Иван Стариков
СПАСЕМ СТРАНУ ОТ РАЗВАЛА! или
СТАЛЬНОЙ ОБРУЧ ДЛЯ РОССИИ.
17 августа группа политически активных горожан в Новосибирске собирается выступить с маршем за федерализацию под лозунгами: «Хватит кормить Москву!» и «Покажем Москве Сибирь!».
Эта инициатива новосибирских «пассионариев» уже подхвачена Екатеринбургом и Калининградом.
И это – пока.
Планируемый флеш-моб вызвал серьезную озабоченность, можно даже сказать, панику. Роскомнадзор, вспомнив, что лучшее средство борьбы с перхотью - это гильотина, заблокировал огромное количество сайтов.
Сразу хочу обозначить свое отношение к этому, столь привлекательному своей простотой решению всех наших проблем. Я категорически против идей сепаратизма, даже столь осторожно выраженных, потому что это – прямой путь к краху и распаду нашей страны.
И это вовсе не означает, что сама идея сепаратизма не имеет под собой оснований, чужда сознанию российских регионов, или то, что я не вижу зреющих разломов.
Убежден, что инерционное развитие России в рамках ныне существующей политико-экономической модели, в условиях концентрированных исторических вызовов, неизбежно приведет к прекращению существования России как единой историко-политической сущности.
Мы, вполне самостоятельно, при нынешних 110 долларах за баррель, неуклонно вползаем в рецессию. Непрерывно вводимые против нашей страны санкции не добавляют оптимизма. Убежден: уже осенью вопрос сепаратизма станет воспаленным нервом между федеральным центром и регионами.
В десятках своих выступлений и статей я говорю о том, что если мы ничего не предпримем в политике и экономике, нас ждет распад и крах, по сравнению с которым та история, которую Президент назвал «Величайшей геополитической катастрофой», покажется детским утренником. Крушение великого государства, обладающего ядерным оружием, чревато искушением увлечь за собой оставшийся мир.
Ничего не изменилось в этом мире за многие века по существу: значение имеет только сила, одна лишь сила и только она. «Правда, как сказал классик, всегда приползает туда, где обосновалась сила». Сегодня мы уже видим одну такую правду, которая прячется за спиной мировой силы.
Торфяной пожар сепаратизма отравляет не только общественно-политическую атмосферу, но и выжигает изнутри каркас государственного устройства. Если его не остановить, Россия так же рухнет в огненную преисподнею самостийности.
Что делать?
Можно посадить тех, кто размахивал немецким флагом в Калининграде, на пятнадцать суток, можно и на пятнадцать лет. Благо закон принят заблаговременно. Можно закрыть сайты, вырезать ролики из Ю-Тьюба, поставить метку 404 на место исчезнувшей из Интернета статьи.
Все это – разновидности лечения кашля касторкой.
Лечить необходимо саму болезнь, а не ее симптомы, тем более, негодными для этого методами.
Если мы говорим о сепаратизме, говорим серьезно, следует понимать, что к этому есть и политические, и экономические причины. И те и другие должны быть устранены.
Приступать к лечению необходимо немедленно.
Политические причины устраняются подлинной, а не фиктивной федерализацией. Страна слишком велика и многообразна, для того, чтобы являть послушную вертикали власти унитарность. Система власти, определенная как вертикаль, могла существовать и хоть как-то справлялась только в условиях экономического роста за счет цен на углеводороды. Сегодня стало очевидно: сырьевая модель себя полностью исчерпала. Нефтяной мотор роста ВВП национальной экономики заклинило навсегда. Исчерпала себя и политическая модель.
Дайте выборы регионам!
Дайте регионам свободу выбирать себе представителей власти, которым они станут доверять! Хватит варягов и «договорных матчей» вместо выборов. Симулякры, которыми еще десяток лет назад удавалось дурачить народ, сегодня вызывают у него омерзение. Как результат – социальная апатия населения на выборах.
