ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2016 » Декабрь » 2 » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭССЕ.
11:55
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭССЕ.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России.

ВЕЛИКИЕ ПРОВАЛЫ, ИЛИ ПРОВАЛЫ ВЕЛИКИХ.

(литературно-историческая миниатюра).

      История искусства, в частности театрального, знает много курьезов, когда, казалось бы,  очевидные шедевры оказывались, мягко говоря, не востребованными.

      Наиболее хрестоматийным примером является провал «Чайки» – гениального произведения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.

      Премьера  «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Петербурге в Александринском театре. Если сказать, что пьеса успеха не имела, значит, ничего не сказать. Это был полный провал. Вот, как вспоминал очевидец той исторической премьеры И. Н. Потапенко: «Я не видел всего, но то, что видел, было уныло и странно до чрезвычайности. Ролей не знали, играли деревянно, все пали духом; пала духом и Комиссаржевская, которая играла неважно, и в театре было жарко, как в аду. Казалось, против пьесы были все стихии».

       Но самое трагичное был не провал спектакля, а то, что его очевидцем был автор. Незадолго до окончания спектакля Чехов вышел из зала, а на следующий день и вовсе уехал из Петербурга.

     Это  представление и последовавшая травля Чехова в прессе, когда дело дошло до того, что стали отрицать, какой бы то ни было талант у автора,  сделали свое дело – Чехов заболел.

      «Злополучное представление …состоялось поздней осенью 1896 года, а уже ранней весной следующего года – следовательно, менее чем через полгода – Чехов лежал в московской клинике с явно обнаруженными признаками чахотки» (И. Л. Щеглов «Из воспоминаний об Антоне Чехове»).

      Как здесь не вспомнить одну из реплик, которая для самого Чехова  прозвучала как пророчество. «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса», – говорит Треплев – один из персонажей  «Чайки».

     Но и это еще не все. Самое удивительное в этой истории то, что она  была лишь продолжением трагедии, которая разыгралась на сцене Александринского театра за шестьдесят лет до чеховской премьеры – 28 апреля   1836  года здесь впервые давали другое гениальное произведение другого великого русского писателя – гоголевского «Ревизора». Удивительно, как схожи описания этих двух премьер: «Ревизора» нельзя было видеть без отвращения, все актеры впали в отвратительную карикатуру. Сосницкий сначала был недурен; много было естественности и правды в его игре; слышно было, что Гоголь сам два раза читал ему «Ревизора», он перенял кое-что и еще не забыл; но как скоро дошло до волнений духа, до страсти, говоря по-театральному, – Сосницкий сделался невыносимым ломакой, балаганным паясом». (С. Т. Аксаков «История моего знакомства с Гоголем»).

      А вскоре после провала «Ревизора»  Николай Васильевич Гоголь спешно покидает Петербург. Покидает, даже не простившись с самыми, казалось бы, близкими людьми –  Пушкиным и Жуковским.

     Считается, что эта неудача, не имела такого трагического значения в судьбе Гоголя, как провал «Чайки» для Чехова. Общеизвестно, что Гоголя «убил» второй том  его «Мертвых душ». Но, кто знает, как сложилась бы его жизнь,  не будь той злосчастной премьеры в Петербурге. Ведь полученная рана, была настолько глубока, что даже спустя полгода  одно упоминание о театре вызывало у Гоголя отвращение: «Не води речи о театре: кроме мерзостей, ничего другого не соединяется с ним» (Из письма Гоголя Н. П. Погодину, 28 ноября 1836 г.). И если тот провал «Ревизора» не убил его физически, то, без всякого сомнения,  он убил в нем драматурга.

    Даже спустя много лет, в 1848 году, будучи в Италии, Гоголь в письме  Жуковскому не может спокойно говорить о том провале: «Представленье «Ревизора» произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать от всего».

    Чем же объяснить, эти, казалось бы, необъяснимые провалы? Тем более что все последующие представления прошли с успехом.  Одно лишь ясно – дело здесь не только  в плохой игре Комиссаржевской и Сосницкого…

     Что бы лучше понять природу подобных сценических провалов, казалось бы, неоспоримо-гениальных драматических произведений, углубимся еще немного в историю театра и обратимся к творчеству не менее гениального, но теперь уже  французского драматурга – Пьера Огюстена Бомарше.

     Бомарше –  автор знаменитой драматической трилогии о Фигаро, которую открывает комедия «Сивильский цирюльник, или тщетная предосторожность» – одно из лучших произведений не только самого Бомарше¸ но и всей французской литературы.

       Премьера «Цирюльника» состоялась в пятницу 23 февраля 1775 года в Париже. Спектакль… провалился. Пьеса показалась утомительно длинной. Говорили о полном провале. Рецензенты воспользовались возможность, чтобы как можно больше унизить самого драматурга. Вот что писал один из них: «Репутация господина Бомарше сильно пошатнулась. Порядочные люди поняли, наконец, что, когда из него выдергивают павлиньи перья, то под ними окажется противная черная ворона, наглая и назойливая, как и все вороны».

     Но в отличие от Гоголя и Чехова, Бомарше спокойно отнесся к этому. Можно даже сказать, что неудача его только раззадорила. И вот, после небольшой авторской доработки, пьеса, так бесславно провалившаяся в пятницу, спустя всего лишь два дня снова была дана и  прошла… с триумфальным успехом. Удивительный факт и, вполне возможно, исключительный по своей уникальности.

    Вот как писала об этом современница Бомарше г-жа дю Деффан: «В первом своем представлении она была освистана, вчера имела необычайный успех».

                                                           *         *        *

      «Чайка», «Ревизор», «Севильский цирюльник» – сегодня эти признанные шедевры мирового искусства ни у кого не вызывают сомнений. И надо очень сильно «постараться» и режиссеру, и актерам, чтобы зритель ушел из театра недовольным.

    Но тогда, когда они только что появились на свет – это было, как принято сегодня говорить, «ноу-хау» в театральном искусстве того времени. А то, что ново – не всегда можно понять и по достоинству оценить с первого раза.

Библиография.

  1. А.П. Чехов.  С/с в 12 томах. М. 1963 г.
  2. Чехов в воспоминаниях современников. Серия «Литературные мемуары». М. 1952 г.
  3. Н.В. Гоголь. С/с в 7 томах. М. 1967 г.
  4. С.Т. Аксаков. С/с в 4 томах. М. 1956 г.
  5. Бомарше «Избранные произведения». М. 1954 г.
  6. Фредерик Грандель «Бомарше». Серия «Жизнь в искусстве». М. 1979 г.

* Фото из интернета.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1082 | Добавил: omt | Теги: Чайка, Ревизор, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Общественное московское телевидение, В. М. Грибков-Майский, Бомарше
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/