Нина Краснова.
ИННАПЛАНЕТЯНКА В « ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
«Кто придумал сюжеты такие,
Чтоб людей завести в никуда?
Ты растерзан, каштановый Киев,
Гибнет твой незалежный майдан…
Неужели неясно кому-то,
Что, своих однокровцев губя,
Вы несете смертельную смуту,
В ней себя убивая, себя».
И. Богачинская
В библиотеке «Русского зарубежья», на ул. Нижней Радищевской, с большим успехом прошёл творческий вечер Инны БОГАЧИНСКОЙ, поэтессы русского зарубежья из Нью-Йорка, где она, заброшенная туда судьбой, живёт уже 35 лет. Хоть Инна и коренная москвичка, но большую часть жизни она провела в Одессе. Но на самом деле она вообще-то живёт даже и не там, а в параллельном мире своей поэзии, на своей инопланете.
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ, когда-то благословивший Инну в поэзию, называл её Иннапланетянка. И поэтому она дала название своему вечеру «Иннапланетные размышления». А открыла его поэтесса Ольга АДРОВА, которая сказала: «Инна Богачинская совершенно замечательный поэт. Тишайший Борис Пастернак, выступая на одном из поэтических диспутов в 20-х годах прошлого века, сказал, что «литература это вулкан, и мы должны сохранить гармонию на этом вулкане, сохранить поэзию, а поэзия – это вулкан в вулкане, и это большое неудобство для кого-то». То же самое можно сказать и о поэзии Инны Богачинской. Она в своих стихах задаёт сама себе такие вопросы, которых никто себе не задаёт. И сохраняет жизнь русскому слову. И поднимает очень высокую творческую планку. О чём говорят и все её книги (а их у неё пять, шестая готовится к изданию): «СТИХиЯ», «Подтексты», «В четвертом измерении», «Перевод с космического», «Репортаж из параллельного мира». И как раз поэтому на её вечерах всегда бывает громадное количество людей. Как и сегодня. И её всегда ждут в Москве».
Вот что Инна БОГАЧИНСКАЯ сказала о своём творческом кредо: «Я не пишу о «вздохах на скамейке». Я всегда старалась познать себя – «Познай самого себя» - написано на вратах Дельфийского храма. «Познай себя и трансформируй», - добавляет она, - я всегда старалась открыть тайну, которая таится между видимым и невидимым миром, тайну нашего существования, кто есть мы, и для чего мы здесь, на Земле. Я вижу свою миссию в том, чтобы нести людям Истину, открывать им глаза на иллюзорность этого мира и дать понять, что является самым ценным в жизни. Я хочу надеяться, что вы почувствуете в моих строках, хотя они зачастую пессимистичны, космическую мудрость, заряд веры, надежды, любви. И дай Бог, чтобы вы вышли отсюда более озаренными и просветленными».
Затем поэтесса стала читать свои стихи – «Моё поколение» - о безвременно ушедших друзьях: «Неправда, что незаменимых нет! / Оригинал не заменить на снимок. / Под этим суетным брожением планет / Все, кто ушли, никем не заменимы…», «Разговор с Мариной Цветаевой в ее доме-музее», и стихи о «тонких мирах»: «Нигде не нахожу я свой ковчег, / Как будто после кораблекрушенья… / Ни с кем не констатирую родство, / Нигде не чувствую себя в свое тарелке…», и «Киевско-майданские мудрствования из Нью-йорка».
В голосе поэтессы, как и в стихах, при всей её внешней хрупкости, чувствуется сила и энергия. «Я - хроническая максималистка, - призналась Инна, - я вечно недовольна собой, особенно в творчестве. И от жизни я не принимаю ничего, кроме чуда»
Прочитала она и цикл «Рифмованные прелюды о творческом люде» с эпиграфом из Тургенева «О ты, что желаешь переступить через этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает… Знаю, я готова. Я перенесу все страдания, все удары»: «Художник обязан быть инороден, / Он вечный внутренний эмигрант… / Художник - это не членство в официозных союзах… / Художник – это звездный полет, / Невзирая на переломанное крыло… / Художник вписывается только в абсолютное меньшинство… / Он… обескожен… с душой наизнанку…», и стихи, посвящённые Марине Куртиду, пригласившей Инну в Грецию на фестиваль русского искусства, и стихи, посвящённые своему мужу Грише «О скачках одной души»: «И бесприютной мне ты подарил приют… / Теперь я твоя жена…», и стихи «Род человеческий нелюди травят… / Не бывает чужого несчастья… / Я за каждую жертву по свечке поставлю», и «Молитесь за детей… / Дети - посланные нам учителя».
И, конечно, она рассказала о своей дружбе с Андреем Вознесенским, которая продолжалась более тридцати лет, о их взаимопонимании и о доверии друг к другу, и о том, как он приезжал в Нью-Йорк и она помогала ему устраивать его авторские вечера. «Я включалась в его планетарный ритм, - говорит Инна, - и тогда страдало всё: моя работа, моя личная жизнь, мой муж, и моя дочка, и даже мой тогдашний босс в Рокфеллеровском Университете, но все вокруг смирялись с этим положением вещей»: «Забыты еда, служболепие, личная жизнь. / И за стенкой пустой холодильник… / Сейчас на орбиту запущен Андрей Вознесенский, / И мы под него подгоняем все наши орбиты… / Юнона. Пустой холодильник. Андрей Вознесенский».
