Иван Стариков, Действительный государственный советник РФ
КУДРИН VS ГЛАЗЬЕВ. КОГО ПОДДЕРЖИТ ВВП?
25 мая 2016 года в Кремле прошло заседание президиума Экономического совета при Президенте РФ. К этому, казалось бы, вполне рутинному мероприятию, было приковано большое внимание и средств массовой информации, и серьезных аналитических групп.
Впервые, в присутствии Президента были представлены две альтернативных точки зрения на будущее России. А более конкретно, как в среднесрочной перспективе выйти из рецессии и возобновить экономический рост.
Заместитель Председателя Совета и руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, представлял коллективное видение решения этой проблемы либеральной частью финансово-экономического блока Правительства и экспертного сообщества. Его принципиальными сторонниками были Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Алексей Улюкаев.
Кудрину оппонировал Столыпинский клуб дирижистов, представленный Борисом Титовым, Сергеем Глазьевым и примкнувшим к ним, советником Президента Андреем Белоусовым.
Коротко суть представленных Президенту разногласий можно обозначить в первом случае, как сохранение дефицита до 1% ВВП, инфляцию до 4%, при росте национальной экономики около 1% в год. При этом Кудрин предложил последовательно: уменьшить геополитические риски, улучшить за счет этого инвестиционный климат, начать преодолевать научно-технологическое отставание, выйти из институционального проклятия путем проведения структурных реформ. И только после этого добиться устойчивого экономического роста в 4% ВВП.
По сути, этим путем прошел Китай, который в ходе проводимых реформ, сознательно ограничивал свою внешнеполитическую активность ради накопления сил и последующего рывка вперед.
Команда столыпинцев наоборот, предлагает активно стимулировать экономику через увеличение размеров дефицита до 7% ВВП, эмиссионное финансирование инфраструктурных проектов без прозрачных процедур их отбора, ужесточение валютного регулирования, ограничение операций по капитальным счетам, активной роли государства для достижения роста ВВП 5-7 %.
А Сергей Глазьев убежден, что у России есть возможности выйти и на двузначный экономический рост.
В одном предложении суть разногласий между либералами и дирижистами укладывается в парадигму. Одни предлагают сначала улучшить качество государства, и только потом выйти на траекторию качественного устойчивого роста. Другие считают, что сначала экономический рост, а потом структурные реформы и улучшение институтов.
И, хотя итоги этой острой дискуссии были, если не засекречены, то закрыты, но по ряду утечек и комментариев ее участников можно сделать ряд выводов:
1. Надежд на возобновление экономического роста за счет инерционного сохранения сырьевой модели, похоже, не осталось ни у либералов, ни у дирижистов.
2. Президент больше не ставит в качестве главного условия при проведении экономических реформ, сохранение социальной стабильности.
3. Наметки программы, в которой были бы сформулированы контуры и ориентиры на ближайшие годы, главе государства представлены не были. А это значит, что стратегическое решение отложено на осень. И будет принято Президентом после думских выборов.
Между тем, рискну предложить подсказку из 1891 года, которая может примирить оппонентов из Столыпинского клуба, и ЦСР.
Ровно 125 лет назад, 31 мая по новому стилю, близ Владивостока, в Куперовской пади прошла церемония, ознаменовавшая начало «святого, народного дела». Был оглашен рескрипт Императора Александра III от 17 марта 1891 года на имя наследного цесаревич Николай Александрович о начале строительства Великого Сибирского пути.
«Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужить полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее мое попечение о мирном его преуспеянии…».
После совершения молебна наследник русского престола собственноручно нагрузил тачку и отвез ее к насыпи. Специально изготовленная высокая тулья его новой фуражки, скрывала льняные бинты на голове будущего Императора Николая II, следы от недавнего покушения фанатика-полицейского в Японии.
Спустя 25 лет, в 1916 году, было открыто сквозное движение по Транссибу, от Москвы до Владивостока. Это самая большая железная дорога в мире (9 240 км). Грандиозный и успешный инфраструктурный проект не только в российской, но и в мировой истории.
Строилось по 300-400 км пути в год. Главным орудием были кирка лопата, тачка. Решались невозможные для того времени, с инженерной точки зрения, задачи: наводились железнодорожные мостовые переходы через сибирские реки, бились тоннели в скальных породах на Кругобайкальском и Уральском участках.
