Игумен Кирилл (Сахаров).
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ.
Это наследие достаточно обширное, чтобы быть выделенным в отдельный раздел. Среди богословов и философов Русского зарубежья 20-го века – архиереи, священники, миряне. Первым по праву можно назвать основателя РПЗЦ митрополита Антония (Храповицкого).
В 27 лет он стал ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии (а вскоре и Московской духовной академии). Его учеником был Василий Белавин – будущий патриарх и еще ряд иерархов Русской Церкви. Владыка старался постригать в монашество ревностных и одаренных молодых людей (у него около 60-ти пострижеников). Став архиереем, больше всего времени он провел на Волынской кафедре (12 лет).
Здесь он старался искоренять последствия унии (его критики утверждают, что это делалось не всегда удачно). В Житомире был построен кафедральный собор. В Почаевской лавре – в древнерусском стиле Троицкий собор (приходилось слышать, как нынешние галичане говорили: «То нэ наша цэрква»). Владыка Антоний был одним из трех главных кандидатов на патриаршую кафедру.
За границей он оказался, будучи в сане митрополита Киевского (он прибыл в Константинополь в ноябре 1920 года вместе с беженцами из Севастополя). «Самая нужная книга в эмиграции – Книга Правил Соборов и Святых Отцов»- характерное для него высказывание. Через год в городе Сремски Карловцы (Югославия) первый Всезарубежный Собор избрал его Первоиерархом (впоследствии ему был присвоен титул «Блаженнейший»). Умер митрополит Антоний в 1936 году. Отпевал его сербский Патриарх Варнава.
Духовное наследие владыки Антония собрано в десятитомном его «Жизнеописании», составленном архиепископом Никоном (Рклицким).
Мне, в прошлом послушнике Почаевской лавры, было интересно узнать, что митрополит Антоний является автором служб с акафистами прп. Иову Почаевскому и Почаевской иконе Богородицы.
Отдельный (второй) том «Жизнеописания» посвящен Ф. М. Достоевскому, творчество которого оказало большое влияние на мировоззрение митрополита Антония. Третий том - о пастырстве (его владыка определил как путь любви). Митрополит был апологетом православной монархии (за это его очень не любили большевики; Ленин называл его «владыкой черносотенных изуверов»). К сожалению, в своем богосовствовании владыка Антоний не избежал соблазнов – он перенес акцент в понимании искупительной жертвы Христа с Голгофы на Гефсиманию (его взгляды по этому вопросу не стали официальным учением РЗЦ).
Архиепископ Иоанн (Шаховский) в книге «Вера и достоверность» писал: «Митрополит Антоний Храповицкий отступил от богословия святых отцов и центр Искупления Христова с Креста и пролития искупительной Крови на Голгофе перенес в Гефсиманский сад. Крестное искупление Христово он свел к переживанию Богочеловеком любви к роду человеческому в Гефсиманском саду».
Архиепископ Феофан (Быстров). Будучи еще в сане архимандрита ректором Петербургской духовной академии он был близок к Царской Семье. Став епископом он всегда отстаивал традиционное Православие (критиковал, в частности, митрополита Антония за его понимание искупления). Был аскетически настроен. Закончил свою жизнь в эмиграции во Франции (1940 год). В последнее время он жил как затворник в меловой пещере.
Архиепископ Серафим (Соболев). До революции он был ректором Воронежской духовной семинарии. Во епископы был рукоположен на Юге России незадолго до того, как русские беженцы покинули Севастополь. В Болгарии в с. Княжево основал женский монастырь, который до сих пор сохраняет старый стиль (Болгарская Церковь перешла на новый стиль в 1968 году). Боролся с софианской ересью. После войны вошел в юрисдикцию Московского Патриархата. На Всеправославном совещании в 1948 году во многом благодаря его выступлениям были осуждены экуменизм и масонство, выраженно негативное отношение к новому календарному стилю.
И. Ильин был выслан из России на знаменитом «философском» пароходе – вместе с группой ученых философов и литераторов. Первые 15 лет он прожил в Германии. В 1938 году он переехал в Швейцарию, где и умер в пригороде Цюриха в 1954. Ильин – автор более 40 книг и 300 статьей. Особо важны его труды – «О сопротивлении злу силой» и «Наши задачи». Он был подлинным идеологом и певцом Белого движения. Очень важным был следующий вывод Ильина: после падения коммунистической власти в России необходим постепенный и добровольный переход народа к Православной монархии.
