Надежда Луганская. (Сочи, Краснодарский край).
«ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧТО ТЫ ВЬЕШЬСЯ НАД МОЕЮ ГОЛОВОЙ…»
В сентябре месяце 100 лет назад в станице Пшехской Белореченского района Краснодарского края состоялась казнь казаков большевиками. «Товарищи» их рубили три дня и сбрасывали в огромные ямы, вырытые на окраине станицы. Было их 97 человек, женщины и мужчины разного возраста. В станице Пшехской, как и во многих других, не было ни обозначенной могилы казненных казаков, ни имен, только память о трагедии из поколения в поколение передавалась от сердца к сердцу. Два года, как стали известны 48 фамилий из общего числа казненных. Список чудом сохранился в архиве (точнее первая его половина), случай редкий. Со временем на этом месте сельчане поставили небольшой памятник, но к страшному юбилею решили, что казаки достойны большего и с огромным трудом недалеко от этого места возвели обелиск с Поклонным крестом и табличкой, где перечислены все лежащие в этом месте казненные казаки и казачки.
Авторитетный казак Белореченского районного казачьего общества Игорь Нестеренко - давний друг сочинских казаков - пригласил своих друзей на открытие Пшехского мемориала. От Сочи до Белореченска дорога дальняя, но отказаться от такого приглашения казаки не могли. Кроме гостей из Адлера и Хосты прибыли казаки других отделов Кубанского казачьего войска, из других казачьих войск России, реестровые и общественные казаки. Дата скорбная, но встречи казаков были радостные. Адлерские казаки с удовольствием встретились с этнологом, доктором исторических наук, родовым казаком Николаем Лысенко, который приехал из Москвы. Он подписал казакам недавно изданные книги о геноциде казачества. Владислав Лавриненко - в недавнем прошлом атаман Адлерского районного казачьего общества и его казачьи предки оказались героями одной из глав книги. Встретиться автору со своими героями было очень приятно.
Траурное мероприятие начали с Панихиды по убиенным, которую совершил потомок казненных казаков Антипа и Филиппа Гнездиловых – штатный священник Свято-Покровского храма Белореченска иерей Димитрий Гнездилов. Выступил казачий генерал Владимир Громов - первый атаман Кубанского казачьего войска. Он вспомнил трагические вехи в истории казачества, сказал о памяти, заключенной в таких Поклонных крестах и обелисках.
В мероприятии приняли участие казаки из исторического клуба «Белая гвардия». С восстановленными знаменами и справе тех далеких лет, стояли они в Почетном карауле у обелиска.
К залпам из старинных карабинов, которые совершили казаки, облаченные в исторические черкески сторожевого наряда времени гражданской войны и выстрелам из пушек, образца 19 века, присоединился вой сирены припаркованных рядом машин и крик испуганных птиц. Митинг закончился, но к мемориалу еще долго казаки и их семьи несли венки и цветы, в память о тех страшных днях, которые не должны повториться.
*Надежда Луганская - помощник атамана Черноморского Округа Кубанского казачьего войска по СМИ города Сочи, официальный представитель ОМТ в Краснодарском крае.
*Фото Н. Луганской.
Послесловие.
Сергей Кузнецов.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО?
Расказачивание по-Свердлову и по-Троцкому.
Честно скажу, что эта статья нашего постоянного автора Надежды Луганской огорчила меня. Нет, статья была, как всегда, прекрасно написана, и фотографии к ней были хорошие…
Но вот сама тема трагедии русского казачества настолько мало освещается в российских СМИ, что многое про то время мы, сегодняшние россияне, не знаем. Или знаем из романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова. Но даже в этих книгах, написанных талантливым автором, не говориться о грандиозной трагедии казаков, к которой приложили руки комиссары после октябрьского переворота.
Справка. «Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения (было убито около 800 тысяч казаков), в Уральском войске осталось в живых около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций».
Т.е., всего было уничтожено более миллиона казаков.
Я в свое время проводил исследования по геноциду калмыков. Привожу данные. 27 и 28 декабря 1943 года вышли: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» о ликвидации Калмыцкой АССР и постановление СНК СССР № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», которое устанавливало порядок выселения калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области и предоставление материалов для их обустройства на новом месте проживания.
В ходе первого этапа операции, которая была названа «Улусы», было сформировано 46 эшелонов, которыми было вывезено 93 139 человек (26 359 семей).
Существуют различные оценки потерь калмыцкого народа за период депортации: по данным «Книги памяти калмыцкого народа», общие потери населения калмыков составили более половины его общей численности. По данным Н. Л. Жуковской, «следствием насильственной депортации стала гибель свыше 1/3 части народа».
