Рукина И. М. д.э.н., профессор, академик РАЕН,
декан факультета управления крупными городами
Международного Университета в Москве,
член Совета Учредителей ОМТ.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
«Власть центрального учреждения должна основываться
на нравственном и умственном авторитете».
В. И. Ленин.
Так ли важно, что этот афоризм принадлежит человеку, который в буквальном смысле «перевернул» Россию, утопив ее в потоках крови. Создание государства «нового типа» было основано отнюдь не на нравственных принципах. Сама по себе формула безукоризненно точна, но воплощение замысла возможно в одном единственном случае. Необходима гигантского масштаба перестройка человеческой личности. Нравственная и умная власть не спускается с неба на инопланетном космическом корабле и не является носителем космического разума. Она в определенный момент времени становится востребованной обществом, если общество получает достойное воспитание и образование на всех этапах своего развития. Это прекрасно понимали братья Стругацкие, посылая своего почти идеального героя дона Румату на планету зла, жители которой еще не получили благотворный «микроб» просвещения, не разрешив ему пользоваться оружием, а полагаться только на «воздействие разума». А еще раньше это понимал Альберт Эйнштейн с его знаменитым высказыванием: «Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления».
С каждым днем ускоряющийся ритм жизни, ломающий основы и стереотипы мышления, ставит нас перед необходимостью пересматривать опыт прошлых лет, открывать новые возможности. Как обучать студентов государственному и муниципальному управлению, не изменив их собственное мышление? Ведь по сути, новая модель чрезвычайно проста.
Востребованность образования, интеллекта.
Инновационное мышление.
Инновационное управление.
Инновационная экономика.
Инновационный человек.
Инновационное общество.
Каждый этап предполагает наличие целого набора инновационных технологий обучающего и практического характера, но в совокупности с традиционными общечеловеческими ценностями. «Сам по себе процесс в целом (его часто называют процессом гуманизации образования) имеет своей целью перемещение личности в центр образовательной системы с тем, чтобы сделать ее инициатором и активным участником самого этого процесса и в то же время обратить внутренний ее взгляд на себя как человеческий индивид и часть сообщества в целом, развить самосознание и осознание ценностных основ человеческого существования». (Габанова О. А. Научный форум учителей и учащихся г. Москвы. Сб. «Гуманизация школьного образования: Опыт, проблемы, перспективы». 2006 г. с. 59).
Таким образом, на первый план выдвигается единство нравственного и общекультурного развития личности и, самое главное, осознание себя единицей социума, влияющей на все окружающее пространство. «Вообще говоря, человек всегда был и всегда будет функцией среды обитания – если понимать термин в самом широком смысле, включая всю сумму социальных, экономических, «ноосферных» и природных обстоятельств. Человек изменяется только тогда, когда изменяется среда обитания, хотя не всякое изменение среды обитания меняет человека». (Стругацкие А. и Б. Избранное. – М.: Моск. рабочий, 1989 г. – с. 523).
Речь идет не просто о профессиональном росте и социальной адаптации учащегося в обществе. Это принятие нравственной парадигмы развития. Цицерон учил, что люди с младенчества должны взращиваться в согласии с собой, с собственной природой.
«Любое окультуривание должно происходить с учетом творческих способностей человека. Может ли «указующее» образование, построенное на догмах, способствовать развитию личности и общества? Нужна ли эпоха Возрождения Человека» в образовании? Возрождение – это эпоха, связанная с приобретением свободы в образе мыслей, развитием личности, творческой, решительной, инициативной, ответственной за свои поступки. Гуманизм – основная характеристика эпохи Возрождения». (Акулова И. А. Научный форум учителей и учеников г. Москвы. Сб. «Гуманизация школьного образования: Опыт, проблемы, перспективы» с. 58.).
Я не случайно обратилась к высказываниям школьных учителей. Именно школьные учителя ответственны за наших будущих студентов. Студенты придут учиться в систему высшей школы, когда личность уже в основном сформирована и ценностные ориентиры заданы.
«Человек разумный далеко не всегда является разумным человеком, слишком часто он – вместилище неуправляемых эмоций или попросту тупой болван. Нельзя ожидать сколько-нибудь серьезного изменения массового человека, пока господствуют формы воспитания и образования, выработанные еще троглодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой, насквозь пропитанной древними и древнейшими мифами и предрассудками…». (Стругацкие А. и Б. Избранное. – М.: Моск. рабочий, 1989 г. с. 525).
