Игумен Кирилл (Сахаров).
МОСКВА ИНОСЛАВНАЯ. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ
Их общество, которое они так превозносят, наш главный сектовед А. Л. Дворкин обозначает как «псевдохристианскую арианствующую секту». Это самая активная организация, адептов которой можно встретить в самой что ни на есть глубинке России. Помню, как был удивлен тем, как на родине отца в Воронежской области в одной вымирающей деревне соседкой старосты местного храма оказалась иеговистка. На моей малой родине - Донбассе - священник (!) одного сельского храма стал иеговистом. Численность этой секты Александр Леонидович по состоянию на начало 21 века оценивал в 6 миллионов человек.
Сегодня, побывав впервые на их воскресном собрании, я услышал цифру в 8 миллионов. В Испании и в Италии после католиков они по численности на втором месте. Миллионы людей во всем мире, как минимум однажды, слышали звонок в дверь членов этой секты. Известно о запрете у иеговистов переливать кровь. Этот запрет был причиной целого ряда трагических случаев со смертельным исходом. Не признают дней рождения. Отрицательно относятся к службе в армии, игнорируют государственные праздники, не участвуют в голосованиях и выборах. Такая радикальная позиция, естественно, вызывала и вызывает, мягко говоря, неудовольствие власть предержащих.
Отмечу три момента по этой секте, которые сразу обратили на себя внимание:
1. Крестят погружением – прекрасно. Погружение одно – очень плохо. Вопреки 50-му Апостольскому правилу, где говорится о троекратном погружении. Крестят со странной формулой: «Во имя Отца и Сына и руководимого духом Организации». Именно так: «духом» - с маленькой буквы, а «Организации» - с большой. Вообще, о своей организации у адептов этой секты очень гиперболизированное представление. Подробнее об этом позже.
Первая попытка побывать на собрании Свидетелей была предпринята месяц назад. Успехом она не увенчалась – я прибыл в то время, когда проходило собрание для глухонемых. Проходило оно, естественно, с сурдопереводом. В интернете довольно скудная информация. Вторая попытка началась с искушения: заклинил замок двери моей кельи, из-за чего я потерял время и рисковал опоздать к началу собрания. По пути к пункту назначения (в районе Головинского кладбища) две аварийные ситуации. Я в строгом костюме (не помню, когда я последний раз его одевал, с трудом натянул пиджак – надо вносить коррективы в соответствии с новыми весовыми габаритами).
Когда я спрашивал у членов общины, кто желает составить компанию «на собрание иеговистов с исследовательскими целями», народ напрягся и ответил гробовым молчанием. Поехала только одна прихожанка (она же и водитель). При подъезде говорю ей: «Надо бы снять платок, иначе Вы будете очень выделяться». Вижу на ее лице борьбу (она вошла в дом, где проходили собрания, все-таки с легкой накидкой на голове и оказалась единственной женщиной, глава которой была минимально покрыта). Входные двери были закрыты (такого я не видел у других сектантов). На вопрос дежурного, что я хочу, ответил: «Поприсутствовать на собрании». Тот в ответ: «Поприсутствовать? Ну, хорошо, проходите».
В фойе бросилась в глаза грамота местной Управы с благодарностью руководителю организации «За активное участие и добросовестный труд по уборке усадьбы». Вхожу в зал номер 2, ничто здесь не говорит о том, что это зал для молитвенных собраний, кроме плаката со словами: «Благодарите Иегову, потому что он добр» (из псалма 106; почему-то «он» - с маленькой буквы). Преобладает средний возраст, женщин чуть больше, чем мужчин. Все мужчины с галстуками. Я был единственным, кто был с бородой. Еще я выделялся тем, что в руках у меня не было Библии ни на бумажном носителе, ни на планшете. И еще тем, что только у меня была тетрадь, куда я старался записывать все увиденное и услышанное и свои мысли по поводу этого.
Перед собранием все шумно общаются (на собрании же была полная тишина), как мне показалось, довольно искренне и доброжелательно. Некоторые приветствуют меня за руку, в том числе «руководящие братья». Представляются по именам. Я после секундного замешательства, в ответ называю свое гражданское имя: «Александр». В другом случае, несколько растерявшись, монашеское имя – Кирилл. Ну, думаю, запутаю людей. «Они улыбчивые, радостные – не то, что «хмурые православные» - говорил мне один мой консультант. Он меня предупреждал: «Имейте в виду, никто там Вам «исполла» петь и расстилать ковровые дорожки не будет. А Ваше заметно выступающее «архиерейское» (!) брюхо вообще будет диссонансом там».
