ОБЩЕСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РЕКОМЕНДУЕТ ПРОЧЕСТЬ!
Александр Афанасьев
КРЫМ КАК СИМВОЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ.
Месяц назад в Москве, Симферополе и Севастополе отгремели салюты и завершились яркие праздничные торжества в честь первой годовщины исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Прошёл на экранах телевизоров по всей стране задушевный документальный фильм Андрея Кондрашова «Путь на Родину». Вновь улеглись страсти, вызванные этим знаменательным событием у нас в стране и за рубежом. Крым и Севастополь зажили своей будничной жизнью, а Россия и Москва – своей. В буднях же довлеют проблемы сегодняшнего дня, которые в условиях мирового финансово-экономического кризиса и антироссийских санкций, хотя и не столь катастрофичны, как хотелось бы Западу, но весьма чувствительны для основной массы россиян.
Либеральная часть российского общества, включая интеллигенцию, по сложившейся у нас вековой традиции хуления всего отечественного и порицания практической деятельности властей, принялась за свой кропотливый труд привычного гашения народного оптимизма методом дозированного вбрасывания «реалистического» скепсиса. В августе 2014 года тяготеющий к либералам Левада-Центр провёл социологический опрос и с удовлетворением отметил «уменьшение чувства радости» у россиян в связи с присоединением Крыма. Тем не менее, он констатировал, что 73 процента респондентов твёрдо высказались за вхождение Крыма в состав России, 15 процентов - отдали предпочтение независимости Крыма, 8 процентов – затруднились с ответом и 4 процента – заявили о долженствовании вхождения Крыма в состав Украины.
О чём говорит этот опрос? Восемь процентов колеблющихся можно отнести к погрешностям любого социологического опроса, так как это люди без собственного мнения, сомневающиеся во всём, о чём бы их ни спросили. Мнение 15 процентов хотя и заслуживает внимания, но основано оно на ложном посыле, будто Крым способен собственными силами обеспечить свою независимость. Это взгляд так называемой «честной» оппозиции, которая, осуждая любое решение российских властей, всё же сознаёт, что оставление крымчан под властью враждебного по отношению к России Киева было бы аморальным и исторически несправедливым. Четыре процента – это фактические параметры той самой российской «пятой колонны», о которой так много говорится в последнее время. Вольно или невольно Левада-Центр своим опросом выявил её величину. В процентном отношении она ничтожна, но в физическом плане эти люди гипотетически вполне способны сформировать в час икс собственную дивизию новых «власовцев».
Однако эта мифическая «дивизия» не идёт ни в какое сравнение с огромной «армией» российского народа, который, согласно респондентскому опросу, двумя третями своей совокупной массы вполне определённо признал Крым российской территорией и тем самым взял крымчан под свою моральную и физическую опеку. Причём это своё веское «Да!» российский народ высказал не в момент праздника и не под влиянием эмоций, а в будни, вполне трезво, под осуждающую трескотню либеральной прессы и в разгар западных санкций, обрушившихся не столько на Кремль и олигархов, сколько на простых россиян. Мнение этих двух третей дорогого стоит, с ним нельзя не считаться, ибо это не просто «мнение», а реальный глас народа и его заявленная решимость настаивать на своём мнении.
В связи с этим закономерно возникает вопрос, чем же для нас является Крым, если мы так упорно за него держимся, и какова его символика не только для России и Украины, но и для мира в целом? О Крыме уже много писалось и пишется у нас и за рубежом. Не говоря о Европе (Германии в первую очередь), даже в Соединённых Штатах Америки растёт понимание того, что Крым – это «русская территория». При этом упоминаются и русская кровь, в изобилии пролитая за Крым и в Крыму, и сомнительная история с дарением Никитой Хрущёвым российского Крыма советской (не сегодняшней!) Украине, и реальные пророссийские настроения основной массы крымчан. У нас к этому зарубежному набору присовокупляются крымский Херсонес - как светоч и корень русского православия и Косово – как международно-правовой прецедент, узаконивающий свободное волеизъявление крымчан.
Если идти к Крыму концентрическими кругами от важнейших духовных запросов современности, реальной геополитической расстановки противоборствующих сил и начинённой острыми конфликтами международной обстановки, то мы волей-неволей придём в эту крымскую точку как в символический центр всех современных противоборств и противоречий. Все словесные аргументы в пользу Крыма и против него абсолютно ничего не стоят, так как сегодня вновь, как и 70 лет назад, всё решают не факты и аргументы, а сила и решимость в их отстаивании. Сегодня мы столкнулись с тем, что в мире не только пропала истина, расколовшись на множество кусочков правдоподобия, но в либерализованном мировом сообществе вообще исчезло желание искать и восстанавливать её. Утрачено мужество желаний и поисков. Само право на поиск и отстаивание истины поставлено под жесточайший запрет идеологами и руководством страны, провозгласившей себя мировым гегемоном.