Благодаря Транссибу, во многом был обеспечен успех аграрной реформы Петра Столыпина. Миллионы малоземельных крестьян из европейской части Империи были переселены за Урал – в Сибирь, на Дальний Восток.
Магистраль окупила себя полностью в первый год Великой Отечественной войны, самим фактом существования государства, и населяющих его народов. Дни и ночи сотни эшелонов шли на Восток, перебрасывая оборонные предприятия в восточную часть страны.
На ее строительство было потрачено 1 млрд. 400 млн. полновесных золотых рублей. Из них более половины были деньги российских заводчиков, предпринимателей, купечества.
Сегодня перед Россией стоят другие концентрированные исторические вызовы:
1. Происходит эрозия, постепенное ослабление контроля центральной российской власти Москвы над значительной частью страны.
2. Правящим классом не предложено альтернативы архаичной и стратегически бесперспективной сырьевой модели.
3. Очевиден процесс износа национальной инфраструктуры, обусловленный исчерпанием его задела, созданным во времена СССР. Ситуация усугубляется отсутствием ощутимых инвестиций, как государственных, так и частных в инфраструктуру в постсоветский период российской истории.
4. Критически нарастают диспропорции в социально-экономическом развитии различных регионов страны. Возникает и формируется «комплекс колонии» у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока.
5. Нарастает геополитическое одиночество России.
Единственный наш монопольный, пока не отчуждаемый, но крайне плохо используемый ресурс - территория евразийского пространства. Она уникально раскинулась на 17 млн. кв. км между Восточной Азией и Европой, двумя центрами – производства и потребления.
После пяти лет сложнейших переговоров, создано Транстихоокеанское партнерство (ТРР), от США, Канады, Австралии до Японии и Вьетнама (16 стран). Совокупно это 40% глобального ВВП и 30% мировой торговли. Очевидно, цель этого торгового объединения – ограничить влияние Китая в этой части земного шара.
Китай ответил созданием транспортного международного консорциума.
Под руководством Си Цзиньпина принята программа «Китайская мечта – 2049». К 100-летию образования КНР, Поднебесная должна стать самой могущественной державой в мире.
Для нации предложен стратегический позитив - проект «Шелковый путь». Маршрут его пройдет мимо России, через Казахстан, Азербайджан, Турцию к Средиземному морю.
Сегодня глобальная логистика между Востоком и Западом – морской путь через Суэцкий канал. Он находится на территории исламского мира, в зоне больших военных и политических рисков.
Вместе с тем, фактор времени в 21 веке становится ключевым конкурентным преимуществом.
В этих условиях Россия может предложить проект глобального социально-экономического и военно-политического значения - «Единая Евразия», от Тихого до Атлантического океана, от Владивостока до Роттердама. В реализации и поддержании этого проекта, будут заинтересованы ведущие развитые страны мира.
Он позволит обеспечить формирование нового партнерства с Евросоюзом и США на более прочной основе - взаимовыгодного совместного транспортного проекта. Создаст условия для качественно нового сотрудничества со странами-лидерами АТР.
Магистраль пройдет через 23 субъекта РФ. Создаст 7 млн. рабочих мест, новые центры притяжения капитала, труда, услуг. Предотвратит катастрофическое обезлюдивание регионов Сибири и Дальнего Востока. Новым стальным обручем стянет Россию.
В этом случае глобальный транспортный коридор, связывающий потребительские рынки с общим населением в 4 млрд. человек, имеющий огромные перспективы для всей мировой экономики, будет прочно стоять на двух ногах - северной российской и южной китайской.
Создаст новую конфигурацию российско-китайских отношений, выведет Россию из статуса ведомого партнера. Не позволит сместиться двустороннему балансу экономических отношений в пользу Китая.
Заставит кардинально улучшить государственные институты, такие как суд, таможню, полицию.
Стоимость его российской части (9 тыс. 600 км) в ценах 2015 года – 18 трлн. рублей (260 млрд. долларов). Вполне подъемные для такого международного проекта деньги.
5 октября 2016 года – 100-летний юбилей окончания строительства Транссиба. В этот день можно было дать старт подготовки к реализации этого осмысленного проекта национально-государственного будущего, объединив вокруг него различные общественно-политические силы и экспертные группы.
Во всяком случае, я не вижу никаких серьезных препятствий, чтобы мы не смогли повторить подвиг наших Великих предков спустя 125 лет, начатый 31 мая 1891 года.
Источник публикации: Пресс-служба МЭФ.
Расскажи друзьям:
|