Среда обитания в России кардинально и резко изменилась в так называемый «постперестроечный» период», когда практически полностью была разрушена государственная идеология СССР. Этот период не включал нравственную составляющую в систему образования и воспитания. «Лихие 90-е» задали свой вектор развития на долгие годы. Могли ли сами педагоги выстроить новую систему ценностей, если их никто не слушал, не советовался с образовательным сообществом по самым насущным вопросам образования и воспитания в будущем абсолютно другом обществе.
Писатели – фантасты могли позволить себе рассуждения о том, каким будет человек и человечество в ХХ1 веке, какие общечеловеческие ценности будут востребованы, когда все одеты, обуты и накормлены досыта. Оказалось, что человек лучше не становится. Удовлетворение потребностей вызывает все новые и новые потребности, а каждый новый уровень «сытости», как писали братья Стругацкие, проявляет в массовом человеке новые минусы.
В поисках выхода мы вновь и вновь обращаемся к интеллекту как к спасительному эликсиру для будущих поколений. Интеллект создает окружающую нас действительность, ту самую среду обитания, в которой формируется человеческая личность. Надо сказать, что при всех преимуществах управленческой революции ХХ века (ее еще называют третьей интеллектуальной революцией), возник феномен «избыточного знания». Попробую объяснить, что это значит. Как недавно писал журнал «TIME», в современном мире вместо 500 телевизионных каналов мы имеем доступ к миллионам интернет-сайтов. «Скорость, масштаб и размах – главные отличия третьей интеллектуальной революции от предыдущих. Если сосчитать всех ученых, которые когда-либо жили на планете, обнаружится, что 90 % из них – наши современники. Когда американская армия воевала во Вьетнаме, только 15 % военнослужащих закончили колледжи. Во время операции «Буря в пустыне» дипломы о высшем образовании имели 99,3 % солдат». (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерсталле «Бизнес в стиле фанк», Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003 г.).
Знание невозможно изолировать, но из всего громадного потока очень трудно выбрать то, что действительно необходимо. Современный студент, если он уверенный пользователь интернета, свободно гуляет в глобальной сети, чувствуя себя повелителем Вселенной. Но это иллюзия, потому что возможность скачать любой текст, не особенно вдумываясь в содержание, отнюдь не является мерилом подлинного знания и понимания предмета. Когда берешь в руки реферат на заданную тему, и он в точности до деталей повторяется в рефератах большинства его сокурсников, начинаешь понимать свою роль педагога, учителя совершенно иначе. Отсюда возникает стремление найти такие методы и способы преподавания предмета, которые вернут знанию его изначальный смысл: знание через ум, интеллект, а не через слепое копирование чужих идей и мыслей, которые «запутались» во Всемирной паутине. Я называю применение таких методов и способов « понуждением к инновациям» в образовательном процессе. И в этом, наверное, и есть смысл инновационного образования.
Хотелось бы поделиться конкретными, достаточно простыми технологиями, которые дают вполне ощутимый результат.
Факультет управления крупными городами Международного Университета в Москве, где готовят студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» (кафедра государственного и муниципального управления и кафедра социально-экономического развития крупных городов), своего рода полигон для подготовки специалистов, которым предстоит осваивать управление не просто сложными, а особо сложными системами. Поэтому в структуре образовательного процесса представлен ряд дисциплин инновационного характера, которые отсутствуют в образовательных программах других вузов и являются авторскими.
Занятия по специализации «Региональное управление» проходят на базе Института региональных экономических исследований (ИРЭИ) силами ведущих научных специалистов, выполняющих исследовательские работы по заданиям федеральных и региональных органов власти.
Практика студентов проходит в структурах управления городом, что позволяет уже со второго курса погрузиться в специфику выбранного направления подготовки. По ряду дисциплин («экология территорий», «территориальная организация населения», история государственного управления») проходят тематические выездные занятия. Занятия на предприятиях и ГУПах Московского региона позволяют наглядно изучить структуру и особенности российского производства и ряд сопряженных вопросов, таких как социальное обеспечение, особенности рынка труда и занятости, миграционная политика, экономика природопользования и т.д.
Дипломные проекты выполняются по темам, предложенным заказчиками обучения (префектурами города Москвы) и соответственно на этапе прохождения практики и при дальнейшем трудоустройстве востребованность специалистов сильно повышается.
