Александр АФАНАСЬЕВ
SOS! КАЖЕТСЯ, НАС ЗАГОНЯЮТ В ЦИФРОВОЙ КОНЦЛАГЕРЬ!
В последнее время в российских верхах много говорится об искусственном интеллекте, роботизации и цифровизации. Говорится беспредметно, общо, но с каким-то вожделенным придыханием. Наподобие некрасовского – «вот приедет барин, барин всех рассудит». С этой триадой спасения России либеральные идеологи связывают грёзы о достижении нашей страной безусловного мирового лидерства, а российским народом – полного материального благополучия и неизбывного духовного процветания. Примерно в таком же ключе в 1990-е годы подавалась теми же либералами идея панацеи рыночного хозяйства: свободный от давления государства рынок сам собой всё отладит и урегулирует и обеспечит народу сытую жизнь, а стране стремительное развитие.
Спустя 30 лет стало ясно: с рынком российскому народу получился полный облом. Хвалёный рынок вверг Россию в «дикий капитализм», при котором все, кто имел хотя бы какое-то касательство к государственной кормушке, безмерно обогатились, а основная масса народа впала в бедность, нищету и долговое закабаление. Не получится ли то же самое и с нашей нынешней либеральной триадой, с помощью которой нам хотят внушить последнюю надежду на сносное существование в будущем? Больше всего настораживает то, что эту насреддинову замануху-морковку держат перед нашим носом всё те же самые отцы-спасители, которые так красочно описывали грабительский рынок и которые так здорово на нём нажились.
Присмотримся ближе к этому трёхпалому якорю спасения. С искусственным интеллектом пока ещё рано связывать какие-то надежды, а, следовательно, и опасения. Он на нашей планете ещё только-только начинает проклёвываться. Тем не менее, Голливуд уже сейчас начал выпускать фильмы, в которых явственно звучит тревога по поводу возможных сбоев в программах, превращающих искусственный интеллект во врага человечества с жуткими последствиями этой гибельной катастрофы. Примерно в том же ключе рассматривается Голливудом и проблема бесконтрольной роботизации. Причём в этом плане страхи и опасения становятся вполне обоснованными, так как в нашей практической жизни роботы начинают играть всё более значимую роль.
Что же касается цифровизации, то здесь всё обстоит гораздо сложнее, весомее и злободневнее. В российских верхах, где продолжает довлеть либерально-буржуазный взгляд на развитие страны, цифровизация рассматривается исключительно в позитивном плане. Под мощным давлением властей «цифра» тихой сапой проникает во все сферы государственной, хозяйственной, социальной и культурной жизни России, превращаясь в неотъемлемую часть бытового обихода и человеческого сознания. Российская молодёжь в подавляющем большинстве приняла Закон цифры безоглядно, играючи, с чувством самодовольного превосходства над старшими поколениями россиян.
Законодателями моды на тотальную цифровизацию в нашей стране в последнее время выступили Герман Греф и возглавляемый им Сбербанк России. Кто такой Греф и почему он набрал такую силу в России? Как все члены привилегированного и весьма влиятельного «Питерского клуба» (Матвиенко, Фрадков, Чубайс, Кудрин, Козак и другие) Греф бравирует своими «твердокаменными» либеральными взглядами и является ярым поборником глобализма и атлантизма. Подобно многим представителям «команды», Греф весьма удачно разменял высокий правительственный пост (министр экономического развития и торговли РФ) на весьма прибыльную должность руководителя Сбербанка России. Только в 2014 году в этой должности он «заработал» 26 млн. долларов, а за весь срок с 2007 года вплотную приблизился к долларовым миллиардерам.
По личным качествам Греф характеризуется крайне самолюбивым, заносчивым и вспыльчивым человеком. Как водится у «продвинутых» либералов-атлантистов, он презирает нашу страну, сравнивая россиян то с лузерами, то с дауншифтерами. Дорогостоящую кампанию переименования старейшего Сбербанка России в нелепый «Сбер» (3,5 млрд. рублей!) затеял с явным намерением «обрубить» ненавистное ему советское прошлое банка. Выступая в 2012 году на Петербургском экономическом форуме, сказал буквально следующее: «Как только простые люди поймут основу своего Я, манипулировать (подчёркнуто мной) ими будет чрезвычайно тяжело».