Архиепископ Виталий (Максименко). Его жизнь была тесно связана с митрополитом Антонием (о нем он оставил интересные воспоминания). По его приглашению он прибыл в Почаевскую лавру, где наладил работу типографии. Во время революционных беспорядков 1905 года владыка пешком прошел через всю Волынь, призывая народ к миру и спокойствию. В течение 25 лет он подвизался в Америке и в Канаде. В Джорданвилле в Свято-Троицком монастыре продолжилась работа типографии. Был возобновлен выход журнала «Православная Русь». Владыка Виталий был, прежде всего, выдающимся миссионером (он написал противосектантское пособие и несколько пособий по Ветхому Завету).
Протопресвитер Михаил Польский. Отсидев 3 года на Соловках, он бежал из ссылки через всю Россию на юг, где в марте 30 года перешел советско-иранскую границу. Главный его труд – «Новые мученики Российские». О. Михаил писал о положении Православной Церкви в Советской России. Интересно его толкование Библейской книги «Песнь песней».
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Уроженец Харковщины (теперь село, где он родился, относится к Донецкой области), будущий владыка после окончания юридического факультета Харьковского университета работал в местном суде. В эмиграции в Сербии он закончил богословский факультет, после чего преподавал в семинарии. Здесь по отношению к нему была всеобщая любовь. Ежедневно он причащался, ел один раз в день поздно вечером, очень мало спал (полусидя или в земном поклоне). Будучи уже епископом в Шанхае он завершил постройку огромного собора (к сожалению, он сейчас не действует). В Европе благодаря ему было восстановлено почитание ряда древних западных святых. В Сан-Франциско он также завершил строительство великолепного кафедрального собора в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Во время посещения мной Америки у мощей святителя я совершил молебен по старому обряду. Святитель Иоанн видел миссию Русской церковной эмиграции в том, чтобы привести к Православию как можно большее число людей из других народов. И в том, чтобы Святое Православие сохранялось в своем традиционном облике, верности святоотеческому пути. Советская власть для него - это красный зверь, враждующий против Церкви – Невесты Христовой.
Митрополит Анастасий (Грибановский). До революции он был ректором Московской духовной семинарии. После посвящения во епископы, стал настоятелем Данилова монастыря. После кончины митрополита Антония Храповицкого в 1936 году, был избран первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. При нём проходил Второй Всезарубежный Собор, и была открыта духовная семинария в Джорданвилле. Владыка Анастасий критически относился к русскому обществу и состоянию Церкви в дореволюционное время. Коммунизм он называл величайшим мировым злом – обманчивым соблазном земного рая. Был проповедником подвижничества и апологетом монашества.
И. Концевич. В юности он увлекался йогой. Будучи студентом Харьковского университета, добровольцем ушёл в Белую армию. В эмиграции закончил Свято-Сергиевский Богословский институт. После войны переехал в США. Ему принадлежат два главных труда – «Стяжание Духа Святого на путях древней Руси» и «Оптина Пустынь и её время». Главная тема Концевича - старческое служение. Критически он писал о восточном язычестве – индуизме и буддизме.
«Самое высокое, что дано человеку – это заложенная в нем способность к Богообщению, Богосозерцанию. В этом высшее блаженство. Человеку дано задание развивать в себе этот дар. Замысел Божий о человеке – его обожение».
«Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося внешнего затруднения, или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни. В то время, как благодатный старец является проводником Воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога».
Архимандрит Константин (Зайцев). Он был уроженцем Петербурга, происходил из крещённых евреев. Участник белого движения. Россию покинул вместе с армией генерала Врангеля. Заграницей преподавал на юридических факультетах университетов Праги и Харбина. В Джорданвилле, в течение многих лет нёс послушание редактора журнала «Православная Русь». С самыми важными статьями из него можно познакомиться в сборнике «Чудо Русской истории». В духовной семинарии Джорданвилля о. Константин преподавал пастырское богословие. Как и другие выдающиеся деятели РЗЦ он обличал модернизм, экуменизм, сотрудничество с безбожной властью, набирающей силу глобализацией.
