Надежда Луганская (Адлер).
МИХАЙЛО-АФОНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Год казаки Адлерского районного казачьего общества ждали обещанной поездки в Михайло-Афонский монастырь. Наконец среди бесконечных казачьих дел пару дней для выезда были выкроены. Поехать решили очень небольшой группой - атаман района, я, как его заместитель по СМИ и еще два казака, проверенные в разных ситуациях. Наш любимый транспорт – УАЗ «Патриот» тоже друг проверенный, потому, что дорога длинная, горные серпантины, всякое может случиться.
Михайло-Афонский мужской монастырь расположен на территории Республики Адыгея на окраине поселка «Победа». Проезжая через станицу Тульскую забираем с собой нашего гида по этим местам, уникальную женщину несколько лет назад переехавшую в эти места из Санкт-Петербурга, родовую казачку и любительницу истории Инну Ивановну Ясашную. В монастырь, как всегда мы приехали не с пустыми руками - братьям-монахам привезли продукты. Разгрузившись, погуляли по территории монастыря, зашли в Храм, в музей, Инна Ивановна, конечно же, повела к своему детищу - аллее полных георгиевских кавалеров, казаков-земляков, сражавшихся в этих местах. Начиналось все с двух мемориальных Досок, сейчас их уже пять.
Михайло-Афонская пустынь была основана в 1878 году. Трудами монастырской братии было возведено 5 храмов, со временем открылась церковноприходская школа, работали многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха, монахи занимались скотоводством, пчеловодством. После революции 1917 года земли и производственные помещения у монастыря были конфискованы, с особым цинизмом и удовольствием осквернялись, открывая в нем то дом отдыха, то детскую трудовую колонию, то турбазу с непрекращающимся разгулом, и только с помощью казаков территорию монастыря удалось вернуть монахам и к сегодняшнему времени полностью восстановить.
Гуляя по территории монастыря, встретили его настоятеля иеромонаха Герасима, который пригласил нас к себе в трапезную, угостил чаем. Я не каждый день общаюсь с монахами, особенно со священниками такого высокого уровня, поэтому простота, доброжелательность настоятеля монастыря меня удивила. Думала, что монахи живут параллельной с нами, грешниками, жизнью, оказалось это не так. Иеромонах Герасим занимается дайвингом, может прокатиться на мотоцикле вместе с навестившими его байкерами, уделить время гостю, приехавшему в этот монастырь.
Быть в монастыре и не окунуться в святой источник великомученника Пантелеймона? Во время предыдущих поездок как-то не получалось, но в это посещение взяв полотенца поднимаемся на гору Фавор. К источнику огромная очередь из паломников, но казаки здесь пользуются большим авторитетом, поэтому нам открывают избушку, где проходят омовения монахи. Вода более, чем бодрящая, но надо окунуться три раза, прочитав «Отче наш». Выходим посвежевшие, бодрые, физически ощущая, как благодать растекается по всему телу. Сил хватает подняться еще выше.
220 ступеней ведут на самый пик горы, где построена небольшая часовня и можно позвонить в колокола, оповестив мир о своем приобщении к святому. Вид открывается чудесный! Кавказский хребет еще без снега, буйная зелень, синее небо! Наверное, мы в раю! Но пора спускаться, иначе опоздаем на вечернее богослужение. Заходя в Храм, обратила внимание на приехавших детей больных церебральным параличом. С большим трудом, на костылях, с помощью взрослых они стояли в Храме и слушали молитвы монахов. Для каждого из них у настоятеля монастыря Герасима нашлось доброе слово, многих он гладил по голове, брал за руку. Дети смотрели на него, как на чудо, а главное - верили ему!
После вечерней службы казаки сходили в братскую трапезную, отведали суп из рыбных консервов, кашу пшеничную, винегрет и компот из груш, которые растут на территории монастыря, поплелись в отведенное на ночлег место. Сказывалась бессонная ночь, во время которой мы добирались из Сочи до Майкопа, подъем на гору, а особенно обилие впечатлений полученных за день. Поселили нас в двухэтажном здании с табличкой «Братский корпус №2». Здесь жили монахи. Меня с Инной Ивановной поселили, видимо в лучшую келью, в которой стояли четыре кровати с металлическими спинками и деревянным настилом, еще были две тумбочки - и все!
