Елена Мохова
ВЛАДИМИР ФРОЛОВ. ТЕАТР, КАК ДАР И ПОИСК.
«Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр».
Дени Дидро.
Московский государственный драматический театр «Сопричастность» можно сравнить с кораблём, за штурвалом которого стоит опытный капитан - заслуженный деятель искусств России, артист, режиссёр и бессменный художественный руководитель Игорь Михайлович Сиренко. Театр издавна славится своим классическим репертуаром, где прекрасно поставленные пьесы в сочетании с актёрским талантом дают возможность публике сказать: это – моё! Мой выбор и моё предпочтение, которому не хочется изменять!» Соприкоснувшись однажды с филигранной игрой актёров, избалованный московский зритель будет стараться не пропустить ни одной премьеры, поровну разделив с режиссёром и артистами накал страстей, побед и сомнений. Такие встречи несут в себе особую радость, открывая людям не только современную трактовку Шекспира, Островского и Горького, но и соединяя в единое целое разорванность времени, решение ролей и человеческую неповторимость. Пьесы заставляют понять: обстоятельства, которые проживали герои из других времён, как никогда созвучны сегодняшнему дню! В нём, как и в далёком прошлом, встречаются, глядя в глаза, друг другу, люди разных культур, мировоззрения и собственного понимания чувства долга и совести. Размышляя о театре и его зрителе, Иоганн Фридрих Шиллер сказал: «Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». Это точное определение сотворчества между режиссёром, актёром и зрителем, заставляет нас помнить об общих возможностях, где каждый становится волшебником, независимо от того, сидит ли он в зрительном зале или играет на сцене. Такова магия искусства; магия - сопричастности людей к внезапно открытому миру.
Рассказывая сегодня о театре «Сопричастность», мне хочется познакомить читателя с творчеством и судьбой заслуженного артиста России Владимира Афанасьевича Фролова, путь которого неразрывно связан с жизнью страны, а значит с её послевоенным восстановлением, расцветом, падением и новым строительством российского общества. На сцене, в кино и в жизни, Фролова, можно сравнить с канатоходцем, который балансируя над бездной и забывая о страховке, ставит перед собой всё более и более усложненные задачи. Я всё время удивляюсь его весёлой и, как следствие трагической способности сохранять в схватке со временем детское восприятие мира и искреннее желание помочь людям, что почти всегда приводит к обожжённости души. В этом, наверное, и есть особенность характера русского интеллигента, с его поиском улучшения жизни и познания Бога, учившего не терять за словами главного ориентира: бескорыстного участия в судьбе другого человека. К сожалению, альтруистическая истина «возлюби ближнего, как самого себя», оказалась для человечества самым трудным заданием! Я редко встречаю в людях именно этот фирменный знак, а посему не перестаю удивляться, как они уцелели здесь, сохранив свои души от тёмных нападений современной жизни?
Говоря о работах Владимира Фролова, в пьесе Островского «Горячее сердце» (роль купца Курослепова), или, такого далекого от него герцога Корнуэльского, в пьесе Шекспира «Король Лир»; или - директора детского дома, в фильме «Звено», хочется отметить, что всех этих непохожих друг на друга людей связывает в характерах «зло, во имя добра!» Эта черта всегда являлась одним из главных расколов общества, чьими благими намерениями устлана дорога в ад; и именно её, эту дорогу, блестяще показывает в своих работах артист Фролов, напоминая нам через образ Курослепова о человеческом несовершенстве: капризном добродушии эгоиста, который, так и не поняв жизненного назначения и следуя за собственными слабостями, превращает свою судьбу и судьбы живущих рядом людей в очередную трагедию русского общества. Работая над ролью и доведя её до гротеска, Фролов наделит своего героя (хитроватого и пьющего человека) трагическими чертами опустошённого потерянного подкаблучника.
Стремясь уйти в свой больной мир от обязанностей хозяина семьи, он осознает их только в периоды потрясений, что великолепно показано артистом, взявшим за основу этой личности утрированное юродство и эгоизм. Такая трактовка Островского ещё раз показывает: ничего не меняется в характере человека, если только он сам не расправит плечи и не захочет изменить собственную судьбу. Образ Евграфа Ларионовича Ежевикина, в пьесе Достоевского «Фома Фомич, созидающий всеобщее счастье», ещё одно из трагических подтверждений русского характера, который часто встречается нами в современной жизни, и который мы улавливаем в себе иногда с улыбкой, иногда с раздражением.