В этой фразе обнажаются суть и смысл продавливаемой Грефом всероссийской тотальной цифровизации, а именно – бездушное и надменное манипулирование простыми людьми, то есть всем российским народом. Эту оборотную сторону цифровизации я могу проиллюстрировать на собственном примере. Сначала касательно Сбербанка. С момента выхода на пенсию в 1997 году я оформил поручение банку оплачивать с моего счёта начисления по ЖКХ. 24 года эта система действовала безотказно: банк брал свой процент, но ниже других форм оплаты. И вдруг банк отказал мне в этой услуге. Причём отказ был проделан откровенно подлым способом.
14 апреля 2021 года я получил безымянную СМС-ку следующего содержания: «Длительное поручение по платежам в пользу ЖКУ… будет отключено в связи с ограничениями в работе сервиса. Чтобы отменить отключение, отправьте в течение суток код (…..) на 900». К своему стыду, я не знал, что 900 – это номер телефона Сбербанка, а ссылка на некий код насторожила сходством с мошенничеством. В ближайшие дни решил пойти и разобраться на месте. Но уже на следующий день приходит новая СМС-ка: «Александр Петрович, ваша заявка (подчёркнуто мной) на отключение длительного поручения по платежам в пользу ЖКУ… принята. Отключение будет произведено в течение 7 рабочих дней».
Я бегу в отделение Сбербанка с желанием устранить недоразумение. Но мне вежливо говорят, что я опоздал и что такая услуга упразднена. И это при том, что семи дней ещё не прошло! Я возражаю: «Ведь если бы я набрал код, услуга была бы сохранена! Значит, она фактически действует, и я, живой человек и давний клиент Сбербанка, прошу её мне оставить». Со мной беседовали разные люди, демонстрировали сочувствие и понимание, но заявляли, что ничего не могут поделать, так как бессильны перед Технической группой. Пришлось и мне перед этой всесильной группой спасовать. Собственно говоря, особой трагедии для меня в этом не было: просто буду оплачивать по-другому. Но подлость есть подлость, и моё достоинство банком было даже не ущемлено, а грубо унижено.
По трагической случайности это было не единственное моё столкновение с бездушием Цифры и её бюрократическим всесилием. 30 марта у меня умерла жена. Скончалась в больнице, с ковидным диагнозом. В тот же день я получил безымянную СМС-ку, в которой сообщалось, что в качестве человека, контактировавшого с ковидной больной, я поставлен на карантин до 10 апреля с.г. Вместо слов сочувствия и соболезнования я был предупреждён о строгой ответственности и угрозе сурового наказания за нарушение условий карантина. Знающие люди разъяснили, что моё передвижение в течение указанного времени может быть отслежено по мобильному телефону и что мне грозит штраф в 40 тысяч рублей.
Так я был лишён возможности похоронить супругу, с которой мы прожили 56 лет, вырастили и воспитали трёх детей и четверых внуков. Они-то и похоронили без меня свою мать и бабушку. Мне скажут, что это разные вещи: недоразумения в Сбербанке и «похоронка» жены. Вещи, может быть, и разные, но почерк один: там и здесь фигурируют СМС-ки, тон их сух и безучастен, а их приговор окончателен и обжалованию не подлежит. В моём непростом детстве, когда хотели кого-то оскорбить и унизить, говорили: «Ты ноль без палочки!». Это была обычная детская «обзывалка». Ныне же, уже в весьма взрослом состоянии, я дожил до реального ощущения и осознания себя действительным нулём без палочки.
Официальные инстанции утверждают, что в явлении цифровизации есть немало полезного и облегчающего жизнь людей. Наверное, так оно и есть. Во всяком случае, в бытовом плане уже сейчас многие формы пустой траты времени и напрасных физических усилий намного упрощаются и заменяются IT-технологиями. Но не надо забывать, что цифровизация – это всего лишь технологический процесс, и никакие технологии не решат нам главного – определения конечного смысла жизни человека на земле и обеспечения индивидууму всего того комплекса позитивного бытия, что именуется человеческим счастьем.
