ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2017 » Март » 27 » НАША ИСТОРИЯ.
09:28
НАША ИСТОРИЯ.

Асия Хайретдинова.

ОТ ВОЛОГДЫ ДО АЛЯСКИ, ОТ ЯКУТИИ ДО ТУРКЕСТАНА.

Жизнь и пастырское служение архиепископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия.

(Александра Дмитриевича Пустынского. 1868–1937).

«Друзья, посылаю статью из свежего, мартовского выпуска "Московского журнала" (основан ещё в 1791 г. Н. М. Карамзиным).
Статья в разделе "Судьбы" рассказывает об Иннокентии (Пустынском), прошедшим путь от сироты-подпаска из вологодской лесной глубинки до высшего иерархического сана и высот знаний пасторского богословия, философии, провидения. Впервые я услышала это имя в 1992 г. от простых людей поселка лесников Кирпичное на реке Монзе. С тех пор начался мой журналистский поиск, в результате которого был открыт Музей памяти, напечатаны десятки статей - одним словом, была возвращена память о человеке, попавшего в жернова русской смуты, которые начали свою безжалостную работу с октября 1917 г.

              Выражаю огромную благодарность всем, кто помогал мне в написании этой статьи, - о. Илье Соловьеву, о. Серафиму, Павлу Дейнеке, проф. Г. М. Солдатову (Миннеаполис), поэту Эльвире Шевелевой, её супругу и сыновьям, а также - светлая память Алексею Лыкову (Каменка), А. В. Ширкунову, С. Д. Храповой, А. И. Стожковой, Е. П. Тараториной, Агнии Казаковой, Норме Нава (Аргентина), которые знали владыку и делились этими воспоминаниями со мной».

Асия Хайретдинова.

* * *

             Родился Александр в глухой вологодской деревне Пустыня Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье пономаря Свято-Троицкой церкви1. В этой церкви он был крещен, позже пел здесь на клиросе, слушал проповеди местного священника Василия Авдуевского2. Родители мальчика скончались рано. Большое участие в судьбе сироты принял отец Василий, добившийся его определения в Вологодское духовное училище за казенный счет. Деньгами на дорогу помогли земляки. Учился Александр прекрасно и по окончании училища поступил в Вологодскую духовную семинарию — крупнейшее учебное заведение Русского Севера, располагавшее богатой библиотекой (произведения Овидия, Вергилия, Цицерона, Горация, Гомера, сочинения духовных писателей, книги по философии, истории, естественным наукам)3.

             В семинарии работали блестящие педагоги, среди них — краеведы Н. И. и И. Н. Суворовы, этнограф и фольклорист Н. С. Шайжин, историк М. З. Зиоров4. Александр успевал по всем предметам, за исключением математики5. С большим желанием пел и регентствовал в хоре семинарии6. Через всю жизнь он пронес любовь к музыке — фисгармония неизменно сопровождала его в многочисленных переездах, а во время учебы в Киевской духовной академии студент Пустынский состоял регентом академического хора7. То было время реформ Александра II, изменивших в числе прочего систему профессиональной подготовки духовенства8. В учебную программу семинарий вошла гомилетика — наука о церковном проповедничестве, которое в дальнейшем станет основной сферой научной и пастырской деятельности владыки Иннокентия.

* * *

                В 1889 году А. Д. Пустынский поступает в Киевскую духовную академию, где кафедру истории и разбора западных вероисповеданий возглавлял профессор А. И. Булгаков (отец писателя М. А. Булгакова). В этот период Александр Дмитриевич трудится над диссертацией «Пастырское богословие в России за XIX век»9. В 1893‑м он окончил академию кандидатом богословия и с подачи бывшего наставника М. З. Зиорова (с 1891 года — епископа Алеутского и Аляскинского Николая) указом Святейшего Синода был определен на должность псаломщика к церкви города Сан-Франциско10. Сопровождал владыку в трудной, укрепившей их духовную дружбу поездке по Аляске и Алеутским островам. Именно тогда у него созрело решение принять монашество и избрать миссионерскую стезю.

                  В 1894 году состоялось пострижение. Епископ Николай благословил новопостриженного инока такими словами: «Итак, дерзай по избранному тобой пути, и Господь Caм управит путь твой во спасение тебе! В новую жизнь вступаешь и с новым именем — Иннокентий. С нынешнего часа ты становишься моим духовным чадом, а я твоим духовным отцом»11. Иннокентий (Пустынский) был возведен в сан иеродиакона, затем — иеромонаха, а через год «за особо ревностные труды по заграничной миссии» пожалован золотым из Кабинета Его Императорского Величества наперсным крестом12. Тогда же его назначают миссионером восточных штатов Америки и настоятелем церквей Рождества Пресвятой Богородицы в городе Осеоле и Иоанна Крестителя в городе Филиппсбурге.