Архиепископ Аверкий (Таушев). Родился будущий владыка в Казани, в дворянской семье. Находясь в эмиграции в Болгарии, закончил богословский факультет в Софии. Большое духовное влияние на него оказал его духовник архиепископ Феофан (Быстров). Монашество он принял в Карпатской Руси в монастыре с. Иза. После войны переехал в США. В Джорданвилле он стал ректором духовной семинарии, а впоследствии, уже став епископом, и настоятелем монастыря здесь. Принимал активное участие в издании журнала «Православная Русь». Большая часть его сочинений относится к обличительному богословию. Главный его труд – четырёхтомник «Современность в свете Слова Божия». Владыка призывал охранять Св. Православие от каких-либо искажений, безкомпромисно обличал мировое зло. Современную эпоху он характеризовал как время наступающей апостасии.
«Широко распространенное, "ходячее" мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.
Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и беспристрастно, без всяких предвзятостей, основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство – та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий».
«Из глубины веков дошедшее до нас отеческое предание гласит, что сам антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил».
«Надо знать, что мировое зло настолько сейчас овладело миром и такую приобрело силу, что не допустит никого выдвинуться и занять сколько-нибудь выдающееся место, какой-либо ответственный пост и видное положение, кто сам не подчинен этому злу, а тем более — того, кто обнаруживает намерение с ним бороться. Эти слуги зла самым безжалостным и жестоким образом устраняют со своего пути всех, кто не идет с ними в ногу, кто им мешает. Готовится провозглашение новой общей для всех людей мировой религии, предпринимаются меры к созданию единого мирового государства. Над всем этим согласно и усиленно работают, как современные политики, так и деятели так наз. «экуменического движения» и их единомышленники и попутчики. Истинные христиане ими презираются, подвергаются насмешкам и всячески отовсюду, где они могут быть влиятельными, отстраняются. Все это делается под такими прекрасными с виду лозунгами «мира всего мира» и «единения всех»!»
О покаянии: «Покаяться — значит, переломить, переделать себя, изменить свои нравы и привычки — изменить свою искаженную грехом природу к лучшему: переделать на новый лад, как свой внешний строй жизни, так и свое внутреннее настроение — свои мысли, чувства и желания. Покаяться это значит — обновиться духом, оставить свои прежние грехи и греховные навыки и начать свою жизнь по-новому — так, как этого требуют Божественные законы Царства Небесного».
О Православии: «Православие – это не есть только одно из многих христианских исповедований, а это истина, неискаженная и не извращенная человеческими мудрованиями и измышлениями, подлинное учение Христово, во всей его чистоте и полноте, - учение о вере и благочестии. Православие – это не есть только совокупность догматов, это не только теория, но и практика: это не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой».
О модернизме: «Модернизм — это религия неограниченного компромисса, для которой — все можно, все позволено. Это — «нео-христианство», как некоторые из них сами его называют, христианство «розовое», прекраснодушно-сантиментальное, слабое, разжиженное, лишенное силы и благодати Божией, соль обуявшая, по выражению Евангелия. На модернизм особенно падки все те, кому чуждо подлинное христианство с его строгими нравственными требованиями, с его аскетическим духом и строем жизни, с его непримиримостью ко злу диавольскому, для кого отступивший от Христа мiр — «свой».
Митрополит Филарет (Вознесенский) был сыном священника, который служил на Дальнем Востоке. В связи с революционными событиями, семья переехала в Харбин. Отец владыки, после смерти матушки принял монашество и стал архиереем. Он известен как учёный-богослов. Сам владыка Филарет своё архиерейское служение проходил в Австралии. Первоиерархом Зарубежной Церкви он был избран в 1964 году. При нём были прославлены о. Иоанн Кронштадский, преп. Герман Аляскинский, блаж. Ксения, преп. Паисий Величковский и Собор Новомученников и Исповедников Российских. На третьем Всезарубежном Соборе были сняты клятвы на старые обряды. По просьбе и благословению митрополита Филарета, Солженицыным было сделано обращение к Третьему Всезарубежному Собору. Его слова членами Собора были выслушаны с глубоким вниманием и уважением. Среди особо значимых тем, которые подчеркнул тогда Солженицын, были гонения на старообрядцев. Он призвал, чтобы Русская Церковь признала это преступление: «За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих Патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась и вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!»
