Александр АФАНАСЬЕВ
АПОКАЛИПСИС ИЛИ ЭРА МИЛОСЕРДИЯ?
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОГНОЗ НА 2020-Й ГОД
И БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.
Мир сегодня сотрясает агония эры христианского гуманизма. Её началом послужила славная эпоха Просвещения (16-17-й века), отмеченная страстным поиском истины, добра и любви. Её конец ныне ознаменован бесславной эпохой Заблуждения, характерными чертами которой являются впадение мировой элиты в духовное омерзение и поклонение культу мишурной пошлости. 21-й век ознаменовался также тем, что мировая элита взяла курс на оглупление масс и общую деградацию человечества.
Потерпев поражение в холодной войне с Западом и, пойдя навязанным ей курсом, Россия вступила в мировую эпоху Заблуждения с подорванным, но далеко не растраченным духовным ресурсом. Задача устранения этого «перекоса» была возложена российским олигархатом вкупе с мировым «глубинным государством» на российскую либерально-буржуазную элиту. Элита, используя в качестве орудия духовного разрушения принцип толерантности, своей мишенью избрала российский традиционализм и народные массы. В России воцарились фальшь, дистанцирование элиты от народа и вымывание в обществе духа сострадания к людям.
Сложившуюся ныне в России и мире гуманитарную ситуацию в образном плане можно ассоциировать с повестями Владимира Короленко «Слепой музыкант» и «Дети подземелья» (1886). Героем первой из них являлся слепорождённый мальчик из богатой семьи. Его отец смирился с несчастной судьбой сына, но дядя захотел привить ему дух «бойца за дело жизни». Однако личная трагедия рождает у героя чувство протеста. Умиротворение приходит после общения с нищими слепцами. Отрешившись от своего горя, юноша проникается состраданием к бедным и несчастным. Это отражается на его музыке, и она находит добрый отклик в душах людей.
В центр второй повести Владимир Короленко тоже поставил мальчика из богатой, но не вполне благополучной семьи. В шестилетнем возрасте он потерял мать. Отец – судья, жёсткий и суровый человек. Случай сталкивает мальчика с другими неблагополучными детьми. Проникшись сердечным участием к семилетнему мальчику и трёхлетней девочке, живущим в мрачном подземелье, он дарит бедной девочке куклу сестры. Отец подозревает сына в краже игрушки. Разыгрывается семейная драма, в конце которой бедная девочка умирает. Герой и его сестра, покидая городок, навещают могилу девочки и произносят «свои обеты».
Суть детских обетов Короленко не раскрывает. Но можно предположить, что его герои дают клятву верности сирым и убогим, тем самым «нищим духом», ради спасения которых положил свою жизнь Иисус Христос. Пристальное внимание писателя к детям из богатых семей, испытавшим личную трагедию, вовсе не случайно. Через тех, кто пережил личное горе, автор хотел достучаться не только до их родителей, но и до всех сильных мира сего, закрывающих глаза на человеческое горе и доводящих до предела неблагополучие жизненной ситуации.
Обе повести весьма символичны. Символика первой из них больше применима к Западу, символика второй – к России. Запад сейчас слеп как никогда, а Россия всё никак не выкарабкается из «подземелья», в которое её намеренно загнали и не дают ей возможности выйти на свет Божий. В то же время в самой России сейчас хватает собственной «слепоты». Да и с российским «подземельем» у нас не всё так просто. Однако в творениях Короленко есть ещё кое-что, что делает его выразителем сокровенных гуманистических идей русской интеллигенции.
Этих идей, по крайней мере, три. Первая из них – это страх перед угрозой Апокалипсиса. Подлинные российские интеллигенты в глубине души были убеждены, что корысть богачей и бездушие властей губительны не только для них, но принесут гибель всему человечеству. Вторая идея – это мечта об «эре Милосердия». Выраженная братьями Вайнерами в середине 20-го века, эта мечта присутствовала в уме и душе российского интеллигента с самого его зарождения. Этой сентиментальной мечтой были обуреваемы не только литературные герои (Ленский, Манилов, Обломов), но были заражены даже такие титаны духа и мысли, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский.
