Виктор Саулкин.
(Руководитель информационно-аналитического центра
общественной организации «Московские суворовцы»).
«КОЛЬЦО АНАКОНДЫ» СЖИМАЕТСЯ.
Все внимание мирового сообщества сегодня привлечено к трагедии, которая на наших глазах разворачивается в Закавказье. Но для нас это не просто одна из горячих точек на карте мира. Каждый день там гибнут люди, которые совсем недавно были нашими соотечественниками, совсем недавно мы все жили в одной стране. И поэтому эту трагедию мы чувствуем гораздо глубже, чем, скажем, французы, американцы или немцы. То, что сегодня происходит в Закавказье, имеет важнейшее значение для безопасности нашей страны.
События в Нагорном Карабахе - это не только столкновение Азербайджана и Армении из-за территорий, на которые претендуют обе стороны. Это война, развязанная против России. Нынешняя кровавая бойня в Закавказье - часть единого плана по окружению России огненной дугой конфликтов на всем постсоветском пространстве.
Тех, кто спровоцировал и развязал эту войну, меньше всего заботит будущее Нагорного Карабаха, да и судьбы Азербайджана и Армении. Тем более гибель молодых парней, азербайджанцев, армян. На протяжении веков этнический состав территории Нагорного Карабаха менялся, поэтому претендовать на эти земли имеют право обе стороны.
Для азербайджанцев это их земля с тюркским названием Карабах. Для армян - древний армянский Арцах. Какой народ имеет больше прав на эту землю в восточной части Армянского нагорья, мы решать сегодня не собираемся.
Но невозможно отрицать, что еще римский историк Страбон в своей книге «География» говорит об Арцахе (Орхистена), как об одной из провинций Армении и утверждает, что именно эта провинция отправляла в армянскую армию наибольшее количество всадников.
Косвенно принадлежность к Армении подтверждают и другие античные авторы, такие как Плиний Старший, Дион Кассий и другие. В мировой исторической науке факт вхождения Арцаха (Карабаха) в состав Армении в античную эпоху общепризнан.
Но не исключено, что в этом районе, пограничном с кавказской Албанией, проживали вместе с армянами и албанцы (не путать с нынешними албанцами на Балканах).
Кавказская Албания – государство в восточном Закавказье, занимавшее в древности часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана. Кавказские албаны - союз племен, говорящих на разных языках. Часть племен была родственна лезгинам, часть некоторым другим народам Кавказа и Ирана.
В начале IV века христианство стало государственной религией Албании. Царь Албании Урнайр был крещён в Великой Армении просветителем этой страны св. Григорием. Албаны верили, что христианство в их землю занёс св. Елише, ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Албанская церковь находится в каноническом подчинении Армянской Церкви. Естественно, что влияние Армении, армянского языка и культуры в соседних землях Албании было очень велико. Но Закавказье в то время было границей между Римской империей и Сасанидским Ираном.
Албаны, населявшие восточные равнины, были под властью Персии. В VIII веке территория Албании входит в состав Арабского халифата, начинает распространяться ислам и исламская культура. А в XII - XV веках территорию нынешнего Азербайджана начинают заселять племена тюркских кочевников. И постепенно древнее название Арран в восточной части Армянского нагорья заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»).
С тех пор эти земли находились то под властью турок сельджуков, то входили в состав улуса Хулагу монгольской империи Чингизидов. Но во всяком случае на территории современного Азербайджана племена албанов и тюрок постепенно сливаются в один народ. Народ говорит на тюркском языке и исповедует ислам.
В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и исламизации и стали прибежищем христианского населения. Естественно, в это время в Нагорном Карабахе было преобладание христианского армянского населения и армянской культуры.
Вплоть до ХVIII века этот регион являлся фактически центром армянской культуры. Персидские власти старались заменить не слишком лояльное им армянское христианское население на мусульман-тюрок. В результате переселений и выселений армян в XVII веке на территории Карабаха стало преобладать азербайджанское население.
В 1747 году территория вошла в состав Карабахского ханства во главе с тюркским правителем. С этого времени начался значительный отток армян из Нагорного Карабаха и массовое заселение территории тюркским населением.
Во время русско-персидской войны территория Карабаха вошла в состав Российской империи в 1805 году.
И в это время много тюрок-мусульман перебираются в мусульманскую Персию, а армяне, наоборот, стали возвращаться домой. И уже в начале века XX на территории Карабаха вновь большинство составляют армяне. Причем подавляющее большинство, около 90 %. Живут в Российской империи два народа мирно. Пример - город Шуша, который своим считают и армяне, и азербайджанцы. В конце XIX века Шуша пятый по величине город Закавказья и третий важнейший культурный центр во всем Закавказье после Тбилиси и Баку. Население города делится почти поровну — 56,5 % армяне, азербайджанцы — 43,2 %.
