Борис Сичкин.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(Отрывок из книги «Я из Одессы, здрасьте…)
Несколько слов о Борисе Сичкине.
Я очень рад, что судьба свела меня с Борисом Михайловичем Сичкиным – замечательным артистом. Мы часто разговаривали с ним по телефону, встречались у него дома, в Нью-Йорке. Он выпустил две книги «Я из Одессы, здрасьте…» и «Мы смеемся, чтобы не сойти с ума». Б. Сичкин был знаком с В. Высоцким. Они снимались вместе у Г. Полоки в фильме «Интервенция», были встречи и другие совместные работы. Я привожу выдержки из интервью с Б. Сичкиным и отрывок из книги «Я из Одессы, здрасьте…», посвященный Владимиру Высоцкому, который в свое время отдал мне для журнала и книги Б. Сичкин.
Афоризмы от Сичкина.
Что касается моего настроения, то: я самый веселый человек на планете. Ненавижу нудных людей и стараюсь от них убегать.
Вот если я приду в Голливуд, и мне скажут: “ Вот Вам роль Ричарда III“, а режиссер будет зануда, то я скажу: “Пусть Ричарда III играет Ричард II, а я - уйду!”.
(Б. Сичкин, интервью «Б. В.» № 3 за 1999 г.)
Я не понимаю, когда кто-то говорит: “Мне скучно”. Скучно потому, что сам скучный.
Думай о веселом, думай об интересном.
(Б. Сичкин, интервью «Б. В.» № 4 за 1999 г.)
Сергей Кузнецов. (Журнал «Б. В.» № 1(36) за 2002 г.
«Он был самым веселым человеком на планете».).
* * *
О Владимире Высоцком написано и сказано много. О нем говорили и писали люди, которые его хорошо знали, и люди, которые почти его не знали. Многие из них делали это небескорыстно.
Володю можно было любить или не любить, но никто не может отказать ему в огромном таланте и неподражаемой индивидуальности. Как бард он был гений. Когда Володя брал гитару и начинал петь, он был, как натянутая стрела, как обнаженный нерв. Все барды мужского пола на его фоне выглядели евнухами.
Не помню точно, в каком году режиссер и оператор Аркадий Кольцатый снимал в Москве музыкальный фильм "Нет и да". В главной женской роли снималась великолепная Людмила Гурченко, ее партнер по фильму был актер МХАТа большой друг Высоцкого - Всеволод Абдулов. Я работал в этой творческой группе в качестве балетмейстера. Съемки шли легко, непринужденно. Сева Абдулов, отличный парень, мечтал познакомить меня с Володей Высоцким, не сомневаясь, что доставит нам обоим удовольствие.
Знакомство состоялось в какой-то квартире, за столом, на котором было много водки. Я крепко выпил и был в ударе. Володя смеялся, и это вдохновляло меня на новые экспромты.
Мне тогда показалось, что, несмотря на скоротечность нашего знакомства между нами установился какой-то духовный контакт.
Несмотря на внешнюю мишуру и популярность вокруг него официальные власти создали обстановку, превращавшую его жизнь в ад. Высоцкого, талантливейшего актера и барда, держали на голодном творческом пайке. Кроме театра на Таганке ему не предоставлялась официально никакая другая сцена. Если ему удавалось выступить перед своими поклонниками с помощью верных друзей и почитателей, за этим следовали грубый чиновничий окрик и очередная опала.
Я знал многих кинорежиссеров, мечтавших снять фильм с участием Высоцкого, но пригласить его на роль в те времена означало обречь на непризнание киноленту. Именно участие Владимира Высоцкого в фильме "Интервенция", в котором я снимался вместе с ним, помешало фильму выйти на экран. Более двадцати лет кинолента пролежала в хранилище и вышла на экран совсем недавно. Тем не менее, находились смельчаки, которые приглашали Владимира в кино. Им мы обязаны тем, что образ талантливого актера запечатлен на экране.
Чтобы представить, до чего мелкими и подлыми были партийные чиновники, которым была поручена травля Высоцкого, расскажу об одном эпизоде.
Каждый год в Москве в Центральном доме работников искусств 11 января устраиваются традиционные "посиделки". Попасть на них в актерской среде почитается за честь. На одной из этих "посиделок" выступил Володя Высоцкий и доставил всем присутствующим огромное удовольствие.
