Ольга Деркул.
НПО В АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ: ПОДГОТОВКА К АННЕКСИИ ГРУЗИЕЙ.
Официальный Тбилиси при активной помощи ЕС и США никак не может оставить в покое многострадальные народы Абхазии и Южной Осетии. Не сумев уничтожить их с помощью военной силы, Грузия перешла к тактике формирования на территории этих государств пятой колонны прозападных грантоедов, чтобы подорвать республики изнутри и вернуть их в свой состав.
Во время очередного раунда консультаций в Женевском формате представители РФ, Абхазии и Южной Осетии подчеркнули неприятие усиливающейся активности НАТО в регионе, представляющей серьезную угрозу безопасности в регионе.
Не мытьем, так катаньем.
Нападение М. Саакашвили на Южную Осетию в августе 2008 г. поставило окончательный крест на планах Грузии захватить восставшие Сухум и Цхинвал. Потому в 2010 г. под контролем американских наставников грузинское правительство утвердило стратегию «Вовлечение путем сотрудничества».
В январе 2017 г. министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия объявило о «программе мирной политики Грузии», а в апреле 2018 г. теперь уже экс-премьер-министр Г. Квирикашвили провозгласил обращенную к Южной Осетии и Абхазии инициативу под названием «Шаг к лучшему будущему», официальной целью которой объявлено улучшение гуманитарного и социально-экономического положения жителей вышедших из состава Грузии республик. Она включает такие направления, как развитие торговли и деловых контактов вдоль грузино-абхазской и грузино-юго-осетинской границ, предоставление жителям Абхазии и Южной Осетии возможности получения образования в вузах Грузии и других стран, а также предоставление им безвизового режима для поездок в страны Шенгенского соглашения.
В этом Тбилиси вызвались «помочь» правительства стран НАТО и союзников альянса, запустившие десятки «гуманитарных» проектов. Речь идет, в частности, об открытии в селении Рухи Зугдидского района многопрофильного медицинского центра на 220 мест и Центра гепатита С, созданных при финансировании США. Ранее в рамках грузино-европейской программы «Вовлечение путем партнерства» в том же селе Рухиза работал многофункциональный комплекс из 10 зданий площадью 10 тыс. кв. м с магазинами, центром министерства юстиции, автосервисом, почтой, аптекой, объектами финансового и банковского обслуживания. По заявлению К. Цихелашвили, количество абхазов и осетин, которые воспользовались медицинским обслуживанием в Грузии, в 2016 г. по сравнению с 2013 г. выросло в шесть раз.
Все бы хорошо, но получение медицинской помощи обусловлено требованием к гражданам Абхазии и Осетии получить так называемые нейтральные паспорта, т.е. продемонстрировать нелояльность своим странам. Кроме того, так и не отменен закон Грузии «Об оккупированных территориях», который предусматривает жесткие санкции за любую экономическую деятельность с Абхазией и Южной Осетией, и накладывает ограничения на их посещение. Также официальный Тбилиси категорически отказывается дать какие-либо гарантии неприменения силы в отношении отколовшихся республик, что говорит о намерениях под видом восстановления гуманитарных связей и помощи своим бывшим согражданам втянуть их обратно в Грузию.
Чужие среди своих.
На Южную Осетию и Абхазию обрушился настоящий вал прозападных НПО, известных своей практикой подрыва независимых государств и организации цветных переворотов. По данным директора Института ЕАЭС В. Лепехина, в Абхазии зарегистрированы около сотни неправительственных и некоммерческих организаций, а их суммарный бюджет составил, например, в 2015 г. более 700 млн. руб., что больше объема финансирования всех силовых структур Абхазии, вместе взятых.
Аналогичная ситуация и в Южной Осетии. В частности, в 2010 г. был создан т.н. «Механизм раннего реагирования по укреплению мер доверия» (КОБЕРМ), через который только в 2010-2013 гг. было профинансировано около 30 грузино-осетинских проектов на сумму свыше 3 млн. долл. Это не единственный источник «вливаний». Так, одна югоосетинская некоммерческая структура с 2009 по 2013 г. получила 106 тыс. евро от шведского НПО «Квинатилквина», 58 тыс. евро по линии КОБЕРМ и ПРООН, 22,4 тыс. евро от британской НПО «Сейфоруорлд», 15,5 тыс. евро от Nonviolens Peace Forse.