В Шуше в 1831 г. была основана Армянская духовная семинария, открываются училища. Весной 1891 года появился театр (армянина Г.А.Хандамирова). В Шушу стали приезжать с гастролями театральные коллективы, актёры, певцы, музыканты из различных городов Европы, к концу столетия Шуша уже пользовалась славой крупнейшего театрального центра Закавказья.
Но в это же самое время Шуша прославилась как один из центров азербайджанской музыкальной культуры. К началу XIX века сформировывается шушинская музыкальная школа, прославившаяся не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Здесь в 1898 году был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке.
Думаю, зная историю Шуши, нетрудно понять, почему и армяне, и азербайджанцы считают этот город своим и готовы сегодня за него воевать.
Сегодня и азербайджанцы, и армяне с полным основанием говорят, что веками жили на земле Нагорного Карабаха. И те, и другие говорят правду. В Российской империи жили и армяне, и азербайджанцы без особого выяснения отношений до 1917 года. Среди прославленных генералов Русской императорской армии, героически сражавшихся за Россию, армяне генералы Мадатов, Бебутовы, Лорис-Меликов и многие другие.
Также и азербайджанские знатные фамилии запечатлели верность России на полях сражений. Вспомним хотя бы оставшегося одним из последних генералов, верных Царю-мученику, Гусейн-хана Нахичеванского.
Но в годы первой русской революции в 1905-м, а затем после 17 года происходят события, которые стали истоком всех современных проблем в Закавказье. Именно эти события привели сегодня к очередной кровопролитной войне за Нагорный Карабах.
Все говорят, что виной всему национальная политика большевиков, которые Нагорный Карабах включили в состав Азербайджанской ССР. С этим никто не спорит. Но все началось гораздо раньше.
Мы знаем, что англосаксы всегда пытаются разжечь в странах, с которыми ведут борьбу, межнациональные конфликты. Особенно стараются поддерживать всевозможных сепаратистов.
В крушении Российской империи свою зловещую роль сыграли не только изменники февралисты, у которых затем власть перехватили большевики. Старательно с Российской империей боролись еврейские националисты из «Бунда», армянские из «Дашнакцутюн», азербайджанские из партии «Мусават», а также грузинские, польские националисты. Все они мечтали о «свободе и демократии». Как сегодня бы сказали, о «правах человека», недоступных при «царской деспотии».
Интересно, что в Российскую империю входили после русско-турецких и русско-персидских войск отдельные тюркские ханства, располагавшиеся на территории и около 200 лет являвшиеся вассалами Персии. Это ханства Баку, Гяндж, Карабах (Гарабаг), Куба (Губа), Шека, Ширван, Талыш (Лянкяран). Правители Карабахского, Шекинского и Ширванского ханств в 1905 году добровольно присоединили свои ханства к Российской империи. Естественно, ведь русские раз за разом громили и персов, и турок, которые веками спорили с Персией за обладание этими землями.
ханство вошло в состав империи в ходе другой русско-персидской войны в 1826-28 годах.
Территории современной Армении к тому времени 200 лет были местом, где постоянно проходили османо-персидские войны. И те, и другие жгли и опустошали эту землю и не испытывали особенной любви к христианскому населению. Восточная Армения досталась Персии, а Западная Армения - Турции.
И турки с персами дружно проводили религиозные и этнические чистки в отношении армян. Но на Кавказ пришла Россия. Пришла, заметим, защищая единоверную Грузию от очередного персидского похода.
После побед русской армии к России отошла Восточная Армения, в которую стали переселяться армяне из Ирана и Турции. На этой территории была образована Армянская область, которая примерно соответствует современной территории Армении. Западная же Армения оставалась под контролем Османской империи и до сих пор входит в состав Турции. И надо сказать, что иногда можно от армян услышать нотки обиды на Россию: почему русские не постарались освободить все территории древней Армении.
Так что современную государственность и свои нынешние территории все три закавказские, теперь уже бывшие советские социалистические республики получили в составе Российской империи, а затем Советского Союза.
Но сегодня, если послушать прозападную интеллигенцию в этих демократических государствах, то выяснится, что они были жертвами русской агрессии и веками страдали в оккупации то под пятой русских царей, то в тоталитарном СССР.
