Александр Афанасьев.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. ШОУ-БИЗНЕС – ЭТО ШОУ, БИЗНЕС ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЁ?
Напоминаем, что мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции. Статья нашего постоянного автора острая, дискуссионная. Вопрос о роли шоу-бизнеса в жизни страны неоднократно поднимался на ОМТ, но в связи с практически предвоенной обстановкой в стране, учитывая реальную войну на ближних границах России, травлю и санкции Запада, этот вопрос обострился. Мы, как всегда, открыты для дискуссии. Присылайте свои замечания, добавления. Мы готовы напечатать все Ваши мнения. Они нам очень дороги.
Редакция ОМТ.
Разговор на эту тему у меня назревал давно, но, боясь показаться занудой, я его всё откладывал и откладывал. Однако, пережив очередной нервный срыв и духовный шок от новогодних телевизионных программ, решил, что откладывать дальше нельзя, ибо всеобщее замалчивание этой серьёзной проблемы становится необратимо опасным для духовного здоровья нации. В преддверии каждого Нового года со страхом ждёшь неизбежного навала вульгарной пошлости, бессмысленного зубоскальства и напускной весёлости. И каждый раз всё же теплится надежда, что именно в этот год обязательно появится что-то новое, обнадёживающее. Но каждый раз убеждаешься, что это «стихийное бедствие» лишь нарастает и что скрыться от него уже некуда: на всех каналах мелькают одни и те же лица, а уровень пошлости зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы.
В этот, 2015-й, Новый год мы всей семьёй, люди трёх разных поколений, спасались в новогоднюю ночь на канале «Звезда», слушая «старые песни о главном». Да, лица и здесь были, увы, всё те же, но гораздо-гораздо моложе и намного-намного свежее. Одеты эти «лица» были в приличные театральные одежды, создавая единый сценический стиль. И пели они очень мелодичные «старые» песни. Причём пели задушевно и в целом приятно. Самое же потрясающее – все песни были действительно о главном: о хорошей любви, надежде на лучшее и вере во всё доброе и прекрасное. Этот подарок россиянам в новогоднюю ночь с 1996-го на 1997-й год сделали руководители ОРТ. Сделали не без умысла, стремясь примирить советское «старое» с либеральным «новым», влить старое крепкое вино в новые популярные формы и продемонстрировать талантливость новой поросли эстрадной молодёжи.
Разумеется, умысел читался без особого труда. Вполне был ощутим налёт пародийности. И никого не могла обмануть показная «задушевность» артистов, игравших свои роли на уровне чуть выше деревенской самодеятельности. Но такова уж сила искусства. Всё истинное и подлинное в нём, однажды появившись, не может просто так исчезнуть. Даже в пародийном виде старые советские песни в устах уже достаточно циничной «тусовочной» молодёжи приобрели вид подлинных вокальных шедевров. На их фоне нынешние песенно-сценические «шлягеры» выглядят пародией на вокал, натужной имитацией таланта и вульгарной подделкой под артистизм. Чтобы скрыть эту удручающую истину и понадобились сегодня все эти подпевки и подтанцовки, фонограммное прокручивание студийных записей и демонстративный «секс-символизм» исполнителей.
Шоу-бизнес, пришедший к нам из Америки, приобрёл в России весьма специфические «национальные» черты. В прагматичной Америке шоу-бизнес представляет собой особую, профессионально разработанную и весьма прибыльную отрасль общенациональной экономики – так называемую индустрию развлечений. Сюда можно отнести не только собственно «эстраду» в нашем понимании, но и мюзикловый Бродвей, идеологизированный Голливуд, официально признанный игорный бизнес, полукриминальный порно-бизнес и многое другое. В политико-государственной системе Соединённых Штатов отношение к шоу-бизнесу – самое серьёзное. Доказательством тому служит избрание весьма популярного в своё время шоумена Рональда Рейгана президентом США. И не только избрание, но уверенное руководство им страной в течение двух президентских сроков. Бизнес есть бизнес, а сверхприбыльный и весьма популярный бизнес является в США Бизнесом с большой буквы.