Мне остается добавить, что губернатор, избранный на фиктивных выборах – это точно не самая эффективная фигура для борьбы с нарастающим сепаратизмом. Так как у него не будет подлинного мандата народного доверия.
Мне есть что сказать по этому поводу, поскольку сегодня и здесь, в Новосибирске, на своей Родине, я пытаюсь прорваться к избирателям с реальной, настоящей программой преодоления сепаратизма.
Уже предприняты немыслимые и бессмысленные на самом деле усилия по преодолению так называемого муниципального фильтра. Сотни людей, разъехавшиеся по области, тысячи и тысячи моих встреч и звонков с одной целью: убедить муниципального депутата оказать мне доверие быть кандидатом в губернаторы области.
Создававшийся как препятствие на пути политических маргиналов и фриков, муниципальный фильтр превращен в мощнейший инструмент исключения из выборов реальных оппонентов власти. Причем, грязными и крайне неприличными методами.
Теперь об экономических истоках сепаратизма.
О них эмоционально сказала Наталья Зубаревич – один из лучших экспертов в области региональных бюджетов, еще в феврале, на Одиннадцатом Красноярском Экономическом форуме: «Снимите удавку с шеи регионов, иначе будет беда!»
Мы часто говорим о необходимости обретения осмысленной национально-государственной концепции будущего. Стране необходим масштабный проект исторического развития.
В самый разгар мирового экономического кризиса 2008 года журналист Пол Кругман, писавший статьи на экономическую тему, получил Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика». Он обратил внимание мира на то, что сегодня именно территория, не столько в ресурсном, сколько в логистическом аспекте имеет решающее значение для экономического развития.
И с этой точки зрения у России есть неоспоримое преимущество: она способна создать глобальный транспортный коридор между сборочной фабрикой, расположившейся на Юго-Востоке, и супермаркетом с почти миллиардом обеспеченных покупателей Европы.
По маршруту Восточная Азия – Европа каждый год следует около 40-45 млн. контейнеров, общим нетто-весом – 900 – 960 миллионов тонн. Их количество за последние десять лет увеличивается в среднем на 1,0 - 1,5 млн. контейнеров в год.
При этом, по нашей основной транспортной магистрали – Транссибу проследовало всего около 50 тысяч контейнеров, то есть около 0,2 % грузопотока. Нелишне напомнить, что скорость движения грузов в системе Российских железных дорог – 10,3 км. в час, против 70 км. в час – китайских и 60 км. в час – европейских.
Экономическая аксиома: скорость движения грузов – скорость оборачиваемости капитала.
Весь ресурс Транссиба, который работает сегодня на пределах технологических возможностей и безопасности, составляет – 120 миллионов тонн.
Остальное - морским транспортом. Следует заметить, что в сфере морских перевозок в мире произошла подлинная революция. Это касается и портовой инфраструктуры, и строительства новых суперконтейнеровозов вместимостью до 20 000 контейнеров.
Но и здесь свои ограничения. Пропускная способность Суэцкого канала ограничивается количеством - 120-140 судов в сутки. Вдобавок ко всему, новые гигантские контейнеровозы попросту не входят в шлюзовые ворота Суэца.
Остается путь вокруг Африки. Но он вдвое длиннее и составляет 75-80 дней. Добавьте нерешенные проблемы Аденского залива.
В постиндустриальном информационном мире фактор времени становится ключевым.
Сегодня и Казахстан, и Китай пытаются строить свой транспортный коридор в обход России. Необходимость строительства туннелей через горные массивы, лежащие на пути китайского маршрута, пока является для нас спасительной.
Альтернативы континентальному российскому маршруту между Восточной Азией и Европой нет.
Трансконтинентальная магистраль от Тихого до Атлантического океана должна пройти по двадцати пяти субъектам Российской Федерации, из них 11 регионов – это Сибирский Федеральный округ – родина «новейшего сепаратизма».
