Виктор Грибков-Майский
Член Союза журналистов России
ВИНО-ВОДОЧНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
(литературно-историческая миниатюра)
Общеизвестно, что среда, в которой пребывает художник, не может не отразиться и в его творчестве. Что касается такой деликатной темы, как винопитие, то, как показывает это небольшое исследование, и она была не раз воспета различными русскими поэтами, в том числе и самыми известными:
«Ничто теперь уже не диво;
Коль есть в глазах вино и пиво,
Все, братцы, в свете трын-трава».
(Крестьянский праздник)
Сразу и не подумаешь, что эти строчки написаны 200 лет назад, как актуально, к великому сожалению, они звучат сейчас. И кем же? Их автор Гавриил Державин. Если уж один из корифеев русской литературы не побрезговал этой темой то, что уж тогда ожидать от такого разгульного пиита XVIII века, как Иван Барков. Удалось ему это сделать ярко и образно. Судите сами:
«…Хлебнул вина, разверзлась глотка,
Вознесся голос до небес,
Ревет во мне хмельная водка,
Шумит дубрава, воет лес,
Трепещет твердь и бездна бьется,
Далече вихрь в полях несется»..
(Ода кулашному бойцу).
В XVIII веке винной темы касались и Сумароковы – Александр Петрович и Панкратий Платонович соответственно:
«На то лишь бытие твое тебе дано,
Чтоб ты и день, и ночь пил водку и вино.
Когда ни головы не жаль беде, ни глотки,
Пожалуй, пожалей, мой друг, вина и водки».
(1759).
«Силен, напившись пьян и возвратясь домой,
Вдруг видит две жены… Кричит он: «Боже мой!»
За что меня так наказуешь?
Я муку адскую терплю и от одной,
А ты другую мне даруешь!»
(1799).
Эта тема получила самое широкое развитие и в следующем веке. У некогда известного баснописца, и некоторое время тверского вице-губернатора, Александра Ефимовича Измайлова читаем:
«За пьянство поп журил Кузьму
И вот как говорил ему:
«Опомнись, воздержись:
Смотри, с питья ты стал каков!
Распух! В лохмотьях весь! Нет даже сапогов!
Вино твой первый враг; его ты берегись,
Возненавидь…» - «Отец Иван, не осердись -
Ты в церкви сам твердишь: люби своих врагов».
(1816).
Василий Жуковский тоже не обошел этой темы:
«…Шампанского напень,
И стукнем в чашу чашей
И выпьем все до дна:
Будь верной Музе нашей
Дань первого вина».
(К Батюшкову. Послание).
Не мог не внести свой, и надо признать существенный, вклад в развитие этой темы и наш знаменитый поэт-гусар Денис Давыдов. Вино, водка, пунш, горилка и, на худой конец, шампанское постоянно встречаются в его стихах:
«Бурцев, ёра, забияка,
Собутыльник дорогой!»
(Бурцеву).
«Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!»…
«Днем - рубиться молодцами,
Вечерком - горилку пить»
(Песня).
«Деды, помню вас и я
Испивающих ковшами
И сидящих вкруг огня
С красно-сизыми носами»…
«Ни полслова... Дым столбом..
Ни полслова… Все мертвецки
Пьют и, преклоняясь челом,
Засыпают молодецки»
(Песня старого гусара).
Удивительно, но русские поэты сумели воспеть даже мертвецки пьяное состояние. И нет совершенно никакой разницы, о ком собственно идет речь. Будь то благородные офицеры русской армии, как у Давыдова, или простой сермяжный народ, как у Николая Некрасова:
«Он до смерти работает,
До полусмерти пьет».
(Кому на Руси жить хорошо).
У Некрасова есть стихотворения, названия которые сами говорят за себя - «Вино» и «Пьяница».
«…Но мгла отвсюду черная
Навстречу бедняку...
Одна открыта торная
Дорога к кабаку».