С нашей точки зрения для реализации государственных задач по поднятию престижа профессионального образования было бы очень перспективным разработать и внедрить новое направление подготовки специалистов на стыке двух специальностей. Речь идет о совмещении инженерно-технологического подхода к решению задач городского хозяйства с управленческими навыками. Инфраструктура городского хозяйства, например энерго, тепло и водоснабжение, канализация, транспорт, оптимизация промышленных территорий, бытовые, промышленные и медицинские отходы и т.д., требует глубоких специальных знаний и управленческих навыков. Именно в этой сфере очень нужны нестандартные инновационные подходы как с точки зрения внедрения новых технологий и продуктов, так и с точки зрения разработки механизмов и инструментов привлечения инвестиций. Сама по себе специальность «государственное и муниципальное управление» из модного тренда может превратиться в совершенно необходимый компонент при практическом решении сложнейших проблем в области ЖКХ, экологии, промышленного развития, транспорта, малого бизнеса и т. д.
Совместно с психологическим факультетом МГУ по авторской методике МГУ проводится профессиональное тестирование студентов для составления психолого-карьерных профилей готовности к работе в органах управления (стрессоустойчивость, лидерские качества, умение работать в команде и на результат, выполнять большие объемы работ, определять перспективы карьерного роста и т.п.) Представители заказчика отметили необходимость формирования подобных качеств у будущих сотрудников органов государственной и муниципальной власти. Специально введен факультатив «Психотехнологии управленческого взаимодействия». Психолого-карьерные профили студентов, направленных на обучение префектурами Москвы, разосланы заказчикам.
Несомненным инновационным направлением в работе факультета явилось создание в 2013 году общественной лаборатории конфликтно-ситуационного анализа. Лаборатория создана для того, чтобы наглядно показать студентам причины возникновения конфликтов между бизнесом, властью и обществом, их прогнозируемые и непрогнозируемые последствия и способы разрешения конфликтных ситуаций на ранних этапах. В рамках работы лаборатории в 2013 году проведены семинары и конференции: «Мегаполис. Бизнес и власть. Проблемы диалога.»; «ОРВ – оценка регулирующего воздействия и умное регулирование»; «Анализ нормативных актов в сфере мелкорозничной торговли и их влияние на состояние и перспективы малого бизнеса в этой сфере».
Студенты не только присутствуют на конференциях, но и принимают активное участие в обсуждении докладов, а также используют полученные навыки анализа при подготовке рефератов и дипломных проектов. Основной отчет по результатам конференций и семинаров направляется в соответствующие подразделения Правительства Москвы.
Интересным практическим и обучающим мероприятием является участие преподавателей и студентов в совместной проектной работе, в частности в одном из таких значимых для города инновационном проекте «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста», где студенты получают навыки волонтерской работы с населением. На Международном форуме –выставке «50 плюс» в ноябре 2013 года наши студенты проводили анкетирование посетителей выставки, выясняя основные проблемы людей пожилого возраста в г. Москве. Такое участие студентов в изучении реальной жизни имеет и глубокое нравственное значение, что показало обсуждение темы: «Пожилые люди в крупном городе» на семинарском занятии после закрытия форума-выставки. Безусловно, полезным было участие наших студентов - старшекурсников и преподавателей в научной конференции по сеньор-маркетингу в рамках проекта «50 плюс».
Проведение постоянно действующих научно-технических семинаров на факультете управления крупными городами с 2009 по 2013 г.г. и планы таких семинаров на последующий период дали возможность полнее раскрыть инновационные направления в развитии системы городского хозяйства. Самостоятельные работы студентов по инновационной тематике показывают их заинтересованность и желание глубже разобраться в вопросах управления научно-техническим прогрессом, роли НТП в развитии человечества и в появлении новых знаний.
Доклады студентов факультета управления крупными городами на Сократовских чтениях и днях науки, которые ежегодно проводятся в Университете, отличаются самостоятельностью мышления и грамотным анализом.
Надо сказать, что включение в учебный план дисциплин, изучающих отрасли городского хозяйства (управление в сферах ЖКХ, промышленности, транспорта, малого бизнеса, экологии, научно-технического прогресса и т.п.), имеет весьма позитивное значение, так как позволяет преподавателям подготовить авторские курсы лекций, мастер-классы, кейсы и семинары, отражающие современные реалии в вопросах управления крупными городами.
Можно привести несколько примеров таких авторских курсов лекций с использованием инновационных подходов:
«Борьба с коррупцией как система общественных отношений»,
«Управление развитием НТП»,
«Управление развитием промышленности»,
«Региональная экономика и управление».