Протопресвитер Михаил Помазанский (1888-1988 гг.) был уроженцем Волыни. В годы войны батюшка с семьёй находился в Германии в лагерях. О. Михаил является автором учебника «Православное Догматическое Богословие». В 1976 году в Джорданвилле вышел сборник его статей «О жизни, о вере, о Церкви».
Архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) в своем Пастырском Послании, в октябре 1974 года, писал: «Снявши эти пагубные прещения, именем свободной Русской Церкви, Собор признал, во-первых, что старые обряды равночестны нашим, что держащиеся их являются такими же православными христианами, как и мы, и, во-вторых, признавал вину представителей Русской Церкви в поспешной реформе церковных книг и обрядов, не подготовивши к ней, очевидно, должным образом паству. Признал ответственность за гонения и преследования и отлучения от Церкви тех, которые держались этих обрядов, не ими выдуманных, а содержащихся в русских церковных книгах при пяти первых Патриархах, до времени Патриарха Никона. Многие считают, что теперь, за добрым почином Собора, должно последовать покаянное послание единой свободной Русской Церкви, до времени пока за рубежом, с просьбой к старообрядцам простить в нашем лице всех тех, которые послужили и способствовали пагубному расколу Русской Церкви, просить у них прощения за все неправды и обиды. Мы надеемся, что наше раскаяние поможет братьям забыть зло и, не осуждая никого, восстановить единство с Церковью».
В 1982 году была обретена Монреальская мироточивая Иверская икона. В 1983 году Архиерейский Собор анафематствовал экуменизм. В трёх «Скорбных посланиях» митрополит Филарет обращался к Главам Поместных Православных Церквей. В этих посланиях, владыка в спокойной форме защищал Православие от ересей экуменизма и модернизма. В личной жизни он отличался аскетизмом. Важными являются его поучения монашествующим. При вскрытии могилы владыки были обретены его нетленные останки.
О. Серафим Слободской (1912-1971 гг.) - протоиерей РПЦЗ, автор известного учебника "Закон Божий", который сейчас широко распространен как в России, так и за рубежом. За этот учебник отец Серафим был награжден камилавкой и золотым крестом вне очереди.
За 20 лет своего служения о. Серафим воздвиг храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке (около Нью-Йорка) и создал при нем приходскую школу.
В 1960-х годах Русская Зарубежная Церковь переживала тяжелую пору нестроений. О. Серафим открыто, не взирая на лица, поддерживал владыку Иоанна (Максимовича; + 1966 г.), подвергшегося в то время нападкам и даже травле.
Архиепископ Аверкий (Таушев; + 1976 г.) на отпевании так сказал о нем: «Это был настоящий русский батюшка». Став на путь пастырского служения он отдал все свои силы и здоровье этому делу, и умер в 1971 году в возрасте 58 лет. Это был совершенный бессребренник, молитвенник и пастырь, положивший душу свою за паству. Все служение отца Серафима было проникнуто любовью к Богу и людям.
Иеромонах Серафим (Роуз) (1934-1982 гг.) родился в протестантской семье. В юности отошёл от веры, был атеистом. Изучал восточные религиозные течения, причём источники читал на языке оригиналов. В православную Церковь был принят через миропомазание. Духовно окормлялся святителем Иоанном Шанхайским. Вместе с о. Германом Подмошенским основал Пустынь во имя преп. Германа Аляскинского недалеко от селения Платина в горах Северной Калифорнии. Среди наиболее известных трудов о. Серафима книги «Православие и религия будущего» и «Душа после смерти». Отвергал он распространённое мнение, что христиане и не христиане (иудеи и мусульмане) поклоняются одному и тому же Богу. Резко критиковал модернизм. В духовной жизни советовал держаться царского пути и обладать решимостью.
«…если вглядеться в современную историю, во все эти революционные демократические движения, то становится очевидным, что не экономические факторы являются их двигателем, а запавшие в души людей различные идеи о возможности построения земного рая».
«Сейчас все изменилось. Наше православие - это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время».