Необходимо стянуть рассыпающуюся «бочку» России стальным обручем, раз и навсегда перечеркнув все идеи сепаратизма. Общенациональный проект неизбежно вызывает единение народа. В отличие от однодневного эффекта всевозможных Олимпиад и Мундиалей, инфраструктурный проект – это решение и политических и экономических проблем, которые стоят перед нашей страной.
Вот они:
· Эрозия центральной российской власти в большей части территории страны; Критическое снижение уровня экономической, социальной и ментальной связности территории России;
· Формирование и закрепление архаичной и стратегически бесперспективной сырьевой экономической модели.
· Распад научно-технологического потенциала, критический износ национальной инфраструктуры, обусловленный исчерпанием задела, созданного во времена СССР.
· Усиление влияния на евразийском материке новых геополитических модераторов. В первую очередь - Японии и Китая на Дальнем Востоке, Турции – на юге.
· Критическое нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии различных регионов России, которые, собственно и явились основой для развития у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока «комплекса колонии».
Такой проект обеспечит:
в экономике:
- Развитие энергетики, в том числе – атомной;
- Обеспечит новый импульс черной и цветной металлургии. Для строительства магистрали потребуется 4 млн. тонн высокотехнологичных рельс;
- Даст старт строительной индустрии на огромной территории страны, создаст новые центры притяжения услуг и капитала;
- Осуществит прорыв в области машиностроения за счет привлечения новых технологий. При том, что машиностроительные предприятия для нужд скоростной железной дороги будут размещены в Восточных регионах России;
- Подобно позвоночнику – хребту нового мира, магистраль станет держать на себе сотни, а может быть и тысячи других экономических проектов;
в Социальной сфере:
По опыту развития инфраструктурных проектов известно, что на одного работающего в новой транспортно-логистической системе приходится девять рабочих мест, создаваемых в сопряженных областях народного хозяйства. Применив мультипликатор 1,9, мы получим 5,3 – 6,4 млн. новых рабочих мест в национальной экономике!
Во внешней политике:
Мы становимся свидетелями того, как нарастает геополитическое одиночество России. Отдельные страны, входившие в Советскую империю, стали по ряду вопросов оппонентами и даже противниками России. Антироссийский вектор - важный рычаг и приводной механизм становления их национально-государственных идентичностей.
Решить эту проблему можно, только предложив и Западу и Востоку проект глобального экономического значения, в поддержании и развитии которого будут заинтересованы ведущие страны мира.
Преодоление институционального проклятия.
Безусловно, осуществление такого глобального проекта потребует кардинального улучшения качества всех государственных институтов, прежде всего суда, полиции, таможни, а за ними и всей политической системы в целом.
Резюме:
Мир мало изменился с тех пор, когда решающими мотивами международной политики являлась борьба за ресурсы и территории. Мы свидетели новой волны военной риторики. Нам опять грозит гонка вооружений. Предыдущая похоронила Советский Союз. Грядущая - поставит точку в истории России. Не лучше ли предложить миру альтернативный проект, способный решить ряд глобальных политических и экономических проблем?
Вот она, эта магистраль с регионами экономической активности на территории России.
На днях я должен быть зарегистрирован кандидатом на выборах губернатора Новосибирской области. Трибуну, которая будет мне предоставлена, я собираюсь использовать, чтобы прежде всего бороться с убийственным для России идеями сепаратизма. Бороться, предложив взвешенную реальную экономическую программу развития моей родной области.
Считаю, что на Президиуме Госсовета, посвященном транспортной стратегии, который запланировано провести в Новосибирске в конце октября 2014 года, обсуждение такого проекта могло бы стать главной темой.
Новосибирск за 120 лет стал третьим мегаполисом страны благодаря железнодорожной магистрали. Именно в столице Сибири в день столетия со дня открытия сквозного движения по Транссибу 18 октября 2016 года должен быть дан старт строительству новой, высокоскоростной магистрали, призванной открыть новую страницу в истории нашей страны и снять с повестки вопрос регионального сепаратизма.
Расскажи друзьям:
|