Лидия Андреева (журналист, продюсер).
ТОРЖЕСТВО В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ.
(О непростой судьбе знаменитого Дома Ханжонкова в Москве).
Так назывался фильм, снятый и показанный Александром Ханжонковым 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1913 года на торжественном киносеансе открытия построенного им на Триумфальной площади Москвы Кинодворца. Строительство этого «кинема – театра» - «культурного синематографа» стало самым крупным и интересным проектом Александра Ханжонкова, завершающим первое пятилетие русского кино, начало которого принято считать с премьеры фильма «Понизовая вольница», снятого в «киноателье» его коллеги и соперника Александра Дранкова.
И выводило его вперед в извечном споре с последним. Ханжонков все свои средства, силы, энергию и фантазию отдал для российского кинематографа, как искусства, а не аттракциона, каким он тогда многими, в том числе Дранковым, воспринимался. Дранков через год ответил «Сонькой – золотой ручкой», который пользовался большой популярностью и который можно воспринимать как прообраз современных телесериалов. И здесь Дранков, выиграв тактически, проиграл историческую «битву» с Ханжонковым, который собрав в своем «киноателье» Гончарова, Чардынина, Старевича, Бауэра, Холодную, Мозжухина, Каралли, Полонского, Максимова… стал по праву именоваться Третьяковым, российской кинокультуры! Можно добавить, что Кулешов, юбилей которого будем отмечать в январе, один из отцов - основателей ВГИКа и «крестный» Эйзенштейна в кино, тоже родом из Дома Ханжонкова.
Многое из того, что снял и сделал в кино Ханжонков (а он выступал еще и качестве сценариста и, судя по его письмам, обладал заметным литературным даром) было открытием и многие его приемы используются кинематографистами до сих пор. Не будем повторяться, об этом уже было много было сказано и написано.
Но именно сегодня хочется вспомнить о его любимом детище – кинотеатре в центре столицы. Ханжонков решил собрать в будущем кинотеатре все самое прогрессивное, интересное и…удобное(!) для зрителей, и весьма преуспел в этом.
По заказу Александра Алексеевича, который как образец для своего будущего кинотеатра взял знаменитый французский «Гомон-Палас», проект «Электротеатра «Пегас» был разработан в 1912 году архитектором А. А. Фольбаумом и техником В. И. Чебановым. (Пегас – крылатый конь, по греческой мифологии, любимец муз был логотипом Акционерного общества «А. Ханжонков и Ко»). Землю под строительство Александр Ханжонков не только выкупил, но и освятил. (Не оттого ли высокопоставленные коррумпированные чиновники, которые осуществили рейдерский захват Дома Ханжонкова в течение, скоро, 15 лет никак не могут наладить его эффективное использование; как поется в песне из фильма гениального Гайдая, «что они ни делают, не идут дела…»)
Закладка кинотеатра состоялась на Триумфальной площади 1 (14 – по новому стилю) августа 1913 года, а уже 24 ноября (7 декабря – по новому стилю) он был торжественно открыт. На церемонии открытия, на который съехалась «вся Москва», зрителям была показана двухчасовая программа, состоящая из фрагментов кинофильмов торгового дома Ханжонкова, выпущенных в 1908—1913 годах, а также целиком — экранизация повести Николая Гоголя «Страшная месть». В конце была продемонстрирована картина «Торжество в Акционерном обществе», где зрители увидели самих себя в начале церемонии (на подготовку фильма ушло всего 2 часа). Эти уникальные кадры сохранились, и вы сможете увидеть их на ОМТ.
Большое внимание было уделено музыкальному оформлению киносеансов: в распоряжении кинотеатра имелись «трёхтысячный рояль, лучший американский гармониум и симфонический оркестр в 35 человек.
«Пегас» сразу стал одним из самых популярных кинотеатров Москвы, и, бесспорно, одним из лучших в архитектурном отношении. Зрительный зал имел три яруса на 800 человек и самый большой в столице экран (9х6 метров). Его боковые стены имели красивое декоративное завершение.