* * *

               Вскоре, однако, отца Иннокентия отзывают в Россию с назначением сначала помощником инспектора Новгородской духовной семинарии, затем инспектором Московской духовной академии. В 1899 году (уже в сане архимандрита) он становится членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. В 1900‑м за свой труд «Пастырское богословие в России за XIX век»13 архимандрит Иннокентий получил степень магистра и был поставлен во главе Тверской духовной семинарии (ректорство в которой совмещал с учебой в Санкт-Петербургском археологическом институте), а в 1903‑м — наместником московского Чудова монастыря. В журнале «Богословский вестник» появляются его публикации. В одной из них говорится: «Перед взором Господним могучей, широкой волной движется общественная жизнь человечества; по градам и весям, в домах и на стогнах повсюду происходят наши обычные базары суеты, где перемешано добро и зло, красота и безобразие, богатство и бедность, величие и низость, радость и горе. Человек не боится, что будет время, будет суд миру сему, когда не спросят его о том, много ли знал он наук и какие именно, какими языками глаголал, — но строго спросят о том, старался ли знать, когда мог, святую волю Божию, старался ли исполнить ее»14.

* * *

                   В свое время, покидая Алеутскую и Аляскинскую епархию, епископ Николай (Зиоров) поручил преемнику — епископу Тихону (Белавину, будущему патриарху) попечение об отце Иннокентии, в жизни которого владыка Тихон сыграет особую роль. Именно по его ходатайству в 1903 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был рукоположен во епископа Аляскинского, первого викария Северо-Американской епархии. Молодой архипастырь проявил на этом посту недюжинное рвение: при нем в епархии была открыта духовная семинария (1906), началось издание журнала «Православная Аляска», переводилась на туземные языки богослужебная и духовно‑нравственная литература15. Владыка Иннокентий побывал на приеме в Белом Доме у президента США Теодора Рузвельта. «Дежурный чиновник встретил нас и повел целым рядом комнат. Комнаты маленькие, кожаная темная мебель, всюду простота и деловитость. Ни караула, ни мундиров, ни швейцаров, ни даже ковров. Кое‑где сидели и стояли люди, ожидая каждый своей очереди. Когда мы проходили, все с нескрываемым удивлением и любопытством осматривали мою черную рясу, клобук и всю необычную для них фигуру, и до моего слуха часто доносился сдержанный шепот — Russian Ambassador...

           Russian Bishop... (Русский посол, Русский епископ). Но вот мы остановились перед широкою темной дверью, которая через минуту отворилась, и мы вошли в кабинет Президента. Президент с возрастающим интересом стал расспрашивать меня о разных лицах, с которыми я встречался во время моих путешествий по Аляске, о здоровье и условиях жизни туземцев, об их нуждах, потребностях и пр. Могу лишь сказать, что на первый план я выдвигал вопросы о просвещении туземцев, об ограждении их от соблазнов и пороков, приносимых в Аляску белыми людьми вместе с незаконной продажей спирта. “Не забывайте Аляски, Ваше превосходительство”, — закончил я свою речь. — “Правда, мы живем далеко от Вас и еще хорошо помним прежних хозяев этой страны — русских, которые и доныне не забывают нас, ежегодно высылают в Аляску десятки людей и десятки тысяч русских рублей, чтобы удовлетворить наши нужды. Однако пора уже и новым хозяевам принять на себя не только права, но и обязанности по отношению к нам”»16.

              О суровых условиях жизни епископа Иннокентия в те годы мы узнаем из его переписки с другом по совместному служению в Новгородской духовной семинарии и Московской духовной академии архиепископом (позже митрополитом) Арсением (Стадницким): «Маленький домик, а вернее сказать, это совершенно холодный и сырой сарайчик с дырявой крышей, косыми дверями, с разбитыми и забитыми окнами, грязный и покрытый плесенью по стенам и потолкам. В сем “помещении” я обитаю вот уже третий месяц и не знаю даже, когда из него выберусь. Нет ни почты, ни телеграфа, так что мы совершенно отрезаны от мира. На первых порах было прямо головокружительно, но теперь попривык. По слову Достоевского, который где‑то сказал: “Ко всему‑то подлец‑человек привыкает”»17.

            За свои подвижнические труды в Северной Америке епископ Иннокентий в 1909 году удостоился ордена Владимира III степени18. А в 1909‑м последовало его назначение епископом Якутским и Вилюйским.