В явлении цифровизации есть две весьма уязвимые ахиллесовы пяты, которые со временем и с нарастанием охвата ею всей массы населения страны могут полностью перечеркнуть её позитивизм и обернуться серьёзными проблемами. Первый узел проблем можно свести к объективным издержкам цифровизации. Чем больше Цифра наберёт силы и чем шире она распространится по сферам человеческого бытия и личностного сознания, тем больше у неё, этой бездушной и мёртвой Цифры, появится возможностей манипулирования отдельным человеком и всей массой людей. Всё это может привести к обнулению личностного потенциала человека и превращению массы людей в стадо человекоподобных существ. Тут-то и подоспеют на помощь Цифре в качестве надзирателей роботы и искусственный интеллект.
Помнится, что по Моисееву закону древние иудеи под страхом смертной казни должны были в субботу оставлять свои дела и посвящать досуг богоугодному праздному покою. Запрещалось даже разводить огонь для приготовления пищи. Впоследствии эти запреты множились, и дошли, в конце концов, до осуждения помощи больному. Этот порочный круг торжества бездушного формализма над живым человеком был разорван Иисусом Христом, объявившим, что можно и в субботу делать людям добро. (Матфей. XII, 11). Тем самым был утверждён закон Христа, по которому не человек существует для субботы, а суббота – для человека.
Не получится ли так, что доведённая до абсолютного бюрократизма и формализма Цифра превратится уже в ближайшем будущем в безжалостное средство обесчеловечивания человека и не понадобится ли второе пришествие Христа именно для снятия этого проклятия? Это очень серьёзный вопрос, но пока никто не озабочивается дать на него вразумительный ответ. Закрываются глаза и на второй комплекс проблем цифровизации, связанный уже с субъективным, человеческим фактором.
В криминалистике ключом к раскрытию того или иного преступления является определение мотива, кому оно выгодно. Вот и я хотел бы сегодня задать вопрос: кому наиболее выгодна тотальная цифровизация и почему именно банкир Греф так рьяно ратует за её быстрое и повсеместное внедрение? Скажу без обиняков: народу она в целом не так уж и нужна. Он вполне обходился без неё в последнюю тысячу лет и мог бы ещё столько времени прожить без неё. Для народа во все времена было главным другое, а именно – сносная человеческая жизнь, возможность спокойно растить и учить уму-разуму своих детей и быть уверенным в своём и их будущем.
История технического прогресса в мире показывает, что ни одна технология сама по себе эти задачи не решает и не может сделать отдельно взятого человека счастливым. Всегда и везде социальные и личностные проблемы решались исключительно за счёт человеческого фактора. Капитализм развивал технологии сугубо в целях наращивания капитала, находящегося в частных руках, а социализм эти же самые технологии стремился обратить на благо народа, основной массы людей. Нынешние либеральные уловки с технологиями необходимы именно набравшим силу капиталистическим воротилам, жаждущим не только чрезмерного богатства, но и неограниченной власти над «простыми людьми», составляющими генофонд всего человечества.
В России вопрос социальной справедливости сейчас стоит ребром: они или мы. Они – это кучка нуворишей, бесчестно наживших свой громадный капитал и тратящих его исключительно на свои дорогостоящие капризы и безумные прихоти. Мы – это вся масса людей, простой народ, который трудится во всё более ухудшающихся экологических, трудовых и бытовых условиях и еле сводит концы с концами. Дилемма решения этой острейшей проблемы сводится к тому, обуздают ли власть и общество гордыню олигархов или эти обезумевшие поклонники Золотого Тельца окончательно узурпируют власть. Добившись же этого, олигархи превратят цифровизацию вкупе с роботизацией и искусственным интеллектом в огромный оруэлловский концлагерь, в котором каждый из нас получит свой номерной знак и превратится в объект манипулирования нашим бытом, разумом и всеми нашими чаяниями.
Власть проблему видит, знает и понимает, но, всё больше потакая олигархам, надеется именно таким постыдным образом выиграть время и оттянуть её решение в обманчивой надежде на пробуждение совести у богачей и в циничном расчёте на бесконечное терпение народа. Однако здравый смысл подсказывает, что терпение народа не бесконечно и что в заплывших жиром душах богачей совести уже давно нет места. Ссылки на ковид и внешний фактор перестают работать, ибо не лишённые здравого смысла умы давно уже пришли к выводу, что проблему надо решать комплексно и начинать необходимо с самих себя, с лечения острых внутренних болезней и параллельно заниматься всем остальным.
Да, простых решений не бывает, но решать-то надо!!!
*Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции.
Расскажи друзьям:
|