Людмила Тобольская.
НЕПОВТОРИМЫЙ ДРУГ.
(Глава из книги «Жизнь как неизбежный черновик»).
(Продолжение).
И даже несмотря на то, что уже появился солженицынский «Иван Денисович», казалось, что в наших силах, всё осознав, всё приостановить и направить жизнь в желаемое русло. И так естественно было сознавать свою молодость, силу, смелость. Своё мужество. Всё это гармонично отражалось в нашем творчестве. И в творчестве Юрия Адрианова.
Он, полный молодых сил, переживал в эти годы период ознакомления с самыми различными уголками нашей, тогда еще более огромной, чем теперь, страны, шагал по родному краю как настоящий путешественник: порой проделывал сотни километров пешком, преодолевал перевалы, ночевал в тайге, летел в небесах, перекрывая немыслимые пространства ... И взахлеб рассказывал нам обо всем этом в искренних, полных мужества и любви стихах.
Мы поднимались с ним на плато Росвумчор, проходя огромные расстояния:
...Мы шагаем по мхам на второй перевал,
Мы шагаем по мхам, даже ветер устал,
Даже ветер устал дуть нам вечно в лицо,
Только горы Хибинские сжали кольцо.
Спускались в шахту, поднимались «на ледяные лбы:
...И там,
Взойдя на обнаженный кратер,
Попав под ошалелый камнепад,
В купели снежной
Стану жизни ради
Ломать усталость десять раз подряд...
Стояли вместе с ним полные благоговения перед беззащитным пока еще ручейком – истоком великой Волги. Проследить рождение этой реки он мечтал давно, вынашивал план несколько лет в студенческие годы и всё-таки осуществил:
Мой исток,
И я над ним стою.
Мой исток –
Здесь наша плоть и соки...
И всегда – осознание себя частицей великой системы явлений и связей, из которых сложилась Родная Земля. Отчина. Это ёмкое слово встало на заглавии его первой, уже прозаической книги о родном крае. «Нижегородская отчина». Это подзабытое земляками разных возрастов слово снова напомнило о родстве, о прошлом как фундаменте настоящего.
_______________________
Я радовалась Юриному стремительному поэтическому взлёту, общности его и читательских жизненных позиций. Но у себя в своем первом семейном доме в Сарове, где подрастал маленький сын, я, читая Юрины книжки, не могла отделаться от желания видеть его еще и лично счастливым, тем счастьем, которое тогда согревало меня. Я всё пыталась уловить в его строчках отзвуки идущего к нему светлого взаимного женского чувства. Но даже там, где он при всей своей сдержанности не мог удержать лирического порыва, порыв этот сиротливо замирал или окрашивался предчувствием расставания.
...И, глядя в дождь,
Вдруг сразу же поймешь,
Как временем оправдано всё это,
Что ты вот так же от меня уйдешь,
Усталая, как северное лето.
Или в другом стихотворении:
И птицей стремительной, черной,
С мечты упадаешь в быль.
И скачешь, как будто Печорин,
За нею в степную пыль...
За той, что догнать невозможно,
Которой не скажешь: люби!
И рухнет в погоне лошадь,
И плачешь над ней в степи...
При такой-то его русскокняжеской красоте, при таком таланте, при таком, казалось бы, повсеместном обожании влюбленных молодых читательниц! Слухами земля полнится. Дошли и до меня слухи, объясняющие минорные стихотворные мотивы.
- Знаешь,- сказала я мужу. - Говорят, у Адрианова серьезные любовные перипетии. И кажется я ее знаю.
- Откуда?
- Да странно... В студенческие годы, не помню почему, она несколько раз аккомпанировала мне на студенческих моих выступлениях. Была крепкая пианистка. Помнится, она очень оживилась, узнав, что я окончила 8 школу. Вскользь спросила не знаю ли я Адрианова. Но потом мы уже не встречались. Теперь она оказывается окончила филфак. И наш поэт, видимо, влюблен. Интересно, что фамилия у нее Гончарова.
- Ну-у-у, что же тут удивляться? У настоящего поэта возлюбленная должна быть Гончарова. Красивая?
- На мой вкус – очень. Брюнетка. Красота странная: резкая и одновременно как бы иконописная.
- М-м-м....
- И голос низкий, бархатный...
- О-о-о... И при этом Гончарова!
- Но только не Наталья, а Маргарита.
- А вот это плохо.
- ???
Муж мой загадочно улыбнулся и пропел на мотив популярной тогда песенки «Красивая девочка Лида» молниеносный экспромт:
Спроси ты об этом у Гёте,
Булгакова тоже спроси...