О. Виктор Потапов, настоятель храма святого Иоанна Предтечи РПЦЗ в Вашингтоне, родился в Германии, а с 1951 года живет в Америке. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвилль, в штате Нью-Йорк (США). С 1976 года — редактор и ведущий передачи «Религия в нашей жизни» на радиостанции "Голос Америки". О. Виктор в преддверии объединения двух ветвей Русского Православия в одном из интервью говорил следующее о сближении РПЦЗ и РПЦ МП, о покаянии иерархов МП за сотрудничество «с богопротивной и богоборческой властью»: «Требовать покаяния от других, не принося покаяния за свои ошибки – немыслимо. Каяться надо обеим сторонам. Я надеюсь, что вопрос будет поднят и будет найдено приемлемое решение. Может быть, во время объединения произойдет процесс покаяния с обеих сторон, как это сделали в свое время митрополит Евлогий Парижский и митрополит Антоний (Храповицкий). Я думаю, здесь нет ничего унизительного. Каяться всегда хорошо. Надеюсь, что это произойдет».
«Нам нужно привиться к стволу Русской Церкви. Я уверен, что и мы, Зарубежная Церковь, можем очень помочь Московской Патриархии – у них осталось много от советского. Например, деспотичное отношение епископов к священникам. Я могу митрополиту, и моему епископу говорить все, что я думаю и не бояться, что меня снимут. Этот момент соборности отсутствует в Патриархии в большей мере, чем у нас – мы можем им помочь в этом».
ДОПОЛНЕНИЕ.
* Хотелось бы внести добавления в список богословов и философов Русского зарубежья 20-го века, которые достойны упоминания. Каждый из них внес большую лепту в общее дело – сохранение православной веры, культуры и обычаев среди эмигрантов вдали от России, а также - распространения Православия среди иноверцев и инородцев в странах, заселенных англосаксами, где в основном главенствует две ветви христианства: католицизм и протестантизм. Для меня нет разницы, особенно сейчас, после объединения Церкви, служили они в РПЦЗ или Православной церкви в Америке. Все они достойно несли (несут) свой крест.
Митрополит Лавр.
Глава РПЦЗ. Участник объединения Православной церкви. Митрополи́т Ла́вр (в миру — Василий Михайлович Шку́рла) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ); с октября 2001 года — Первоиерарх (предстоятель РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский.
По подписании 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата вошёл также в состав епископата последней.
Родился 1января 1928 года в небольшой деревне Ладомирово в Чехословакии (территория современной Словакии) в русинской семье.
Крестил его архимандрит Виталий (Максименко) — известный почаевский миссионер, впоследствии архиепископ.
В 1939 году, в 11-летнем возрасте, вступил в братство монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, основанного иноками Почаевской лавры.
Монастырь (братство Иова Почаевского) формально был в юрисдикции Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Церкви, а фактически находился в ведении архиепископа РПЦЗ — Виталия (Максименко). В 1944 году, когда Красная Армия приближалась к восточной Словакии, монастырь был перенесён в Братиславу.
Местным уроженцам, в том числе и молодым послушникам Василию Шкурле и Василию Ванько, было трудно пойти на такой шаг. Сначала они и немногие другие остались. В эти дни Архиепископ Серафим (Иванов) смог добраться до родной обители и уговорить обоих Василиев присоединиться к уже уехавшим.
В 1944 году стал послушником. Вместе с братией монастыря переехал в Германию, затем в Швейцарию, а в 1946 году монастырская братия обосновалась в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), где вступил в братию Свято-Троицкого монастыря.
В 1948 году в Троицком монастыре архиепископом Виталием (Максименко) был пострижен в рясофор, а вскоре и в мантию с именем Лавр.
14 января 1950 года был рукоположён во иеродиакона; в 27 июня 1954 года — во иеромонаха. В том же году окончил Свято-Троицкую духовную семинарию, став преподавателем Священного Писания Ветхого Завета и патрологии.
2 июня 1958 года — награждён золотым наперсным крестом и назначен инспектором семинарии. 6 сентября 1959 года — возведён в сан игумена с возложением палицы. 21 ноября 1963 года — награждён крестом с украшениями и назначен заведующим книжным складом Свято-Троицкого монастыря, а 17 апреля 1966 года — возведён в сан архимандрита.
12 августа 1967 года, согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии.
