ЧЕМ ЗАКОНЧАТСЯ ВЫПАДЫ ВСЕВОЛОДА ЧАПЛИНА В АДРЕС ПАТРИАРХА КИРИЛЛА?
Отставка Всеволода Чаплина с церковных постов и последовавшие за ними резкие выпады Чаплина в адрес патриарха Кирилла заставляют предположить наличие внутреннего конфликта в РПЦ. Пока патриарх успешно удерживает церковь в стороне от политики, но радикалы, судя по словам Всеволода Чаплина, не оставят попыток политизировать ее.
Отставка протоиерея Всеволода Чаплина с поста председателя отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата, случившаяся под Новый год, — пожалуй, одна из самых внезапных и громких отставок, из тех, которые заставляют гадать о происходящем. Например, в мире чиновников отставка начальника отдела, допустим, администрации президента не вызывает ничего, кроме пары экспертных заметок, а вот судьба Всеволода Чаплина взволновала многих.
Церковь вообще весьма закрытая структура со своими особенностями, там множество невидимых глазу подводных течений, и судить о церковных делах со стороны — дело неблагодарное; но здесь мы имеем дело именно с той гранью, которой церковь соприкасалась со светским обществом. Так получилось, что олицетворял эту грань в основном именно Чаплин, собственно, его должность это и означала.
Протоиерей против патриарха.
Хотя Всеволоду Чаплину и выразили благодарность, деятельность его отдела была признана настолько, видимо, неоптимальной, что его вообще упразднили, передав полномочия во вновь образованный отдел по взаимоотношениям общества и СМИ, который возглавит Владимир Легойда, ранее руководивший информационным отделом МП РПЦ. Официальная формулировка — "в целях оптимизации работы и повышения эффективности, а также исключения параллельных процессов в деятельности синодальных учреждений". Легойда, стоит отметить, не священник, он культуролог и религиовед, управляющий информационными ресурсами церкви и известный взвешенными высказываниями. Всеволод Чаплин был также выведен из Межрелигиозного совета России, его место там занял митрополит Иларион (Алфеев), глава отдела внешних церковных связей.
Впрочем, интересней, что сам Всеволод Чаплин стал делать и говорить после отставки. Первое СМИ, куда он отправился давать комментарии — это оппозиционный телеканал "Дождь". Что само по себе примечательно. И уже там он с ходу начал давать резкие комментарии, которые стал потом повторять и другим: о том, что на самом деле пострадал за свою позицию. "Полагаю, Его Святейшество думает, что в церкви должен звучать только его голос. Но это больше никогда не будет так", — заявил он "Дождю".
На следующий день протоиерей созвал пресс-конференцию, на которой и вовсе заявил, что патриарх Кирилл "перестал понимать, что он коллективный проект" и "долго не продержится". Когда протоиерей поднимает голос на предстоятеля, называет его проектом и фактически угрожает — это... ну, в общем, это очень сильно. На глазах изумленной публики один из самых реакционных церковных деятелей провозгласил себя чуть ли не диссидентом.
На что намекает Всеволод Чаплин, говоря о патриархе как коллективном проекте? Неужели на много лет муссирующуюся информацию о сотрудничестве Кирилла и других высших иерархов со спецслужбами? "Кирилл — агент КГБ" — это очень старая история, но никем не опровергнутая.
Священные войны.
Еще во времена присоединения Крыма многие наблюдатели обратили внимание на то, что патриарх Кирилл держится в стороне и не спешит выступать в поддержку Кремля, на что в Кремле, вероятно, рассчитывали. Он даже проигнорировал крымскую речь Путина. Церковь не лезет в политику. В то же время все высказывания Всеволода Чаплина, сделанные за последние годы, и то, что он говорит после отставки, сводится как раз к политическим заявлениям. В публичном пространстве он — лидер агрессивного крыла РПЦ, настаивающий на более жесткой и однозначной позиции церкви по отношению к врагам государства. Его неоднократные заявления о "священной войне", которую ведут, в том числе и российские солдаты в Сирии, вызвали немалое возмущение на Ближнем Востоке, как среди арабов, так и местных христиан, но идея Чаплина сотоварищи — это именно что священная война, которую должна повести церковь и с внешними, и с внутренними врагами, идея превращения церкви в орден современных крестоносцев.
"Та тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти, нам нужно более прямо говорить с обществом, нам ни в коем случае нельзя заискивать перед такими явно бросающими вызов православию структурами, как нынешние власти Украины", — сказал он Интерфаксу.
Подразумеваемое недовольство государством отстраненной позицией патриарха вполне могло быть подоплекой угрожающих намеков Всеволода Чаплина — если, конечно, допустить, что за ним реально кто-то стоит. Хотя куда более вероятно, что он просто храбрится и набивает себе цену, — протодиакон Андрей Кураев, например, высказал мнение, что, наоборот, слишком радикальные высказывания Чаплина стали доставлять неудобство Кремлю, и российские дипломаты даже были вынуждены оправдываться за них, говоря, что никакой религиозной основы у российской военной операции в Сирии нет.