В России стартовой площадкой американизированного шоу-бизнеса стала так называемая «эстрада» (фр. estrade – «помост»), обозначающая «малые формы» сценического искусства – словесные скетчи, вокал, музыкальные и хореографические миниатюры, цирковые номера. В этих-то специфично «эстрадных» рамках российский шоу-бизнес приобрёл абсурдно гипертрофированное, едва ли не культовое значение. Каким бы кощунственным ни показалось это сравнение, но эстрадный шоу-бизнес в России стал не только претендовать на ведущие роли в российской культуре и российском государстве («примадонна», «сольники» в Большом зале Московской консерватории, концертная «приватизация» Большого кремлёвского и Олимпийского дворцов, россыпь званий народных артистов России, государственные награды самого высокого уровня), но, по сути, начал соперничать с религией в духовном воздействии на молодёжь.
Парадоксальность ситуации заключалась в том, что пышный расцвет эстрадного шоу-бизнеса в России пришёлся на пору тягчайшего общенародного бедствия. Более того, именно тяжёлое положение страны и народа, нищета, физическая и духовная, стали питательной средой и средством бешеного обогащения бизнес-шоуменов самых разных мастей. «Эстрада», имевшая в советские времена в культурной среде страны репутацию «массовой» культуры и «популярного» искусства – этаких эрзац-культуры и мини-искусства, вознамерилась в одночасье взять реванш и весьма преуспела в нём. Не без попустительства властей она превратилась в империю духовно-умственных развлечений, вытеснив на обочину духовной жизни нации подлинную культуру и «скучное» классическое искусство. Вчерашние «эстрадники», не связанные никакими морально-этическими нормами, мгновенно превратились в «нуворишей». Сама же «эстрада», заделавшись шоу-бизнесом, образовала некую «свободную экономическую зону», в которую мгновенно ринулись тысячи авантюрных искателей славы и «лёгких» денег, а также ухватистые дельцы и очень влиятельные представители криминала.
Иначе как «пиром во время чумы» это духовное и материальное торжество американского шоу-бизнеса в нашей стране не назовёшь. Из «эстрады» шоу-бизнес быстро перекинулся на игорный бизнес, затем на игровые виды спорта и на российский спорт вообще. Под влиянием шоу-бизнеса стали ломаться репертуар и художественные принципы российских театров, в том числе Большого театра и МХАТ имени А.П. Чехова. В изобразительной сфере экспериментальное и камерное, по своей сути, «современное искусство» (сугубо западного происхождения) отправило в запасники шедевры российских мастеров-фундаменталистов и творцов реалистического жанра. Вся российская культура подверглась агрессивной атаке шоу-бизнеса, который всей мощью своего материального превосходства обрушился на традиционный нравственнический настрой русско-российской духовности. Даже политическая жизнь страны не избежала воздействия шоу-бизнеса: в депутатском корпусе страны нашлись свои весьма влиятельные шоумены.
Особый социально-политический вес и массовое влияние российскому шоу-бизнесу придало его сращивание с российским телевизионным бизнесом. Реклама, ставшая основой телевизионного бизнеса в «новой» России, обусловила рейтинговый подход к оценке телевизионных программ. Рейтинги же воззвали к пресловутой популярности любой ценой. В погоне за рейтингами и деньгами рекламодателей руководители телеканалов обратились к развлекательному жанру и популярным представителям шоу-бизнеса. Телевидение стало не только мощно популяризировать «товарную марку» шоу-бизнеса, но и, в свою очередь, наплодила собственную когорту кумиров-шоуменов. Тем самым государственное по своим задачам телевидение поставило себя в прямую зависимость от шоу-бизнеса, а растиражированные экранами шоумены приобрели многомиллионную аудиторию. В итоге воротилы шоу-бизнеса получили в России такую моральную силу и такое политическое влияние, о которых даже в современной Америке невозможно мечтать.