По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 года, по состоянию на начало 1939 года в СССР проживало 134 402 калмыка. Т. е., если брать для примера в подсчете «Книгу памяти…», то при тов. Сталине было уничтожено 67 201 калмыков.
Казаки сами по себе не являются отдельной национальностью, но по всем законам считаются отдельной общностью, члены которой обладают одной историей, соблюдают одни традиции, выполняют свои законы, компактно проживают в нескольких областях России, имеют своих представителей в Государственных структурах. Поэтому, массовый геноцид казаков можно приравнять к геноциду народов.
Давайте сравним по численности геноцид казаков с холокостом еврейского населения и с геноцидом армян. По приблизительным подсчетам историков в ходе Второй мировой войны фашистами было уничтожено 6 миллионов евреев. За 15 лет планомерных репрессий турок против армянского населения было уничтожено около миллиона армян.
Так вот, по масштабам преступления геноцид казачества соизмерим со вторым в мире по численности массового убийства народов – геноцида армян.
Очень огорчительно, что казаки, хотя и чтут память о своих зверски замученных предках, не расследуют преступление. Вся вина за миллион убитых казаков свалена на Свердлова и Троцкого. (Да и то, памятники Свердлову до сих пор стоят во многих городах, его именем названы улицы и площади, и до сих пор существует Свердловская область, в столице которой – Екатеринбурге был расстрелян Император Николай II и вся его семья.
Возникает вопрос: что, Свердлов с Троцким вдвоем уничтожили миллион казаков? А где фамилии исполнителей, комиссаров и особистов, проводивших массовый террор? Прошло уже 30 лет после развала СССР и 100 лет после самой трагедии. Кто до сих пор скрывает этих преступников? Я не призываю к массовым расправам! Убийцы, надеюсь, все в аду. Но их имена должны быть названы!
В свое время мы показали на Общественном московском телевидении документальный фильм, в котором рассказывается о волонтерах военно-исторического проекта «Возвращение имени», руководит которыми Григорий Скворцов, занимающимися совместно с Министерством обороны Абхазии поиском солдат, которые во время Великой Отечественной войны попали в фашистские лагеря и числились без вести пропавшими.
В Новой Москве ежегодно на Бутовском полигоне проходит панихида в память о расстрелянных здесь узников ГУЛАГа. У Поклонного камня на Лубянской площади ежегодно известные деятели культуры Москвы зачитывают фамилии убиенных мучеников.
А почему в станицах и городах, в школах и ВУЗах Краснодарского края не ведется поисковая работа по поиску захоронений безвинно замученных земляков? Почему на уровне местных администраций не поддерживается стремление казаков увековечить память погибших родственников?
Хочу привести несколько документов из Википедии и одного из исторических сайтов интернета.
***
«24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».
Документ, подписанный Яковом (Янкелем) Свердловым требовал «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо, прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.
Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: «У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира».
И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: «Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море».
Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».
Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.
Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.
Яков Михайлович Свердлов (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной «кадровик» ленинцев, «мозг партии». Главный организатор «красного террора», ритуального убийства царской семьи и «расказачивания», автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от «испанки», по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).
Лев Давыдович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) - нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог «красного террора», создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина».
Российский героический календарь.
Википедия.
***
Вот такие исторические моменты.
Прежде, чем печатать статью Надежды Луганской с моим Послесловием, редакция пыталась связаться с активистами станицы Пшехской Белореченского района, о которой была речь в статье.
Как мне рассказала Надежда Луганская, в книге Николая Лысенко о геноциде казачества, трагедии в станице Пшехской посвящено несколько статей. Записаны воспоминания местных жителей. Они вспоминают, как через ямы были проложены доски, мокрые от крови, а казаков связывали по двое и рубили на этих досках, они падали вниз…
Но никто не запомнил фамилии тех извергов. Только то, что это была Группа особого назначения.
Мне прислали также видео-интервью с Галиной Викторовной Великой-Юсуповой про то, как создавался мемориал казненным казакам в станице Пшехской. Какие были препятствия, и кто помагал. Кое-что стало проясняться. Несколько лет назад по приказу администрации райцентра такую же могилу закатали в асфальт и сделали местом гуляния народа. Кто-то поджег старую церковь, на нее народ собрал деньги для восстановления.
К сожалению, старых казаков в станице осталось мало, и появилось много приезжих.
Действительно, активисты восстановили приказ и список с фамилиями половины убиенных казаков. Но фамилии подписавших приказ старательно уничтожены. Просто оторвали кусок бланка.
Если мы будем изучать свою историю по кусочкам и обрывкам, если будем поджигать церкви и плясать на могилах безвинно убиенных, мы не сдвинемся ни на шаг вперед.
*Фото из интернета.
Расскажи друзьям:
|