Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России.
«Роман «Игрок», или Этот удивительный Гомбург»
(литературно-историческая миниатюра)
Ф. М. Достоевский жил в Твери с 19 августа по 19 (по другим сведениям — 21) декабря 1859 г., сразу после сибирской каторги и ссылки… «Наконец, после долгих страданий, прибыли в Тверь, — писал он Гейбовичу, — остановились в гостинице, цены непомерные. Надо нанять квартиру. Квартир много, но с мебелью ни одной, а мебель мне покупать на несколько месяцев неудобно. Наконец, после нескольких дней искания, отыскал квартиру не квартиру, номер не номер, три комнатки с мебелью за 11 рублей серебром в месяц». Эти комнатки находились «в доме Гальянова, близ почтамта» — в гостинице Гальяни (сейчас улица Володарского, дом 34, в настоящее время в здании располагается Тверьуниверсалбанк). Вот почему, судьба писателя интересна для всех тверичей.
Если спросить, какой роман Федора Михайловича Достоевского наиболее автобиографичен, наверно, многие из нас назвали бы его «Игрока». И это было бы неслучайно, потому что многое из того, что описано в этом романе, произошло с самим Федором Михайловичем. Многое, но, разумеется, не все.
В 1863 году Федор Достоевский приехал на отдых в Германию в Висбаден. В романе этот город получит знаковое название Рулетенбург. И вот почему. Там за несколько дней Достоевский проиграл на рулетке не только все свои деньги, но и деньги своей возлюбленной Полины Сусловой, с которой он в то время путешествовал.
Подробности их бурного и непростого романа теперь уже восстановить сложно, так как Аполлинария Прокофьевна Суслова уничтожила все компрометирующие ее документы, включая переписку с писателем.
Но о том, что происходило между влюбленными, мы вполне можем судить по событиями, описанным в романе «Игрок». Судя по нижеприведенной реплике главного героя, эти взаимоотношения были на самом деле довольно сложные, если не сказать больше: «И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением».
Видимо для того, чтобы ни у кого не было сомнений, что в его романе изображена именно Аполлинария Суслова, Достоевский вывел главную героиню под именем Полины, а себя изобразил под именем Алексея Ивановича, главного рассказчика.
На момент встречи Достоевского с Аполлинарией Сусловой писателю было сорок лет, а Полине – так называли ее близкие – двадцать один год. Их роман продолжался с 1861 по 1866 год. Удивительный факт – спустя много лет у Аполлинарии Прокофьевны будет еще один роман с начинающим русским философом и литератором Василием Розановым, который, как ни странно, привел к браку, несмотря на то, что ей уже шел 41 год, а ее мужу было всего 24.
Эту поездку можно было бы назвать просто кошмарной для Достоевского. Во-первых, Суслова отказалась выйти за него замуж, во-вторых, с рулеткой ему тоже не повезло.
За границей Достоевского случайно встретил Павел Петрович Вяземский и вспоминал, как тот играл отчаянно и неудержимо. Одет Достоевский был, по словам Вяземского, отвратительно: «вид имел растерянный, и было заметно, что всякий проигрыш он принимал чрезвычайно тяжело». Но, при этом, Федор Михайлович «играл до конца, до закрытия казино, до последнего талера в кармане».
Известная поговорка «Кому в карты не везет – повезет в любви» дала сбой. Но зато сработала другая – «Нет худа без добра». А так как нужно было рассчитываться с долгами, Достоевский вынужден был писать новый роман, тем более что личных впечатлений было хоть отбавляй.
«Игрок» был опубликован в 1866 году, и этим романом Достоевский ставит точку в своем романе с Сусловой, потому что во время работы над новым произведением он сблизился со своейстенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной и женился на ней.
Но на этом наш рассказ о «Игроке» не окончен. Наоборот, он только начинается. Дело в том, что во второй части романа несколько раз с удивительной настойчивостью упоминается еще один немецкий город – Гомбург. Нет, это не производное от известного города Гамбурга, это небольшой курортный город в Германии.
Видимо, еще, будучи в Висбадене, Достоевские решил, что он обязательно когда-нибудь отыграется, но не здесь, а в другом городе. И он уже точно знал где – в Гомбурге.