Мы сегодня удивляемся политической дерзости Андрея Макаревича, фактически выступившего на стороне возрождённых украинских нацистов, враждебно настроенных против нашей страны, и той наглости, с которой он обратился к российскому президенту, по сути, требуя запретить общественную критику в свой адрес. Но удивляться здесь нечему. Мы сами вырастили и этого Макаревича, и этих «примадонн», и всю эту «звёздную» рать, которая давно уже думает не об интересах страны и народа, а о своём неприлично раздувшемся кармане и своём непомерно раздутом самолюбии. Под ослепительным блеском рамп, под грохот барабанов, под рукоплескания залов они уже лет десять назад полностью утратили связь с российской действительностью, возомнив себя «машиной времени». Причём не времени, отведённом на отдельный концерт, а Времени с большой буквы, Времени, уходящем в вечность. В воспалённом тщеславием мозгу они представляются себе великими представителями эпохи, в которой государи приходят и уходят, а они, «машинисты» Времени, остаются вечно.
В этом угаре самообмана нашим «звёздам» невдомёк, что их звёздно-полосатое время вышло, что их некогда молодые лица обросли неряшливой, с обильной проседью щетиной и что их некогда сверкавшая лаком «машина» сегодня облезла, покрылась ржавчиной и немощно застряла на обочине российской дороги. Господа шоумены, очнитесь, оглянитесь вокруг трезвыми, без наркотической пелены глазами! Ваш цирк «уехал» и ваша праздничная «ярмарка» закончилась. Разноцветные краски пожухли, пляски стали неуместными, качели и карусели потребовали серьёзного капитального ремонта, а шарманки явно устарели. Правда, у вас ещё остались медовые пряники и воздушные шарики. Но хмельной праздник кончился, и наступили будни – обычные трудовые будни для страны и российского народа.
Понимают ли эту разительную перемену наши шоумены и шоу-бизнесмены, а главное - ощущают ли они кризис своего «лёгонького» жанра? Думается, понимают и ощущают. Но сегодня вопрос из зала звучит гораздо жёстче: готов ли и способен ли наш звёздно-полосатый шоу-бизнес внять голосу меняющегося времени и перестроиться собственными силами, чтобы идти в ногу с новым временем и духовными запросами новой России? Здесь-то и возникают серьёзные сомнения. Более того, каждый новый день даёт всё больше реальных свидетельств того, что ни публичные шоумены, ни закулисные шоу-бизнесмены не готовы и не способны к саморазвитию и не хотят что-то менять в своём развесёлом житье-бытье. Они продолжают обрушивать на нас «эскадроны» своих «шальных мыслей». Они всё так же заставляют нас страдать и сетовать по поводу «неосторожной любви». Они в России бесконечно крутят заезженную шарманку, которая, к великому их огорчению, в самом Париже стала «иностранкой»!
Но эти вокальные перлы, увы, - самое меньшее из зол нашего катастрофически устаревающего шоу-бизнеса. Почувствовав необратимое вытекание песка времени из их загребущих рук, шоумены и шоу-бизнесмены стали всё чаще прибегать к скандалам и к изысканию всё новых трюков для эпатирования публики. Принцип – «что бы ни говорили, лишь бы говорили» - стал в последнее время в среде наших шоу-бизнесменов едва ли не решающим фактором в поддержании угасающего интереса к раскрученным «звёздам». Талант пока ещё востребован, но он уже не главный в кастинге «звёзд», ибо главное сейчас состоит в умении «подать себя», «завести» публику, ударить её под ребро, а ещё лучше – в паховую область. Тот же Макаревич, полагаю, был искренне удивлён масштабом и силой негативной общественной реакции на свои политические выходки. Ведь он всего-то и хотел «немного» поэпатировать публику, подёргав власть за усы (что, надо признать, он уже давно и вполне безнаказанно проделывает). Причём не без умысла увеличить тем самым число фанатов «Машины времени». И вдруг – облом! И это оказался не просто облом лично для Макаревича, а угроза облома для всего шоу-бизнеса, который всей своей «звёздной» ратью бросился в защиту «опального» певца.