Здесь не только демонстрировались новейшие фильмы, но и устраивались кинопраздники, премьеры, презентации и другие торжества. В этих мероприятиях принимали участие пионеры российского кинематографа и первые кинозвёзды России: Александр Ханжонков, Вера Холодная, Иван Мозжухин, Василий Гончаров, Владислав Старевич, Пётр Чардынин, Вера Каралли, Витольд Полонский, Владимир Максимов и многие другие, а также представители дворянства и разночинства, вся творческая и техническая интеллигенция, профессора ВУЗов, студенты, рабочие.
Электротеатр работал даже в страстную неделю, когда отменялись развлекательные мероприятия. В это время здесь демонстрировались образовательные и научно-популярные фильмы, в частности, о вреде пьянства и даже об опытах Павлова. С первых дней своего существования он стал одним из любимых мест культурного досуга москвичей. По свидетельству старейшего киноведа, профессора С. В. Комарова: Сюда, к Ханжонкову, шла «вся Москва», чтобы не только посмотреть новинки российского экрана, но и увидеть самый современный и «культурный синематограф», каким был «Пегас»
Пример Ханжонкова оказался заразительным. Вскоре «группа граждан», среди которых Максим Горький, Федор Шаляпин, Леонид Андреев, художник Константин Коровин, выступили с инициативой «об обустройстве кинематографа чисто научного характера на тысяча мест». Его предполагалось разместить рядом с Художественным театром. Именно с этой инициативой связывают некоторые историки кино зарождение идеи создания Музея кино, прообраз которого был организован в Государственной академии художественных наук в 1921 году, видимо, при активном участии Коровина, который в те годы активно занимался защитой культурного наследия. Это еще один пример благотворного влияния Ханжонкова на, как бы сейчас сказали, «кинопроцесс»! И художники, первые это заметили и оценили. Недаром же кино в Америке называют не иначе как «муви», подразумевая еще и слово «пикча» - картину. Т.е. кино – это движущаяся картина! А «Коламбия Пикчерс» - уже крупнейшая кинофабрика США…
Здесь впору кратко рассказать и выразить благодарность нашему художественному сообществу за помощь кинематографу и за Музей кино, и за Дом Ханжонкова ныне. Особо следует отметить личное участие Президента Российской Академии Художеств З. К. Церетели в судьбе Дома Ханжонкова. Выдающийся художник, меценат, хранитель культурного наследия в начале 2000-х годов, в пору рейдерских атак высокопоставленных коррупционеров, хотел взять старейший кинотеатр под свою опеку, обустроив в нем Исторический кинотеатр и Музей художников кино в составе Академии Художеств. Но некоторые нечистые на руку власть предержащие отказали ему, отдав национальное культурное достояние в аренду… заезжему повару из Италии. А затем и вовсе продали на торгах раритетный памятник отечественной культуры в… кипрский офшор! Вот такие нынче времена и нравы…
…При реконструкциях здания кинотеатра в 1936, и в начале 1950-х, и в 1978 годах архитекторы стремились сохранить исторические интерьеры. Кинозал, фойе и цокольный зал к началу XXI века сохранили, в главных чертах, первоначальный архитектурный и художественный облик, с добавлением «сталинского ампира» при реконструкции 1952—1955 годов. Со стороны 1-й Брестской улицы по проекту Б. С. Мезенцева были пристроены две парадные лестницы, ведущие с цокольного этажа до балкона и выставочных залов на третьем этаже. В начале 1950-х годов, при реконструкции площади Маяковского, кинотеатр, по указанию высшего руководства страны (И. В. Сталина, а затем и Н. С. Хрущёва) был сохранён и встроен, с изменением фасада, в многоэтажное здание, став, таким образом, первым и единственным в своем роде встроенным кинотеатром.