Наиболее яркий пример Грузия, которая триста лет просилась под крыло русского двуглавого орла, умоляя о защите от врагов. Турки и персы регулярно опустошали Грузию, безжалостно истребляя население. К ХIХ веку в Грузии оставалось всего 20 тысяч семейств. Все ученые считают, что грузинам угрожала депопуляция, т.е. полное исчезновение. Напомним о том, как в Османской империи исчезло греческое население Малой Азии.
Кстати, Грузия входила в состав Российской империи не единым государством. Входили отдельно Картли-Кахетинское царство, отдельно входили Имеретия, Аджария и Гурия. Абхазия и Южная Осетия входили в состав Российской империи как самостоятельные княжества.
Но сегодня в Тбилиси открыт музей русской оккупации.
Но вот, наконец, свергнув в 1917 году «деспотический царский режим», эти народы, «безмерно страдавшие под игом русского самодержавия» получили долгожданную свободу!
Вот бы строить, наконец, мир, где все народы живут по законам «свободы, равенства и братства». Нет больше свирепых царских генерал-губернаторов и городовых на улицах Тифлиса и Баку!
Но выяснилось, что для «дашнаков» гораздо важнее «Великая Армения». Для грузинских социалистов Чхеидзе и пр. т.н. «Великая Грузия», а для «мусаватистов» - «Великий Азербайджан». Ничего из нашей современной истории не напоминает?
Демократ и борец с самодержавием Чхеидзе немедленно отправил карателей в Южную Осетию, заливая ее кровью. Помните, как точно так же Звиад Гамсахурдия, диссидент, борец с тоталитарным советским режимом за демократию, свободу, права человека, придя к власти в Тбилиси, отправил банды националистов заливать кровью Южную Осетию и Абхазию.
Но первая армяно-азербайджанская резня произошла немного раньше, во время первой «цветной революции» ХХ века в 1905 году.
Два, веками живущие бок о бок соседа, стали друг против друга. Азербайджанцев возглавляют «мусаватисты», армян — «дашнаки». О том, кто был спонсором и финансировал эту т.н. «первую русскую революцию», мы знаем. Не случайно в Лондоне собирался, да и сегодня собирается весь этот революционный сброд.
Но после того, как кровавый бунт в империи был подавлен, наступил временный мир и в Закавказье.
Победила революция 1917 года.
Все мы с детства слышали о 26 бакинских комиссарах, благородных и гуманных героях, боровшихся за «народное счастье».
Но мало кто знает, что в конце марта — начале апреля 1918 года объединённые войска большевиков Бакинской коммуны, в которой преобладали этнические армяне, и армянской националистической партии «Дашнакцутюн» устроили в Баку массовую резню мусульманского населения, ставшую известной как «Мартовские события», и во время которой погибло до 12 тысяч мусульман.
Вскоре турецкая армия, которую громили все годы Первой мировой войска Юденича, вторгается в Закавказье.
Надо сказать, что войска генерала суворовской школы Николая Николаевича Юденича наголову разгромили намного превосходящую числом армию Энвер-паши под Сарыкамышем. Потом был беспримерный штурм и взятие Эрзерума, к весне 1917 года русские войска взяли турецкий Трапезунд, а конница генерала Баратова выходила к Багдаду.
Но в 1918-м русско-турецкого фронта больше нет, фронт рассыпался. Русские солдаты, откликнувшись на призыв большевиков, поехали землю делить. И в это время, уже разделившись на «красных» и «белых», воевали не с турками, а друг с другом.
И азербайджано-турецкая Кавказская исламская армия осадила Баку. 15 сентября в Баку вошли солдаты Кавказской исламской армии. Регулярным войскам Османской империи не было разрешено входить в город в течение двух дней, чтобы нерегулярные войска, башибузуки, устроили резню в городе и занимались грабежами и мародерством.
Естественно, разорялись, сжигались и армянские села в Азербайджане, башибузуки убивали и мирных жителей.
Но если вспомнить, что не менее кровавая братоубийственная война пылала по всей территории России, и русские убивали русских, то это может показаться не столь значительным эпизодом той страшной трагедии, в которую ввергли народы Российской империи борцы за демократию, народное счастье и права человека.
Но гражданская война закончилась, а большевики, надо признать, устанавливая свою власть, о интернационализме говорили вполне искренне.
И со временем с настоящей пролетарской решимостью разделались как с дашнаками, так и с мусаватистами. Точно так же беспощадно решили вопрос и с грузинским националистами.
При формировании СССР Карабах был включен в состав Азербайджана. Почему так решили, мне непонятно.
Всю Новороссию и Донбасс включили в состав Украинской ССР, чтобы усилить «пролетарский элемент». Это ясно.
