Денис Лузин.
ЛЕС РУБЯТ… ДЕНЬГИ ЛЕТЯТ?
Лесной фонд России, который сегодня в основном является собственностью государства, может в обозримом будущем перейти в собственность частных компаний. Обороты бизнеса в лесном хозяйстве – порядка 1,8 трлн. руб. (27 млрд. долларов) в прошлом году. Понятно, что столь жирный кусок общенародной пока собственности вызывает горячее желание отдельных представителей бизнеса и власти сначала его приватизировать, а затем уже "рулить" отраслью по-своему.
Чтобы понимать масштабы денежных потоков в лесной сфере сейчас, приведем еще несколько говорящих цифр. Итак, в целом оборот равен, как было сказано, 27 млрд. долларов в год, и это, заметьте, только легальные рубки и легальный экспорт. По понятным причинам посчитать убытки государства от различного рода нелегальных, "серых" и прочих схем не представляется возможным, но, думается, этот бизнес также приносит своим хозяевам не один миллиард прибыли в год.
Большая часть выручки из этих 27 млрд. формируется за счет экспорта леса, в 2018 году он достиг 14 млрд. долларов. При этом с советских времен еще идут постоянные стенания ответственных лиц и государственных деятелей, которые с разных трибун плачутся о том, что в основном вывозится именно сырье (кругляк, минимально обработанная продукция и т.д.), на чем страна, мол, теряет колоссальные средства. Тем не менее, под эти разговоры в России за рубеж продолжают гнать наиболее ценную древесину по бросовым фактически ценам, а лесная отрасль стала третьей в стране после металлургии и химической промышленности по объемам поступления валютной выручки. Естественно, сюда не входит экспорт углеводородов.
В общем, даже далекому от бизнеса человеку ясно, что в лесной сфере есть за что побороться и есть что делить. При этом все еще, согласно Лесному кодексу, этот вид природных богатств и ресурсов принадлежит государству, то есть народу, но все чаще и чаще раздаются голоса по поводу необходимости передачи лесных массивов в частную собственность. Обоснование такого рода намерений традиционное – мол, собственник всегда эффективнее распорядится имуществом (лесом в данном случае), нежели вороватые чиновники и "государевы люди" на местах.
"Это одна из важнейших тем для российских промышленников и предпринимателей. Сегодня мы получили понимание, для чего это нужно в первую очередь – обеспечить залоговую составляющую для получения льготных кредитов на строительство комбинатов, а для государства – определенные гарантии того, что собственник будет заботиться о том участке, который приобрел. Если на участке произошел пожар, то это ущерб в первую очередь для собственника, поэтому он будет точно контролировать свой участок, следить, чтобы он был в надлежащем порядке", – обозначил министр свою позицию, цитируем по материалам форума лесопромышленников.
Насколько известно, эту позицию поддержали присутствующие на мероприятии прочие руководители, например, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко, естественно, заместитель Мантурова Виктор Евтухов и другие официальные лица. Крупнейшие участники рынка, разумеется, также поддерживают идею по частной собственности на лесные массивы, об этом открыто говорит, скажем, председатель крупнейшей группы "Илим" Захар Смушкин (компанию часто связывают с премьер-министром Дмитрием Медведевым).
Интересно, что в определенной мере в оппозиции к Мантурову и его коллегам оказался, как это часто бывает в последнее время, глава Счетной палаты Алексей Кудрин и его аудиторы. Буквально 3 декабря СП выпустило многостраничный доклад-отчет о состоянии дел в лесном хозяйстве, документ интересный и многогранный. Вот лишь несколько тезисов из отчета СП.
"Децентрализация полномочий (согласно принятому в 2006 году Лесному кодексу) привела к снижению эффективности единой системы управления и контроля за лесами", – делают выводы аудиторы.
Это самое "снижение эффективности" читатели Накануне.RU наряду с другими российскими гражданами могли воочию наблюдать минувшим летом, когда горела тайга на гигантских площадях от Бурятии до Дальнего Востока, органы власти на местах при этом могли лишь разводить руками и отделываться общими фразами насчет природной стихии и неизбежных катаклизмов. В ситуацию тогда вынужден был вмешиваться президент, подключивший к тушению лесных пожаров… армейские части и авиацию, впрочем, насколько эффективными оказались действия военных собственно с точки зрения борьбы с огнем в тайге – вопрос дискуссионный.
