Сергей Кузнецов.
ЕВГЕНИЙ ДАЛИ или САЛЬВАДОР ГЕРЧАКОВ.
«Сюрреализм – это я». (Дали).
В театр «Луны» ходить всегда приятно. Относительно молодой театр (если сравнивать по возрасту со МХАТом, Таганкой и Современником) за прошедшие годы стал одним из лучших театров Москвы – и по уровню постановок, и по профессионализму артистов, и по заполняемости залов.
В этом бесспорная заслуга главного режиссера театра Народного артиста России Сергея Проханова. В театре много талантливых артистов. Очень хорошо, что существует «Маленькая Луна» (практически в каждом спектакле заняты дети).
Но, конечно, в каждом уважающем себя театре есть несколько легендарных артистов, на которые ходит вся Москва, для которых ставят спектакли без замены. У театра «Луны» есть Народный артист России Евгений Герчаков. (Член Совета Учредителей Общественного московского телевидения).
Герчаков в сегодняшней «Луне» - это как раньше Высоцкий на Таганке. Как нельзя было себе представить «Гамлета» на Таганке без Высоцкого, так и спектакли: «Лиромания», «Губы» в «Луне» невозможны без Герчакова.
Вот и «Дали» - это спектакль для Герчакова. Он выходит на сцену только в конце первого акта, садится сначала спиной к залу, затем поворачивается, и зал ахает – перед публикой живой Дали! И дело тут не только в знамнитых тонких усиках а-ля Дали, закрученных вверх. Лицо, глаза, мимика – точное попадание!
Я знаком с Герчаковым уже много лет, хожу на все его премьеры. Задолго до выхода «Дали», Герчаков подошел ко мне и сказал: «А знаешь, Сергей, я буду в «Луне» играть Дали. И в тот момент в глазах его мелькнул тот озорной огонек – он уже входил в образ, чувствовал на уровне подсознания, как на площадке «Луны», которую он изучил до миллиметра, рождается симбиоз двух великих (не побоюсь этого слова) мастера сюра: сюрреалист в живописи Дали и сюрреалист на сцене Герчаков.
Будем справедливы к молодым актерам – они нормально отыграли весь первый акт, но создается впечатление, что вся их игра была подготовкой к этому выходу Герчакова в конце этого первого акта.
Оценивать игру Герчакова сложно. Это фейерверк остроумия, бешеная энергетика с доброй чудинкой, отточенное владение телом на площадке. Это удивительная подача реплик – от комедийно-насмешливых до высокотрагедийных.
В жизни Герчакова было тоже много «сюра», много женщин, резких поворотов и событий. В армии он служил в Театре Советской армии – выходил на сцену вместе с Зельдиным, Касаткиной… Казармы располагались в подвальных и цокольных помещениях знаменитого здания Театра. Рядом с кроватью солдата Герчакова была вечно заправленная кровать солдата Миши Швыдкова. (Будущий министр культуры России, комсомольский активист, договорился с руководством, и его отпускали на ночь домой).
Первой ролью Герчакова в кино была роль барана в знаменитом фильме-сказке «Мама», где снимались Л. Гурченко (коза), М. Боярский (волк) и С. Крамаров.
Герчаков знает огромное количество анекдотов и шуток на любой случай жизни. Несомненно, «лунный» Дали перенял многие шутки у Герчакова. Произошло взаимопроникновение.
Спектакль эротичный. Там встречаются и шутки «ниже пояса», и молодые актрисы достаточно смело оголяются… Но, я поймал себя на мысли, что это не отталкивает от восприятия спектакля. И если новое прочтение «Вишневого сада» Чехова иногда просто возмущает своей пошлостью, то некоторая фривольность закономерна при описании жизни Дали. И это не кажется пошлым…
(Продолжение следует).
Расскажи друзьям:
|