А вот Нагорный Карабах зачем? Есть версия, что так ими специально закладывались мины в межнациональных отношениях, которые рванули в годы перестройки.
Во всяком случае, последствия этих решений создателей СССР мы до сих пор расхлёбываем.
В советское время в Нагорном Карабахе, который официально входил в состав Азербайджанской ССР, армян было 90 %. Когда стал распадаться СССР, то армяне Карабаха не захотели входить в состав независимого Азербайджана, считая это угрозой своему существованию. Оснований было достаточно.
Геноцид армян в Турции в 1915 года – такая же страшная травма для национального сознания армянского народа, как холокост для евреев.
Отрицать геноцид армян, при котором методично и целенаправленно было истреблено свыше 1 млн. армян в Турецкой империи, это все равно, что отрицать истребление евреев нацистами в Освенциме.
Слишком много документальных свидетельств об этих преступлениях. И то, что Турция не признает за собой вину за эти злодеяние, вызывает, по меньшей мере, удивление.
Всем известны слова Адольфа Гитлера при разработке плана Холокоста: «Кто помнит сейчас о резне армян?»
Поэтому, говоря о конфликте в Нагорном Карабахе, надо помнить, что для армян урегулирование отношений с Азербайджаном, как и нынешняя война, всегда будут связаны с воспоминанием о страшных событиях, которые пришлось пережить армянскому народу в 1915 году.
Но, повторяю, в Российской империи, а затем в Советском Союзе два народа жили мирно.
На фронтах Великой Отечественной героически сражались армяне и азербайджанцы плечом к плечу с другими народами единой страны.
Среди военачальников Советской армии четыре маршала: знаменитый Иван Христофорович Баграмян, маршалы Бабаджанян, Худяков (Ханферянц), адмирал флота И. С. Исаков (Тер-Исаакян). Героически сражался с врагом и дважды Герой Советского Союза, генерал-майор танковых войск азербайджанец Ази Асланов и многие другие азербайджанцы.
В мирное время и армяне, и азербайджанцы дали стране немало знаменитых ученых, деятелей культуры, героев-тружеников. Было в то время в стране немало смешанных семей.
В своей книге «Чёрный сад» британский журналист Томас де Ваал, изучавший в наши дни историю конфликта в Карабахе, писал о погромах в Шуше в 1920-м году:
«Шуша является прекрасным объектом для изучения того, как соседи вдруг перестают быть друзьями и начинают воевать друг с другом. В прошлом столетии этот город был сожжён дотла трижды — в 1905, 1920 и 1992 годах».
Не будем решать, кто в СССР первый начал этнические чистки в Закавказье - армянские дашнаки, внезапно появившиеся в перестройку в Армянской ССР, или новые азербайджанские мусаватисты, точно так же словно из табакерки выскочившие в Азербайджанской ССР.
В Азербайджане был создан Народный фронт, где заправляли местные националисты. Одновременно в Ереване был создан комитет «Карабах». И те, и другие стремились к «свободе и независимости» от Москвы, которая жестоко угнетает их народы и препятствует всеобщему счастью.
Кто первый начал этнические чистки, мы сегодня не будем выяснять. Последователи дашнаков в Армении требовали передать Нагорный Карабах, автономную область Азербайджанской ССР в Армянскую ССР. Организовывали митинги. Потомки мусаватистов организовывали антиармянские митинги в Азербайджане.
Но невозможно отрицать, что первый, страшный настоящими средневековыми зверствами армянский погром произошел в азербайджанском Сумгаите.
Причем эти зверства, при полном попустительстве местных властей продолжались два дня, пока не вошли войска, спасая чудом уцелевших армян. Надо сказать, что соседи азербайджанцы прятали некоторые армянские семьи, спасая им жизнь. Погром был организован не местными жителями, а прибывшими людьми, которые распускали слухи о том, как в Армении расправляются с азербайджанцами.
Затем по такому же сценарию был организован погром в Кировабаде (Гянджа).
Тем временем поток беженцев из обеих республик нарастал. К началу 1989 года практически все азербайджанцы были вынуждены покинуть Армению. Многие из них осели в Баку. Азербайджанских беженцев собирали на многотысячные митинги. И тщательно подготовленный и явно организованный при поддержке властей трехдневный погром в Баку, когда не только убивали армян, но совершали нападения на военные городки, под огнем на кораблях Каспийской флотилии приходилось вывозить армянских беженцев и семьи военнослужащих.
