Лидия Андреева-Куинджи.
«СИНЕМА В РОССИИ. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ».
В Доме кино Союза кинематографистов России в декабре прошел показ первого в мире полнометражного фильма «Оборона Севастополя» 1911 года выпуска — этапного события в российской киноистории. Он был снят Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым и был посвящён историческим событиям Крымской войны 1854-55 годов. Впервые в истории кино в этой игровой картине был применен необычный приём - в конце фильма на экране появились живые на то время персонажи фильма - ветераны Крымской войны из России, Франции, Англии. Таким образом, сегодняшние зрители, живущие в 21-м веке, спустя 110 лет, смогли заглянуть в глаза героям, совершавшим свои подвиги в середине ХIХ века.
Примечательная деталь – на юбилейном показе фильма присутствовал и выступил замечательный кинорежиссер Владимир Мелетин, дед которого участвовал одновременно и в военных баталиях обороны Севастополя, и на ханжонковской кинопремьере в Московской консерватории, а сам он снял фильмы, как о героях тех славных событий - «Дневник лейтенанта Мелетина», так и о знаменитой консерваторской премьере 1911- «Севастопольская драма».
Первая премьера «Обороны Севастополя» состоялась в декабре 1911 года в Большом зале Московской Консерватории. Александр Ханжонков устроил там настоящее представление: зрители уже на подходе к залу погружались в военную атмосферу, их встречали люди, переодетые в форму прошедшего века, звучала музыка Григория Казаченко, специально написанная им к фильму, в исполнении симфонического оркестра и хора.
Спустя 110 лет повторная премьера «Обороны Севастополя» прошла более чем скромно. Последние 17 лет деятельность Дома Ханжонкова продолжается на разных площадках. Его руководитель Расим Даргях-заде организовывал разнообразные мероприятия, круглые столы, конференции, популяризуя ханжонковское кинонаследие, Так, в сентябре 2020 года им был проведён мемориальный круглый стол «Ханжонков продолжается», посвященный 75-летию кончины А. А. Ханжонкова. Там было объявлено о возобновлении масштабных проектов «Синема в России. Взгляд сквозь столетие» и «Россия – территория кино», проведение которых прервалось, когда Киновидеоцентр был насильственно закрыт.
Ещё в 1998 году, к 90-летию начала кинопроизводства в России, в Доме Ханжонкова впервые в мире были организованы ежегодные международные конкурсы архивных фильмов. В хронологической последовательности, проводились конкурсы фильмов, произведенных 90 лет назад, с участием киноархивов России, Франции, США, Германии, Италии, Англии и других стран. Эти смотры неизменно вызывали интерес и внимание не только кинообщественности, но и широких зрительских кругов, особенно молодежи. В то время собирала программы для показов на кинофестивалях замечательный энтузиаст кино, член Российской и Европейской киноакадемий, киновед, отборщик ММКФ и преподаватель ВГИКа Евгения Тирдатова. Она же представила зрителям и фильмы нынешнего фестиваля. Любопытно отметить, что похожая реконструкция недавно была осуществлена во Франции. К 80-летию несостоявшегося, из-за начала 2-ой мировой войны, Каннского кинофестиваля, в те же даты, осенью 2019 года в Орлеане, родине инициатора Каннского киносмотра, бывшего министра образования Франции Жана Зе, была показана конкурсная программа фестиваля 1939 года. А современное международное жюри по итогам конкурса присудило Гран-при смотра картине классика Голливуда Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон».
Отрадно, что и классики российского советского кино не остались без наград. Марина Ладынина («Трактористы») разделила приз за лучшую женскую роль с американкой Айрин Данн («Любовный роман»), а фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» был отмечен Специальным призом жюри. Важно подчеркнуть в связи с этой «каннской реконструкцией», что, как и во времена Ханжонкова, бывшего в тренде самых передовых тенденций в мировом кино, ретрофестивали Дома Ханжонкова не только следуют свежим веяниям мировой кинематографической моды, но и задают в ней тон, опередив Канны на два десятка лет.