* * *

                До февраля 1912 года владыка Иннокентий руководил далекими северными приходами, посещая даже Колыму. Летом того же года он участвовал в работе Общесибирского миссионерского съезда в Иркутске. Будучи председателем Якутского отдела Императорского православного палестинского общества19, инициировал проведение в школах Якутии чтений о Святой земле. В 1911 году епископ Иннокентий выезжал в Крым на отдых и лечение. В Ливадийском дворце его представили императору Николаю II и императрице Александре Федоровне, покровительнице Всероссийского миссионерского общества20. Не исключено, что именно тогда был решен вопрос о переводе владыки по состоянию здоровья (развившаяся астма) на Верненскую кафедру (Верный – название города Алма-Аты до 1921 года) в Туркестан. 25 июня 1912 года перевод состоялся. Возглавляя Туркестанскую и Ташкентскую епархию, владыка продолжал истово трудиться на ниве распространения слова Божия — устроил, например, миссионерский поезд, на котором путешествовал по приходам: проповедовал, беседовал с народом, выступал в учебных заведениях21.

           Кроме этого, написал книгу очерков о Туркестане, сочинял церковную музыку, создал в Ташкенте небольшой историко‑этнографический музей. В 1916 году по предложению владыки резиденция Туркестанских архиереев переносится в Ташкент, и Иннокентий становится епископом Ташкентским и Туркестанским. К 1920 году относятся следующие воспоминания архиепископа, например, викарный епископ Верненский Пимен (Белоликов) или иеромонахи Иссык-Кульского Свято-Троицкого монастыря Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Храмы, которые не подвергались разрушению или закрытию, захватывались обновленцами.

               Владыка Иннокентий резко выступил против подобного произвола, объявив свою епархию самоуправляемой. Местные власти развязали против него жестокую травлю. В конце-концов он получил предписание о выезде из Ташкента в течение 24 часов и отправился в Москву23. Далее произошло то, по поводу чего исследователи недоумевают до сих пор: в 1923 году архиепископ Иннокентий признал юрисдикцию обновленческого Синода. Из цитируемого ниже следственного дела станет ясно, что с «обновленчеством» архиепископа Иннокентия (Пустынского) все обстояло далеко не однозначно… Вскоре (1924) обновленческий Синод назначил его архиепископом Курским и Обоянским, затем — митрополитом Киевским.

 

                 Луки (тогда еще врача В. Ф. Войно-Ясенецкого): «Однажды, — пишет святитель Лука, — я выступил на съезде Ташкентской епархии с большой горячей речью. Когда закончился съезд и присутствующие расходились, я неожиданно столкнулся в дверях с владыкой Иннокентием. Он взял меня под руку и повел на перрон, окружающий собор. Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечатление, и, неожиданно остановившись, сказал мне: “Доктор, Вам надо быть священником!” У меня никогда не было и мысли о священничестве, но слова Преосвященного Иннокентия принял как Божий призыв устами архиерея и, ни минуты не размышляя, ответил: “Хорошо, владыка! Буду священником, если это угодно Богу!”»22. Возвратимся, однако, немного назад.

                В 1917 году епископ Иннокентий принял участие в Поместном соборе, где к тому времени уже митрополит Тихон (Белавин) избирается Патриархом Московским и всея Руси. Вскоре после этого (1918) святейший возвел Иннокентия в сан архиепископа. Управляя Ташкентской и Туркестанской епархией в годы богоборчества, владыка не раз рисковал быть расстрелянным, как, и Галицким. Вместо ранее закрытой Киевской духовной академии он открывает Высшую богословскую школу, становится ее ректором, преподает катехизис. Избирается в президиум обновленческого Синода, поддерживает автокефалию Украинской Православной Церкви. В 1929 году владыка Иннокентий ушел на покой и с большими трудами, проделав нелегкий путь, возвратился в родную деревню — «Пустыньку», как он, по словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), ее называл. Служил по великим праздникам в Свято-Троицкой церкви, крестил, венчал. Вот каким его запомнила землячка — Анна Ивановна Стожкова, тогда девятилетняя девочка: «Ученый мужчина, много языков знал. Были у него митра и риза золотые, ему их в Америке подарили. Была у него фисгармонь и книг очень много: от Шуйска их на двенадцати подводах везли. Жил просто, ходил в лапоточках и белых онучах»24.

                Обретенный вроде бы покой оказался нарушен в 1932 году, когда обновленческий Синод назначил владыку Иннокентия митрополитом Архангельским и Холмогорским с избранием его в том же году председателем Церковного управления Северного края России. Служение на новом месте спустя год прервал арест по обвинению в «несогласии с политикой советской власти по отношению к Церкви». В следственном деле говорилось: «С первых дней работы в Архангельске он в своей практической деятельности доказал, что его пребывание в рядах руководителей обновленчества является лишь своеобразной маскировкой его истинной политической ориентации». В качестве доказательства приводились показания некоей Кузьминой: «За весь период работы в Архангельске Пустынский проявил себя как противник обновленчества. Мне не раз приходилось от него слышать: “Я к обновленческому течению не принадлежал и принадлежать не буду, ибо цель обновленчества не созидать Церковь, а разрушать”».

