РУБРИКА: СОБЫТИЕ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС
Личное мнение Александра Афанасьева
ЭНЦИКЛИКА ПАПЫ РИМСКОГО И МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
18 июня 2015 года в Ватикане была опубликована вторая энциклика* папы Римского Франциска I под названием «Landato si». Она готовилась понтификом католической церкви долго и тщательно. О начале работы над ней было объявлено 27 января 2014 года. Всё это длительное время католический мир с нетерпением ожидал выхода энциклики, придавая ей едва ли не эпохальное значение. И, надо сказать, ожидания эти вовсе не были обмануты.
Будучи второй по счёту и 298-й от общего числа папских энциклик, последняя энциклика фактически является развёрнутым манифестом главы Римской католической церкви, призванным придать новый и в какой-то мере совершенно неожиданный импульс мировому развитию. Дело в том, что первая энциклика Франциска под названием «Lumen Fidei» («Свет Веры»), опубликованная 5 июля 2013 года, являлась, по сути, завершением работы его предшественника – папы Бенедикта XVI. Она была посвящена сугубо церковным вопросам и должна была продемонстрировать иерархическую преемственность и верность нового папы общим принципам католической церкви.
В отличие от неё новая энциклика папы Римского должна была подчеркнуть собственное кредо Франциска и его особое видение мировых проблем, принципиально отличное от подходов его предшественников. И это видение оказалось на удивление демократичным (в истинном понимании этого слова) и даже близким к революционности. Символично само название папской энциклики. «Landato si» - начальные слова гимна Божьему творению «Landato si, mi Signore». В сопоставлении с ранее употреблявшимися словесными оборотами «Landator temporis acti» («восхвалитель былых времён») и «landator temporis praesentis» («восхвалитель современности») «landato si» должно было означать одновременно и некую золотую середину между консерваторами и либералами, и благодарение Бога за земную сокровищницу человечества, и страстный призыв к бережному сохранению Божьего творения и приумножению земного богатства.
Считается, что эта энциклика посвящена преимущественно проблемам экологии. Однако было бы слишком просто свести основное содержание папской энциклики к модной ныне на Западе теме сохранения окружающей среды, ставящей во главу угла заботу об уменьшении вредных выбросов в небесно-космическое пространство. Сам папа выступает категорически против столь узкой трактовки не только собственной энциклики, но и экологии как таковой. Такой нарочито примитивный подход к экологии он считает спекулятивной попыткой политиков и мировой общественности уйти от реальной и необычайно острой постановки по-настоящему всеохватной и воистину глобальной проблемы. В спекуляциях на тему экологии папа видит умысел могущественных стран и богатых людей внести раскол в мировое сообщество и превратить борцов-экологов в так называемых «полезных идиотов», используемых в конкурентной борьбе, в том числе и с целью завоевания господствующего положения в конкретном регионе и в мире в целом.
В понимании папы Римского речь должна идти не об упрощении принципов экологической безопасности и узко прагматическом наполнении её содержания, а, наоборот, об углублении и усложнении этой серьёзной проблемы и расширении спектра охвата объектов и субъектов её влияния. В терминологическом плане Франциском вводится в оборот понятие «интегральной экологии». При этом «интегральность» трактуется им именно как целая величина, или сумма всех составных частей. В центре внимания понтифика находится вся наша Земля как единое целое и всё человечество как единый организм. Разумеется, Земля и человечество (Человек) рассматриваются главой римско-католической церкви как единое и неразрывное Божье творение.
По мнению папы Римского, Земля и всё человечество сегодня находятся в серьёзной опасности. Земля «нещадно эксплуатируется и разграбляется», а человечество «деградирует до крайности». Выход из этой тупиковой ситуации, грозящей человечеству неминуемой гибелью, представляется Франциску единственным – надо безотлагательно заняться «исцелением общего дома человечества». В этих условиях, по его мнению, не экология должна быть игрушкой политиков и забавой любителей-общественников, а вся мировая политика, экономика, социальная и культурная сферы должны быть подчинены решению общей, глобальной проблемы экологии. Мировому сообществу сейчас жизненно необходимо организовать «честный диалог» на всех уровнях социальной, экономической и политической жизни. И в этот диалог должны включиться все – непосредственные защитники экологии, отдельные лица, ассоциации и учреждения, включая учёных, философов, богословов, независимо от их политической ориентации и личного вероисповедания.
Можно по-разному относиться к этой инициативе главы римско-католической церкви и к самому «иезуиту» Франциску I: ревниво, скептически, насторожённо и даже опасливо. Но не подлежит сомнению одно: в личном плане она продиктована честными намерениями, трезвым взглядом на окружающий мир, искренней заботой о физическом и духовном здоровье людей и в конечном счёте – серьёзной обеспокоенностью за продолжение рода человеческого. Идеализм в коммунистической и либеральной трактовке ныне полностью исчерпал себя. Сегодня вновь, причём как никогда раньше, в мире остро востребованы общенародный здравый смысл, чистые душевные помыслы и крепкий союз всех честных людей, независимо от их расовой или государственной принадлежности, политических воззрений, вероисповедания и индивидуальных наклонностей.
И мы окажемся глупцами и малодушными людьми, если не откликнемся, каждый по-своему, но с должной ответственностью, на это воззвание человека Франциска к нашему уму, чести и человеческому достоинству.
*ЭНЦИ́КЛИКА [лат. encyclica] Послание папы римского ко всем католикам
по вопросам политки, религии, морали и т.п.
Расскажи друзьям:
|