Игумен Кирилл (Сахаров).
К 90-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ Ю. В. ТРИФОНОВА.
Юбилейный вечер прошел в клубе «Юность», входящем в инфраструктуру знаменитого Дома на набережной – «образцового коммунистического дома», как он был задуман. Вот уже почти четверть века я несу свое пастырское служение рядом с этим домом. Не могу сказать, что много знаю о тех, кто здесь жил или о тех, кто живет в доме в настоящее время. Не по тем причинам, что нет желания или лень, а просто не так много поводов случается, чтобы эти познания углубить и расширить. Да, я освящал несколько квартир в доме и клуб тоже освящал. Да, были эпизодические встречи с жителями, но практически никто из них наш храм не посещает. Не только по причине специфики контингента жильцов, но, наверно, сказывается и специфика храма, где службы совершаются по старому чину.
К тому же были осложнения при оформлении землеотвода приходом – жители лишились спортивной площадки, располагавшейся на исторически принадлежащей храму земле. Совсем недавно еще один кусок церковной земли, где у дома был мусоросбор, вернулся к своему хозяину.
По существу на вечере произошла презентация храма и его настоятеля. Не так много есть личностей и символов, которые объединяют граждан России. Можно с уверенностью сказать, что для жителей Дома на набережной такой личностью является Ю. В. Трифонов. Зал клуба был забит до отказа. Вечер вела вдова писателя Ольга Романовна (она же возглавляет музей Дома на набережной, имеющий государственный статус). Перед началом вечера были показаны кадры документальной хроники. Запомнились прозвучавшие в фильме слова писателя: «Раньше я думал, что для писателя самое сложное - это придумывать сюжеты. Потом – что находить нужные слова. Сейчас я считаю, что главное - это правильные мысли».
Один из выступавших, говоря о Трифонове, высказал такую мысль: «Взрослый творческий человек – это ребенок, которому удалось выжить». При этом выступавший процитировал слова Спасителя о том, что «таковых есть Царствие Небесное» (я заметил, что в присутствии даже молчащего священника, кто-нибудь обязательно процитирует Евангелие, не говоря уже об общеизвестном: «пути Господни неисповедимы»). Трифонову были свойственны ощущения ребенка.
Его книги честны и принципиальны. «Он умел сказать, но говорил намеками. Все, что он должен был сказать, он сказал» - отметил один из выступавших. Он много сделал, творя в рамках, дозволенных системой. И надо признать, что система многое допускала.
В Доме на набережной писатель прожил восемь лет (1931 – 1939 гг.) (это зафиксировано на мемориальной доске, установленной на доме в 2003 году). В 1976 году Трифонов написал повесть «Дом на набережной». В этом произведении он описал быт и нравы жителей дома 30-х годов, многие из которых попали в сталинские лагеря и были расстреляны. Об этом же доме его роман «Исчезновение». В своем выступлении я отметил, что самым важным в творчестве писателя было то, что основной упор он делал на человека с его недостатками и сомнениями. В обстановке, когда был перекос в сторону социально – экономического аспекта, гиперболизация производственной тематики, Трифонов рассказывал о живых конкретных людях. Участники вечера имели возможность познакомиться с книгой «Отблеск личности», посвященной писателю.
Расскажи друзьям:
|