В октябре Всеволода Чаплина уже не пригласили на заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, в который он входит, — и глава ОВЦО выступил с гневными словами: "Считаю происходящее попыткой исключить из дискуссии по вопросам межнациональных отношениях голоса тех, кто критикует рецидивы провальной национальной политики 1990-х годов и настаивает на правильности гармонизации гражданской идентичности с идентичностями этническими и религиозными". Этот тезис он повторяет и сейчас, после отставки: "Русофобов в России достаточно много — среди политиков, интернет-деятелей, руководителей СМИ. Им нужно отвечать. Нужно добиваться того, чтобы никому не было позволено говорить плохо о русских или любых других народах, проживающих в России и мире".
Досталось всем.
За несколько дней до отставки Всеволода Чаплина случилось другое увольнение, не настолько замеченное широкой публикой — лишился поста главный редактор "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин. Он как раз считался церковным либералом, а увольнение, так совпало, случилось после его доклада в Московском центре Карнеги, посвященному положению церкви в публичном пространстве. Очень аккуратно, но там он все же критиковал позиции Всеволода Чаплина и отмечал, что РПЦ как "церковь империи" "не скрывает выражения симпатий к советскому" вслед за государством и обществом, а также — что сейчас "формируется новая гибридная религиозность", некая "гражданская религия, инкорпорировавшая и православные традиции, и ностальгию по советскому прошлому, и мечту о сильной империи".
Выходки околоправославных активистов типа Дмитрия Энтео, сообщил Сергей Чапнин, "проявили... внутреннюю проблему русской церкви, которая разделила церковных людей на два лагеря — это отношение к силе и насилию". "Насилие оказалось для значительной группы и священников, и мирян очень притягательным и квалифицируется как христианский поступок", — констатировал он.
Отставка Всеволода Чаплина, казалось бы, означает, что РПЦ не устраивают слишком радикальные заявления, ненужные политические ассоциации и постоянные скандалы. Всеволод Чаплин все-таки был близок к кругам прохановского толка, боготворящим Сталина, а сменивший его в Межрелигиозном совете митрополит Иларион, напротив, однозначно называет Сталина "чудовищем и духовным уродом", вполне сопоставимым с Гитлером.
Однако с разницей в несколько дней оказались отставлены и либерал, и радикал — по странному совпадению с почти одинаковыми фамилиями. Роднит их то, что и Чапнин, и Чаплин критиковали РПЦ за молчание. Только один критиковал, что называется, справа, а другой слева, один считал, что радикалов никто не одергивает, а другой хотел больше радикализма. Очевидно, патриарх хотел бы сохранить за собой право выражения позиции церкви и намерен, насколько это возможно, не поддаваться на попытки вписать РПЦ в политическую систему координат, в борьбу либералов и почвенников в принципе. Если конфликт и есть, то он купируется и не выпускается в свет. Вопрос о том, в какой степени и как церковь должна реагировать на общественные события — он вообще философский и дискуссионный, но вот пока выдерживается такая линия.
Сейчас Всеволод Чаплин говорит о том, что продолжит выражать свою позицию свободно, и, возможно, даже создаст свое СМИ. Он наверняка станет эдаким Андреем Кураевым справа, то есть отодвинутым в сторону, но популярным комментатором и вдохновителем — однако маргинализируется и больше не будет ассоциироваться с официальной позицией. Вряд ли Чаплин сможет повлиять на то, как долго продержится патриарх Кирилл, но он вполне может выступить с каким-нибудь компроматом и попытаться внести в РПЦ смуту и раскол, сыграв на том, что среди церковников тоже есть разные взгляды. Если Кирилла сменит более радикальный пастырь, то церковь могут ожидать непростые времена.
Сайт dp.ru
НЕОЖИДАННОСТЬ - нечаянность, нежданность, внезапность.
(Толковый словарь живаго великорускаго языка В. И. Даля).
Синод Русской православной церкви на заседании в четверг освободил протоиерея Всеволода Чаплина от должности главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества и ликвидировал возглавляемую им структуру, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в Синоде.
Сам отец Всеволод объяснил своё увольнение разногласиями с линией Святейшего Патриарха Кирилла. «Как человек, двадцать пять лет формировавший отношения церкви с государством и обществом, я имею некое право спорить со святейшим патриархом и иметь свою позицию", - заявил Чаплин в интервью РБК. Также он заметил: «Всё началось год назад, с моего принципиального разногласия с нашей позицией по Украине: нам нужно было не ждать у моря погоды, а реально добиться того, чтобы власть этой страны услышала голос тех людей, которые считают себя русскими, настаивают на приоритетном развитии отношений с Россией».
Экспертные оценки:
Владимир Семенко. По поводу увольнения Чаплина есть две версии, которые, на мой взгляд, противоречат друг другу. Сторонники одной говорят, что патриарх Кирилл выстраивает сверхжёсткую систему, в рамках которой недопустимы отклонения, заметные фигуры. А отец Всеволод - достаточно яркий человек с убеждениями, он весьма часто высказывал такие вещи, которые с одобрением воспринимались в православно-патриотической среде. Практически одновременно был также уволен редактор «Журнала Московской Патриархии», одиозный либерал Сергей Чапнин, которого мы все считаем главным модератором и серым кардиналом необновленческого лобби в Церкви. Эта версия несколько поверхностна и отражает реальность в меньшей степени.