От кельи, куда поселили казаков, наша отличалась только наличием шторок на окне. На первом этаже висел распорядок дня монахов, который меня шокировал. Подъем в 4-30 утра! Есть только завтрак и ужин, обеда нет. В нашей келье проживала женщина, приехавшая с паломниками в эти места, до полуночи она читала псалмы, а мы с Инной Ивановной пытались устроиться поудобнее на тоненьком матрасе, постеленном на деревянном ложе, пряча лицо от яркого света лампочки. Ночью я вышла из кельи. Где-то горела маломощная лампочка, почти не освещая длинный коридор «братского корпуса», из кельи, где поселились наши казаки, разносился богатырский храп уставших за день мужчин, с другого конца коридора доносилась скороговорка читающего молитву монаха. Где я? Это сон или явь?
Утро наше было очень ранним и добрым. Видимо и местная природа решила показать себя во всей красе: солнце светило по-летнему, деревья еще не тронуты осенью, небо яркое и синее. День должен быть насыщенным, поэтому быстренько позавтракав, казаки выехали в станицу Новосвободную (бывшую Царскую). Недалеко от станицы находится исторический памятник Западного Кавказа - плато Мамрюк-Огой, где 16 сентября 1861 года состоялась встреча Российского Императора Александра II с адыгскими старейшинами перед завершающим этапом Кавказской войны. На месте пребывания Императора в 1866 году был поставлен памятник Александру II в ознаменование окончания Кавказской войны. После его трагической гибели на том же плато была построена часовня на собранные «всем миром» деньги. В наши дни историческая часовня представляет жалкое зрелище, но ее еще можно восстановить.
По инициативе казаков Адыгейского Республиканского отделения общественной организации «Союз казаков России» были собраны необходимые документы, касающиеся этого исторического события, разработан проект Обращения к правительству России и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Для того, чтобы обсудить подготовленное Обращение и была затеяна эта встреча в станице Новосвободной (бывшей Царской). Наша небольшая делегация во главе с атаманом Адлерской районной казачьей организации представляла казаков Черноморского округа, были казаки из Лабинска, депутат городского Совета Майкопа, председатель Союза славян Адыгеи, председатель русского географического общества, представители партий «Родина» и «Справедливая Россия» и другие неравнодушные люди. К этому же событию приобщили конный переход из станицы Новосвободной на плато, где когда-то находилась часовня и памятник Александру II.
С Инной Ивановной еще раз поднялись на историческую гору, где на синем небе четко вырисовывались развалины часовни. Еще раз с того самого места, где когда-то «возликовало сердце царя» смотрели на красоты Кавказского хребта.
Кавказ всегда был взрывоопасным регионом, и то историческое событие, состоявшееся в сентябре 1861 года, когда император Александр II, пригласив представителей народов Западного Кавказ, предложил им признать подданство русского царя, сказав: «Я к вам прибыл не как враг, а как доброжелательный друг. Я хочу, чтобы ваши народы сохранились, чтобы они не бросали родных мест, чтобы они согласились жить с нами в мире и дружбе…», стало ярким уроком бескровного покорения Кавказа и отношения к народу, проживающему на тех землях. Такие события необходимо подвергать историческим анализам, чтобы проектировать их на сегодняшний день.
При строительстве часовни это место было освящено, а по христианским канонам освященные места нельзя использовать в других целях. Здесь невозможны стройки, разработка земли и использование ее в качестве пастбищ. Это по канонам… Но вспомните многострадальный Михайло-Афонский монастырь, да и многие другие монастыри и храмы бывшего СССР? Возможно, и эта земля уже продана.
Неоднократно местные казаки обращались к властям всех уровней с просьбой поставить исторический памятник на учет и провести федеральную экспертизу, но ответа нет. По всему Кавказу учтены, пересчитаны и переписаны до сих пор еще не разгаданные дольмены, а такой памятник истории, как царская часовня разрушается временем и не вызывает интереса у тех, от кого зависит ее судьба. На октябрьской встрече в Сочи наш президент В. В. Путин сказал буквально следующее: «Нравственным ориентиром для молодежи должен стать патриотизм».