Говоря здесь о театральных ролях, нельзя не сказать о ролях социальных, которые принимают на себя люди под давлением обстоятельств или по собственной воле. И здесь уместно вспомнить 90-е годы, разведшие представителей культуры по разным сторонам баррикад, где каждый принял собственное решение по дальнейшему строительству жизни общества. В 91 –м, гениальный артист Мстислав Ростропович, вместе с не менее известными коллегами, вышел по зову сердца спасать своё видение мира, даже не подозревая о том, что сценарий событий был уже написан и не подлежал изменению. Однако это ничуть не умоляет его гражданской позиции, как и позиция таких патриотов, как Юрий Назаров, Елена Драпеко, Михаил Ножкин, Татьяна Петрова, Людмила Зайцева, Виктор Розов и многих других людей, вставших в те годы по другую сторону баррикад. Заслуженный артист России Владимир Фролов, в 93 –м, был у Белого дома командиром взвода и ни разу не пожалел о своём поступке, считая, что сделал в тот момент самый правильный выбор подтверждённый сегодняшним развитием страны в пользу духовности и возрождения российской культуры; в пользу памяти и уважения к предкам. В те дни он был под обстрелом, на передовой, спасая своё отечество и свои убеждения о которых в полный голос стали говорить только сейчас, а тогда - выдавали за бунт меньшинства, мешающего строительству новой страны и оправдывая тем самым своё личное участие в распаде великой Державы.
Каждый из нас знает имена этих людей и их грех перед погибшими; пройдя 90-е годы и пережив попытки насильственного забвения собственной истории и культуры, народ только сейчас начал ясно понимать, куда привели его страну очередные пирожки «тётушки Нуланд». К счастью были и те, кто осознавал трагедию с самого начала и не мог смириться с произошедшим. Будучи в самые тяжёлые годы развала и грабежа страны депутатом ГД, Владимир Фролов продолжал оставаться на позициях истинно русского человека, помогая не только развитию отечественной культуры, но и сближению бывших республик на скрепе культурных и мировоззренческих традиций.
Я знаю по себе, как трудно было в те годы не то, чтобы что-то доказывать, но даже говорить без последствий для себя в работе, в быту, в каких-то жизненных ситуациях, когда человек за свои убеждения постепенно выдавливался из социума и предавался забвению, а общество делало вид, что ничего не произошло. Я знаю и поэтому убеждена: в то окаянное время Владимир Афанасьевич Фролов прошёл экзамен на настоящего человека, настоящего воина и защитника своего отечества! Конечно же, он, в полной мере встретился на своём пути с клеветой, травлей и гонением, расплатившись, таким образом, за свои идеалы, в том числе и свою искреннюю самоотверженность патриота пытавшегося защитить агонизирующую страну.
В самые трудные дни он продолжал совершенствовать себя в профессии, в политике и что самое главное – в работе души, которая (если не зачерствела) знает, что такое совесть и страдания других. Он до сих пор убеждён: человек обязан развиваться всю свою жизнь, так как даже временная остановка равносильна смерти!
Закончив дипломатическую академию, Владимир Фролов успешно работает по укреплению дипломатических и культурных связей между Россией и бывшими республиками СССР. Сегодня, он является послом мира, а внесённый им вклад в международные отношения позволяет надеться, что этот широко образованный человек будет продолжать свою деятельность так же и на поприще миротворца. В нашем сегодняшнем агрессивном мире разговоры о сближении, а не о разъединении народов, залог благополучия жизни всего мирового сообщества. Может быть, именно поэтому ему удаётся так точно выразить в своём творчестве разнообразие людских характеров взятых не только из классической литературы и времени 90-х, но уже и нового века; они, так похожи и не похожи в этом сегодняшнем временном пространстве, что когда он открывает их суть в своих театральных работах и в кино (героизм, предательство, трусливое молчание или громкий протест), знаешь: этот артист не допустит ни на сцене, ни в жизни, ни одной фальшивой ноты! Смысл его игры – сделать мир честнее и, по возможности, лучше! Судя по тому, как его принимает зрительный зал, можно с уверенностью сказать: перед нами самобытный талантливый артист, игра которого заставляет публику смеяться, грустить, негодовать, но, главное - думать.
Отвечая на вопрос о своём видении развития государства, Владимир Фролов в частности сказал: Мне сегодня стало интереснее жить, так как появилась стопроцентная вера в начало нового развития общества, и я вижу, что оно - позитивно. Появилась вера в людей, которые возглавляют страну; вера, в моего президента, что было невозможно и душно в период Ельцина и прочих политиков с их откровенным пренебрежением к народу. Сегодня люди словно очнулись от сна, потому что увидели искреннее желание власти напомнить им, что они не одни, что их защитят от агрессивного нападения тех, кто, в своё время, грабил и, к сожалению, продолжает грабить страну. Я вижу, что наше руководство борется с этим и часто с положительным результатом. Радует отношение к молодёжи, к культуре, к нашей истории; то есть, общество вновь вырабатывает моральный кодекс, который был утерян в 90-е годы. Я думаю, что в стране наступили новые времена и, несмотря на сегодняшние трудности, победа, всё-таки, будет на нашей стороне!