Третья идея – это самоотверженная борьба «за Дело жизни» на Земле. Эта идея, озвученная в повести дядей слепого мальчика, была высказана ранее поэтом Николаем Некрасовым, бросившим клич российскому интеллигенту: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Именно долг борьбы за Дело жизни оберегал интеллигентов от впадения в голый критицизм или растворения в блаженной мечте об эре Милосердия.
Наша реальная жизнь, спустя 133 года со дня выхода произведений Короленко, намного усложнившись, стала одновременно более опасной для человека. Возьмём, к примеру, «слепоту» Запада. В символическом плане Запад являет нам сегодня свой вариант «слепого музыканта». Таковым следовало бы признать Элтона Джона (1947), который, будучи физически зрячим, слеп духовно в высшей степени. Кроме таланта, всё человеческое в нём уродливо и фальшиво. Да и талант превратился у него в голос мифической Сирены, влекшей когда-то моряков к погибели.
Сегодня, пожалуй, нет в мире порока, который, в той или иной мере, не коснулся бы этого музыканта. Но проблема кроется не в его личной судьбе, а именно в западном обществе. Записи творений Элтона Джона заполонили мир, принося музыканту баснословное богатство. Его однополая свадебная церемония прошла в Виндзорском дворце. Елизавета II посвятила его в рыцари и даровала ему титул «сэра». Всё это делает эту незаурядную личность одновременно продуктом и знаменем западного общества.
В западном обществе сейчас можно выделить три категории духовно слепых людей: слепорождённые, ослепшие по случаю и притворяющиеся слепыми. К врождённым слепым следует отнести молодёжь: у неё сейчас, по сути, нет выбора. Ослепшими являются разного рода приспособленцы, знающие, что к чему, но предпочитающие плыть по течению. Но хуже всего обстоит дело с притворяющимися. Они, будучи властной и духовной элитой и играя роль поводырей, намеренно ведут человечество к апокалипсической пропасти.
Что касается России, то о степени превращения россиян в «детей подземелья» можно судить по жителям села Еремково Тверской области. Их злополучную историю поведал месяц назад «Московский комсомолец». Обречённые жить в 21 веке без электричества, водоснабжения и элементарных удобств жители села обратились в администрацию президента с просьбой «расстрелять и закопать» их, чтобы больше не мучиться. И таких сёл сейчас по России не счесть. Вся сельская Россия, исток и хранитель вековых российских традиций, превратилась ныне эпицентр всемирного неблагополучия и зону резервационного вымирания простого народа.
Как на этом удручающем мировом и российском фоне выглядят наши надежды на 2020-й год? Как ни странно, они остаются оптимистическими. Вопреки стенаниям паникёров, безвольно ожидающих грядущего Апокалипсиса, и грёзам мечтателей, блаженно уповающих на Эру милосердия, по убеждению большинства россиян в наступающем году всё, как обычно, должна решать борьба за дело жизни. Эпицентром этой борьбы станут, несомненно, США. В отличие от других стран, включая Россию, президентские выборы в этой стране в последнее время превращаются в великую битву, от исхода которой во многом зависит судьба человечества.
Главным героем 2020 года вполне может стать Дональд Трамп. Можно считать его в личном плане выскочкой, альфасамцом и персоной с завышенными амбициями, но не подлежит сомнению факт, что именно этот человек, подобно Гераклу, схватился с многоглавой Лернейской гидрой, именуемой ныне «глубинным государством». На выборах 2016 года Трамп отрубил у глубинной гидры одну из 9 голов. Теперь ему предстоит отсечь, как минимум, ещё 4 головы, чтобы серьёзно ослабить её и уменьшить её негативное влияние на мировые дела.