(«Пьяница» 1845).
А как не вспомнить гениальные пушкинские строчки, которые дают исчерпывающий ответ на извечный вопрос, почему же пил, пьет, и, наверное, будет пить русский человек:
«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей».
(Зимний вечер).
Если мы знаем причину пьянства, то должны знать, и как с ним бороться, если мы все хотим этого не на словах, а на деле. Нужно совсем немного, сделать так, чтобы горя в нашей жизни было поменьше…
Привнес свои краски в «пьяную» тему и Сергей Есенин, но уже не просто спирта, но спирта самогонного. Можно даже сказать, что он возвел ее в культ, назвав один из своих сборников «Москва кабацкая». Что же делать, видимо, время было такое:
«Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт»
(Да! Теперь решено. Без возврата).
«Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта – река».
(Снова пьют здесь, дерутся и плачут).
Стихи написаны в 20-е годы прошлого столетия, иногда возникает ощущение, что они написаны в наше время. И от этого становится, как-то не по себе.
Но поэт, кроме отражения действительности, должен показать и причины происходящего. У Есенина во всем виноваты женщины:
«Много женщин меня любило
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину».
(Я усталым таким еще не был).
Вино и застолье – понятия совершенно неразделимые в русской национальной традиции, особенно, когда речь идет о гостях, да еще иностранных. Очень точно сказал об этом в 1824 году Николай Гнедич в стихотворении «Иностранцам гостям моим»:
«Обычаем, у скифов нас, всегдашним:
Испей, мой гость, заветный ковш до дна
Кипучего задонского вина».
Мол, какой с нас спрос-то, с азиатов, хотя и мы тоже иногда можем отдать предпочтение не традиционным нашим напиткам, а, скажем, бутылочке французского вина. Именно об этом пишет Михаил Кузьмин:
«Где слог найду, чтоб описать прогулку,
Шабли во льду, поджаренную булку».
(Где слог найду…).
Философски подошел к винной теме Александр Блок в своем знаменитом стихотворении «Незнакомка»:
«И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат».
И совершенно случайными кажутся строчки, посвященные водке, в стихах Андрея Белого:
«Наливай в стакан мне водки -
Приголубь, сестра!»
(В городке).
Случайным потому, что любимым напитком символистов всегда был коньяк.
Справедливости ради надо отметить, что были среди русских поэтов и такие, кто смог сказать твердое «нет» этому пагубному занятию. Среди них оказался и Антон Дельвиг:
«Вошел - и слышу: «Здравствуй, пей!»
- Нет, молвил я с тоской тяжелой, -
Не пить, беспечные друзья,
Пришел к вам друг ваш одичалый…»
(Романс).
Разумеется, мы не ханжи. Можно иногда и повеселиться, главное, чтобы это веселье не переходило в категорию «безудержного»:
«Перестали б скяжничать –
Сели бы пображничать».
(По грибы).
Эти строчки принадлежат Льву Мею, так же как и нижеприведенное стихотворение, которым мы и закончим наше не совсем обычное, но на наш взгляд довольно поучительное, литературоведческое исследование.
Песня
Как наладили: « Дурак,
Брось ходить в царев кабак!»
Так и ладят всё одно:
«Пей ты воду, не вино –
Вон хошь речке поклонись,
Хошь у быстрой поучись».
Уж я к реченьке пойду,
С речкой речи поведу:
«Говорят мне: ты умна,
Поклонюсь тебе до дна;
Научи ты, как мне быть,
Пьянством люда не срамить?..
Как в тебя, мою реку,
Утопить змею - тоску?
А научишь – век тогда
Исполать тебе, вода,
Что отбила дурака
От царева кабака!».
(1860 год).
Библиография
- Вадим Кожинов «Книга о русской лирической поэзии XIX века. М. 1978.
- Денис Давыдов «Стихи и проза». М. «Детская литература», 1977.