Андрей Вознесенский неотделим от своей музы Зои БОГУСЛАВСКОЙ, с которой Инну тоже связывает нежная дружба. Инна сказала, что восхищается Зоей, что она великая Личность и сама очень талантливый литератор, и очень благодарна ей за всё, и, конечно, за огромную работу по увековечиванию имени Андрея Вознесенского.
Не могла обойти поэтесса и тему русского языка, и тему Украины, где идёт атака на русский язык: «Я не занимаюсь политикой. Но эта тема страшно будоражит меня». – Поэтесса прочитала стихи в защиту русского языка: «Свободный, могучий, великий… Грех против него воевать!» - А потом прочитала много других своих стихов: «Под музыку Шопена… Свеча горела на полу», «Послушайте, не больно умирать. На самом деле больно только жить», «Что было святым, уже больше не свято», «Святому – опала, / Порочному - почести»…
В заключение она сказала, что главным принципом её жизни является свобода, и прочитала «Гимн ее величеству свободе».
Известный поэт Зиновий ВАЛЬШОНОК сочинил и озвучил перед микрофоном свой экспромт, посвящённый Инне Богачинской:
В рифмах – пыл скомороший и месса,
и печаль, и любовный восторг,
и безбашенный голос Одессы,
и стобашенный громкий Нью-Йорк.
Есть в звучаньи фамилии строгом
для раздумий немало причин:
Богачинской дарованы Богом
Женский шарм и лирический чин!
ВАЛЬШОНОК также поделился с залом своими впечатлениями о ней и о её поэзии: «Я испытываю катарсис и радость от её стихов, а в её фамилии мне слышится Бога чин. Она – поэт-медиум, ретранслятор, соединяющий нас с Высшими Силами. Ей присуща совестливость и стыд перед Богом за прегрешения человечества. Что касается её самой – в ней очень много женского шарма, и он есть и в её стихах».
Вот и мне вспомнилось, как много лет назад Зоя Богуславская сообщила мне о том, что моя книга об Андрее Вознесенском «Храм Андрея на виртуальном ветру», попала в Америку. Оказывается, Зоя и Андрей передали эту книгу не кому-нибудь, а Инне Богачинской. А потом я прочитала в Интернете интервью Инны с Андреем Вознесенским. Они там оба говорили о моей книге, а в прошлом году я познакомилась и с самой Инной, в библиотеке Чехова, на конференции, посвящённой Вознесенскому. А потом и с её стихами, и с её композицией по стихам Вознесенского, которые она в этом году читала на его могиле, на Новодевичьем кладбище. Инна потрясла меня, и тогда, и сейчас, когда я услышала много её стихов. В них чувствуется влияние Вознесенского, но это не подражание ему, у неё свой особенный собственный стиль. Она – «обескоженная» поэтесса, «с душой наизнанку», достойная ученица Вознесенского!
Поэт и журналист Сергей КУЗНЕЦОВ, генеральный директор Общественного московского телевидения, сказал, что поэзия Инны Богачинской – это «эликсир добра», который обладает целебными свойствами. Выступающий отметил также, что знаком с Инной Богачинской, пожалуй, дольше, чем большинство присутствующих в зале - с прошлого века, поскольку она является постоянным автором Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.». Она участвовала в праздновании третьей годовщины со дня первого выпуска журнала.
На вечере в ДРЗ присутствовали также давние и новые друзья Инны Богачинской - её товарищи по перу Герман ГЕЦЕВИЧ, Зульфия АЛЬКАЕВА, Раиса БЫСТРОВА, Станислав АЙДИНЯН, Георгий БОЙКО, Владислав ДОБРОСЛАВСКИЙ, Дмитрий ТЕРЁШИН, Алина ВЕСЕННЯЯ. А также искусствовед Наталья СКРЫПНИК, заслуженная артистка России Тамара ЛЯЗГИНА с мужем профессором Юрием БРЯНСКИМ, Таисия ВЕЧЕРИНА, художница Татьяна МОСКАЛЕНКО, певица Наталья КРАСИЛЬНИКОВА, художница из Грузии Нана МАНДЖГАЛАДЗЕ, а также родственники Инны Наталья АНТОНОВА с Ксенией ТИМОФЕЕВОЙ и Дмитрием КОСТЮХИНЫМ. И, конечно, её муж, врач и автор книг Григорий САМУЭЛЬЯН, который снимал вечер на видеокамеру. Каждого из них Инна представила залу, каждому дала характеристику, о каждом сказала что-то доброе и сердечное.
А потом все посмотрели на настенном экране фильм об Инне Богачинской с фрагментами её творческих вечеров в Одессе, которые проходили там с таким же успехом, как и в Москве. Все присутствующие покинули библиотеку озарёнными и просветлёнными поэзией Иннапланетянки.
Нина КРАСНОВА,
поэтесса, эссеистка, член Союза писателей с 1980,
член Союза писателей Москвы и Союза писателей XXI века,
главный редактор альманаха «Эолова арфа»,
лауреат премии им. Анны Ахматовой.
Расскажи друзьям:
|