Проводится подготовка к изданию единственного в России учебника «Экономика и организация управления крупным городом». Учебник написан авторским коллективом факультета управления крупными городами Международного Университета в Москве и учеными института региональных экономических исследований (ИРЭИ). Теме инновационного развития крупных городов в учебнике уделяется очень большое внимание.
Отдельно хотелось бы остановиться на базовом курсе «Государственная служба и кадровая политика». Казалось бы, ну что здесь может быть инновационного? Однако, нам кажется, что и в этой дисциплине удалось выявить такие аспекты, которые могут быть четко и логично встроены в деятельность кадровых служб органов власти в качестве инструментов анализа и контроля.
Антикоррупционная тематика также нашла свое отражение в преподавании курса «Государственная служба и кадровая политика». В связи с особой важностью этой темы для государства отметим два инновационных направления.
Первое направление: Разработана динамическая модель, отражающая динамику развития ситуации как систему переходов на диаграмме состояний гражданского служащего. Каждой конкретной реализации должностной обязанности соответствует единственная траектория на диаграмме. Множество таких траекторий составляет «историю службы» конкретного служащего (аналогия с кредитной историей).
Второе направление: Исследование антикоррупционного механизма «контроль соответствия расходов гражданского служащего его доходам». Базовый прием – формализация предметной области, которая предполагает точное и однозначное описание наподобие алгоритмического. При этом становятся практически очевидными содержательные пробелы и неточности в нормативном описании предметной области. Таким образом, мы получаем инструмент анализа.
Возможные практические результаты могут быть использованы не только в преподавании, но и в правоприменительной практике, а также на стадии подготовки нормативно-правовых актов.
Выдвинута идея КОДИФИКАЦИИ ЯЗЫКА нормативно-правовых актов (наряду с кодификацией законов!).
Прочитан курс лекций: «Инновационные подходы в современном управлении». (36 часов, 2012-2013 г.г.)
Решение федеральных органов власти о расширении территории города Москвы обсуждалось на научных семинарах факультета ввиду особой важности и неоднозначности последствий изменения границ города для жителей Москвы и области. Доклады были представлены преподавателями факультета, студентами (что впоследствии нашло отражение в дипломных работах), а также приглашенными специалистами. Высокий уровень обсуждения проблем «Новой Москвы», плюсов и минусов этого решения, дал возможность включения данной темы в курсы лекций.
Отдельно остановимся еще на одной базовой дисциплине учебного плана «Региональная экономика и управление». Авторский курс включает в себя основные знания в сочетании с новыми инструментами и механизмами регионального развития. В качестве одной из основных самостоятельных работ студентам дается тема: «Если бы я был губернатором». Смысл и суть этой работы заключается в том, что студент (или группа студентов) выбирает конкретный регион, анализирует программу развития региона, стратегию развития, если она есть, изучает сильные и слабые стороны программы методами современного анализа (метод «форсайта», SWOT- анализ, анализ экспертных оценок и т.д.), а также разрабатывает рекомендации для улучшения социально-экономического положения региона.
Главный плюс такой работы в том, что ее невозможно скачать из интернета, и студент думает и мыслит самостоятельно. Отдельные работы заслуживают высокой оценки и вполне могут быть применены в практическом управлении. Эти работы натолкнули нас на мысль о необходимости готовить будущих студентов, которых интересует специфика городского управления, со школьной скамьи. В 2013 году разработаны все необходимые документы для проведения Олимпиады среди старшеклассников на тему: «Если бы я был мэром Москвы». Победители Олимпиады получат возможность бесплатного обучения в нашем Университете.
Когда мне задают вопрос о перспективах страны, о ее будущем, я всегда отвечаю, что перспектива России в том, чтобы в органах власти оказались крепкие профессионалы – и при этом люди порядочные, думающие и высоко образованные. Кто-то скажет: утопия! А я думаю, что это вполне реально. Мы живем в эпоху глобальной конкуренции. Конкуренция не только в товарах и услугах. Прежде всего, речь идет о конкуренции разума, интеллекта. Хотим мы перемен или нет, верим в них или не верим, будущее само распоряжается нами. Дорога в будущее может окончиться в Силиконовой Долине или в Сколково, не суть важно, но « она должна начинаться в Душе и пролегать через Ценности» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерсталле «Бизнес в стиле фанк», Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003 г.) И еще очень важное понятие «уровень образованности людей». И в этом процессе мы, педагоги, учителя принимаем самое непосредственное участие. Мы выбрали свой путь, и мы должны его пройти вместе с нашими студентами и учениками, обучая их не только заданным предметам, но и общечеловеческим ценностям.
Расскажи друзьям:
|