили на себя внимание изображения свт. Николы Чудотворца и св. евангелиста Луки с Владимирской иконой Богородицы в руках. В куполе собора изображение Христа с надписью – «Жизнь и Воскресение». Кстати, в домах армян икон практически нет, только крест. Немало армянских крестов установлено в России в последнее десятилетие. Я помню его установку в Даниловом монастыре, у храма Христа Спасителя и даже в ограде православного храма в одном из райцентров Тверской области. Бывал в армянских храмах в Ростове на Дону, Тбилиси. В столице Грузии группа армян убеждала меня в необходимости союзнических отношений России и Армении. В Московских духовных школах в бытность мою там студентом Академии учился диакон из Армении. Помню, как он весьма озадачил планами женитьбы (у нас этот вопрос решался только до принятия сана).
Армянские приходы, на территории России, Украины, Грузии, в Иерусалиме использует юлианский календарь, в других местах – григорианский. В Богослужении используется древнеармянский язык – как и церковнославянский, он не совсем понятен молящимся, однако, голосов за переход на современный армянский язык не слышно. В лоне Армянской Церкви имеется четыре Патриархата: Эчмиадзинский, Киликийский, Иерусалимский, и Константинопольский (точнее, первые два – Католикосаты, а остальные два – Патриархаты).
Я полагал, что Эчмиадзинский, по аналогии с Константинопольским, в семье Православных Поместных Церквей является первым среди равных, но нет – Патриарх в Эчмиадзине именуется верховным Патриархом, он Католикос. Его рукополагают 12 епископов, помазывая при этом миром. Его митра и посох (он с четырьмя змеями – символ власти над четырьмя сторонами света) – отличаются от митр и посохов других Патриархов. Только он может освящать миро и рукополагать епископов.
Во время интронизации на лице Патриарха вуаль – символ чистоты и не порочности. Приходилось слышать и о другой трактовке – таинственность – не известно, что можно ожидать от нового предстоятеля. Как известно, Армянская Церковь признает только три Вселенских Собора. Четвертый Халкидонский Собор с его четырьмя «не» - неслитно, неизменно, неслиянно, неразлучно – по подозрению в реанимации несторианства был отвергнут. Как утверждают специалисты, на восприятие армянской стороной решений Собора повлиял их некачественный перевод, а также жестокое поражение, которое потерпели армяне от греков накануне проведения Собора.
В начале 6-го века Армянская Церковь на Двинском Соборе отвергла решения Халкидона. В 12-м веке была попытка объединения армян с Православной Церковью. Собор в Ромкле, однако, отверг учение о двух естествах и двух волях во Христе и подчеркнул приверженность формулировке св. Кирилла Александрийского о единой природе Христа (по оценкам современных православных богословов–традиционалистов трактовка этой формулировки ААЦ может быть квалифицирована как умеренное монофизитство). В 1828-м году Армения вошла в состав Российской Империи.
Чиновники стали именовать Армянскую Апостольскую Церковь Армяно-Григорианской. Для совершения Литургии эта Церковь использует пресный хлеб. Горячая вода в конце Литургии в чашу не вливается. Крещение, как правило, совершается над младенцами до 40 дней. К сожалению, баптистерий для крещения взрослых не был заложен в проект собора (в главном соборе Эчмиадзина баптистерий имеется). На вопрос, как у вас крестят взрослого, если таковой появляется, был ответ: «Его тело полностью омывают».
В воскресный день с девяти утра в соборе совершается утреня, а затем после перерыва до двух часов служат Литургию. Накануне совершается вечерня. На каждой Литургии причащаются только те, кто прошел исповедь. У армян имеются три поста (те же, что и у нас, кроме Петрова). Каждый пост продолжается по 49 дней. Постными днями, как и у нас, являются среда и пятница. Рыбу в постные дни не едят вовсе. В этом году Пасха по армянскому календарю совпала с нашей. Алтарь, находящийся на возвышенности, отделяется от основной части храма завесой (в период Великого поста ее не отдергивают). Антиминсов, как у нас, у армян нет. Под престол, однако, закладывают мощи. Главные святыни Армянской Церкви – святое копие, пронзившее ребро Христа, десница св. Григория Просветителя, частица древа Ноева ковчега.
Рядом с Преображенским собором, построенным из красного туфа, находится малый собор из белого туфа. В этом храме совершаются отпевания. Под храмом располагается парковка машин на 250 единиц. Для того, чтобы появление гробов не шокировало новобрачных, в солее храма имеется отверстие, через которое поступает гроб с покойником.
Особые поминальные дни у армян – это 24 апреля – по жертвам турецкого геноцида 1915 года и 7 декабря - по жертвам землетрясения в Спитаке. Кстати, жертвоприношения животных у армян имеет благотворительный характер (в храм их мясо, как и у грузин, они не вносят).
Надо сказать, что территория нынешней Армении – это 1/10 или даже 1/12 территории исторической Армении. Западная Армения ныне входит в состав Турции. В одном из городов здесь было около тысячи храмов. При входе на территорию собора в прошлом году был установлен хачкар в память о 20-й годовщине трагической депортации армян из 11 сел Шаумяновского района.
В Москве, кроме четырех существующих армянских храмов, планируется построить еще и пятый – на Поклонной горе. Завершается строительство армянских храмов во Владимире и Твери. Всего в мире проживает 12 млн. армян, в т.ч. 3 млн. 300 тысяч в самой Армении, 1 млн. в Москве и Подмосковье, 1,5 млн. – на остальной территории России. Кроме храмов на территории комплекса располагается резиденции Патриарха и правящего епископа, гимназия, гостиница и пр. В одном из залов мы осмотрели выставку «Армяне в Москве».
Расскажи друзьям:
|