Сидящая рядом пожилая женщина спрашивает меня: «Вы первый раз у нас?» Я: «Честно говоря, да». Она: «Мы решаем здесь все вопросы. Мне сейчас 81-й год, я уже в течение 30 лет посещаю собрания. Видите сколько людей? А ведь все начиналось с 20 человек». Началось собрание с предложения ведущего пропеть песнопение номер 36 из сборника гимнов. Припев в этом песнопении начинался со слов: «что Бог соединил, не можем разлучить». Эти слова были рефреном в выступлении первого проповедника – молодого симпатичного армянина (он выступал без малейшего акцента). Его проповедь предваряла краткая молитва Иегове помочь собравшимся «во имя Иисуса Христа».
Удивительная вещь: как ни появлюсь «в гостях» у сектантов чаще всего звучит тема брака. Так было и на сей раз: «Брак положительно влияет на здоровье» - вещал молодой проповедник в рубашке с короткими рукавами и с бабочкой. «Одиночество, напротив, негативно на него влияет, одинокие люди меньше живут» - невольно нагонял он грусть на инкогнито присутствовавшего в зале православного игумена. «Чтобы была крепкая семья надо прислушиваться к мнению Иеговы, Который видит сердце, в отличие от человека, который видит только то, что видят его глаза».
Проповедник, видимо, был начинающим – он почти не отрывался от текста своих записей. Совет, на основании Книги Притч, был дан такой: «Необходимо признавать слабости супруга, не придавать значения небольшим его проступкам». Были приведены слова одного старейшины, который уже 27 лет состоит в браке: «Мне нелегко говорить жене о том, что у меня в глубине сердца».
Еще один совет: «До свадьбы вместе обсудите цели вашего брака, иначе потом можете уподобиться пилоту и штурману, летящим в разные стороны». Образно. В качестве явного оживляжа был приведен пример из фильма «Операция «Ы»», когда перед рейдом тройки в магазин Вицин тренировался на фарфоровых кошках. «Так не нужно поступать в семье супругам по отношению друг ко другу». По окончании проповеди неожиданно раздались аплодисменты. Прозвучало песнопение «Твое имя Иегова». Припев песнопения: «Иегова, Иегова нет равного тебе, ты один Бог всемогущий, пусть знают люди все» (почему-то все обращения к Богу «тебе», «ты» и т.п. в книге были с маленькой буквы).
Следующий проповедник посвятил свое выступление разбору молитвы «Отче наш». Особенностью этой части собрания было то, что проповедник постоянно апеллировал к залу, задавал присутствующим вопросы (так делаю и я, впрочем, чаще прося задать вопросы, чем сам их задаю). Почти всех, поднимавших руки он называл по имени и фамилии. После кратких ответов из его уст одобрительно звучало: «Замечательно!», «Здорово!», «Очень хорошо!», «Отлично!», «Очень правильная мысль», «Очень глубокая мысль» и т.п. Было подчеркнуто и с этим все согласились, что эта молитва дана не для механического воспроизведения ее, а как образец. Пособием для беседы было иллюстрированное издание, содержавшее размышления в связи с этой молитвой.
В конце этого пособия прочитал: «Следует ли молиться Иисусу?» - «Нет. Сам Иисус учил нас молиться Богу. Первые христиане молились Богу, а не Иисусу». «Почему истинные христиане не празднуют Пасху?» – «Так повелел Иисус» и т.д. Говорилось о том, что истинные последователи Христа поняли эти вещи в конце 19 века, очевидно, благодаря деятельности таких далеко небезупречных личностей, как Рассел (по утверждению иеговистов он произнес более 30 тысяч проповедей) и Руттерфорд. Между тем, проповедник продолжал: «небеса уже очищены – с 1914 года» (с начала Первой мировой войны). Привел в сравнение этого небесного очищения с тем, как хозяйка в доме начинает делать уборку сверху. Критиковал проповедник «миф о том, что свидетели Иеговы забирают квартиры у тяжелобольных людей». Подчеркивалась цель Свидетелей – «возвещать Божье имя». После Второго пришествия Христа будет кровавый Армагеддон - тогда все «неверные» будут истреблены. Как известно, иеговисты не верят в безсмертие души – согласно их доктрине, она умирает вместе с телом. Рай они понимают сугубо материалистично (изобилие плодов, приятное времяпрепровождение, легкий труд и т.д.). Перед заключительной молитвой прозвучало: «С готовностью в сердце мне с юности служи, не бойся насмешек, на помощь призови. А если споткнешься, тебя поддержу. Всегда будь уверен, что я лучший твой друг».