О том, что тогда всё произошло не стихийно, а спланировано, говорят свидетельства очевидцев. У экстремистов были в руках точные адреса домов и квартир, в которых живут их жертвы. Надо сказать, что до этого на многодневном митинге, который был организован в центре Баку, собрали тысячи азербайджанских беженцев, изгнанных из Армении, и звучали лозунги: «Слава героям Сумгаита!». То есть погромщикам, истреблявшим в Сумгаите армян.
Документально засвидетельствовано активное участие во всех погромах, начиная с Сумгаита, уголовников. Особенная жестокость, проявленная в межнациональных конфликтах, которые разжигали по всей территории СССР от Ферганы, Таджикистана, Кавказа до Приднестровья, объясняется тем, что националисты очень активно привлекали уголовников к участию в погромах.
Погром в Баку прекратили войска, которые пришлось ввести в город. Причем, приходилось местами вести настоящие бои, подавляя сопротивление боевиков. Среди военнослужащих были потери. Это был самый настоящий вооруженный мятеж.
Но сегодня это называют подавлением тоталитарным советским режимом стремления азербайджанского народа к свободе и демократии.
В Азербайджане произошла в те годы самая настоящая этническая чистка: все армяне бежали в Армению или Россию. Из Армении в это же время были изгнаны все азербайджанцы. В местах совместного проживания армяне нападали на азербайджанские села, азербайджанцы на армянские. Прекратить погромы пыталась армия. Среди азербайджанцев действовали отряды вооруженных боевиков, среди армян – вооруженные отряды фидаинов.
В спины нашим солдатам стреляли и те, и другие. Азербайджанцы считали, что русские помогают армянам, армяне были уверены, что азербайджанцам. Солдаты и офицеры гибли, пытаясь защитить и тех, и других.
Кто первый начал этнические чистки в Закавказье, армянские дашнаки, возродившиеся в перестройку в Армянской ССР, или новые азербайджанские мусаватисты, выяснить уже сложно.
Но несомненно одно: и дашнаков и мусаватистов, как и всех прочих националистов во всех республиках Советского Союза, сознательно возрождали в виде различных «народных фронтов» определенные силы в руководстве КПСС. И огромную роль в этом играл самый известный «архитектор перестройки» А.Н. Яковлев. И Яковлев, и Шеварднадзе открыто говорили впоследствии, что сознательно старались развалить и ликвидировать тоталитарный СССР. Поэтому становится ясным, что в те годы считалось катастрофическими «ошибками центра», на самом деле этой командой «ликвидаторов СССР» совершалось продуманно и методично.
Кровь не только погибших в Нагорном Карабахе в те годы, но и гибель сегодняшних азербайджанцев и армян, как и кровь войны в Приднестровье, в Осетии и Абхазии, в Таджикистане – на руках этих деятелей. А также, на руках Горбачева, методично и вполне сознательно сдававшего собственную страну. Конечно, никто не отрицает, что главный вклад в разжигании этих конфликтов внесли спецслужбы США и Великобритании. Но им этим и было положено заниматься. А вот члены политбюро КПСС и лично Михаил Сергеевич, как заведенный талдычивший «перестройка, гласность, новое мЫшление, углубить и ускорить», продавшие страну извечным геополитическим противникам исторической России, вполне заслуживают «ордена Иуды».
Это была самая настоящая государственная измена.
Но не только полная и полнейшая сдача страны, всех ее геополитических интересов, уничтожение пояса безопасности на наших границах, который был создан победителями, сломавшими хребет Третьему рейху, делают их достойными «ордена Иуды». Но и невиданное по подлости предательство Эриха Хонеккера, которого за четыре дня до этого Горбачев целовал при встрече в Берлине, зная, что Восточную Германию уже отдал на поглощение ФРГ.
И омерзительное, полное равнодушие этого нобелевского лауреата премии мира и поборника «общечеловеческих ценностей» к тому, что антифашиста Хонеккера тут же посадили в ту же самую тюремную камеру, где он 10 лет сидел при нацистах!
В многовековой истории России невозможно найти такое подлое и вероломное предательство своего союзника.
Это одна из позорнейших страниц современной истории России. Могу лишь напомнить, что для предателей Данте неслучайно определил место в самом низшем 9 круге ада. Там, где находится сам Иуда Искариот.
Но история свидетельствует, что саму Россию в период ослабления ее государственности предавали не раз.
Вот и с началом перестройки Грузия и Армения так стремились к свободе и независимости, что, кажется, напрочь забыли, как русские проливали кровь в многочисленных войнах на Кавказе с турками и персами, спасая единоверные христианские народы.
(Окончание следует).
*Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.
Расскажи друзьям:
|