ТЕАТР "У МОСТА". МОСКОВСКИЕ ГАСТРОЛИ.
«Я ощущаю ТЕАТР, как Загадку и Тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое актер и зритель вместе существует в каком-то Новом Магическом Пространстве» (Сергей Федотов).
Еще в конце прошлого года пермский театр «У моста» покорил Москву, став лауреатом Национальной премии «Золотая маска» в номинации «Первая Специальная премия Жюри».
Мое знакомство с Пермью началось с пресс-тура по Пермскому краю: «Пермь, Соликамск, Красновишерск», который организовали лет пять назад Михаил и Елена Нечаевы (брат и сестра). Затем были встречи с деятелями культуры Перми: с кинорежиссерами: Аллой Мингазовой, Варварой Кальпиди и др.
Потом, во второй мой приезд, был прием на очень высоком уровне в городе Перми – с нашей небольшой делегацией около часа беседовал мэр города, интересуясь созданием и работой Общественного московского телевидения.
* * *
Театр «У Моста» родился 7 октября 1988 года. Название он получил из-за своего первоначального местоположения – рядом с Камским мостом.
Это, без сомнения, авторский театр. Невероятная идея Сергея Федотова создать уникальный театр мистики, атмосферы и подсознания получила свое счастливое воплощение. С. П. Федотов - Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства РФ, лауреат Национальной премии Чехии, художественный руководитель и директор театра «У МОСТА».
Постановки Федотова, по сути, являются Мостом реальным и потусторонним, сознательным и бессознательным, бытовым и мистическим. Театр сохраняет и продолжает лучшие традиции русского психологического театра, а также совмещает в себе идеи репертуарного театра и театра-лаборатории.
Театр «У Моста» является единственным мистическим театром в мире.
Давайте окунемся в атмосферу 1988 года.
Что же тогда происходило в нашей стране, в тогдашнем СССР?
- Начало второго этапа Перестройки.
- Начало вывода войск из Афганистана.
- Первый концерт советской рок-группы «Агата Кристи».
- В Ленинграде покончил с собой бард Александр Башлачев.
- Захват самолета семьей Овечкиных.
- В газете «Советская Россия» опубликовано письмо Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами».
- В СССР впервые официально напечатан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Празднование 1000-летия принятия Христианства на Руси.
- В Сеуле (Южная Корея) прошли XXIV летние Олимпийские игры.
- Произошло Спитакское землетрясение в Армении.
- По ТВ впервые начат показ сериала «Рабыня Изаура»…
Как видим, театр был основан Федотовым в нужное время в нужном месте. Перестройка, надежды на обновление. В искусстве появлялись новые формы и новые веяния. Заслуга С. Федотова не только в том, что он основал театр, он сделал больше: провел театр и коллектив через все тернии последних 20 лет, заметим: непростых для России и для культуры!
Феномен популярности и стойкости театра, конечно, заключается и в жителях Перми. Древняя история многонационального Пермского края наложилась и на большое влияние питерской балетной и московской театральных школ, которые были эвакуированы во время Великой Отечественной войны, и укрепились на благодатной почве.
Произошло переплетение: языческого, местами мистического, древнего Пермского звериного стиля в искусстве; с искусством резьбы уникальных деревянных скульптур Христа в церквях, (которые прятались во время дореволюционных проверок из Московской Патриархии, поскольку были неканоническими); с бытом многочисленных ссыльных интеллигентов Царского и большевистского режимов; с неоднозначно трактуемым в последние годы оформлением Перми и наполнением Пермского музея современного искусства М. Гельманом…
По рейтингу журнала «Forbes» в 2011 году театр «У Моста» вошел в десятку лучших театров России. Театр участвовал в 130 российских и зарубежных фестивалях. Гастролировал в Индии, Египте, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Сербии и др. странах, во многих городах России.
* * *
Идя на спектакль театра «У моста» по пьесе А. М. Горького «На дне», я не
сомневался, что спектакль будет хорошим… Слышал восторженные отзывы, да и сам автор – несмотря на то, что революционный, остается великим русским писателем…Не в пример многим теперешним…
Хотя и были опасения: Первую МХАТовскую постановку «На дне» уже никто не помнит. Только по фотографиям и театральным рецензиям.
Наша справка: «На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёрами Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании.
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
* * *
А вот спектакль театра «Современник» 1972 года многие москвичи не забыли, тем более, что он был экранизирован. Там играли: Е. Евтигнеев, А. Мягков, И. Кваша, В. Никулин, В. Хлевинский, П. Щербаков, О. Табаков, В. Сергачев…
Поэтому и было опасение: «Сумеют ли артисты выйти на столь высокий уровень, заданный культовым театром «Современник»?
Спектакль превзошел мои ожидания. Во-первых, несмотря на то, что театр называется Театром мистики, спектакль от первой и до последней минуты был поставлен в давних русских традициях реализма.
Во-вторых, все артисты не играют, а живут в своих образах на сцене. И это очень чувствуется. Совершенно отсутствует фальшь, отсутствует этот проклятый «стеб», который проник не только в молодежную среду через интернет, но и распространился на все стороны бытия.