- Сергей Есенин . С/с в 5 томах . М. «Художественная литература», 1966.
- Антон Дельвиг «Стихотворения». М. «Советская Россия», 1983
- Николай Гнедич «Стихотворения. Поэмы». М. «Советская Россия», 1984
- Л. Мей «Стихотворения». М. «Советская Россия», 1985
- «Русская литература XX . Доокрябрьский переиод.М. Просвещение. 1980.
- «История русской литературы» в 4-х томах. Ленинград, «Наука», 1983.
МНЕНИЕ.
И С ПОДОЗРЕНИЕМ К ТЕМ, КТО НЕ ПЬЕТ,
А ПОСЛЕ С НАМИ ЗА СТОЛОМ ПОЕТ…
Винопитие, как и вино-водочная тема в поэзии вовсе не прерогатива России и русского народа.
По официальным данным, Россия и Советский Союз никогда не стояли на первом месте по винопитию. В разные годы лидировали некоторые европейские страны, США…
Англо-саксы уже со времен выпуска одиозной книги маркиза де Кюстина развивали миф о русском пьянстве.
Наоборот, наши предки, славяне, за многие столетия до принятия христианства, до Кирилла и Мефодия, имеющие свою письменность (см. Русские Веды Велесовой книги), свою великую культуру, дошедшую до нас в пословицах, поговорках, сказах, легендах, песнях, художественном творчестве, в отличае от древних римлян, греков, египтян и варварских племен англосаксов, практически не пили.
Не было в России винградарства (не растет виноград в средней полосе!) – пили на праздники мед. Забродивший мед разбавляли водой и пили. По градусам чуть больше кефира – 4 – 5 градусов. Мало того, славяне не курили и не использовали наркотики.
Вспомним, что табакокурение насильно ввел в быт России Петр I. Индейцы веками использовали табак для вхождение в транс. Англо-саксы, завоевав Америку, привезли в Европу табак и стали его курить.
Наркотики в том или ином виде были присущи всем азиатским странам. Но, несмотря на запрет мусульманам на винопитие, вся восточная поэзия средних веков пропитана восхваление вина. Почитайте Омара Хаяма.
В России, винопитие, как и табакокурение, насильно вводится в обиход при Петре I. Он заставлял всех дворян бывать на своих «Пьяных ассамблеях», где сам упивался вусмерть и других поил.
А. И. Солженицин писал в своем романе «200 лет вместе» о том, как инородцы, открывшие по всей России, Малороссии и Белороссии кабаки и шинки, спаивали русский народ, грабили его. Практически перед всеми Императорами России, входящими на пристол, вставал вопрос: «Как остановить это насильственное спаивание?» А народ называл питейные заведения «царевыми кабаками» только потому, что при царях-императорах на Руси несколько раз вводилась монополия на производство водки. Продавали же водку русскому народу люди, далекие от царского пристола. Более того, люди, ненавидящие Россию, православие и самодержавие.
Конечно, количество россиян, потребляющих алкоголь, больше, чем хотелось бы иметь для подъема нации. Но не зря кто-то из великих сказал еще в XIX веке: «Порядочный человек не может жить в России и не пить!»
Имелось в виду: постоянный чиновничий беспредел, крепостное право, отсутствие прав и свобод, взятки, стукачество, предательсто своей «пятой колонны», бездорожье и разгильдяйство, наконец. Плюс – 9 месяцев в году снег, дождь, мороз… И поскольку, все это изменить было нельзя, и дворянство, и крестьянство, и рабочий люд, и интеллигенция выпивали.
Есть такая шутка: в России успешными было только два переворота, и все они осуществились, когда в России власти начинали бороться в водкой: революция 1917 года (до этого Николай II ввел в России сухой закон) и развал СССР в 1991 году (накануне Горбачев ввел свою знаменитую антиалкогольную реформу).
В каждой шутке есть доля правды…
Сергей Кузнецов.
Расскажи друзьям:
|