Александр АФАНАСЬЕВ.
ЛОЖКА МЁДА В БОЧКЕ ДЁГТЯ:
ВОТ И ВСЁ, ЧТО ОСТАЛОСЬ СЕГОДНЯ ОТ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Размышления о миссии человека
Вряд ли кто-нибудь со мной согласится, но мне кажется, что первобытные люди, при всей дикости суровых жизненных обстоятельств, в понимании сути и естества человека были большими гуманистами, чем современные цивилизованные люди. Выживание, развитие и приумножение рода человеческого в ходе многих тысячелетий его пребывания на Земле не могло происходить в атмосфере постоянной межплеменной вражды и дарвинского «естественного отбора». Если бы в глубокой древности это было так, человечество давно истребило бы себя.
Разумеется, и тогда были племена человеконенавистников и людоедов, но они всей массой разумных общин (homo sapiens) вытеснялись на обочину: в непроходимые леса или пустынные местности. Там-то некоторые из них сохранились и поныне, так и оставшись дикими. Сегодня же притеснение и истребление человека человеком возведено в некоторых странах в культ и превратилось в неиссякаемый источник процветания и могущества великих держав, кичащихся своей цивилизованностью.
В чём причина нынешнего массового одичания людей на фоне самоубийственной борьбы за права отдельно взятого человека, и есть ли возможность остановить этот гибельный процесс? Это весьма непростой вопрос, и над его решением во все времена ломали головы лучшие люди Земли, включая таких титанов духа и мысли, как Моисей, Будда, Иисус Христос и Мохаммед, передавшие людям божественный завет утверждения человечности и сохранения рода человеческого.
Этот завет, выйдя за пределы мировых религий и трансформируясь в нормы поведения людей в повседневной жизни и практической деятельности, создал особую сферу человеческих отношений, строящихся на законах любви, дружбы, взаимоуважения, сострадания и взаимоподдержки, получившую наименование культуры. Применённый впервые древними римлянами относительно заботливого возделывания земли (agrocultura) термин культура впоследствии стал означать совокупность позитивных достижений в различных областях человеческой жизнедеятельности, передаваемых из поколения в поколение. В узком плане под культурой стали понимать сумму накопленных духовных богатств нравственного толка.
В России культура с самого своего зарождения в форме языкового общения и устного народного творчества тяготела именно к духовно-нравственному пониманию культуры. Знаток и поклонник русского фольклора Александр Пушкин передал этот народный посыл российскому культурному обществу, многократно обогатив его своим духовно-нравственным творчеством. Именно таким образом отпочковавшаяся от православной религии русская светская культура превратилась, в конечном счёте, в синоним чистоты помыслов и душевного здоровья отдельного человека и нации в целом.
Важную роль в развитии русской и многонациональной российской культуры сыграла русская интеллигенция. Перенося в светскую (мирскую) плоскость нравственный закон Иисуса Христа, выраженный в его Нагорной проповеди, русская интеллигенция взяла на себя заботу о просвещении и воспитании русско-российского «нищего духом» народа в нравственном отношении. Золотой век нравственно позитивистской российской культуры пришёлся на середину XIX века. В этот период Россия явила миру целую плеяду великих деятелей культуры в разных её областях (литература, наука, музыка, художественное творчество, балет, архитектура, технический прогресс), внесших огромный вклад в мировую культуру, которая к этому времени начала клониться к упадку (фр. – decadence).
Однако к концу XIX века в ментальном и духовном строе русской интеллигенции произошёл надлом. Под влиянием обратного тока в Россию упадочнических настроений Запада в российской культуре стали всё более проявляться негативистские тенденции. Критический реализм в ней стал уступать место циничному нигилизму и идеалистическому радикализму. Эти зёрна ненависти к российской действительности и нетерпимости к неспешной поступи российской истории, породили в народной массе непокорность властям, острое недовольство существующими порядками и безрассудную, всёсокрушающую мятежность. Эта мятежность и воплотилась в Великой русской революции, разогретой и раскачанной российской интеллигенцией и вылившейся в народный бунт, «великий и ужасный».
Придя в феврале 1917 года к власти на волне народного мятежа-бунта, российские вольнолюбивые и сверхгуманные либералы-западники в лице Временного правительства развалили страну, разгромили российское государство и сломили традиционалистскую народную культуру. Поняв же собственную духовную никчёмность и практическую беспомощность, они, по сути, добровольно и поспешно уступили власть радикалам-большевикам. С одной стороны, чтобы смыть со своих белых рук налипшие грязь и кровь, а с другой стороны, - чтобы позлорадствовать над «недалёкими» бунтарями-демократами, которых они изворотливо подставили под народный гнев, сделав их крайними в российских бедах.