И вспомнился мне день Российского Флага, который отмечается в нашей стране 22 августа. Перед зимней олимпиадой 2014 года ученый и общественный деятель Николай Дроздов подарил городу Сочи самый большой российский флаг площадью в тысячу квадратных метров. В 2015 году решено было провести акцию «Самый большой флаг России». Начало было положено в Сочи, а в следующем году эстафету примет Рязань. День флага - праздник государственный, следовательно, его отмечать будет все население России, составляющее наше государство. Так вот, 22 августа этого года в олимпийском парке города Сочи на площади «Медальной» собрались казаки для того, чтобы участвовать в этом празднике. Идея была такая: военнослужащие развертывают тот «Самый большой флаг России», казаки - огромное полотнище флага Краснодарского края и волонтеры такое же огромное полотно из флагов регионов России. Время начала акции было назначено вечернее -21-00, репетиция с 20-00, но жара и влажный сочинский климат отступать не собирались. Казаки - люди ответственные, поэтому стоически терпели неудобства, который раз репетируя это действие, маршируя в сапогах, черкесках, папахах, неся на плечах свернутое полотнище. Физические неудобства можно было бы перетерпеть, но самым неприятным испытанием оказалась несколько часов подряд звучавшая из динамиков бесконечная музыка. Как выяснилось, место действия этого политического праздника было совмещено и с местом проведения фестиваля «Олимп-фэст». На сцене перед площадью, где репетировали развертывание флагов, среди многочисленной аппаратуры извивались ди-джеи Фиил, Дюша и другие, заставляя собравшихся зрителей периодически взрываться воплями, прыгать и махать руками. Бесконечная музыка (а музыка ли это?) разрывала барабанные перепонки и мозг.
Помощник атамана Черноморского округа В. Шамраев, руководивший репетициями казаков, срывая голосовые связки, пытался докричаться до ближайшего казака, который передавал команды дальше. Как всегда казаки не подвели, Хоть и мокрые и оглохшие, четко и слаженно сделали свою работу: вынесли и развернули полотнище, правильно натянули и вовремя изображали на нем «волны». На всё действие, включая приветственные слова представителей администрации Сочи, Рязани, Луганска и других ушло не более 20 минут. Казаки свою миссию выполнили. Кстати, как оказалось, акция по развертыванию нескольких огромных полотнищ – флагов была названа очень «патриотично» - флэш-моб! Уходили с площади подталкиваемые волнами снова начавшейся электронной западной музыки, от которой сжималось сердце. Праздник продолжался, но уже без казаков. А ведь была возможность преподать молодежи урок патриотизма, но ее не использовали.
Или все забыли, что означает это слово? Специально заглянула в словарь: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа…» Казаки помнят. У нас в Уставах записано: «Возрождение, сохранение и развитие казачьего культурного наследия и традиций». Мы со своего пути не сворачиваем, и ох, как трудно бывает слушать подобную «музыку» и смотреть на беснующуюся под нее молодежь. Нам мало Украины? А ведь решать создавшиеся на Украине и в Крыму проблемы идут опять же казаки.
Что-то я отвлеклась. Вернемся к нашей поездке…
Спустившись с плато, подъезжаем к одному из подворий станицы «Новосвободной». Во дворе уже накрыт стол, на пеньке закипает ведерный самовар, в казане на костре варится шулюм. Нас ждут… В очередной раз обсудив Обращение, приходим к общему мнению, что до настоящего времени в государстве не было той остроты политической обстановки, которая сложилась в последнее время, вот и отмахивались властьимущие от идеи казаков. Надеемся, сейчас поймут, что промедление - смерти подобно, возможно в прямом смысле этого слова.
Если кто-нибудь из прочитавших эту статью заинтересуется судьбой уникального памятника истории, решит, что пора подумать о своем следе на земле и в памяти потомков или хотя бы поможет озвучить проблему на более высоком уровне, мы представим все архивные документы, касающиеся этого события. Мой адрес в редакции.
Расскажи друзьям:
|