Именно поэтому в общую символику возвращённого России Крыма я в первую очередь поставил бы символ правды. Современный мир, западный - в особенности, изолгался, утонул в море лжи. Сам принцип абсолютной свободы, провозглашённый западными идеологами либерализма, де факто утвердился как принцип узаконенной лжи. Когда восемь лет назад в Мюнхене президент России Владимир Путин высказал правду об однополярном мире как о мире господства одной страны, США и Запад вовсе не устыдились ложности собственных глобалистских и демократических посылов и не осудили себя за разоблачённую склонность ко лжи, а, напротив, ужаснулись дерзости российского лидера, осмелившегося публично назвать вещи своими именами.
Беда Украины состояла и состоит не только и не столько в продажности её элиты. Весь украинский народ оказался погребённым в коконе лжи, сотканном перекупленными СМИ и проплаченными представителями интеллигенции. Жаждущий правды Крым в ложных украинских условиях превратился в очаг правды – правды острой, болезненной, грозящей летальным исходом и требующей немедленного оперативного вмешательства. Нарыв правды в Крыму назрел и перезрел, а потому её исток и проявился столь мощно и ошеломляюще. Впервые за последние 25 лет попранная в мире правда получила в Крыму открытый, свободный, торжествующий выход. Причём выход не словесный, а реальный, действенный, отозвавшийся звонкой пощёчиной изолгавшемуся западному миру, ответившему на магматический выброс крымской правды исступлённой озлобленностью. И это вполне объяснимо: изобличённая ложь всегда безудержно агрессивна.
Вторым в общей символике Крыма непременно должен быть поставлен тесно связанный с правдой символ справедливости. С развалом СССР и разрушением коммунистической системы, основанной на идее социальной справедливости, как таковой принцип справедливости был не просто в мире забыт, но торжествующе похоронен. Причём в первую очередь в России. Хотя новая Конституция определила Российскую Федерацию как «социальное государство», этот пункт рассматривался правящей элитой, особенно либеральной её частью, как ничего не значащая временная уступка массам - некий рудимент советской эпохи, от которого в дальнейшем следовало непременно избавляться. Либерально-буржуазное наступление на права граждан все 25 лет велось неуклонно и последовательно. Сегодня принцип справедливости можно считать только формально обозначенным, но реально исчезающим и фактически существующим исключительно в пределах так называемого прожиточного минимума. Причём как в России, так и в мире, в коммунистическом Китае – в том числе.
Воссоединённый с Россией Крым не просто напомнил миру о Божественной справедливости и миллинноголосо воззвал к ней, но и сделал принцип справедливости основополагающим, стоящим выше условной либеральной морали и формализованной буржуазной правозащитности. Отстаивая собственное право на справедливость, Крым попутно вытянул на себя и обнажил всю цепочку несправедливостей, царящих в современном мире. В «крымский узел» вошло многое: и своевольное «дарение» Крыма Хрущёвым, и загубленные Ельциным судьбы миллионов российских соотечественников в странах ближнего зарубежья, и американский прецедент Косово, поправший законные права сербского народа, и многое другое, о чём западный мир предпочитает умалчивать. Даже социальные волнения и расовые конфликты последнего времени в Европе и США тоже так или иначе оказываются вплетёнными в сложный и тугой крымский «гордиев узел», который был разрублен одним махом совместными усилиями крымчан и руководства России.
Не менее органично связан с общей символикой освобождённого Крыма и символ независимости. «Дарованному» Крыму киевские власти в своё время великодушно даровали независимость, провозгласив его автономной республикой. Но это была свобода на словах, а не на деле. Ибо, о какой реальной автономии Крыма могла идти речь в государстве, жёстко отстаивающем принцип общегосударственной унитарности и взявшем курс на полную украинизацию общества, включая языковую сферу? Самым парадоксальным в Крыму было то, что откровенный «западник» Виктор Ющенко ещё как-то считался с крымским парламентом, в то время как «пророссийский» Виктор Янукович свёл его роль к нулю, сосредоточив всю полноту власти в руках назначенного им премьер-министра. Но и этого оказалось мало. Новые, «майданные», киевские власти сразу дали понять, что не потерпят в «незалэжной» Украине ни русского языка, ни автономии Крыма.
Несмотря на прецедент Косово, а, может быть, и благодаря ему, провозглашение Крымом своей независимости с одновременным решением крымчан о воссоединении с Россией вызвало на Западе, прежде всего в США, бурю негодования. Оказалось, что Косово – не в счёт, ибо, хотя на его отделение от Сербии не было санкции ООН, но оно было одобрено и инициировано самими(!) Соединёнными Штатами Америки. А Крым такого одобрения не получил и, по сути, пошёл против воли США. Последующие референдумы в Шотландии и Каталонии показали, что одобрение или неодобрение Америки является в современном мире решающим и что сама суверенность современных государств, объединённых под эгидой ООН, на деле весьма относительна. Получается, что Крым и Россия бросили вызов Штатам и тем самым нанесли чувствительный удар по самолюбию Европы, считающей себя независимой, но таковой не являющейся.