Мне думается, что за этим стоит достаточно сложная номенклатурная борьба внутри церковной институции. Отдел по взаимодействию Церкви и общества слит с отделом Легойды. А Легойда известен как серый и безликий человек, который ничего яркого и тем более патриотического никогда не говорил. Он - умеренно либеральных взглядов. Есть версия (не могу сказать, что я стопроцентно её разделяю, моя позиция несколько более осторожная), которая предполагает, что за всем этим стоит атака на самого патриарха, которая осуществляется через определённое лобби. В частности, называют имя митрополита Илариона (Алфеева), который, в свою очередь, связан с тем, что называется либеральной башней российской власти. Тогда логично и вытеснение отца Всеволода как человека, стоящего на таких умеренно правых, патриотических позициях, и процесс, который я бы назвал окружением патриарха либеральными кадрами.
Если это так, то я оказываюсь прав в своих недавних прогнозах. В «Завтра» был опубликован мой цикл «Осень патриарха», в котором я высказал мнение, что в Церкви началась «цветная революция». Мне кажется, что эта, вторая версия несколько ближе к истине, хотя, конечно, наверняка ситуация носит более сложный и неоднозначный характер. Но я хотел бы ещё раз подчеркнуть мысль, которую высказывал летом и осенью: в «цветной революции» в первую очередь виноват не заговор, который возникает на втором этапе, а правящая бюрократия, которая постепенно теряет адекватность и фактически своими руками готовит собственное свержение. Если это сопоставить с тем, что отец Всеволод говорил о церковном управлении, его достаточно нелицеприятные характеристики окружения первого лица церковной иерархии, то картина более или менее проясняется.
Александр Проханов. Отец Всеволод Чаплин покинул Патриархию и закрыл за собой дверь не совсем бесшумно. Прошли его яркие выступления на «Дожде», на «Эхе Москвы», на радиостанции «Говорит Москва», в которых звучала горечь и раздражение, своего рода обвинение церковной среды во многих грехах, которые вызывают в светских кругах изрядную долю раздражения. Я очень ценю отца Всеволода. Это очень яркий, отважный человек, не боящийся оригинальных суждений. Последнее время мы сблизились с ним в рамках Изборского клуба, его участие в дискуссиях на тему «Православный социализм» чрезвычайно интересно и важно. В этот трудный для него период, я бы хотел его всячески поддержать, может быть, приблизить к нашим кругам и сделать его частью нашего интеллектуального сообщества.
Мне кажется, что сегодня в нашей стране начался мучительный период, который, не дай Бог, может опрокинуть и свести насмарку всю огромную работу по становлению государства Российского. Работу, которую мы все провели после чудовищного 1991 года, когда потеряли Родину и государство, и казалось, что возврат невозможен. Тем не менее новое Государство Российское появилось, и в его становлении Церковь играет очень важную роль. И не только ту, благодаря которой молящиеся пастыри или монастырская братия прорубают коридоры в небеса, и на землю сквозь эти коридоры проливается Фаворский свет, наполняя им наши гарнизоны, сиротские приюты, научные лаборатории. Церковь играет государствообразующую роль, заменяя подчас собой государственные институты, которые по-прежнему слабы, противоречивы, иногда просто разрушены. Поэтому ослабление Церкви, ослабление церковного авторитета, ослабление авторитета патриарха наносит государству вред.
У личности, особенно у значительной личности, играющей в общественной жизни видную роль, - двоякая судьба. Судьба ординарная, которая измеряется качествами характера, его поступками или проступками. И судьба мифическая, когда вокруг этой личности создаётся миф - либо негативный, разрушающий, либо созидательный, творческий. И в истории важны не конкретные персонажи с той или иной формой лица, цветом глаз или аппетитом, а именно эта мифологическая сущность крупной личности. Если эта личность, например, демонизируется, становится чудовищно отвратительной, она разрушает среду, в которой развилась и господствует. Или же наоборот, если светоносные начала этой личности с некоторым преувеличением наделяются возвышенными чертами, эта личность - миф действует созидательно и благотворно. В данном случае мне очень важен именно мифологический аспект такой личности, как патриарх Кирилл.
Кроме его огромных и реальных заслуг, дел, которые он осуществил в самый тяжёлый и мучительный период современной русской истории, будучи правой рукой патриарха Алексия II, у него есть и мистическая роль церковного пастыря, и любой урон, который, возможно, нанесён ему, будет отрицательно сказываться и на самой внутрицерковной атмосфере, и на судьбе государства.
Поэтому, почитая Святейшего и очень уважая отца Всеволода Чаплина, мне бы хотелось, чтобы эта распря как можно скорее утихла, и мы бы не давали пищу либеральной среде, которая нынче злорадствует и рукоплещет скандалу. Мне бы хотелось, чтобы наши духовные вороги, которых и так ведут непрерывные нападки на православие, угомонились, а отношения в церковной среде опять обрели бы возвышенную гармоничность.
Сайт: Русская народная линия.
Расскажи друзьям:
|