Но большевики пришли к власти всерьёз и надолго. И первое, что они сделали в ходе восстановления властной вертикали, - это было проведение всенародной культурной революции. Ликвидировав в кратчайшие сроки массовую неграмотность, они стали бережно и настойчиво прививать народному «дичку» живительную «почку» подлинной культуры, причём не только отечественной, но и мировой. Советская власть продержалась в течение 70 лет вовсе не благодаря жестокостям пролетарской диктатуры (именно властный террор погубил в своё время творцов Великой французской революции), а потому, что она своевременно и масштабно провела культурную революцию. 70 лет – это и было время зарождения, расцвета и упадка советской культуры. И в ВОВ мы одолели грозного врага не только в боевых сражениях, но и в силу победы на культурном фронте.
Реваншистский приход во власть в 1991 году в нашей стране российского кулачества в союзе с либеральной интеллигенцией ничему не научил доморощенных либералов-западников. Презрев народ, русский – в первую очередь, и ослабив до предела российскую государственность, они превратили Россию в колонию Запада. Причём не только в экономическом плане, но, прежде всего, в культурном отношении. Все эти бродвейские телевизионные шоу, вульгарные постановочные балаганы, низкопробные «тусовки» новоявленного «бомонда» и сочащийся из всех пор элиты сексизм, словно цунами, обрушились на духовный мир беззащитных россиян, смяв твердыни русской классики, советской романтики и народных традиций.
Вот уже 30 лет мы живём в атмосфере великого, общероссийского культурного погрома. Взяв в качестве дубинки примитивные американские культурные ценности, рассчитанные на неуравновешенных подростков, ищущих запретных развлечений, и самодовольных богатеньких янки, жаждущих кайфовой расслабухи, идеологи буржуазного либерализма обрушили свой гнев и сарказм на всё самое ценное в российской культуре. Главными целями были избраны великие русские литературные классики – Пушкин, Достоевский, Толстой, а в качестве основных методов применены очернение, поругание и издёвка. Параллельно осуществлялся активный засев российского культурного поля семенами духовного чертополоха – мат, непотребство, непристойности, садизм, мазохизм, дьявольщина.
Самыми удивительными в этом разгуле яростного разрушительно-негативистского натиска на русско-российскую культуру были и остаются полная безучастность властей и фактическое попустительство погромщиков. Безучастность ещё можно попытаться объяснить пресловутой ссылкой на «свободу творчества». Но поддержка скандальных театров (и не только их!) бюджетными вливаниями рождает сомнение в компетентности и порядочности самих чиновников, курирующих это важное направление государственной политики.
В принятой 3 июля 2021 года Стратегии национальной безопасности РФ правильно отмечаются такие угрожающие безопасности страны явления, как пропагада вседозволенности, безнравственности и эгоизма и её разрушительное воздействие на моральные и культурные нормы. Но, во-первых, в этом важном документе акцент делается преимущественно на внешние аспекты («человечество столкнулось»!), а, во-вторых, это очередная констатация факта, каких было уже немало и каковые в современной России совершенно не подкрепляются делом, конкретными мерами, направленными на изменение, по сути, катастрофической морально-нравственной ситуации в стране.
Создаётся впечатление, что власть всё видит, всё знает и вполне отдаёт себе отчёт в грозящей стране и российскому народу катастрофе, но она либо ждёт такого ухудшения ситуации, когда бездеятельность станет смертельно опасной для неё самой, либо вообще умывает руки, предоставляя обществу и народу самим разбираться в этом якобы «негосударственном» деле. Но это дело - не просто подлинно и реально государственное, но самое главное в res publica («общественном деле»), ради чего государство (по Адаму Смиту – «ночной сторож») и существует и ради чего нищий народ отдаёт властям свои последние гроши (13 процентов налога!).
О какой-то другой революции я сейчас не говорю (это очень сложный и отдельный разговор), но необходимость новой культурной революции в стране не просто назрела, а уже перезрела до такой степени, о которой в России говорят: «Так жить нельзя!!!», - и за чертой которой должно начинаться Дело, только Дело и ничего, кроме Дела. Приводить примеры конкретных проявлений антикультуры и дикости на нашем культурном поприще у меня нет ни желания, ни смысла. С одной стороны, - это равносильно копанию голыми руками в зловонных нечистотах: и противно, и небезопасно для здоровья. С другой же стороны, - что добавят мои глаза и мой голос к тому, что все видят, а многие даже испытывают наслаждение, купаясь, например, в малаховской грязи?!
Лично моё видение новой культурной революции начинается, прежде всего, с утверждения в стране, народе и обществе здравого смысла и нравственности. Начну со здравого смысла. Хватит нам отвлечённых идей всеобщего гуманизма, утопизма, коммунизма, либерализма, глобализма, анархизма и прочего ментального волюнтаризма, который, кстати, обрушивается на человечество именно с Запада и течёт оттуда широким потоком – волна за волной, идея за идеей и обман за обманом. И всё для того, чтобы отвлечь массы от реальной действительности, спрятать за красивыми словами собственные неблаговидные намерения и навязать всему человечеству свою волю, не забывая при этом туго набить карман себе любимому и всей правящей элите.
