Игумен Кирилл (Сахаров).
О РУССКОСТИ ДОНБАССА
(Выступление на X Юбилейном вечере памяти
Митрополита Лавра (Шкурло)).
Владыка Лавр был носителем общерусского сознания. Да, он любил свою малую Родину Закарпатье, бывал там. Но его русинство никоим образом не было фактором противопоставления, обособления. Его пример очень важен, особенно в контексте трагических событий на Донбассе. Это моя малая Родина и я хотел бы высказать то, что у меня на душе.
Чуть более половины Донбасса занято ВСУ. По линии соприкосновения из расположения частей ВСУ по нескольку раз в день крутят гимн «Щэ нэ вмэрла Украина» - своего рода кальку с польского гимна «Ещчэ Польска нэ сгинэла». Вот такой незатейливый прием по промывке мозгов (часто, по свидетельству очевидцев, вызывающий обратную реакцию). На мой взгляд, нет более актуальной задачи для жителей Донбасса, как четко определиться в этническом плане. Перестать теряться в ответе на вопрос: «Какой вы национальности?», а четко и твердо ответить: «Я – русский!» Естественно какой-то процент населения будет упорствовать в своем «украинстве». Хочется надеяться, что со временем большая часть из таковых разберется в этом вопросе.
Обратимся к истории. Изучение подлинных исторических документов неопровержимо доказывает, что Украина, как и украинцы – искусственно образованные субъекты. Термином «укрАина» (с ударением на «А») наши предки называли окраинные, пограничные земли. Оно использовалось как в Речи Посполитой, так и в Московском царстве. Так в XV веке московскими украйными городами называли Серпухов, Каширу… УкрАина даже была на Кольском полуострове. Окрестности Тулы – Тульская укрАина. Со временем в России из-за изменений в территориальном делении этот термин уступил место волостям и губерниям. Но на захваченных поляками землях Руси этот термин остался. Правда, оккупационная власть слово «укрАина» исковеркала, назвав в своей транскрипции «украИна», с ударением на «И».
Полякам нужно было противопоставить захваченные ими русские земли русским землям Московского государства. Тогда и пригодился термин «Украина», в который вложили новый смысл, а подданных московского царя вообще пытались объявить не русским народом. Русью поляки объявили только Малую и Червонную Русь, а столицей Руси называли город Львов. Однако каждый понимал, что и московиты, и православные Речи Посполитой – это единый русский народ, разделенный между двумя империями. Это понимание угрожало польской власти на русских землях, тем более что с усилением давления католиков на Православную Церковь русский народ устремлял взоры на восток, к единокровным московским царям.
В польской письменной традиции все чаще начинает использоваться понятие «Украина» вместо «Русь». Территорию современной Западной Украины, которая считается самой украинской, тоже изначально заселяли русские. В 1648-м году Богдан Хмельницкий, подходя ко Львову, писал в своем универсале: «Прихожу к вам как освободитель русского народа… избавить вас от ляшской неволи». Источники свидетельствуют, что к моменту воссоединения двух ветвей русского народа в середине XVII века ни Украины, ни украинской нации не существовало. Вот уже четверть века историки нынешней Украины в современных переводах на украинский язык слово «Русь» заменяют на «Украину», а русский – на украинский, например, в повести Гоголя «Тарас Бульба». Кстати, Шевченко в своем творчестве ни разу даже не упомянул слово «украинец». Он, как и Гоголь и, например, Котляревский, считал себя малороссом.
Особенно потрудились во внедрении в общественное сознание тезиса об отдельной украинской нации поляки – Я. Потоцкий, Т. Чацкий, Ф. Духинский и др. Большевики не просто продолжили эксперимент по выведению особой, отличной от великорусской национальности на территории Малой Руси, но и возвели его в ранг особой политики. Известно, что даже Роза Люксембург критиковала Ленина, обвиняя его в создании искусственного украинского народа и сознательном расчленении России.
Национальная политика большевиков была самой масштабной в истории человечества кампанией по изменению этнической принадлежности. Украинизация именно была насильственной, ибо в украинцы записывали, не спрашивая согласия. И в школах украинский язык заставляли учить в обязательном порядке, при этом русские школы ликвидировались.
Особенно активно этим занимались выходцы из Галиции, переселившиеся в центральные и восточные области по УССР. В Мариуполе, одном из самых интернациональных городов Донбасса, не осталось ни одного русского класса в школах. Русскоязычное образование было фактически разгромлено и запрещено. На 1 декабря 1932 года из 2239 школ Донбасса 1760 (78.6%) были украинскими, а еще 207 (9,3%) – украинско-русскими. К 1933 году на Донбассе были закрыты все русские педагогические техникумы - русскоязычных учителей негде было подготавливать.
Накануне развала СССР две трети населения УССР были русскоязычными. Население Киева в это время: около 1,5 млн. русских и около 850 тыс. украинцев. Через год, согласно официальной статистике, русских уже было менее 500 тыс., а украинцев почти 2 миллиона. Таким образом, русский миллион куда-то исчез, а украинцев всего за год стало больше на миллион. Украина, как государство, впервые появилось в 1991-м году – это признавал не кто-нибудь, а первый президент Украины Кравчук.
Самый большой накал украинизация приняла с приходом к власти Ющенко.
В украинском политикуме возобладали откровенно нацистские и русофобские взгляды. Началось переписывание истории и обеление самых одиозных фигур прошлого. Было запрещено использовать русский язык в судах, а затем был издан указ, запрещающий показывать в кинотеатрах фильмы на русском языке. Что это, если не явное грубейшее нарушение прав человека?! В русскоязычном Киеве почти не осталось русских школ.
Особая ситуация в Закарпатье, основное население которого – русинов - в одночасье записали в украинцы.
После получения «нэзалэжности» миллиардные вливания США и Запада, искусственное раздувание масштабов «голодомора» сделали свое дело в плане изменения самосознания жителей Украины. Верховная Рада издала 43 закона, которые исключали русский язык из повседневной жизни. «Украинская» лексика чуть ли не на треть состоит из польских слов. Если бы не русский солдат и русские цари, то на территории Малой Руси не было бы никакой придуманной «Украины», а было бы татаро-турецко-польское государство и звучала бы отнюдь не русско-украинская речь.
Русская доминанта Донбасса неизбежно будет усиливаться. Этому будет способствовать грамотное продуманное просвещение населения региона. Русскость Донбасса – вот тот водораздел, который сделает необратимой его независимость и присоединение впоследствии к России.
Расскажи друзьям:
|