О себе, театре и современном театральном искусстве -
Когда-то меня благословила народная артистка СССР Ангелина Степанова, сказав после дипломного спектакля, что меня ждёт успешное актёрское будущее. Слова великих артистов всегда имеют для студентов почти сакральный смысл, так что я запомнил их и пронёс через все трудности профессии; ведь если актёр верит в себя, в свои силы, да к тому же ещё может видеть собственные ошибки, то у него действительно всё получится! После окончания Высших театральных режиссёрских курсов, я получил уникальную возможность стажироваться в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова и общаться с великими деятелями театрального искусства. Это было удивительное время: я смог прикоснуться и впитать в себя: культуру, знание и опыт, которыми они со мной поделились!
Позже, я работал в разных театрах страны и этот опыт, а также разнообразие сыгранных ролей помогли мне состояться в профессии. В Орле, в Академическом театре им. И. С. Тургенева, за исполнение центральной роли в спектакле «Мандат», по пьесе Николая Эрдмана, мне было присвоено высокое звание лауреата Тургеневской премии. Там же, в Орле, при помощи моих единомышленников я создал новый молодёжный театр «Русский стиль», который, как говорят, до сих пор собирает многочисленных зрителей. Много интересных театральных работ было в Волгограде и других городах, а также в кино.
Впервые я снялся в фильме Ярополка Лапшина «Игра без правил», где сыграл роль молодого фронтовика возвратившегося с войны. Всё это - бесценные уроки и опыт, которые актёр набирает во время работы для очередного решающего броска; то есть, своей главной роли, после которой вновь начинает восхождение. Такова актёрская жизнь, порой очень трагическая, но всё забывается, когда ты выходишь на сцену. Я пошёл в театр «Сопричастность», увидев в нём бережное отношение к русской и зарубежной классике; увидев режиссёра, который столько лет талантливо руководит театром и у которого есть желание слышать своих актёров; а это, в театральном мире, бывает довольно редко. Сегодня, к сожалению, есть театры, которые приводят в замешательство и неловкость, но «Сопричастность» несёт в себе театральные традиции и высокую просветительскую культуру.
О любимых актёрах - Михаил Ульянов, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Ефим Копелян. Эти великие артисты выстроили тот целостный мир театра и кино, который называется классической русской школой, предложив не только последующим актёрским поколениям, но и всему обществу в целом те моральные ценности, которые необходимы, чтобы называться человеком. Они сумели донести это нам через свои роли и самоотверженную любовь к профессии.
О людях - Мои воспоминания – это город Калининград, где проходили моё детство и становление; где, в послевоенные годы, оставшись одна, мама воспитывала нас с братом. Где были: интернат, выживание и удивительная встреча с педагогом, благодаря которому состоялась моя судьба! Он был учителем литературы, и одновременно руководителем пионерского театра «Костёр», при интернате, где я учился. Увидев, что перед ним способный мальчишка, этот педагог приложил максимум усилий, чтобы дать мне хорошее образование.
Он и его жена водили меня на театральные спектакли, в кино, на концерты и вечера, в детскую музыкальную школу имени Р. М. Глиэра. Помню, как однажды, он и его жена, красавица Нина, пригласили меня в кинотеатр «Победа» на фильм «Большой вальс» и я просто влюбился в этот удивительный таинственный мир искусства, который казался мне в то время прекрасным, но недоступным чудом. Я на всю жизнь сохранил любовь и признательность к этим людям, которые увели меня в совершенно иной, потрясающий, мир сцены! Это - Олег Николаевич Друтман, его жена и его родные, которые приняли участие в моём становлении. Именно благодаря Олегу Николаевичу, меня пригласили в областной драматический театр играть роли мальчишек, где работали его отец, народный артист РСФСР - Друтман Николай Никитьевич и народная артистка РСФСР - Агафоника Васильевна Миропольская. Я никогда не забуду этих людей и их доброты по отношению ко мне, маленькому ребёнку, находившемуся в довольно тяжёлой жизненной ситуации.