Для мира и россиян это очень важно, так как в последнее время эта «гидра», скрываясь в «болотах» нью-йоркского Уолл-стрита и лондонского Сити, совсем обнаглела и поволокла человечество прямиком к гильотине Апокалипсиса. От исхода президентской битвы в США в ноябре 2020 года многое зависит. Во-первых, сами американцы, возможно, вспомнят о собственном достоинстве и своих великих принципах. Во-вторых, начнёт приходить в себя зависящая от США Европа. В-третьих, заметно ослабнет петля на шее России, которую на неё накинули не какие-то отдельные персоналии, а именно мировое «глубинное государство».
Весьма важны грядущие перемены и на другом геополитическом «полюсе». Давно назревал и в 2020 году вполне может произойти прорыв Великой китайской стены. Но не извне, а изнутри. Превратившись в ведущую мировую экономическую державу, Китай в последнее время активно утверждал своё деловое влияние практически по всему миру. Но до сих пор это влияние ограничивалось в основном сферой финансов. Ныне же, при переизбытке китайского населения, не исключён его массовый отток из страны и организованное расселение китайцев по всему миру.
В этом есть для нас свои плюсы и минусы. Китай – наш партнёр, но проблема состоит в том, что китайцы, где бы они ни были, везде остаются «китайцами». Они не ассимилируются другими народами. Они, подобно Конфуцию, веруют в духов предков, а те, по традиции, никогда не покидают Поднебесную. А посему китайцы всегда будут работать только на Китай. К тому же для китайских предков именно Поднебесная была средоточием цивилизации, а остальные народы считались варварами. Эти национальные «рудименты» очень трудно изживаются. Поэтому в 2020 году следует ожидать обострения отношений Китая не только с США, но и с другими народами, традиционалистскими – в первую очередь.
«Третья сила» ныне накапливается в Европе, Индии, на Ближнем Востоке, в Африке, а также в России. Она неоднородна, но её усиление не может не сопровождаться укреплением странового суверенитета. Что касается Европы, то в 2020 году следует ожидать демонстрации возросшего достоинства правящих элит Германии, Франции, Италии и Испании. Неизбежна активизация национальных сил в Греции, Венгрии и Сербии. С ослаблением поддержки США вполне ожидаем спад влияния деструктивных сил на Украине, в Польше, странах Балтии.
Индия всегда была духовно близка России. Но ныне она раздирается своими внутренними проблемами. Многочисленное население и былое величие страны побуждают правящие элиты Индии к активному развитию. Но кастовые традиции жёстко тормозят этот процесс. В итоге огромные массы людей либо пополняют касту неприкасаемых, либо эмигрируют из страны. Решить эту проблему, видимо, пока не представится возможным.
Ближний Восток прочно входит в сферу интересов российской элиты. Здесь всё решает сила. Влияние России в регионе поступательно росло благодаря успехам российской армии в Сирии. Но в 2020 году в Сирии всё будет поставлено на ребро, и Россия либо одержит политическую победу и закрепит влияние, либо потерпит поражение, равнозначное Афганистану.
Африка, похоже, ушла от России надолго. Политика здесь мало значит: всё решают деньги и технологии. А с тем и другим у нас сейчас весьма проблематично. К тому же на этот континент положил глаз наш великий партнёр, а ссориться с Китаем нам сегодня ни к чему. Поэтому дружба с Африкой у нас ограничится в основном воздушными поцелуями.
Этот беглый обзор свидетельствует о том, что, во-первых, Россию в 2020 году ничто не отвлекает от занятия своими внутренними проблемами, и, во-вторых, именно предстоящий год может стать определяющим в их решении. Проблем в России накопилось великое множество. С 1985 года наша страна покатилась под откос: сначала это был развал Советского Союза, затем последовало разрушение традиционалистской России.
Сегодня в России по-крупному разрушать уже нечего. Всё, что имело принципиальное значение, в стране разрушено до основания. Практическая деятельность властей в течение 30 лет сводилась преимущественно к косметическому ремонту и бутафорной подмалёвке. Ресурс обманных, паллиативных «перестроек» полностью исчерпан. Необходима Стройка: масштабная, структурная и технологичная. Вместе с базисом необходимо полное обновление надстройки.