13 августа 1967 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. Хиротонию совершили митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископы Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий), Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев), епископы болгарских приходов Кирилл (Йончев) и Мельбурнский Антоний (Медведев). Назначен секретарём Архиерейского Синода РПЦЗ.
По смерти архиепископа Аверкия (Таушева) в апреле 1976 года, был избран братиею Свято-Троицкого монастыря настоятелем; переведён на Троицко-Сиракузскую кафедру.
20 октября 1981 года Архиерейским Синодом РПЦЗ, на основании определения Собора епископов, был возведён в сан архиепископа; 1 сентября 1984 года последовало решение о предоставлении ему права ношения бриллиантового креста на клобуке.
С 1990-х годов неоднократно посещал Россию для ознакомления с положением вещей в церковной жизни России и посещения отечественных святынь.
10 июля 2001 года Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен заместителем Первоиерарха РПЦЗ, митрополита Виталия (Устинова).
24 октября 2001 года в Синодальном Соборе Знамения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке Архиерейским Собором РПЦЗ архиепископ Лавр был избран пятым Первоиерархом РПЦЗ.
28 октября 2001 года в синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке «при великом стечении богомольцев» состоялась интронизация митрополита Лавра на митрополичий престол.
24 сентября 2003 года в Нью-Йорке в Генеральном консульстве Российской Федерации состоялась встреча митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода РПЦЗ с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. На встрече ему было вручено письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с приглашением посетить Москву, которое было с благодарностью принято.
В мае 2004 года предпринял свой первый официальный визит в Россию.
17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве вместе с Патриархом Московским Алексием II подписал Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ.
Выступая 20 февраля 2008 года на открытии в Кремле XII Всемирного русского народного собора уделил особое внимание необходимости противодействия ассимиляции — «одной из основных проблем молодёжи, так как она грозит отдалением от Церкви»; критикуя американское общество, сказал в частности: «В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом».
Скончался в Джорданвилле 16 марта 2008 года, в первую Неделю Великого поста.
В марте 2008 года в Москве Главный редактор Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» Сергей Кузнецов и летописец Русского Православного Зарубежья инок Всеволод (Филипьев) учредили Фонд памяти Митрополита Лавра. С этого года в Москве под эгидой Фонда ежегодно проводятся вечера Памяти Владыки Лавра.
20 мая 2015 года в Москве в Музее Русской иконы состоялся ВОСЬМОЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ВЕЧЕР ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ЛАВРА, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Большим событием стало Обращение участников вечера в Московскую Патриархию и РПЦЗ с просьбой о рассмотрении возможности канонизации Святейшего патриарха Всея Руси Алексия II и Митрополита Лавра.
Иосиф Хосе Муньос.
Иосиф Хосе Муньос – хранитель Мироточивой иконы Божьей Матери. Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес (в келейном постриге монах Амвросий) — чилийско-канадский православный иконописец, хранитель Монреальской Иверской иконы.
Родился 13 мая 1948 года в Вальпараисо в благочестивой католической семье испанского аристократического происхождения. В детстве проявил склонность к живописи. И он, и его родные хотели, чтобы он стал художником.
В 1962 году в 12-летнем возрасте Хосе по дороге в католический костел случайно услышал доносящееся из открытых дверей Свято-Троицкой православной церкви в Сантьяго дивное пение. Красота убранства храма, икон и богослужения произвела на мальчика огромное впечатление, и с тех пор он начал посещать эту церковь.
Через 2 года архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович) крестил его в Православие, на что было получено согласие матери Хосе.
Проучившись три года в православном колледже, Иосиф стал учиться иконописи. Поскольку в Чили было не так много людей, которые могли его чему-то научить в этой области, он отправился в Канаду, во франкоязычный Монреаль.
По приглашению архиепископа Канадского и Монреальского Виталия (Устинова), он переехал на подворье монашеского братства преподобного Иова Почаевского в Монреале и вскоре стал преподавателем истории искусств в Монреальском университете.
В 1982 году посетил Афон, и в частности один скит иконописцев, где был поражен одной иконой Иверской Божией Матери, написанной этими монахами. Иосиф просил монахов продать эту икону, но получил отказ. Однако в последний день пребывания на Афоне он получил в дар от схиигумена Климента († 1997) Спасо-Рождественского скита список Иверской иконы Божией Матери. Подаренная икона стала обильно мироточить и благоухать с 24 ноября 1982 года, после возвращения в Канаду. По его воспоминаниям, «24 ноября в три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда! Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая».