               Следствие утверждало, что арестованный «пытался внушить верующим мысль о гонении Церкви в России и процветании ее за границей. Резко ставил вопрос о преподавании Закона Божия в школах, проявляя сильное недовольство властью, запретившей это»25. Приговор последовал довольно мягкий: три года высылки на поселение в Казахстан. Известно, что там владыка Иннокентий некоторое время состоял звонарем при алма‑атинской Введенской церкви, не захваченной обновленцами. Однако по отбытии ссылки, в 1937 году, по решению областной тройки НКВД он был расстрелян на полигоне Жаналык и погребен тут же в общей могиле26. В 1989 году архиепископ Иннокентий (Пустынский) был реабилитирован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР27. В 1994‑м на его родине был открыт мемориальный музей (ныне перевезенный из этих окончательно опустевших мест в краеведческий музей вологодского поселка Вохтога), особое место в экспозиции которого занимают портреты владыки, написанные по фотографии художником С. Л. Кулаковским и аргентинской художницей Нормой Навой. Этот очерк мы завершим словами Нормы: «Я уверена, что 3 декабря 1937 года, когда пуля прервала жизнь и связь с этим миром митрополита28 Иннокентия, из его груди вырвался крик о справедливости. Он долго летел через степи и леса в родную Пустыню, и когда его призыв достиг этой точки, все наши души как бы слились в одну»29. Открытие Музея памяти владыки Иннокентия на его родине Агния Михайловна Казакова, в дом которой приходил владыка Иннокентий.

____________________________________________________

1. Данные приводятся по: Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год. В 6 тт. Т. 3. Эрланген, 1984. С. 253–254.

2 Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496. Оп. 10. Д. 330.

3 Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности / Материалы межрегиональной научно‑практической конференции. Архангельск, 2001. С. 76–82.

4 Ильинский Н. А. Из далекого прошлого // Красный Север. 1997. 28 июня. С. 3.

5 ГАВО. Ф. 466.

6 Ильинский Н. А. Указ. соч. С. 3.

7. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Литературные труды Афанасия Булгакова. М., 2011. С. 31.

8. Римский С. В. Церковные реформы в России 60‑х — 70‑х годов XIX столетия. М., 1998.

9. См.: Православный собеседник. 1900. Февраль. С. 208.

10. Биографический словарь выпускниов Киевской духовной академии. 1819–1920‑е гг. Т. 2. Киев, 2015. С. 611.

11. Преосвященный епископ Иннокентий (Пустынский) и Аляскинское викариатство 1902–1909 гг. Подвижник православия в Америке. Т. 1. Миннеаполис, 2012. С. 4.

12. Биографический словарь... С. 611.

13. Примечателен отзыв на эту работу ректора Казанской академии епископа (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого): «В лице архимандрита Иннокентия пастырская наука нашла в России своего первого историка» (подробнее см.: http://www.pravenc.ru/ text/468753.html. Дата последнего обращения: 12.01.2017).

14. Богословский вестник. 1899. №10. С. 8–17.

15. Преосвященный епископ Иннокентий (Пустынский)... С. 4.

16. Цит. по: Сальников А. Архиепископ Иннокентий (Пустынский) // Благовестник. 2015. №3. C. 53–54.

17. Одинцов М. И. Гудбай, Америка! (Письма православного миссионера). Из переписки епископа Аляскинского Иннокентия (Пустынского) и архиепископа Арсения (Стадницкого) 1905–1908 гг. // Церковно‑исторический вестник. 2008. №15. С. 6.

18. Биографический словарь... С. 611.

19. http://www.ippo.ru/foreign/article/odeyatelnosti-ippo-v-yakutii-uznali-vse-bolshely-402055. Дата последнего обращения: 12.01.2017).

20. Митрополит Мануил (Лемешевский). Указ. соч. Стр. 253.

21. http://www.orthomed.ru/node/434. Дата последнего обращения: 12.01.2017.

22. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание... М., 1999. С. 29–31.

23. Сальников А. Указ. соч. С. 53–54.

24. Хайретдинова А. С. В жерновах русской смуты // Вера. 2000. № 376.

25. См.: Она же. Следственное дело владыки Иннокентия // Русский Север. 1996. 25 июня.

26. http://святой‑модест.рф/bez-rubriki/moyasamaya-interesnaya-vstrecha-so-svyatitelemlukoj-proizoshla-v-alma-ate.html. Дата последнего обращения: 12.01.2017.

27. Хайретдинова А. С. В жерновах...

28. Художница называет «обновленческий» титул владыки Иннокентия.

29Добровольская И. Асия возвращает владыку Иннокентия // Мегаполис. 1998. №1. С. 61.

Московский журнал.

*Фото из архива автора и из интернета.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1392 | Добавил: omt | Теги: архиепископ Иннокентий, Асия Хайретдинова, Общенственное московское телевидени
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/