После «службы», естественно я оказался объектом миссионерского внимания нескольких братьев и сестер. Особенно активной была полноватая женщина лет 40. «Я обратила внимание, что Вы очень внимательно все слушали». Я: «Привык все делать с полной отдачей сил». Разговорились. Коснулись отличий между разными конфессиями (адвентисты почитают субботу, пятидесятники разговаривают на разных языках и т.д.). Она: «Мы основываемся на Библии». У Свидетелей свой перевод Библии - «Новый Мир».
Большая часть мест, где говорится о божественности Спасителя, здесь подтасована. Греческие слова «Теос» и «Кириос» («Бог» и «Господь») почти всюду заменены на слово «Иегова». Приведу пару примеров текстов Писания через тенденциозный перевод Свидетелями с целью «подгонки» под свою идеологию. В 8-й главе Евангелия от Иоанна (стих 58) показана вечная природа Христа в следующих Его словах: «Прежде нежели был Авраам, я есмь». Здесь говорится в настоящем времени. Что делают сектанты? Ссылаясь на несуществующие грамматические правила, последние слова переводят так: «Я был». Тем самым вместо обозначения вечной сущности Христа получается существование сотворенного существа.
Еще один пример: в Послании ап. Павла к колосянам говорится о Божестве Христа. Что делают Свидетели? Неверно переводят это слово как «божественные качества». Я: «Представители других конфессий тоже ссылаются на Писание».
Коснулись темы причащения. Причащаются у них раз в год и только «избранные» и «помазанные» (у Свидетелей идут споры о том, кто входит в число 144 тысяч избранных и кто может причащаться). Моя собеседница ни разу не причащалась – это у нее не вызывает безпокойства: «достаточно чтения Библии, участия в собраниях и миссионерстве». Я апеллировал к 5 главе Евангелия от Иоанна, где говорится о Евхаристии: «Если не будете вкушать Плоти и Крови, то жизни не будете иметь в себе. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» и т.д.
По просьбе этой женщины я дал ей свой контактный телефон (это был телефон храма) и представился: «Александр Сергеевич». Потом подумал, а как же она будет звонить по этому телефону и спрашивать Александра Сергеевича, когда я всем известен под именем «отец Кирилл»?
Подведу итог. Впечатление было пресноватым, в отличии даже от других сектантов. Размышлял о причинах этого. Пришел к выводу: потому что не молятся Христу, Распятому и Воскресшему. Именно молитва ко Спасителю придает особую теплоту молитвенному собранию и является источником радости и возвышенного состояния духа. Далее я размышлял: что это было? – было собрание, на котором разбиралось Священное Писание, говорилось на тему брака. Очень хорошо. Но почему это вместо священнодействий и, прежде всего, Божественной литургии, а не до или после? Честно говоря, было завидно видеть несколько десятков русских мужчин и женщин, углубившихся в чтение Библии, активно листающих ее по призыву проповедника в поисках нужной цитаты.
Еще раз убедился в актуальности изучения Библии на наших приходах, причем не только на занятиях в воскресных школах, а и в сетке расписания – после вечерни, вместо одного из акафистов в один из дней недели. Обычно у нас в храмах звучат проповеди на Евангельские чтения или на тему праздника или жития празднуемого святого, а на сугубо библейские темы – почти ничего. Это, на мой взгляд, несомненный пробел. Ведь душа человеческая жаждет познания Слова Божия и Господь призывает «исследуйте Писания».
Не получая этого в православных храмах, люди уходят в секты – это одна из главных причин роста сектантства. Есть, как мне кажется, еще один пробел – почти полное отсутствие проповедей в храмах и передач по «Союзу» и «Радонежу» на догматические темы. Между тем, актуальность именно вероучительных догматических вопросов в настоящее время серьезно возросла.
Расскажи друзьям:
|