Перед очередными "посиделками" сижу в кабинете у заместителя ЦДРИ Мони Резниковского. Неожиданно заходит в кабинет Сева Абдулов и просит три билета, один из которых предназначался Высоцкому.
Резниковский:
- Сева, я дам тебе только два билета. Высоцкому я не могу.
Сева Абдулов без всякого сопротивления и лишних вопросов взял два билета и ушел. Вероятно, друг Высоцкого Сева Абдулов не раз сталкивался с подобным явлением.
Я был настолько возмущен, что очень зло сказал:
- Моня, я никак не могу понять, кто имеет больше права присутствовать и выступать на таких "посиделках", если не Володя Высоцкий?!
- Борис, не думай, что я ценю Володю меньше, чем ты, - ответил обиженно Резниковский, - но за прошлые "посиделки", на которых был Высоцкий, я получил выговор. Вчера мне позвонили из ЦК партии и предупредили: если в этот раз будет в ЦДРИ Высоцкий, я лишусь работы.
Тем не менее, Володя никогда не оставался в изоляции. У него были верные и преданные друзья и, прежде всего, родные.
Помню, после моего выхода из тюрьмы, я был приглашен на обед в семью популярной в прежние годы эстрадной певицы Капитолины Лазаренко. Там меня познакомили с отцом Володи. Я до сих пор не могу забыть, что этот боевой полковник не назвал мне своего имени-отчества, а представился:
- Отец Володи Высоцкого.
Мне послышалась в его словах и отцовская гордость, и отцовская боль.
Я не могу себя причислить к близким друзьям Высоцкого, хотя мы регулярно встречались и даже работали в одних фильмах. В Ленинграде мы пошли на рынок купить фрукты и случайно попали в павильон, где продавались гуси. Мне пришла в голову озорная идея. Я сказал Володе:
- Сейчас я сделаю так, что все торговки будут между собой ругаться. Я подошел к первой попавшейся торговке, взял гуся, посмотрел на него внимательно и сказал:
- Моя жена поручила мне купить гуся с жирной ж…
Торговка немедленно повернула гуся задом.
- Разве это вам не жирная ж…?
- Хорошая ж…, но хотелось бы пожирней, - ответил я.
- Гражданин, - крикнула соседка, - идите ко мне! Уверяю вас, здесь на базаре такой ж… вы не найдете.
- Ишь ты, - возмутилась третья торговка, - самая жирная ж… у меня.
Я поворачивал очередного гуся к себе задом, одним глазом заглядывал внутрь, а другим смотрел на Володю Высоцкого, который уже рыдал от смеха.
Наконец, я объявил:
- Лучше позвоню жене, пусть она придет и выберет ж… себе по вкусу.
Мы ушли, но еще долго над павильоном носилось слово "ж…".
В городе Запорожье, на скамейке рядом с рестораном, оказались Володя Высоцкий, Марк Бернес и я. Рядом в ресторане шумела свадьба. Нам со скамейки было все видно. Я решил повеселить Высоцкого и Бернеса, зашел в зал, где праздновали свадьбу, поцеловал невесту, посадил ее на руки и провозгласил тост за молодых.
Все выпили. Я танцевал со всеми женщинами, обнимался с какими-то мужчинами, поднимал тосты, пил с женщинами на брудершафт, устраивал массовые танцы, черт знает, что творил и ушел.
Высоцкий и Бернес хохотали и никак не могли понять, как это возможно.
Я им объяснил, что на свадьбах никто никого толком не знает. Родственники невесты думают, что ты гость со стороны жениха, гости жениха не сомневаются, что ты со стороны невесты, а ты с улицы.
Володя Высоцкий ушел, и это большая утрата. Володя был мужественным, своим разумом терпел и боролся с несправедливостью…
(Фото А. Стернина и кадры из к/ф "Интервенция" и "Неуловимые мстители").
"35 ЛЕТ БЕЗ ВЫСОЦКОГО - 35 ЛЕТ С ВЫСОЦКИМ".
Документальный фильм Общественного московского телевидения и Олега Васина
"35 лет без Высоцкого - 35 лет с Высоцким". 2015 год.
Олег Васин, Ксения Бударина, Сергей Кузнецов.
«УЛИЦА ВЫСОЦКОГО В МОСКВЕ».
Документальный фильм Общественного московского телевидения и Олега Васина «Улица Высоцкого в Москве». 2015 год.
Олег Васин, Ксения Бударина, Сергей Кузнецов.
Расскажи друзьям:
|