При внимательном рассмотрении общей символики Крыма мы со всей очевидностью обнаружим в ней и символ добра. Причём обнаружим без натяжки, вполне реально и физически ощутимо. Во время неоднократного посещения Крыма в рамках июньских фестивалей русского языка, приуроченных ко дню рождения А.С. Пушкина, я был свидетелем каждый раз повторяющихся горьких и трогательных сцен. Завидя очередного высокопоставленного представителя России, крымчане дружно бросались к нему со слезами на глазах и со словами на устах: «Когда же вы, наконец, заберёте нас обратно в Россию?!». Сердце сжималось от этих слов и от сострадания к брошенным на произвол судьбы нашим соотечественникам. Но ни мы, рядовые сотрудники, ни наши руководители не могли дать волю сострадательным чувствам. Слишком много было внутренних препон и внешних преград, обязывавших нас держать сердце на замке.
В ликовании россиян в момент торжественного подписания договора о воссоединении Крыма с Россией Запад увидел только дерзкий вызов себе и претензии нашей страны на возрождение «имперства». Но он не заметил, не захотел заметить, внутреннего, российского, чисто духовного подтекста. А подтекст этот был ликованием и радостью россиян от самих себя, от своей почти утраченной способности быть искренними и добродетельными, творить добро бескорыстно - не из выгоды или престижа, а ради самого Добра, по своему свободному душевному порыву. Думается, что Запад и наши либералы всё прекрасно видели и всё прекрасно понимали. Они и сегодня вполне осознанно играют в «непонятку», так как прорыв нашей духовности, основанной на приверженности Добру, означает для них «русский бунт» не только против откровенного бесстыдства и цинизма Зла, но и против их более тонкой игры на стороне Зла, прикрытой личиной гуманизма и Добра.
Все эти частные символы правды, справедливости, независимости и доброты, отмеченные мной в совокупном явлении освобождённого и воссоединённого с Россией Крыма, объёмно и органично вплетаются в общую символику Крыма и составляют его главную отличительную особенность. Но не отдельно от России, а вместе с ней, ибо воссоединение России и Крыма делает и их символику общей, единой, нераздельной. Принципы правды, справедливости, независимости и доброты - вовсе не пустой звук для России. Это краеугольные камни её духовности, её корневая основа. Без них она распадётся и развалится, как распался и развалился Советский Союз, в котором со временем истончались, вымывались и деформировались принципы правды, справедливости, независимости и доброты. Эти принципы для самой России – вовсе даже не абстрактные символы, а вполне реальные, исторически выявленные и поколениями выстраданные духовные скрепы. Есть они – жива Россия, они сильны – сильна и Россия, они убывают – слабеет Россия, они исчезают – Россия болеет и умирает.
В последние 25 лет Россия даже не болела: она просто умирала. Мы настолько ослабели, что уступали США и Европе во всём – в том числе в правде, справедливости, независимости и доброте. Наша смерть была уже не за горами. Но здесь американцам пришла бредовая идея об ускорении нашей смерти: по-видимому, опять-таки из соображений гуманности – чтобы долго не мучились. Это была историческая ошибка США. При прямой угрозе вассального подчинения и насильственного уничтожения Россия не просто встала со смертного одра, но в буквальном смысле воскресла. Открытое и циничное хозяйничанье США на Украине поставило перед нами ребром вопрос о Крыме: или он наш, или американский. Для американцев так вопрос не стоял: они уже считали Крым своим, вместе со всей Украиной, «купленной» ими за 5 миллиардов долларов. Россия взбунтовалась и позволила себе всё то, в чём все последние 25 лет себе отказывала. Она вспомнила о своей чести и державном достоинстве, о своей духовной сути и собственном Божественном предназначении.
Именно Крым стал фактическим исходом и реальным символом возрождения России – России исторической и России державной. Чем окончится наше нынешнее жёсткое противоборство с Соединённым Штатами Америки – одному Богу известно. В военном плане США, являющиеся «правопреемником» гитлеровского рейха по претензиям на мировое господство, сегодня сильны, как ни одно государство мира в древнее, новое и новейшее время. Они диктуют правила игры на мировых рынках и в финансовой сфере. Как у всякой реальной силы «союзников» у них - не счесть. Но было бы неправильно считать, что у России нет иных союзников, кроме её армии и флота. Неизменными союзниками России всегда были её добрая воля и твёрдое стояние на правде, справедливости, независимости и добре, которые всегда высоко ценились народными массами. Если мы и сейчас не изменим этим нашим верным союзникам, наши силы будут не таять, а прибывать. А если добавить к ним нашу самоотверженность и всеми признанное терпение, думается, мы и сегодня имеем реальные шансы выстоять в жестокой борьбе и победить.
Крым – наш. Он – неотъемлемая часть России. Забрать его у нас теперь можно только силой и кровью, в борьбе не на жизнь, а на смерть. Причём бороться мы уже будем не за Крым как таковой, а за Россию. «Стояние» России вместе с Крымом на правде, справедливости, независимости и доброте - это не застой, а отстаивание, борьба, внутреннее развитие, укрепление духовных основ, постепенное перерождение и возрождение России. Ради этого можно и потерпеть.
Расскажи друзьям:
|