Новость о чудесном явлении быстро распространилась, а икону поместили в православный собор в Монреале, где её посещало огромное количество людей. По утверждению очевидцев, миро имело сильный аромат роз и его собирали в сосуды. Иосиф в течение 15 лет был хранителем этой святыни и посещал с иконой православные приходы во многих странах.
Иосиф Муньос, всюду сопровождавший святую икону, всегда вёл себя очень скромно, никогда не привлекал к себе внимания, во время церковных богослужений тихо стоял сзади, незаметный как монах.
Он часто возвращался на Афон, также и с чудотворной иконой. На Афоне был пострижен в монашество схиигуменом Климентом с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.
В ночь на 31 октября 1997 года он был убит в номере «Гранд-отеля» в Афинах, а мироточивая икона бесследно исчезла.
12 ноября 1997 года, спустя 13 дней после убийства, согласно завещанию похоронен на русском кладбище в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк (США). По свидетельству очевидцев, во время похорон, несмотря на долгий срок, на теле были видны лишь следы пыток, но не было признаков тления и запаха.
9 декабря 1997 года, на сороковой день, на могиле чудесным образом зажглись свечи и продолжали гореть необычно долгое время.
23-25 ноября 2007 года в Русском Зарубежье было торжественно отмечено памятное духовно-значимое событие: ровно 25 лет назад брат Иосиф был призван Господом на особенное служение. Молитвенно отмеченные в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле даты — 25-летия явления Монреальской Иверской Мироточивой иконы и 10-летней годовщины со дня убиения Ее хранителя.
14 декабря 2012 года, по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона, была создана епархиальная комиссия Восточно-Американской епархии по канонизации, в задачу которой входит собирание информации и повышение осведомлённости о праведной жизни митрополита Филарета (Вознесенского), а также брата Иосифа Муньоса-Кортеса.
Владыка Василий (Родзянко).
Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко; 22 мая 1915, имение «Отрада», Новомосковский уезд, Екатеринославская губерния — 17 сентября 1999, Вашингтон) — епископ Православной церкви в Америке, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский.
Будущий епископ Василий (Владимир Михайлович Родзянко) родился в семье дворян. В семье было 8 детей, среди них Владимир был четвертым. Его отец, Михаил Михайлович Родзянко (1884—1956), был выпускником Московского университета, дед же, Михаил Владимирович Родзянко был председателем 3-й и 4-й Государственной Думы Российской империи. Это родство сыграло в судьбе будущего епископа Василия исключительно важную роль.
Мать Владимира — Е. Ф. Родзянко, урождённая баронесса Мейендорф (1883—1985). Протопресвитер Иоанн Мейендорф по материнской линии приходился ему троюродным братом (согласно иным сведениям — двоюродным братом).
12 января 1980 года в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев был хиротонисан в епископа Вашингтонского, викария Митрополита всей Америки и Канады. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор. С 1 ноября 1980 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, наместник Успенской женской обители в городе Калистоге.
Уйдя на покой, поселился в Вашингтоне, где стал почётным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. Преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской духовных семинариях, сотрудничал с протопресвитером Александром Шмеманом и протопресвитером Иоанном Мейендорфом, другими видными богословами русской эмиграции. Возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана». С 1991 года принимал активное участие в работе радиостанции «София» (работавшей тогда на волнах Радио 1), провёл серию телевизионных бесед на религиозные темы.
Владыка Родзянко оставил после себя ряд трудов, в том числе: «Теория распада вселенной и вера Oтцов», проповеди в аудиоформате…
Протоиерей о. Дмитрий (Григорьев).
Почетный настоятель Свято-Никольского кафедрального собора Православной Церкви в Америке, профессор университета Джорджтаун протоиерей Димитрий Григорьев.
Отец Димитрий Григорьев родился в 1919 году в Англии. Его отец, Дмитрий Дмитриевич Григорьев, в дореволюционное время был вице-губернатором Архангельска, Вятки и Сахалина. В 1918 году после ареста и побега эмигрировал вместе с семьей в Ригу, затем — в Англию.