Заметьте, в романе главный герой дважды крупно выигрывает в рулетку: первый раз в вымышленном Рулетенбурге, а второй раз, в реальном Бадене. Но не в Гомбурге – и это неслучайно. Вероятно, Достоевский боялся вспугнуть свою удачу, он боялся сглазить…
Достоевский даже назвал в романе сумму, которая бы его удовлетворила, причем дважды, правда один раз во флоринах, а другой раз во франках. Но всегда речь шла об одной и той же сумме – в 100 тысяч.
«Я вдруг очнулся. Как? Я выиграл в этот вечер сто тысяч флоринов! Да к чему же мне больше?».
Сколько это было бы в рублях, мы тоже можем узнать со слов самого Федора Михайловича, из диалога между бабушкой и Алексеем Ивановичем:
«Да-с, вот взяла да и выиграла двенадцать тысяч флоринов! Какое двенадцать, а золото-то? С золотом почти что тринадцать выйдет. Это сколько по-нашему? Тысяч шесть, что ли, будет?
Я доложил, что и за семь перевалило, а по теперешнему курсу, пожалуй, и до восьми дойдет».
Итак, произведя несложные подсчеты, мы можем говорить с большей долей уверенности, что мечтой Достоевского был выигрыш примерно в 50 тысяч рублей.
Как мы уже говорили, роман «Игрок» был опубликован в 1866 году, Достоевский освободился от своего писательского труда и уже в следующем году начал реализовывать свой, как ему казалось, беспроигрышный план по «обыгрыванию рулетки».
По его замыслу, он был должен выиграть в Гомбурге, ведь в романе «Игрок» так и написано: «Après (после – перевод с французского В. Г.) поеду в Гомбург и еще выиграю сто тысяч франков».
Писатель туда и приехал, тем более, что: «В Гомбурге самая настоящая-то игра и есть».
Причем приехал он туда один, без жены, оставив Анну Григорьевну в Дрездене. Видимо, помнил, что в 1863 году рядом с ним в Висбадене была женщина, и тогда это ни к чему хорошему не привело.
Теперь становится ясно, почему главный герой «Игрока», в самом конце повествования поехав в Гомбург, выигрывает не там, а в Бадене. Ведь только он, Достоевский, должен был выиграть в Гомбурге. Его персонаж Алексей Иванович не мог по определению быть конкурентом самому Федору Михайловичу.
Итак, весной 1867 года Достоевский знал все, что нужно. Он знал, где его ждет удача, и даже суммарное ее выражение. И он был один, без женщины. Чего же боле?..
Чем же на самом деле закончилась реализация этого плана, мы знаем из писем Федора Михайловича к Анне Григорьевна, которая, как мы помним, оказалась не с ним в Гомбурге, а в Дрездене. Уезжая в Гомбург, Достоевский обещал жене, что вернется через 4 дня, но слово свое не сдержал. Вот что из этого вышло.
«Целый день вчера спать хотелось. А тут игра, от которой оторваться не мог..., начал играть еще утром и к обеду проиграл 16 империалов. Пошел после обеда...отыграл...мог выиграть 300, да рискнул и спустил. Вот мое наблюдение, Аня, окончательное: если быть благоразумным, то есть быть как из мрамора, холодным и нечеловечески осторожным, то непременно, без всякого сомнения, можно выиграть сколько угодно». (18 мая 1867 года).
«День вчера был для меня прескверный. Я слишком значительно проигрался. Что делать: не с моими нервами, ангел мой, играть. Играл часов десять, а кончил проигрышем». (19 мая 1867 года).
«А вчера был день решительно пакостный и скверный. Главное, все это бестолково, глупо и низко... Веришь ли, я проиграл вчера все, все до последней копейки, до последнего гульдена, и так и решил написать тебе поскорее, чтобы ты прислала мне денег на выезд. Но вспомнил о часах...». (20 мая 1867 года).
«Слушай же: игра кончена, хочу поскорее воротиться; пришли же мне немедленно ... двадцать империалов». (21 мая 1867 года).
«Аня, милая, друг мой. Жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я все проиграл. Что ты мне прислала, все до последнего крайцера, вчера же получил и вчера проиграл. При наших и без того скверных обстоятельствах, я извел на эту поездку в Гомбург и проиграл 1000 франков, до 350 руб.! Это преступление!». (24 мая 1867 года).
Судьба сыграла злую шутку, и вместо так тщательно планируемого выигрыша Достоевский и в Гомбурге вновь проигрался так же, как несколькими годами ранее в Висбадане, где в память об этом установлен бюст великого русского писателя.
*Фото и рисунки из Интернета.
Расскажи друзьям:
|