И ведь как в воду глядел.
Позже стало ясно, что у Юрия и Маргариты не сложилось...
О Юре доходили скупые новости, я знала только о его успешной литературной работе. Правда, один раз судьба сделала меня свидетельницей свежих, житейских событий его жизни. Незримой свидетельницей. А произошло это так.
Я была проездом в Горьком у мамы, буквально один день. Пришли мамины друзья повидаться со мной и захватить нас с мамой на обед в их новой, недавно полученной квартире на Кавалихе, им хотелось эту квартиру показать мне. Новый блочный дом в старинном квартале смотрелся чужеродно, но что об этом говорить! Люди были так рады переселяться из коммуналок в отдельные квартиры, что и хрущевская пятиэтажка казалась раем. Поднимаемся по лестнице (кажется, лифта не было?) и вот на одном из этажей эти люди говорят мне, указывая на одну из дверей:
- А вот здесь живет наш поэт Юрий Адрианов. Он недавно женился, и они получили эту квартиру.
Я смотрю на дверь и вижу рядом с нею аккуратно заметенную в пирамидку сверкающую кучку хрустальных осколков.
- А это что же?
- Да вчера у них праздник был, не то новоселье, не то дата какая-то. Гуляли, допоздна, сейчас отсыпаются, наверное.
Потом, уже после обеда, хрустальная пирамидка у двери была еще цела. «Хорошо погуляли... - подумалось. – Тост - и бокалы об пол!» Но я была рада, что Юра устроил свою жизнь. Пойдут дети, может, всё и к лучшему. Конечно, хотелось повидаться... Но что делать? Ситуация была уж совсем неподходящая. Да и приехала я всего на один день...
Потом я узнала, что у Юры родился сын, но потом брак этот распался.
Я искренне сожалела. Я понимала уже и на своем опыте, как порой, казалось бы, независимо от наших желаний, необъяснимо и непоправимо рушатся отношения - мой брак распадался. Мы расставались с болью и всё не могли решиться на окончательный разрыв. Помогла специфика нашего города: я поняла, что если я окончательно переберусь в Горький, встреча с обеих сторон будет затруднена этой спецификой и никакой минутный наш порыв не сработает.
____________________
Так в один прекрасный день я с сыном оказалась вновь на Черном пруду у мамы. Душевное состояние было очень тяжелое. Я искала работу, но поняла, что горе отложило осадок даже на мою профессию и я не могла себе представить, что смогу сидеть в оркестре, где мне всё будет напоминать нашу когда-то совместную работу с мужем. Хотелось вообще никогда больше не брать скрипку в руки. Но нужно было как-то выходить из положения. Нашелся компромисс, педагогическая работа. Далеко, на противоположном берегу Волги, в музыкальной школе на Бору. Добираться можно было двумя путями: автобусом, что называется «круголя», через Канавино, Волжский мост и потом по берегу к Бору или от Чкаловской лестницы на маленьком кораблике - «финлянчике» через Волгу почти прямо к школе. Так я и плавала. На работу ранним утром и вечером домой. Так однажды, возвращаясь со скрипкой с работы, вдоль чернопрудского садика вдруг услышала радостный возглас:
- Люсенька!
Это был Юра Адрианов. Мы не виделись давно и оба изменились, наверное, но чувство было такое, как будто перерыва не было, оба искренне обрадовались. Он так и сказал:
- Вот радость!
А я начала рассказывать ему, как «там у нас» продавались его книжки, как я читала все его стихи и статьи... Он хмыкал удовлетворенно а потом спросил, надолго ли я приехала.
- На-сов-сем.... – еле выдавила я. И сразу радость стала блекнуть, захотелось скорее уйти, просто уйти, не прощаясь, подъезд-то вот, рядом.
- Насовсем? Чудесно! - воскликнул было он, но вглядевшись, смутился, всё поняв. – Ты прости, я не знал ведь, от радости сморозил. Хотел вот пригласить вашу семью на мое выступление, думал, будем видеться...
Он заговаривал меня, не хотел отпускать домой в таком состоянии и сказал со свойственным ему милым остроумием:
- Знаешь, я живу теперь на Белинке, значит наши дома на разных концах Ошары, мы живем «напрострел»!