Помимо скандалов и эпатажа у дельцов шоу-бизнеса сейчас пошли в ход телевизионные «танцы со звёздами», весьма развязный отбор «мэтрами» эстрады сомнительных молодых талантов, «смачные» кулинарные шоу и прочая, прочая, прочая. И везде – густой замес из всё той же «звёздной» пыли, разбавленной «водой» по-настоящему талантливых людей, не принадлежащих к тусовочному «бомонду». К этому следует добавить назойливую демонстрацию популяризаторами шоу-бизнеса непомерного богатства «звёзд» - роскошь их российских дворцов и заграничных вилл, их блистательные свадьбы и громкие разводы, их бесконечные семейные дрязги. Рождение детей «примадонны» было вообще обставлено как событие всемирного значения, едва ли не равнозначное появлению на свет наследников в венценосных семьях. За этими рекламными трюками скрывается не только цель непрерывного подогревания интереса публики к набившим оскомину «звёздам». Тайный умысел воротил шоу-бизнеса гораздо хуже, низменнее и прагматичнее. Речь явно идёт об идейном утверждении и культовом насаждении и безграничного господства в России всевластного и всемогущего Золотого тельца.
В числе «звёздных» новогодних пожеланий миллионам телезрителей в ночь с 2014-го на 2015-й год прозвучало «доброе» напутствие одного из «мэтров» сегодняшнего шоу-бизнеса, бывшего кумира комсомольских вождей и активистов: «Желаю вам в Новом году много денег!». С одной стороны, эта «доброта» свидетельствует о полном забвении нашей «попсой» реальной жизни, кризисной ситуации и трудностей добывания основной массой россиян обычного куска хлеба. А с другой стороны, невольно, может быть, вырвавшееся слово кумира раскрывает смысл жизни наших шоуменов и шоу-бизнесменов: деньги, деньги и ещё раз деньги – как можно больше денег! В последнее время у наших «звёзд» появился новый способ «зашибания» больших денег – так называемый «корпоративный». Нашим постаревшим и изрядно потяжелевшим «звёздам» уже лень ездить по российским городам и весям. Ведь намного проще и прибыльнее играть роль чеховских «свадебных генералов» на банкетах, вечеринках и свадьбах богатых людей, не брезгуя и «братками». И труд невелик, и цены «договорные», да и с налоговой службой можно не церемониться.
Но в России есть и другой мир, и иные ценности. Только что, буквально в ходе написания этой статьи, от нас «ушла» Елена Образцова. Ушла не без мучений, но красиво, по-королевски. Она и жила возвышенно, красиво, по-королевски. Богато одарённая Богом и природой, необычайно талантливая и в высшей степени трудолюбивая русская женщина, Елена Образцова была подлинной мировой примадонной, примадонной всемирно признанной, имевшей бесчисленные красноречивые доказательства и свидетельства своего всемирного признания. Тем не менее, она жила не на показ, строго оберегая своё человеческое достоинство, демонстрируя высочайший уровень укоренённой в ней русской культуры и находясь в ладу со своей совестью и Богом в душе. На фоне Елены Образцовой все россыпи «звёзд» шоу-бизнеса кажутся пригоршней подсвеченных стразов рядом с бесценным бриллиантом. Разница между Образцовой и «звёздами» шоу-бизнеса заключается ещё и в том, что «звёзды» шоу-бизнеса ожидает конечный коллапс, полное исчезновение, а наследие Образцовой останется бессмертным в массе российского искусства и российской культуры.
Россия сегодня уже другая. Она не только не похожа на Россию периода разлома и угасания советской эпохи, но и на Россию периода шока и трепета либеральной демократии. Новой России нужны новые песни и новая организация духовной жизни народа и общества. Причём необходимы именно песни, а не нынешние интимный шёпот, или надрывный крик, или истеричные завывания не только устаревших, но и скороспелых звёзд. Необходим поиск универсальных форм российской культуры и российского искусства, максимально учитывающих наше богатое фольклорное прошлое, наше советское песенное богатство и запросы нашего духовного будущего. Хватит обезьянничать и паясничать. Пора, пора, господа, заняться подлинным творчеством!
Расскажи друзьям:
|