Присутствует в Южной Осетии и печально известный фонд Сороса, спровоцировавший даже внутриполитический скандал. Являвшийся его представителем в ЮО спикер югоосетинского парламента П. Гассиев (его работа во главе представительства фонда проходила под патронатом Комитета госбезопасности) проинформировал, что ему предлагали 980 тыс. долл. за то, чтобы он отобрал девять молодых людей, пользующихся авторитетом, которые бы возглавили государственные департаменты в госаппарате Грузии. Таким образом, Тбилиси планировал вернуть Южную Осетию в свой состав.
Достаточно приглядеться к содержанию западных программ, чтобы понять истинные цели их реализации. Например, НПО World Vision работает с несовершеннолетней молодежью, создав молодежные клубы в 48 общинах Абхазии. По словам ее руководителя Х. Бедерски, цель работы через молодежь – «изменить восприятие и отношение и повлиять на центральные фигуры в семье, на старшее поколение, на общины, на власти. Это те, кто больше всего пострадал от вооруженного конфликта и его последствий и у кого до сих пор очень сильные воспоминания о конфликте. Мы верим, что через этот проект можем улучшать взаимосвязь между детьми».
В свою очередь, проект «Интерньюс Грузия» при финансовой поддержке британского посольства осуществляет проект «Содействие сбалансированному освещению конфликтов на Южном Кавказе». Он включает тренинги для журналистов с целью «влиять на общественные отношения». При поддержке западных НПО в Грузии действует сайт «Наша Абхазия», а в Южной Осетии работал проект «Точка зрения», объединявший журналистов Грузии и ЮО и продвигавший грузинскую повестку дня. Список его спонсоров впечатляет: Фонд Университета Джорджа Мейсона, One Foundation, Planethood Foundation, Агентство по международному развитию США, Государственный департамент США, Институт мира США, Альянс по трансформации конфликтов, Министерство иностранных дел и по делам содружества Великобритании.
Методы обработки жителей Южной Осетии и Абхазии традиционны: выплата грантов, организация встреч в третьих странах, обучение за рубежом, подкуп чиновников.
Шпионаж под видом помощи.
Далеко не секрет, что многие представители международных НПО являются бывшими (а то и действующими) сотрудниками спецслужб стран НАТО и осуществляют свою деятельность под эгидой этих посольств. Так, в посольстве США за сбор информации по Абхазии и Осетии отвечает офицер ЦРУ, советник посольства Д. Болл, который одновременно является главой миссии USAID, спонсирующей более 40 грузинских НПО, в свою очередь, сотрудничающих с Южной Осетией и Абхазией. Со стороны Германии в Абхазии действует фонд «Бергхоф», работающий в том числе и на средства немецкой спецслужбы БНД.
Крайне активно на этом направлении и посольство Британии. Именно это посольство принимает заявки и руководит деятельностью проектов World Vision, International Alert, NIMD, The HALO Trust, Saferworld, Synergy Network, «Кавказский дом», «Интерньюс Грузия», «Красный Крест», «Ресурсы примирения», Фонд партнерства «Евразия», «Университет Джорджа Мейсона – Центр миротворчества, Школа анализа и разрешения конфликтов».
Центральным звеном британской резидентуры на Кавказе является НПО «Ресурсы примирения». Это детище МИ-6, помимо Великобритании, финансируют ЕС, МИД Финляндии, Швеции, Швейцарии, Австралии и Дании, USAID, NED, Американский институт мира, Norwegian Peacebuilding Resource Centre (NOREF) и т.д.
Абхазскую сеть создали почетный консул Абхазии в Великобритании Дж. Хьюитт и бывшая сотрудница религиозной организации «Квакерский совет на службе обществу» Р. Клогг. Их щупальца проникли в МИД, министерство культуры, Минобороны, министерство образования и даже администрацию президента Абхазии. Организация активно прорабатывает с МИД Абхазии вопрос организации грузино-осетинско-абхазских переговоров без участия России и организовала Лондонский процесс, куда вовлекает представителей абхазского и югоосетинского «гражданского общества», т.е. своих же грантоедов. При участии этой организации среди жителей Абхазии распространяются информационные материалы прозападного, прогрузинского и антироссийского содержания.
