Виктор Грибков – Майский,
член Союза журналистов России.
«ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ И РУССКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ».
Очень часто мы пользуемся самыми различными стереотипами, которые умышленно, или неумышленно были созданы нашими предшественниками. Вот почему, нам интересно узнать, а как все было на самом деле? Для этого всегда самым правильным будет обратиться к первоисточнику.
Сегодня наш разговор о знаковой личности в русской литературе, ее главном критике – Виссарионе Григорьевиче Белинском. Темой нашего разговора будет его отношение к власти, к российскому самодержавию, потому что у многих из нас вполне могло сложиться впечатление, что Белинский был непримиримым врагом царизма. Чуть ли не революционером.
В нашем случае тем самым первоисточником станет работа Белинского под знаковым названием «Литературные мечтания» (элегия в прозе), впервые опубликованная в газете «Молва» в 1834 году.
Напомним, что элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение. В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет; в ХХ веке - Брюсов, Анненский, Блок и др. Теперь мы знаем, что свой вклад в развитие этого жанра внес и Виссарион Белинский…
«Он (Виссарион Белинский - Прим. автора) погиб, как Пушкин, не дожив до сорока лет, в самом расцвете духовных и умственных сил… И именно в этот момент он умирает, нет, прав А.И. Герцен, он не умирает, а был убит, убит самодержавно-крепостнической действительностью…». (А. С. Курилов. Вступительная статья «Виссарион Белинский, «Взгляд на русскую литературу», библиотека «Любителям российской словесности», М., «Современник», 1981).
Вот так, не более и не менее - самодержавию вынесен приговор в убийстве человека, да еще какого. Разумно было бы ожидать, что, если все так и было на самом деле, то и сам Белинский платил русским императорам и императрицам той же монетой. И как может быть иначе, ведь за Белинским давно сохраняется ореол непримиримого борца с самодержавием:
«К заговору Петрашевского имел отношение и великий критик. Б. не избежал бы участи многих передовых людей царского времени; крепость, каторга были ему уже приготовлены, за ним зорко следило Третье отделение. Вовремя он умер». (Полянский В. «В. Белинский». Литературная энциклопедия. М., 1930. Т. 1)
«Подлинно классовую, социальную характеристику значения Б. дал еще в 1914 В. И. Ленин, увидевший в нем выразителя протеста крестьянских масс против крепостного права». (Лаврецкий А., Гусев В. «Белинский В.». Краткая литературная энциклопедия М. 1962–1978. Т. 1)
«Б. был первым русским революционным демократом». (В. И. Кулешов. «В. Белинский» Большая советская энциклопедия. М. ,1969. Т. 1)
Но так ли все было на самом деле? Чтобы это узнать, мы обратимся к словам самого критика и приведем цитаты из его «Литературных мечтаний»:
«И все завертелось, все закружилось, все помчалось стремглав. Казалось, Русь в тридцать лет хотела вознаградить себя за целые столетия неподвижности. Будто по мановению волшебного жезла, маленький ботик царя Алексея превратился в грозный флот императора Петра…
Да – много было сделано великого, полезного и славного! Перт был совершенно прав: ему некогда было ждать… Но народ смотрел иначе. Долго он спал, и вдруг могучая рука прервала его богатырский сон...»
«Знаете ли, в чем состоял отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, этого светлого момента жизни русского народа? Мне кажется, в народности. Да – в народности, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью».
«Век Александра Благословенного (Александр I), как и век Екатерины Великой, принадлежит к светлым мгновениям жизни русского народа и, в некотором отношении, был его продолжением. Это была жизнь беспечная и веселая, гордая настоящим, полная надежд на будущее. Мудрые указания и нововведения Екатерины укоренились и, так сказать, окрепли; новые благодетельные учреждение царя юного и кроткого упрочивали благосостояние Руси и быстро двигали ее вперед на поприще преуспеяния… И образование начало разливаться по всем классам народа, ибо оно сделалось более или менее доступным для всех классов народа. Покровительство пресвященного и образованного монарха, достойного внука Екатерины, отыскивало повсюду людей с талантами и давало им дорогу и средства действовать на избранном ими поприще… При Александре все начали заниматься литературою».
А если и после приведенных цитат у кого-то еще остались сомнения, тогда, что вы, уважаемые читатели, скажите после этого высказывания незабвенного критика:
«Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному, когда рука царя-отца указывает ему на цель, когда его державный голос призывает его к ней!»
В заключительной части «Литературных мечтаний» Белинский пишет:
«Итак, вот я рассказал вам историю нашей литературы, перечел все ее знаменитости от Ломоносова, первого ее гения, до г. Кукольника, последнего ее гения». А также из этой статьи мы узнали, как именно на самом деле относился Белинский к российскому самодержавию.
Конечно же, взгляды любого человека с годами эволюционируют, так было и с Белинским, впрочем, не с ним одним.
Вместо эпилога.
Кто не знает знаменитой книги Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву? И печальной истории автора после выхода этой книги. Но не многим известно его другое произведение «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), где есть и такие, на самом деле, удивительные строчки:
«…Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.
Петр и ты, Екатерина! Дух ваш живет еще с нами.
Зрите на новый вы век, зрите Россию свою.
Гений хранитель всегда, Александр, будь у нас…».
Расскажи друзьям:
|