Конец 1980-х – начало 1990-х годов по-праву можно назвать временем второго рождения Кинотеатра Ханжонкова, когда на основании Постановления Совета Министров СССР и Решения Исполкома Моссовета ему был придан статус Центра национальных кинематографий СССР. В те годы кинотеатр стал популярным кинофестивальным центром и общедоступным Домом Кино - клубом творческих встреч и общения кинематографистов и зрителей. В те же годы, в начале 90-х, после того как исчезли бюрократические препоны, с легкой руки директора кинотеатра, заслуженного работника культуры РФ Расима Даргях-заде, за кинотеатром закрепилось название «Дом Ханжонкова», в честь его основателя Александра Алексеевича Ханжонкова. Тогда же, благодаря усилиям Расима Ильясовича и его соратников, таких же энтузиастов кино, обществу, после долгих лет забвения, были возвращены имена и фильмы многих выдающихся первопроходцев кино в России. Дом Ханжонкова стал признанным центром ханжонкововедения в стране и мире.
ЮБИЛЕЙ БЕЗ ТОРЖЕСТВ.
Прошло 14 страшных для Дома Ханжонкова лет. Никогда, за его вековую историю Дом не терпел столько невзгод и разрушений. После насильственного выселения кинотеатра в 2004 году исторические интерьеры здания и парадные лестницы были варварски разрушены. С единственной целью – сдавать помещения большему числу арендаторов, историческое здание было буквально распилено на 3 автономные части! При этом был потерян не только исторический облик кинотеатра – памятника кинотеатрального зодчества Серебряного века, но и порушена функциональная противопожарная планировка – срезаны парадные лестницы, замурованы запасные, пожарные выходы. И все это с целью увеличения «торговых площадей» в памятнике культуры! Налицо вандализм, который карается УК РФ.
Но… «из ворованного проса каши не сваришь!» - гласит народная поговорка. Результаты коммерческого использования исторического здания кинотеатра за эти годы оказались обескураживающими. С января 2005 по май 2008 года все его помещения пустовали. За следующие 5 лет помещения цокольного и первого этажей сменили порядка десяти арендаторов и субарендаторов: в разное время там располагались кафе-закусочная, пивная, шашлычная, стейк-хаус, суши-бар, ночной клуб знакомств. Все эти частые смены чередовались с долгими простоями и сопровождались новыми перепланировками.
Кинозал, и все помещения второго этажа пустовали до 2011 года, после чего там были устроены банкетно-фуршетный зал и танцпол-площадка. Затем, после годового перерыва на новые переделки, в них функционировал ночной стрип-клуб. С весны 2016 года эти помещения вновь пустуют.
Третий этаж после 9-летнего простоя был задействован только в 2014 году, когда там открылся частный музей шоколада, просуществовавший 2 года. Нынче, снова пустует.
Весной 2016 года в помещениях цокольного и первого этажа, после трёхлетнего простоя и переустройства, открылся очередной ресторан – закрытый клуб, «премиум-класса».
Самое интересное в контексте сказанного, поводом для выселения кинотеатра было названо «неэффективное использование федеральной недвижимости»! Если при этом учесть, что мерой эффективности кинотеатра являются ее показатели по демонстрации кинофильмов, а по этим показателям Дом Ханжонкова является рекордсменом Книг Рекордов Гиннесса и России, то перефразировав известное выражение «принца датского», кстати земляка «Гиннесса, можно воскликнуть: «Что - то не так в нашем благословенном Отечестве!»
Все 14 лет не прекращались попытки руководства Дома Ханжонкова и кинематографической общественности вернуть это историческое, святое для каждого кинематографиста здание, киносообществу и зрителям – москвичам и гостям столицы. Постоянные письма и обращения «на самый верх» с множеством подписей видных деятелей кино России и зарубежья в защиту Дома Ханжонкова так и не смогли возыметь должного действия, не нашли отклика ни у одного представителя власти!
Поэтому в нынешнем декабре, 7 числа по новому стилю, вновь придется отмечать ЮБИЛЕЙ ЭТОГО ВЕЛИКОГО ДОМА БЕЗ ТОРЖЕСТВ!
фото лидии андреевой и из архива дома ханжонкова.
Смотрите здесь и сейчас.
Уникальный архивный фильм «Торжество в акционерном обществе», снятый Александром Ханжонковым в 1913 году на торжественном киносеансе открытия Кинодворца, построенного им на Триумфальной площади Москвы. Фильм предоставлен руководством Дома Ханжонкова для показов на Общественном московском телевидении.
Расскажи друзьям:
|