Но главной задачей этой подрывной структуры является создание и финансирование абхазской антироссийской оппозиции. Основная ставка сделана на «Блок оппозиционных сил Абхазии» и входящую в него политическую партию «Амцахара», которая, помимо этого, получает финансирование от британских программ Peaceful Change Initiative и местные общественные организации «Центр гуманитарных программ», «Женщины в политике», «Ассоциация женщин в политике», «Священная абхазская митрополия», «Студия «Асаркья», центр «Мир без насилия», «Совет молодых дипломатов» и целый ряд других. Патронируют англичане и националистическую ультраправую организацию «Айнар».
А теперь вспомним НПО World Vision, которая активно вербует абхазскую молодежь. Куда пойдут эти дети? Явно в «Айнар», как в свое время произошло на Украине с «Правым сектором».
Результаты уже видны. «Центр гуманитарных программ» пытался не пустить президента Абхазии в Россию с целью подписания соглашения о сотрудничестве двух стран. «Амцахара» приняла резолюцию о сложении полномочий президента Р. Хаджимбы, намекнув на многотысячные акции протеста, если их условия не будут выполнены. Повод – принятие экономической стратегии, разработанной российской компанией Strategy Partners Group и представленной правительством 2 июня 2018 г.
Западные НПО ведут планомерную работу по разрушению единства Абхазии, разрушению традиционных ценностей, подрыву абхазско-российского сотрудничества и формированию прозападной пятой колонны, которая при накоплении достаточных сил неминуемо попытается захватить власть в республике. Ситуацию крайне усложняет отсутствие в Абхазии закона «Об иностранных агентах», аналогичного принятым в России и Южной Осетии.
Геополитическое двурушничество.
Так и не признанные большей частью государств мира Абхазия и Южная Осетия, естественно, стремятся к диалогу с международным сообществом для продвижения своей позиции. Но Тбилиси и страны НАТО используют это стремление исключительно для попыток втянуть республики в состав Грузии. Западными странами и НПО Абхазия и Южная Осетия рассматриваются как неотъемлемая часть Грузии, а произошедший между ними конфликт – как конфликт разных этнических общин одного государства. Именно на этой основе и осуществляются проекты НПО, которые потом используются для пропаганды того, что, если грузины, абхазцы и осетины могут сотрудничать в гуманитарной сфере, значит, они могут и сосуществовать в одном государстве. Таким образом, вся эта псевдогуманитарная и правозащитная деятельность несет прямую угрозу безопасности Абхазии и Южной Осетии.
На словах ратуя за диалог, Тбилиси тем не менее, в качестве цели стратегии «Вовлечение путем сотрудничества» обозначил «Непоколебимое решение Грузии достичь полной деоккупации Абхазии и Цхинвальского региона, повернуть вспять процесс аннексии Российской Федерацией оккупированных территорий и… совершить реинтеграцию этих территорий в конституционное пространство Грузии…». А ключевым аспектом «Концепции национальной безопасности Грузии» является восстановление территориальной целостности с помощью всех «доступных законных средств». Которыми, например, могут стать и цветные перевороты, осуществленные созданной западными фондами карманной оппозицией.
Пока что сценарий цветного переворота, конечно, мало реален, если учесть настроения в абхазском и югоосетинском обществе, до сих пор не оправившемся от последствий грузинской агрессии. Но время идет, меняются поколения, а стратегии Запада остаются неизменными.
Далеко не секрет, что США поставили себе целью борьбу с Россией и создание по ее границам кордона из враждебных государств с очагами нестабильности. Как недавно заявил помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии У. Митчелл, «Украина и Грузия в данный момент являются «западными государствами». Потому, естественно, им нужно помогать».
В данный момент также разрабатывается новая стратегия США по Кавказу. Если проанализировать выводы ведущих американских мозговых центров, стратегия вытеснения конкурентов, прежде всего России, из региона различается лишь степенью радикальности. Если The Heritage Foundation предлагает Вашингтону усилить дипломатическое давление на Россию и заняться статусом в том числе Абхазии и Южной Осетии, то либеральные аналитические центры предлагают ослаблять и вытеснять региональных конкурентов постепенно. Но все они единодушны в том, что необходимо использовать внутри региональные разногласия и конфликты для продвижения политики США.
Именно на это направлена деятельность западных НПО в Абхазии и Южной Осетии, которые Запад вслед за Грузией стремится превратить в свои подмандатную территорию и плацдармы НАТО против России. Нужно ли это самим республикам, вопрос риторический.
Эта записка составлена на основе публикаций на сайте https://www.ritmeurasia.org (Россия, г. Москва).
Расскажи друзьям:
|