Когда артист, играющий Сатина (Владимир Ильин), воскликнул фразу, заболтанную еще в советское время, и ничего, кроме циничной улыбки тогда не вызывающей: «Человек! Это звучит гордо!», и никто в зале не хмыкнул, я понял, что чудо свершилось!
Ах, как мы, москвичи, устали за 20 лет смотреть выверты московских и западных режиссеров, перевирающих Чехова и Островского или привозящих из политкорректной Европы спектакли типа «Исповедь вагины».
* * *
Горький писал горькую правду. Он вырос среди самых низов, сумев самовоспитаться и написать о том, что пережил.
Художественный руководитель театра, Заслуженный артист России Сергей Федотов поставил очень вовремя эту пьесу. Ничего не подменяя и не перевирая, он показал чистую правду – о людях, оказавшихся в силу разных обстоятельств на дне, на обочине…
Когда закончился спектакль, зрители минут десять стоя, аплодировали артистам и режиссеру. Искушенный московский зритель принял пьесу. Федотову удалось пронять зал, хотя на спектакле было очень много молодежи.
И вечером, и на следующий день, я мысленно возвращался к спектаклю, задавая вопрос: «Почему нет справедливости ни в одном человеческом сообществе? Откуда берутся эти жители дна?» А потом шли извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» Вероятно, не только я один так размышлял.
Первое. В том, что в царской России все было хорошо, и простой народ процветал, мягко говоря, неправда. Иначе бы кучке большевиков во главе с Лениным не удалось взять власть в огромной империи.
Второе. Несмотря на все перегибы, в Советском Союзе удалось добиться того, чего не удавалось ни в одной стране мира. Все граждане имели свое жилье, работу и получали пенсию.
Третье. Бомжи и ночлежки появились снова при развале СССР.
Четвертое. Такие ночлежки для бездомных есть во всех странах мира. В прошлом веке японцы поставили у себя в Токио «На дне» Горького. Там был фурор: японцы узнавали в Бароне, Сатине, Клеще, Актере своих соседей. Особенно понравился им образ Луки…
Ночлежки со своими обитателями есть и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и в Сеуле…
Ну, о французских «клошарах» или американских «реднеках» нам стоит переживать во вторую очередь.
Как сделать так, чтобы жители «дна» России смогли встать на ноги?
* * *
А теперь об артистах: в основном в спектакле заняты молодые актеры. Все играют талантливо. И в этом заслуга режиссера. Когда смотришь по ТВ, как играют в исторических картинах современные молодые актеры, хочется крикнуть: «Не верю». А здесь каждый из актеров на протяжении 3-х часов выкладывается полностью. Им начинаешь верить.
Конечно, Лука привлекает особое внимание зрителей. Сергей Мельников представляет нам нового Луку, несколько непривычного (В «Современнике» Луку играл Игорь Кваша).
Но здесь кроется, вероятно, единственное незначительное отклонение от первоисточника. У Горького Лука – старик. Все хрестоматийные «Луки» были с бородами. Лука в исполнении Мельникова человек среднего возраста, без бороды, поэтому постояльцы говорят про него и обращаются к нему не «старик», а «дядечка». Мельников очень органичен в своей роли, иногда он в процессе диалога становится похожим на героя фильма «Остров», которого блестяще сыграл Мамонов. Лука в трактовке Мельникова как бы «не от мира сего».
И зрители, как и сами жители ночлежки, после таинственного исчезновения Луки, думают: что же важнее: горькая правда, или сладкая ложь Луки во благо ближнего.
На заднем плане сцены висят иконы, рядом с которыми все время горят свечи. Ловлю себя на мысли: в знаменитом спектакле театра «Современник», где играл почти весь тогдашний звездный состав, икон на сцене не было. (В советское время было запрещено). А Федотов подметил: в царское время во всех жилых помещениях был красный угол с иконами, даже в ночлежках.
Думается, что образ Луки, появившийся из ниоткуда, и исчезнувший в никуда, схож с образом святого, посланного в самые низы для укрепления веры…
Еще мне подумалось, что артисты Лев Орешкин (Барон) и Василий Скиданов (Актер), поменявшись своими ролями, были бы более «точными попаданиями». Но – это мое личное мнение.
Очень важная деталь – веревка, висящая над левой частью сцены, рядом с полатями, на которых спал Актер. Знаменитый театральный прием в действии: если в спектакле на стене висит ружью, то оно должно выстрелить!
В конце спектакля вбегает Барон: «… Актер… удавился!»
Ему в ответ звучат слова Сатина: «Эх… испортил песню… дуррак!
* * *
Вот видите, сколько мыслей навеял на меня всего один спектакль пермского театра «У моста». На самом деле в репертуаре у театра действительно есть много мистических спектаклей: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Панночка» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, «Дракула» Б. Столкера; практически все постановки м. МакДонаха; русская, советская и зарубежная классика: «Чайка» А. П. Чехова, «Идиот» Ф. Достоевского, «Свадьба Бальзаминова» Н. Островского, «Мандат» Н. Эрдмана, «Юнона и Авось» А. Рыбникова и А. Вознесенского, «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Двенадцатая ночь» В. Шекспира…
Пожелаем же театру «У Моста» новых спектаклей, новых фестивалей и новых побед!
Сергей Кузнецов.
Фото Михаила Белоцерковского и из архива ОМТ.
Расскажи друзьям:
|