Нынешняя повторная премьера «Обороны Севастополя» стала отправной точкой к новому старту этого уникального, не имеющего аналогов ни в России, ни в мире, конкурсного кинофестиваля архивных фильмов. Возобновленный под названием «Синема в России. Взгляд сквозь столетие», киносмотр отличается от других фестивалей архивного кино интригой состязательности и возможностью сравнительного анализа разных жанровых и эстетических течений в контексте времени. Он призван восполнить в историческом масштабе пробел в российском и мировом кинофестивальном движении, охватывая период немого кино.
Точкой отсчета для первого возобновленного кинофестиваля был выбран 1911 год не случайно – это и год выпуска первого в мире полнометражного фильма «Оборона Севастополя», и пик Серебряного века русской культуры - пора расцвета духовной и материальной культуры: литературы, философии, музыки, театра, изобразительного искусства, взросления и взлета «десятой музы» - кинематографа. Основной целью киносмотра станет ознакомление отечественной киноаудитории с широким спектром российского и мирового кинонаследия. Этот и будущие подобные киносмотры призваны показать какое достойное место занимало отечественное киноискусство в мировой табели о рангах с первых дней своего существования.
В перспективе Ханжонковский конкурсный ретрофестиваль сможет инициировать подобные же смотры – взгляд на литературу и смежные виды искусств (театр, изобразительное искусство, фотография, СМИ, мода, дизайн, архитектура и так далее) сквозь «толщу времени». Каждый год фестиваль будет сопровождаться мультикультурной выставкой «Кино в хороводе искусств», а также дополняться «круглыми столами» и семинарами на тему взаимовлияния кино с другими видами искусств.
Художественные фильмы оценивались по первым 12 номинациям Премии «Оскар» образца 1929 года. В последующие годы будет проводиться еще и конкурс документальных фильмов, которые будут соревноваться в 3-х оригинальных номинациях: «Лучший фильм – за актуальность темы и содержания при совершенстве формы» - приз всем авторам, «Лучшее художественное решение» - приз режиссеру, «Лучшее изображение» - приз кинооператору.
А в этот раз в конкурсе приняли участие 16 игровых фильмов – все 1911 года выпуска - по одной части каждый, таких известных в то время режиссёров, как Василий Гончаров, Пётр Чардынин, Андрэ Мэтр, Владимир Кузнецов, Борис Чайковский, Кай Ганзен, Александр Арно, Александр Герц. В основном картины были экранизациями великих произведений русских писателей: А. С. Пушкина, А. П. Чехова, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, что подтверждает высокий уровень литературной основы (характерный для творческого метода Ханжонкова) первых отечественных фильмов, но также были ленты других жанров: комедии и исторические драмы.
По итогам работы жюри, в состав которого вошли студенты ВГИКа, были определены победители.
Лучший фильм – «Князь Серебряный».
Лучшая режиссёрская работа (комедия) – «Роман с контрабасом».
Лучшая режиссёрская работа (драма) – «Последний нынешний денёчек». Уникальное художественное исполнение – «Вот так поцелуй!».
Лучшая мужская роль - Адольф Георгиевский («Василиса Мелентьева и царь Иван Васильевич Грозный»).
Лучшая женская роль – Лидия Сычёва (Сказка и рыбаке и рыбке»).
Лучший адаптированный сценарий – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Лучший оригинальный сюжет – «Гетман Гуня».
Лучшие титры в немой кинокартине – «Гетман Гуня».
Лучшая операторская работа– «Князь Серебряный».
Лучшая работа художника – «Князь Серебряный».
Лучшие спецэффекты – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Проведение ретрокинофестиваля «СИНЕМА В РОССИИ. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ 110 ЛЕТ» обогатит культурную жизнь Москвы и России, поднимет престиж нашей страны как великой кинематографической державы, подтвердит ее открытость и созидательную миссию в мировом культурном процессе.
*Лидия Андреева-Куинджи руководитель PR-службы Дома Ханжонкова.
**Фото из личного архива автора.
Расскажи друзьям:
|