Если с трезвой головой покопаться в существе вышеназванных «измов», то выяснится, что, кроме массовых страстей и личностного эгоизма, в них ничего позитивного нет. В каждой из этих новаций на переднем плане у их творцов неизменно стояли страстное желание сущностной переделки реального мира и «облагораживания» до неузнаваемости реального человека. Но как бы мы ни витийствовали и ни геройствовали на этом поприще, каждый раз приходилось признавать тщетность личностных и общих усилий, ибо мир остаётся тем, чем он всегда был (ни хорошим, ни плохим), и человек не меняется в своей двойственной природе – божественной и дьявольской.
Культурная революция в своём новейшем варианте должна поставить своей целью, прежде всего, научить (может быть, даже заставить!) человека уважать реальный мир, в котором он живёт и который шаг за шагом портит своим неразумием и своей непорядочностью. Второй же целью, не менее важной, чем первая, должно стать пробуждение в самом человеке самоуважения и личностного достоинства. Не спеси и гордыни, как это сейчас происходит, а осознания в полном масштабе своей ответственной миссии и своего человеческого долга на Земле, а также неустанной работы по их подвижническому исполнению.
Движущей силой новейшей культурной революции, несомненно, должен стать глубинный народ России, к коему я отношу всех тех, в ком сохранились разум, совесть и воля к борьбе за свою индивидуальную честь и общечеловеческое достоинство. Да, многие в современной «дико»- капиталистической России вынуждены были отказаться от своего духовно-нравственного «первородства», уступив его, как Исав Иакову, нынешним нуворишам за «чечевичную похлёбку». Но в России такое часто происходит, а потому её глубинный народ, ломая картуз перед «господами» -временщиками, вовсе не намерен подавлять свой разум и продавать свою душу, держа веками этот порох сухим. Настанет время, и порох понадобится.
Но говоря о глубинном народе, нельзя не затронуть тему его творческо-созидательного ядра. Я имею в виду Русский мир и русский вопрос в целом. Понятие «русской интеллигенции» не вызывает никакого сомнения ни у нас, ни на Западе. И именно потому, что русская интеллигенция, а, следовательно, и русский народ, внесли решающий вклад в формирование общенародной, общероссийской культуры. В условиях антисоветского переворота 1991-1993 годов на русский народ в России навешали всех собак, обвиняя его во всех бедах России, начиная с Ивана Грозного и кончая сталинскими репрессиями. Под натиском этих непорядочных и необоснованных обвинений, ибо в сталинских репрессиях повинны ВСЕ, Русский мир сжался и скукожился до самой минимальной величины. Он потерял веру в себя, в свой потенциал и своё предназначение.
С большим трудом и с недовольным брюзжанием элиты в нынешней Конституции РФ удалось отстоять признание русского народа «государствообразующим народом». Это правильно, но этого мало. Грядущая культурная революция должна воздать справедливость русскому народу, вернув ему долг и право на миссию «культуроформирующего» народа. Эта его миссия заложена в ориентированном на добро русском языке, в его природной незлобивости, в его друже- и миролюбии, в его великодушии. В комментарии в одной из статей в Германии прозвучала такая мысль: сделай один шаг навстречу России, и она сделает два. Это правда, и именно подобное великодушное стремление откликаться на добро является одной из главных черт русского человека.
Но в культуре важно и другое, а именно – воля и сплочённость людей во имя добра. И здесь вполне можно положиться на русского человека. Да, «в сердцах», в негодовании на несправедливость и вероломство он может быть ужасно бессердечным и бессердечно ужасным. Однако он чрезвычайно чуток и отзывчив даже не на доброе дело как таковое (тут уж он расстарается сверх меры), а на доброе слово, тёплый взгляд, милую улыбку. И эта отзывчивость делает русского человека незаменимым в любом человеческом сообществе, превращая его в генератор добра, дружбы и тактичных отношений.
Подводя итог вышесказанному, хотел бы подчеркнуть, что в сфере культуры мы промотали и растранжирили даже намного больше богатства, чем в экономической области. Мы практически вышли на культурный ноль, за которым следует трясина антикультуры и дикости, засасывающая всё доброе и жизненноважное в человеке. Увещеваниями и призывами к человечности эту проблему решить нельзя. За культуру надо бороться, но не для вида, а по-настоящему, не жалея своего живота. Именно так она когда-то утверждалась и именно так её нужно возрождать вновь.
Проще всего сказать, что каждому человеку в плане нравственности нужно начинать с самого себя. Это верно, но только ханжески и морализаторски. На деле нужно превратить культуру в государственный культ, общественный долг и моральный кодекс каждого уважающего себя и достойного уважения человека. Ибо без культуры человек становится ничтожеством (посмотрите на наших олигархов!), а человечество обречено на погибель. Культурная революция жизненно необходима!!!
*Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции.
Расскажи друзьям:
|