Вскоре семья будущего священника переезжает в Японию. По окончании Гражданской войны семья Григорьевых вернулась в Ригу. Там Дмитрий закончил русскую гимназию и поступил в Богословский институт.
Будучи британским подданным, во время Второй мировой войны был эвакуирован в Австралию и с 1943 по 1944 год служил в Британском Торговом флоте на Тихом океане. В конце войны оказался в США.
Дмитрий закончил Йельский университет, позже получил степень доктора Пенсильванского университета. Завершил духовное образование в Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке. С 1959 года читал лекции по истории русского языка и литературы в университете Джорджтаун. С того же времени принимал активное участие в жизни православного прихода. В 1964 году стал профессором университета и проработал в этой должности до 1989 года.
В 1969 году Д. Григорьев был рукоположен в сан священника. После того как храм свт. Николая в Вашингтоне получил статус Митрополичьего собора, отец Димитрий Григорьев был назначен вторым священником. В начале 1970-х годов отец Димитрий активно проводил в жизнь регулярную практику совершения Литургии на английском языке. В 1986 году отец Димитрий был назначен настоятелем собора. С 1998 года отец Дмитрий был почетным настоятелем Свято-Никольского собора.
Протоиерей о. Димитрий Григорьев скончался в Вашингтоне в ночь с субботы на воскресенье 9 декабря на 89-м году жизни.
О. Дмитрий (Григорьев) написал и издал много трудов по Православию, и также по творчеству Достоевского. Он часто ездил по всему миру с докладами на чтения, посвященные Достоевскому, в том числе бывал и в России.
О. Дмитрий (Григорьев) являлся постоянным автором Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.», публикуя воспоминания о своей семье и о своих встречах и беседах.
Инок Всеволод (Филипьев).
Ныне – мона́х Селафии́л — монах Русской православной церкви заграницей, постриженник Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле, богослов, поэт, писатель, Член Союза писателей России,
Родился 1969 года в Москве. В 1990 году поступил в братию Валаамского монастыря, где его духовником стал иеросхимонах Рафаил (Берестов). В 1992 году, увлекшись творчеством Серафима (Роуза) переехал на жительство в США, где поступил в братию Свято-Троицкого мужского монастыря. Весной 1994 года был пострижен в иночество.
В 1999 году закончил Джорданвилльскую Свято-Троицкую духовную семинарию и летом того же года посетил Святую Гору Афон.
Преподавал патрологию и гомилетику в Свято-Троицкой духовной семинари,
сотрудник и заместитель главного редактора объединенной редакции журналов «Православная Русь», «Православный путь», «Православная жизнь», Член Союза писателей России, поэт, писатель, автор многочисленных эссе и публикаций. По благословению митрополита Лавра воссоздал дореволюционный журнал «Русский Инок» в интернет-формате.
Популярность имела его роман «Начальник тишины» (2004), общий тираж которого в России и на Украине составил около 100 тысяч экземпляров. Она переведена на французский и английский языки, на радио «Православный Петербург» по ней сделан радио-спектакль.
В 2008 году инок Всеволод вместе с главным редактором Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» Сергеем Кузнецовым организовали Фонд Памяти Митрополита Лавра, в рамках которого проводятся Ежегодные вечера памяти Первоиерарха РПЦЗ в Москве. Инок Всеволод (Филипьев) член редакционного совета и постоянный автор Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.». Фактически, большинство россиян и других жителей бывшего СССР узнало о Русском Православии за границей из произведений о. Всеволода. Поэтому он заслуженно зовется «Летописей Русского Православного Зарубежья».
В Москве он пишет и выпускает новые книги, выходят многочисленные аудио и видеодиски с его участием, он пишет стихи, встречается с россиянами.
В настоящее время он живет на Афоне, продолжает писать книги и молиться за нас.
* * *
Мне посчастливилось быть знакомым со всеми перечисленными мною видными деятелями Русского Православного Зарубежья, включая о. Виктора (Потапова), отмеченного автором статьи.
Правда, с братом Иосифом мне не привелось встречаться, зато я был знаком с его сестрой и ближайшими друзьями.
Сергей Кузнецов.
** При написании Дополнения использовался справочный материал из Википедии.
Расскажи друзьям:
|