РУБРИКА: СОБЫТИЕ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС
Личное мнение Александра Афанасьева
КРИЗИС И НАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
УХОД В ГЛУХУЮ ОБОРОНУ.
В начале июня 2015 года был опубликован проект Минфина РФ «Основные направления налоговой политики на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов». 27 июля 2015 года он был обнародован на правительственном сайте в разделе «Горячие документы», но уже без слова «проект». Документ принят фактически без общественного обсуждения. Более того, судя по его содержанию, во мнении широкой общественности ни отдельно Минфин, ни всё наше правительство вовсе не нуждались, настроившись полностью игнорировать его. А поразмышлять здесь есть о чём. Причём не только правительству.
Этот документ действительно «горячий». Для либеральной финансово-экономической элиты он «горяч» как вкусный пирожок с пылу, с жару, а для основной массы российского населения он может оказаться не только обжигающим, но ещё и несъедобным. Основная цель документа состояла в официальном заявлении российского правительства о введении моратория на любые изменения налоговой политики на трёхлетний период. Попросту говоря, речь идёт о том, что в течение трёх лет всем заинтересованным сторонам запрещается даже думать о прогрессивном, подоходном налоге, а не то, чтобы обсуждать его или пытаться «давить» на правительство. В течение трёх лет «приоритетом» правительства, говорится в документе, «останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику».
Что ни слово, то перл. Но особенно хороши – «недопущение» и «какого-либо». Мы и раньше подозревали наше правительство в тенденциозном либерализме, но в данном документе этот элитарный либерализм заявляет о себе жёстко и агрессивно, с элементами диктаторства и волюнтаризма. Мораторий на налоговые «нагрузки» был хорош и оправдан в так называемые «тучные годы», но он теряет разумный смысл в условиях кризиса, в «годы тощих коров». Тем более, что наш острый экономический кризис сегодня усугубляется не только общим мировым кризисом, но и беспрецедентным финансовым давлением со стороны воротил мирового бизнеса.
В своё оправдание Минфин и правительство делают упор на необходимости создания максимально благоприятных условий для инвесторов. Под них, этих милых, щедрых и долгожданных инвесторов, «совершенствуются» правила налогообложения, объявляется «амнистия капиталов», вводятся разного рода «налоговые льготы» и делаются многие другие послабления. При этом в документе нет ни слова о том, что все эти меры и раньше не давали должного эффекта, а в условиях кризиса и внешнего давления вообще не срабатывают. Не замечается, что на фоне искусственного обвала рубля резко возрастает инфляция и, соответственно, стремительно снижается жизненный уровень населения. Не принимаются меры против оттока капиталов.
В этих условиях главное бремя существующей («замороженной») налоговой нагрузки ложится на основную массу российского населения, с которой чётко, по хорошо отработанной схеме и без всякого снисхождения взимается 13-ти процентный налог. В то же время в отношении налоговой нагрузки на богачей происходит нечто непонятное, напоминающее своего рода закулисный торг или игру в налоги. Согласно публикации «Российской газеты» от 24 июля 2015 г. в России числится 309 долларовых миллиардеров, которые заплатили в казну 19,8 миллиардов долларов. Простой арифметический подсчёт свидетельствует о том, что, если бы у каждого из этих лиц было всего по одному миллиарду долларов, то в 13-ти процентном исчислении они должны были заплатить не 19,8, а 40 миллиардов, то есть вдвое больше. А ведь, по крайней мере, половина из них обладает гораздо большими капиталами.
Вот и получается, что доходы богачей, накладываясь на общую сумму доходов населения, дают преувеличенно радужное впечатление от среднегодового дохода россиян. Налоговая же часть свидетельствует как раз об обратном. А именно о том, что российские сверхбогачи, вопреки мировой практике, законодательно избавлены от несения пропорциональной ответственности перед народом и российским государством за свои растущие прибыли. Более того, создаётся впечатление, что они вообще делают всё возможное, чтобы уйти от налогов (через офшоры) или существенно уменьшить и без того весьма низкую для них налоговую нагрузку. В этой связи законно возникает вопрос, не идёт ли наше правительство на поводу у наших олигархов, и нет ли у него соблазна двигаться в суровую пору кризиса по линии наименьшего сопротивления?
Наиболее настораживающим моментом в документе Минфина является следующее. Разъясняя суть моратория, авторы документа заявляют: «Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы». Это означает, что наше правительство уходит в глухую оборону. Причём даже не от российской общественности, а от всех субъектов права. Интересно, и Президента Российской Федерации в том числе?!
Расскажи друзьям:
|