КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА КРУГА.
В истории древней Тверской земли, которая по площади превосходит несколько вместе взятых европейских государств, существуют три Михаила. И каждый из них олицетворяет определенный этап и в жизни тверичей, и в жизни всей России.
Первый Михаил – это Святой Михаил, князь Тверской. Второй Михаил – это «Всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. И третий Михаил – это король русского шансона Михаил Круг.
Каждый из них жил и прославился в разные времена Руси. Героическая и трагическая история жизни князя Михаила Тверского осталась в веках. В советское время простой крестьянин Миша Калинин стал одним из руководителей Советского Союза. Причем, в памяти народной он всегда оставался самым любимым из «кремлевских небожителей» и самым справедливым. Это именно ему писали прошения о помиловании родственники тысяч безвинно осужденных россиян во время кровожадного сталинского режима. И нужно признать, что многих ему удавалось спасти.
В новое время перемен на Руси, когда рухнул СССР, началась эпоха неслыханного обнищания миллионов одних граждан России и неслыханного обогащения горстки других. Нувориши, стоящие у власти, отменили смертную казнь, втихую переписали УК, наводнили страну паленой водкой и наркотиками. Параллельно по всем каналам ТВ шли, и до сих пор идут бесконечные сериалы про ментов и бандитов, типа «Бандитского Петербурга».
Немудрено, что молодежь страны победившего «капитализма с нечеловеческим лицом», «подсела» и на блатные песни.
Тем более, если читать летописца русского шансона Максима Кравчинского, то корни тюремной, лагерной песни уходят в царское время, когда по всей стране, громыхая цепями, шли за Урал на царскую каторгу тысячи уголовных и политических заключенных. Отсюда первые песни каторжан. Затем пришло сталинское время, в которое, как говорят юмористы, полстраны сидело, а полстраны их охраняло. И это время родило свои песни.
Михаил Круг, родившийся в рабочей семье в городе Калинине, проживший свое детство и юность в Морозовских казармах (где на 200 комнаток всего одна уборная!), не спился, не сел на иглу, не пропал в пересылках и тюрьмах, как многие его сверстники, живущие по соседству на Пролетарке. Он взял в руки гитару и стал сочинять песни. Блатные, дворовые песни, которые до него сочинял и Высоцкий, и Розенбаум…
И случилось такое чудо, что слушать его стала вся страна. А затем и все Русское Зарубежье. В стране, где безнаказанно воровали миллиардами одни, и где за мобильный телефон или краюшку хлеба сажали на 5 лет других, просто должен был родиться романтик шансона.
А потом случилось то, что случилось, и то, что бывает всегда на Руси – Поэта убили, как убили Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаеву, Маяковского, Высоцкого, Цоя… Кого из пистолета, кого – в петлю, кого запретами и травлей… А потом запоздавшее: «Не уберегли…»
А ведь он уже параллельно с блатными песнями выходил на простор мощнейших баллад, по напору и таланту не худших, чем у Высоцкого, пробуя себя в темах, связанных с верой и Православием, в песнях, посвященных маме…
Сколько уже сменилось губернаторов после смерти Михаила Круга. Хотелось бы, чтобы новый руководитель области не делал вид, что нет и не было в Твери Михаила Круга, а поддержал желание жителей земли Тверской и многочисленных россиян сохранять память о нем. Поддержал реальными грантами на проведение ежегодных вечеров памяти Михаила Круга и на открытие Мемориального музея Русского Шансона имени Михаила Круга в Твери. Может быть, на базе одного из наиболее сохранившихся зданий Морозовских казарм.
Сергей Кузнецов.
ФИЛЬМ ОМТ "ПАМЯТИ МИХАИЛА КРУГА".
ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ ТВЕРИ,
СВЯЗАННЫМ С М. КРУГОМ.
Расскажи друзьям:
|