Ирина Колбнева.
ПАМЯТИ С. Н. АНДРИЯКИ.
Памяти Народного художника России, ректора Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, члена Российской Академии художеств, члена Общественного совета Общественного московского телевидения С. Н. Андрияки.
Когда слышишь имя Сергея Николаевича Андрияки, в памяти возникает застенчивая улыбка, лицо светящееся изнутри - что-то очень родное, почти отцовское. Именно таким мы увидели его в детстве, когда пришли в Московскую Среднюю Художественную школу при институте им. В. И. Сурикова. Он был еще студентом 3-го курса этого института, а мы первыми его учениками. (Наша группа в школе была и последней, которую он вел). Потом года 3 он преподавал живопись в институте вместе с Н. П. Забелиным.
То, что мы услышали от него в те далекие годы, казалось невероятным. Никто еще, в нашем пионерско-комсомольском детстве не рассказывал с таким воодушевлением о Сергии Радонежском, о Псковских Печерах, о русской иконе, о мировой живописи или о квадрате Малевича, или о том, например, что искусство по воздействию на человека путем цвета, красок, ритма, звуков - бывает физическим, душевным и духовным.. В тот век не было и в помине интернета, высоких технологий, и невозможно было зафиксировать все, что он передавал нам, но, может быть именно поэтому, основные понятия так глубоко врезались в подсознание, что вошли в образ мыслей на всю жизнь.
Он сам осознанно выбрал свой путь, честный и не лукавый, и следовал ему до конца, только углубляя и усложняя задачи акварельной живописи. Он выбрал эту технику, потому, что считал этот материал самым светоносным и богатым в передаче красоты цвета.
Сергей Николаевич преподавал у нас в первой половине 80-х, ещё работая над своим дипломом в Суриковском институте. Тогда он думал, что будет писать картины, серьёзные, большие, как многие известные русские и советские художники. И в первое время своей самостоятельной творческой деятельности он написал несколько картин, пронзительных по своей силе и глубине. Диплом "Вечная память. На поле Куликовом", "Чужой сын", "Новогодняя ночь" и др. И от нас, в старших классах, он требовал композиции высокого уровня. Мы, СХШ-атики, должны были представлять каждую четверть по две композиции на свободную и заданную тему. И если в средних классах я свободно шпарила сказки и непосредственные бытовые сценки, то потом Андрияку это перестало устраивать. Даже от крепких грамотных работ моих талантливых одноклассников он не всегда был в восторге, предпочитая видеть работы с искренним неформальным подходом. Тем не менее, в своей школе акварели Сергей Николаевич вообще отказался от курса тематической композиции, считая, что эта тема только для зрелых личностей. И сам перестал писать картины, считая, что они несут слишком сильную эмоциональную нагрузку на зрителя, да и на художника тоже.
Его профессиональный переход к акварели не был коммерческим чувством времени, как можно было заподозрить со стороны. Любовь к акварели проявлялась у Сергея Николаевича всегда. Как бережно он опекал нас в начальных классах масляной живописи, вспоминая о своём болезненном переходе к маслу в школе. С каким трепетом показывал нам акварели старых мастеров. А впоследствии на практиках он вообще писал только акварелью. Тогда он нам внушал, что искусство должно приносить радость и умиротворение. Его друзья детства рассказывали нам, как самозабвенно он работал, не вспоминая про сон и еду.
Впоследствии, целиком загруженный административными и педагогическими делами, он писал ночами в своей мастерской, не отходя от своего правила работать каждый день. Рисование было для него как молитва, и он следовал словам апостола: "молитесь непрестанно". И эту радость творчества и созидания он хотел передать другим. Поэтому им была организована сначала школа акварели, а затем Академия изящных искусств, где помимо акварели были запущены и другие курсы изобразительных дисциплин. Он не планировал останавливаться. Одноклассники рассказывали о его мыслях развития монументального отделения, о выставочных проектах. То есть, школа и академия были закономерным результатом его любви к людям, которую мы все видели и поражались его бесконечной общительности и стремлению всем помочь.
На отпевании Сергея Николаевича молитва звучала так, как должна, одухотворенно и проникновенно. Слова заупокойной службы сами до последней буквы отражались в сердце, умиротворяя и успокаивая. Как обычно бывает, когда уходит праведник. И храм Преображения на Болвановке мягкий, домашний с отсутствием золота, где росписи производят впечатление древних, так органично соответствовал характеру учителя, которому была чужда пафосность. Он всегда оставался простым и открытым человеком.
После похорон мы, первые ученики Андрияки, поехали к Боре и Тане Ведерниковым, моим одноклассникам и чудесным художникам. Они, преподаватели Академии Андрияки, каждый день наблюдали его колоссальную академическую загруженность днем, а вечером до глубокой ночи видели свет в его мастерской, окна которой хорошо заметны из их квартиры. Ведь Сергей Николаевич никогда не отходил от своего правила работать каждый день, несмотря на административную и преподавательскую нагрузку.
Эта поминальная встреча очень сгладила боль потери. Мы вспоминали наше счастливое детство в МСХШ, как Сергей Николаевич на практике помимо преподавания и интересных познавательных поездок играл вечерами с нами в карты. А как любили мы вечерние чаепития с ним. Хотя, конечно, уставал он от нас конкретно. Шумные, бесцеремонные, непослушные. Но он и никогда не стремился быть гуру, требующий безусловного повиновения. Для нас он был, и это было главное. И мы, дожив до весьма солидного возраста, думали, так будет всегда.
Я не уверена, стала бы я художником, если бы у нас не преподавал этот человек. И вообще, неизвестно, как бы сложилась моя жизнь. Старше нас всего на 8 лет, он казался, нам умудренным опытом старцем, щедро раздающим любовь и знание. Сейчас постепенно осознаю, насколько прочно вошёл он в нашу жизнь, даже потом, когда мы достаточно мало общались, и все сильнее ощущаю горечь потери! Вечная память, дорогой Сергей Николаевич!
*Ирина Колбнева – ученица С. Н. Андрияки, член Союза художников России, художница, живописец, иконописец.
**Светлана Ржаницына - ученица С. Н. Андрияки, иконописец.
*** Фото картин С. Н. Андрияки, самого художника и его дочерей представлены И. Колбневой.
Расскажи друзьям:
|