О жене Ларисе, дочери Ангелине и внуках - Оглядываясь назад, понимаю, что в мире нет ничего случайного! Я благодарен судьбе за Ларису (мы вместе вот уже 44 года) и, дочь Гелечку, которых она мне подарила. У меня чудесные, верные и прекрасные женщины; с ними - жизнь становится светлее и лучше. Семья – тот остов, который поможет выдержать человеку всё и не отчаяться; это промысел божий, хотя у каждого человека он свой.
Во внуках хочу видеть добрых и справедливых людей, могущих отличить хорошее, от плохого, чтобы не запутаться в лжеистинах. В век научно-технического прогресса, где часто виртуальный мир заменяется настоящим, это, конечно, трудно сделать и взрослому человеку, но думаю, что они уже догадываются об этом и когда придёт время, отличат белое, от чёрного. Старший Демьян хочет стать кардиохирургом и лечить людей. Сейчас он уже в 9-м классе и нацелен на медицину. Клименту – 13 лет, он учится в 6-м и занимается хоккеем. Вся наша семья очень любит животных, так что с нами не соскучишься: всегда шумно, тявкают собаки, возятся ребята и читаются хорошие книги.
О планах и любимом афоризме - когда я был мальчишкой и жил в интернате, то каждый свой день начинал словами «если я сам из себя ничего не сделаю, то никто никогда ничего из меня не сделает!» Став старше, и прочитав книгу Каверина «Два капитана», повторял, как заклинание слова Саньки Григорьева: «Бороться и искать. Найти и не сдаваться!» Ну а когда вырос, то взял на вооружение изречение Гете, которое мне до сих пор помогает жить и преодолевать трудности: «Смысл жизни человека состоит в том, чтобы создать из себя личность». Это великие слова, без которых человеческая жизнь обесценивается и превращает нас в неблагодарных потребителей. Помните, у Пушкина: «О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух», так это о каждом из нас и наших желаниях либо жить, либо существовать. Выбор за нами!
О Боге - несомненно, существует судьба и желание её улучшить. Всё зависит от самого человека и в этом его величие, когда продолжая бороться, он внезапно понимает, что возможно будет не так, как он хочет, а как Бог решит. Вся история человечества подтверждает истину: наши желания часто не совпадают с желанием Всевышнего. И, всё же, Бог, любит сильных, а поэтому слышит и протягивает руку помощи; если человеческие желания несут доброе начало, то они почти всегда исполняются. Я стараюсь следовать именно этим принципам. Патриарх России, Алексий II наградил меня орденом Сергия Радонежского, и я очень горжусь этой наградой, как и той, которая пришла из Грузии от патриарха Илии –II и которую мне вручил народный артист CCCР, кинорежиссёр Реваз Давидович Чхеидзе, в Совете Федерации, в кабинете Егора Семёновича Строева. Это - старинная Библия в золотом окладе, где рукой патриарха было написано: «Уважаемый Владимир Афанасьевич! Я высылаю Вам самую мудрую книгу в мире, которое создало человечество – Библию. Я ознакомился с вашей миротворческой деятельностью. Большое вам спасибо за то, что вы, с такой любовью заботитесь о дружбе двух православных народов. Наши страны веками живут по заветам Христа. Во время глобализации, нужно быть очень осторожным; знать, что принимать, а что нет. Россия – это великая страна, с большим потенциалом в будущем. Русскому народу хватит мудрости отличить добро от зла. В первую очередь надо быть близким к Богу и спешить делать добро, оно обязательно вернётся к человеку. Да хранит Вас Господь! С любовью во Христе – Каталикоз – Патриарх всея Грузии Илия -II».
Я, конечно, стараюсь следовать этому мудрому совету, хотя иногда бывает очень трудно. Считаю, что мы, люди, должны действовать по законам добра и в жизни, и в политике, и в искусстве; только так можно исправить ошибки человечества и загасить первобытную тягу к стяжательству, зависти, жестокосердию и гордыне. Только так человек может стать профессионалом в выбранном пути, где искусство и миротворчество, по сути, одно, и тоже!
Наша справка: Фролов Владимир Афанасьевич – заслуженный артист России. Депутат ГД РФ - 1 созыва. Государственный советник РФ 1 класса. Закончил Дипломатическую академию МИД РФ; Высшие театральные режиссёрские курсы, по специальности - режиссёр Драматического Театра. Член Общественного совета Общественного московского телевидения.
Специалист по международным отношениям и по международному праву. Доктор философии. Академик академии международных отношений. Академик международной славянской академии. Является Послом мира.
Награждён многочисленными медалями и наградами за миротворческую деятельность в качестве политика, а также многолетнюю работу на поприще театрального искусства.
Расскажи друзьям:
|