Сергей Кузнецов.
СКОНЧАЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ИЗ ПЛЕЯДЫ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ.
Мне посчастливилось не только быть современником этого Поэта и Гражданина, но и, будучи главным редактором и издателем Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.», которому недавно исполнилось 20 лет, почти ежемесячно общаться с Евгением Александровичем Евтушенко.
У истоков создания журнала стояло немало талантливых писателей, поэтов, журналистов. Среди них был ученый-кибернетик, ветеран Великой Отечественной войны И. Б. Гутчин. Он много лет дружил с Евгением Евтушенко. Последней музе Пастернака Ольге Ивинской он помог написать и издать книгу воспоминаний. А познакомил его с Ивинской Александр Галич… Именно Гутчин научил Евтушенко профессиональной фотосъемке. Он был знаком со всеми предыдущими женами поэта, и, конечно, с нынешней, Марией.
Когда, в ноябре 1996 года, верстался первый номер журнала, я заехал к Гутчиным, и он при мне позвонил Евтушенко в Оклахому и попросил подарить новому изданию свое стихотворение, поддержать энтузиастов.
Евгений Александрович согласился. Он через два дня прислал мне по факсу стихотворение, посвященное Высоцкому со своей аннотацией. Я послал ему в Оклахому вышедший журнал. Ему понравился наш стиль и набор авторов (Василий Аксенов, Александр Межиров, Алла Кторова, Виктор Урин, Джим Паттерсон…) и он впоследствии согласился дарить нам в каждый номер по одному стихотворению. Обычно, после выхода очередного журнала, я приезжал к Гутчиным, и мы вместе выбирали: что печатать в следующем номере. Затем я звонил Евтушенко. Если его не было, передавал Маше, его супруге, название стихотворения.
Как правило, на следующий день приходило по факсу стихотворение, а рядом – от руки – своим размашистым, трудноразборчивым почерком – аннотация и знаменитая подпись – Ев. Евтушенко.
Было несколько казусов, связанных с ним.
Первый. После выхода первого номера журнала в редакции раздался звонок. Я взял трубку. Женщина с ярковыраженным одесским говором грозно сказала: «Как же вы могли напечатать Евтушенко?»
- А в чем дело? – спросил я в ответ.
- Это же Евтушенко, а вы его напечатали! Я против этого поэта!
- А я - за! – ответил я. – И еще, хочу вас расстроить, мы будем его печатать в каждом номере!
В ответ послышались гудки.
Второй случай произошел в магазине. Хозяин одного магазина отказался принимать к продаже наш журнал, поскольку в номере мы поместили стихотворение Евтушенко против торговцев. Он ткнул мне строчки поэта:
«Торгаш тебя ставит в игрушечке -"Ладе"
Со шлюхой, измазанной в шоколаде,
И цедит, чтобы не задремать за рулем:
"А ну-ка, Высоцкого мы крутанем".
Володя, как страшно меж адом и раем
Крутиться для тех, кого мы презираем».
А внизу стояла аннотация Евтушенко, что новые торгаши ездят уже не в «Ладах», а на навороченных иномарках и чувствуют себя хозяевами страны…
- Ага! Узнал себя! Значит, верной дорогой идем, подумал я, уезжая от этого магазина и от его сообразительного директора.
А третий случай с Евтушенко был такой. Звонок в редакцию.
- Господин Кузнецов? – спросил строгий голос.
- Да, слушаю вас.
-Это Евтушенко, из Оклахомы. Я получил новый номер вашего журнала со своим стихотворением…
- Какая-нибудь опечатка?
- Вы после моей фамилии поставили в скобках слово «США».
(Нужно пояснить, что поскольку наш журнал международный, и нам присылают свои произведения помимо России соотечественники из разных стран (из США, Канады, Австралии, Германии, Казахстана, Финляндии…), мы рядом с фамилией пишем страну проживания.
Евтушенко продолжал: «Мои враги в России только и ждут, чтобы обвинить меня в том, что я уехал в Америку. Но я русский поэт, и где бы не жил, остаюсь с Россией!»