Нынешняя либерально-олигархическая элита, помешанная на деньгах и личном обогащении, все свои усилия тратит исключительно на удержание статус-кво. При этом, в страхе перемен, продолжает заниматься безудержным рвачеством. Зова времени она не слышит, и ничего созидать не намерена. По сути, это полностью отработанный материал, балласт, тяжкая обуза для государства, народа и общества.
Наше государство всё больше напоминает крыловских лебедя, рака и щуку. В нём «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Государственный «воз» тянуть сегодня, по сути, некому. Все, кто должен делать Дело, не спешат впрягаться в оглобли, а, впрягшись, лишь имитируют бурную деятельность в расчёте на инициативных «дураков».
«Левые», «правые» и властный «центр» досадуют на инертность народа и всё пытаются разбудить «медведя» и заставить его вылезть из «берлоги». Но народ вовсе не спит. Находясь в своём подземелье, он всё видит, слышит и соображает. Он ждёт и надеется. Надеется на тех, кому он делегировал защиту своих прав. И ждёт своего часа, когда надеяться уже будет не на кого и останется рассчитывать только на самого себя.
Ключевым в этих условиях становится российское общество. В 1991 году на месте разгромленного советского общества образовался вакуум. Более того, в этом месте образовалась огромная, на всю страну, воронка, в которую устремились нечистоты всего мира. В них-то и утонуло советское общество. Но не только оно, а исчезло общество вообще, распавшись на огромную массу индивидуумов, занятых решением проблем сугубо личного выживания. Всякого рода ООО и прочие О превратились в стаи хищников.
Спустя 28 лет ситуация в этом плане в стране существенно изменилась. Сегодня, если что и живо у нас и имеет тенденцию развития, то это российское общество. Именно оно пришло сейчас на смену традиционной мужицкой общине и активистской советской общественности. Да, оно разношёрстно и пока дезорганизовано. Но оно уже обладает пытливым разумом, живым духом, крепнущей волей и собственным мнением. Оттеснив на периферию мишурный бомонд и официозную тусовку, российское общество начинает жить своей размеренной степенной жизнью, накапливая свой потенциал и свою самодостаточность.
Отличительной чертой современного российского общества является патриотизм. Но не квасной, для бравады, на публику, а подлинный, внутренний, для собственного духовного потребления. Этот патриотизм зряч, аналитичен, вполне способен отделять зёрна от плевел. И именно патриотизм придаёт российскому обществу ту силу, которая полагается ему не только по статусу золотой середины, но и по его растущему потенциалу. Этот потенциал пока не заметен, но он есть и с каждым месяцем наступающего 2020 года будет всё более ощутимым.
Крепнущее российское общество не может обойтись без своего ядра, которое во все времена представляла интеллигенция. В 19 веке это была русская интеллигенция. Её главными идеями были воля и справедливость. В 20 веке её сменила советская интеллигенция, возведшая в культ принцип дела во имя светлого будущего. Ныне рождается новая, российская интеллигенция, девизами которой должны стать борьба за дело жизни, презрение к богатству, особенно нечестно нажитому, культ труда и сострадания к ближнему.
У 2020-го года есть два символа – западный и восточный. Западный символ гласит, что предстоящий год станет високосным. русского народа високосный год получил название года Касьяна завистливого, злопамятного, немилостивого. По восточному календарю это год белой крысы-мыши, ассоциирующейся с мудростью, богатством и способностью извлечь пользу из любой ситуации. По своим характеристикам високосный год выглядит как серьёзное предостережение нашей пропитанной негативизмом элите, а год вышедшей из подземелий белой крысы сулит надежду всем сирым и убогим, то есть всему нашему народу, загнанному в подполье.
И пусть не обманут каждого из нас и весь народ эти надежды. С наступающим Новым годом, дорогие друзья!
*Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции.
**В статье использованы кадры из фильмов: "Слепой музыкант", "Дети подземелья" и "Место встречи изменить нельзя", а также картинки из интернета.
Расскажи друзьям:
|