В любом случае огненное лето 2019 года поставило ребром сразу несколько принципиальных вопросов, включая вопрос о роли государства, о регулировании лесной отрасли, о полномочиях и деньгах, которых вечно не хватает для исполнения хотя бы минимальных обязанностей органов власти на местах, даже при профиците федерального бюджета в 2 трлн. руб.
"Большинство регионов не достигают показателей исполнения переданных полномочий. Так, в 2016 году из 11 установленных показателей выполнены только 6, или 54,5%, в 2017 году – 7, или 63,6%, в 2018 году – 5, или 45,5%. На постоянной основе около половины регионов не выполняют показатели по выявлению нарушений лесного законодательства и возмещения ущерба от них", – говорит в отчете СП аудитор Михаил Мень.
Выводы Меня сводятся к двум принципиальным вещам: на местах не укомплектованы штаты соответствующих служб, плюс годами существует недофинансирование тех полномочий и программ, которые и так сильно урезаны (программы) и сокращены.
Стоит ли удивляться, что при малейшем неблагоприятном развитии событий едва ли не половина страны чуть не выгорела минувшем летом? А губернаторы, например, красноярский Александр Усс, серьезно предлагали ничего не делать и ни во что не вмешиваться.
Экс-заместитель председателя Счетной палаты России Юрий Болдырев предлагает разделить проблему как минимум на две составляющие – учетно-контрольную и собственно политическую.
"Если мы говорим о передаче 15-20, может быть, даже ста гектаров леса в частные руки – это вопрос дискуссионный и в принципе может быть рассмотрен в положительном порядке. Повторюсь, может быть рассмотрен! Если же мы говорим о передаче в частные руки огромных пространств и площадей, то в данном случае речь идет о распродаже России, общенародной собственности, что, конечно же, недопустимо в принципе", – говорит Болдырев.
Он уточняет, что сегодня лесные ресурсы страны для граждан в виде деловой древесины уже продаются по сильно завышенным ценам. А объяснение этому феномену простое – древесина массово гонится на экспорт, то, что остается, лесопромышленники готовы втридорога загнать внутри страны, подтягивая выручку и прибыль к общемировым показателям цен.
"Что касается учетно-контрольной функции, то получается, при существующем управлении госорганами, нам опять объясняют про приход эффективного собственника и т.д. Но, простите, если государство готово отказаться от управления даже несколькими наиболее прибыльными компаниями типа "Совкомфлота" под предлогом "неэффективности", о какой эффективности тогда можно говорить при введении частной собственности на тот же лес?" – замечает собеседник.
И напоследок еще цитата из отчета аудитора Михаила Меня. "На протяжении последних 10 лет сохраняется количество случаев незаконных рубок в пределах 16–17 тыс. единиц в объеме 1,3 млн. кубических метров в год. Сумма нанесенного ущерба – в среднем 11–12 млрд руб. ежегодно. Почти половина объема незаконных рубок (53,2%) в 2018 году зафиксирована на территории Иркутской области – с объемом 0,6 млн. кубометров и ущербом 4,4 млрд. руб.", – говорится в отчете.
При этом не стоит забывать, что как раз иркутский губернатор -коммунист Сергей Левченко обеспечил практически двукратный рост регионального бюджета (около 200 млрд руб. против 100 в прежние годы) за время своего правления, рост поступлений был обеспечен в том числе и за счет наведения элементарного порядка в лесной сфере. Но Левченко моментально оказался мишенью для различного рода компромата и инсинуаций, подогреваемых в том числе федеральными ТВ-каналами, о чем мы неоднократно рассказывали и о чем буквально все последние месяцы кричат коммунисты из КПРФ. Некоторые склонны рассматривать информационную атаку на Левченко как месть со стороны "черных лесорубов" в том числе.
В лесу и на лесе делаются огромные деньги уже сейчас, что начнется в случае введения частной собственности на лесные угодья, трудно даже представить.
***
На днях на пленарной сессии III отраслевого форума "ЛПК 360°: со всех точек зрения" министр промышленности Денис Мантуров сделал соответствующее заявление. Смысл которого сводился к тому, что в кабинете министров готовы поддержать введение института частной собственности в лесной сфере. Вроде бы, не сегодня, а в перспективе, впрочем, не такой уж отдаленной, судя по риторике Мантурова.
Источник публикации: Накануне.RU
Расскажи друзьям:
|