Я нашелся: «Имя Евтушенко известно всему миру, поэтому, предлагаю в будущем около вашей фамилии не писать вообще никакой страны. Все знают, что вы – русский поэт!»
Евтушенко смягчился, стал шутить. Мы обсудили, что поставим из его стихов в следующий номер и попрощались.
Помню еще, как в редакцию позвонил замечательный бард, фронтовик из Нью-Йорка Роман Чемеревский: «Сережа, я записал на кассету свою новую песню на стихи Евтушенко, которые вычитал в твоем журнале».
- А какое стихотворение вы имеете в виду?
- «Идут белые снеги». Я пришлю тебе эту кассету, прошу переслать Евтушенко».
Я так и сделал. Евтушенко очень понравилась песня, он попросил меня телефон Чемеревского, сам позвонил тому и поблагодарил.
Я многократно встречался с Евгением Александровичем в Москве на его вечерах, привозил новые номера журнала.
А потом, лет через десять, мне позвонила Народная артистка России Маргарита Суворова. Было что-то около 12 ночи.
- Сергей, молчи и слушай! Я написала новую песню на стихи Евтушенко.
Она пропела мне целиком «Идут белые снеги», но уже со своей музыкой. Мне понравилось.
- Сережа, я знакома в Евтушенко 100 лет, но не могу найти его американского телефона. Я хочу спеть ему и попросить разрешение петь эту песню на своих концертах. – Сказала Суворова.
Я позвонил в Америку. Трубку взяла Маша. Сказала, что Евтушенко в Москве. Я состыковал Маргариту Суворову с Евгением Евтушенко, в результате чего получилась прекрасная песня. Маргарита Суворова пела ее на 15-летии нашего журнала.
* * *
Евтушенко в своих стихах всегда говорил правду. Многомиллионный Русский Мир любит и ценит последнего великого шестидесятника. Поэта Оттепели, поэта Весны.
А нам остались его прекрасные стихи, песни на его стихи, которые поет вся страна.
Е. Евтушенко**.
«Памяти В. Высоцкого».
Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
Киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется,
И наглая надпись: "В продаже Высоцкий..."
Володя, ах, как тебя вдруг полюбили
Со стереомагами автомобили!
Толкнут прошашлыченным пальцем кассету
— И пой, даже если тебя уже нету.
Торгаш тебя ставит в игрушечке - "Ладе"
Со шлюхой, измазанной в шоколаде,
И цедит, чтобы не задремать за рулем:
"А ну-ка, Высоцкого мы крутанем".
Володя, как страшно меж адом и раем
Крутиться для тех, кого мы презираем.
Но, к счастью, магнитофоны
Не выкрадут наши предсмертные стоны.
Ты пел для студентов Москвы и Нью-Йорка,
Для части планеты, чье имя — галерка.
И ты к приискателям на вертолете
Спустился и пел у костра на болоте.
Ты был полугамлет и получелкаш,
Тебя торгаши не отнимут — ты наш.
Тебя хоронили, как будто ты гений
— Кто гений эпохи, кто гений мгновений.
Ты бедный наш гений семидесятых,
И бедными гениями небогатых.
Для нас Окуджава был Чехов с гитарой.
Ты — Зощенко песни с есенинским яром.
И в песнях твоих, раздирающих душу,
Есть что-то от сиплого хрипа чинуши!
Киоск звукозаписи около пляжа...
Жизнь кончилась и началась распродажа.
* Фото И. Гутчина и С. Кузнецова.
** Стихотворение было напечатано в Международном журнале "Б. В.".
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!!!
Песня на стихи Евгения Евтушенко "Идут белые снеги". Отрывок из Концерта ко Дню Победы в ДК "Меридиан" ЮЗАО, организатор и продюсер Сергей Кузнецов. Музыка и исполнение М. Суворовой. Общественное московское телевидение.
Расскажи друзьям:
|