У самого подъезда моего «оперного» дома на Черном пруду - остановка легендарного трамвая № 2, идущего в сорону Свердловки, а через дорогу – идущего в противоположную сторону, к Сенной и далее. На этом трамвае, не важно, в какую сторону, можно доехать прямо до юриного дома. Кольцо. Полукружья по протяженности примерно одинаковые. Ошара делит это кольцо по диаметру. Так что, сойдя с нашего крыльца, в которое упирается Ошара, перейдя трамвайные линии и продолжая идти по Ошаре далеко, туда, где она снова пересекает трамвайные линии на другом ее конце, оказываешься опять же у юриного дома. Действительно «напрострел». На прострел кольца «двойки».
Меня всегда волновали такие, подкрепленные старой этимологией слова, и радостно было встречать их в юриных текстах. Тут он был мне союзник. Я любила приводить примеры местных словечек, которых я наслушалась у моей сибирской бабушки: заплот (забор), вехотка (мочалка), глянется (нравится), ширмач (хулиган). А чего стоит легендарная Юрина «отчина», вставшая в заглавие его книги о Нижегородском крае! Обо всем таком и подобном мы часто говорили.
------------------------------
Адрианов много встречался со своими читателями на разных производствах. Тогда это было очень популярно, люди всех слоев общества, всех профессий увлекались поэзией, следили за новинками. Если, по его приглашению, я сопровождала его на эти выступления, то была свидетельницей того, как восхищенно его встречали, как расхватывали его книги и автографы. Он был настоящей звездой.
К тому времени я, продолжая преподавать на Бору, и, верная своему намерению оставить скрипичную профессию, поступила на заочное отделения Государственного Театрального института в Москве, на теоретический факультет, театроведение. Много читала, старалась быть в курсе всех театральных новинок, чаще ездить в Москву, где по нашему ГИТИсовскому студенческому билету нам всегда был обеспечен проход в любой театр. Мое давнее писание в стол вдруг получило реальный резон. Юра читал многое из этих первых моих строчек. Я стала писать об искусстве, в котором не была чужой и по праву рождения буквально за кулисами оперы и по первоначальному образованию (тут нужно сказать, что на наш факультет принимали людей только с первоначальной профессией, относящейся к искусству).
И вот, как-то быстро-быстро стали появляться мои первые, робкие, конечно, журналистские материалы то о художнике Рындине как педагоге в журнале «Москва», то о выставках и театральных премьерах в Горьком в местных «Ленинской смене» и «Горьковской правде», а газета «Советская культура» поручила мне снабжать интересными горьковскими новостями их отдел информации. Учиться мне было очень интересно. И опять на всю эту, наполненную впечатлениями, работой, разъездами и «грызениями гранита науки», и к тому же семейную жизнь не хватало времени.
___________________
По зимам мой путь к моим ученикам в музыкальную школу на Бор приобретал характер систематического авантюрного путешествия. Дело в том, что тогда, до наступивших теперь климатических капризов, Волга замерзала прочно и надолго. Лед был настолько толстым и надежным, что поперек реки всверливались настоящие деревянные электрические столбы, протягивались провода и открывался пеший переход с берега на берег. Чаще всего я совершала его при свете этой электрической ниточки, в кромешной окружающей темноте – ранним-ранним утром и потом уже всегда таким ранним зимним вечером. Идешь по этой неширокой снежной расчищенной дорожке, шаг влево, шаг вправо – ледяные торосы, а позади тебя или навстречу – компании, иногда с гармошкой, а то и с матом... И это еще хорошо, что компания, а если никого и пурга? Юра говорил мне в телефон, переиначивая цитату из «Слова о полку Игореве»:
- Выйди нА берег, омочи бобровый рукав в реке... - и можно было немножко прогуляться и побеседовать, если позволяла погода. И опять от него - ни одного «ненастоящего» слова. Никаких попыток дешевого флирта. Никакого перемывания чужих косточек. Очень чистый он был человек. И при этом у нас, в общем-то с давних, первых школьных лет установилась такая доверительность, такая открытость, что обсуждать можно было всё самое, казалось бы, сокровенное в жизни, в восприятии мира и собственного - творческого - я. Это было очень драгоценно и в такой степени искренности в моей жизни уже ни с кем не повторилось.
Отсюда и название моих воспоминаний о нем. Да, открытость, но и большой такт. Он никогда не лез в душу с расспросами об интимном и в его сердце были тоже уголки табу. Только один раз в эти трудные для меня месяцы он попытался меня «утешить». Он уверял меня, что это большое везение, что мне выпало на долю такое переживание, что в творчестве это дает новую ступень мастерства, обогащает душу.
*Фото Л. Тобольской, С. Кузнецова и из интернета.
(Продолжение следует).
Расскажи друзьям:
|